ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАК ИНДИКАТОР УСПЕШНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Т.И. Козюбро, канд. экон. наук
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-206-209
Аннотация. Автором в статье предлагается оценка эффективности стратегического планирования с помощью показателя экономической добавленной стоимости. Обозначена актуальность использования данного показателя, раскрыта его сущность. Проведен анализ экономической добавленной стоимости двух предприятий винодельческой промышленности Краснодарского края, сделан вывод об эффективности применяемых методов стратегического планирования.
Ключевые слова: экономическая добавленная стоимость, капитал, стратегическое планирование, управление, финансовая устойчивость, эффективность.
Пандемия СОУГО-19 и связанные с ней ограничения, законодательная реформа винодельческой отрасли Краснодарского края, сильные позиции зарубежных конкурентов на потребительском рынке формируют кризисные экономические условия, оказывающие негативное влияние на винодельческие предприятия Краснодарского края. Однако, в целом наблюдается положительная динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Тем не менее, имеется возможность определенного экономического роста и усиления конкурентных позиций винодельческих предприятий, а также имеются определенные резервы для увеличения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия [1].
Одним из эффективных способов достижения успешного функционирования промышленного бизнеса является применение эффективного стратегического планирования, позволяющего придерживаться определенных стратегий и тактик в сложной экономической ситуации [2].
Разработанные и грамотно применяемые механизмы и инструменты стратегического планирования дают возможность оперативно решать сформированные задачи и преодолевать возникающие экономические трудности во время осуществления финансово-хозяйственной деятельности [3]. Также эффективно сформирован-
ная система стратегического управления позволяет быстро реагировать на возникающие угрозы, своевременно использовать потенциальные возможности, принимать правильные управленческие решения [4].
По окончании процесса реализации стратегии важным моментом является оценка эффективности используемого метода стратегического планирования. Управленческому персоналу необходимо проанализировать были ли достигнуты заданные цели, были ли решены поставленные задачи, правильно ли был проведет маркетинговый анализ [5]. Следует оценить какой экономический эффект был получен в результате применения конкретного стратегического процесса, как изменились показатели платежеспособности, ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости, имеется ли возможность достижения устойчивого экономического развития [6].
Мы предлагаем использовать показатель экономической добавленной стоимости как индикатор успешного стратегического планирования. Можно провести оценку данного показателя в динамике: рассчитать его в текущем периоде и сравнить с аналогичным показателем предшествующего периода. Или же сравнить рассчитанное значение со значением основных конкурентов. Однако, мы считаем, что применяемая система стратегического
планирования является эффективной и успешной в том случае, когда темпы роста показателя экономической добавленной стоимости будут выше, чем у конкурентов.
Экономическая добавленная стоимость (показатель разработан и зарегистрориван компанией «Stern Stewart & Co) - показатель экономической прибыли компании после оплаты всех обязательных налоговых платежей и выплаты за весь инвестированный в предприятие капитал.
С помощью показателя экономической добавленной стоимости (EVA) рассчитывается капитализация бизнеса:
EVA = NOPAT - WACC * CE, где
NOPAT (Net Operating Profit Adjusted Taxes) - чистая операционная прибыль до уплаты всех обязательных налоговых платежей;
WACC (Weight Average Cost Of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала, отражающая стоимость собственного и заемного капитала;
CE (Capital Employed) - инвестиционный капитал, представляющий собой сумму совокупных активов из расчета на начало года с учетом вычета беспроцентных текущих обязательств (кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, бюджету, внебюджетным фондам, полученных авансов и прочей кредиторской задолженности). Данный показатель рассчитывается как сумма строк «Капитал и резервы» и «Долгосрочные обязательства» из раздела «Пассивы» бухгалтерского баланса.
Для определения средневзвешенной стоимости капитала, следует воспользоваться следующей формулой:
Подставим указанные показатели в формулу расчета экономической добавленной стоимости:
WACC = Re * E / V + Rd * (1 - t) * D / V, где
Re - ожидаемая доходность собственного капитала;
Rd - прогнозируемая доходность заемного капитала;
E/V - удельный вес собственного капитала в общем капитале;
D/V - удельный вес заменого капитала в общем капитале;
t - действующая ставка налога на прибыль.
Проведем расчеты данного показателя для типичных предприятий винодельческой промышленности Краснодарского края ПАО «АПФ «Фанагория» и ПАО «Абрау-Дюрсо» за 2 года, определим их темпы роста и сделаем вывод о наиболее эффективной системе стратегического планирования.
Так как в оригинальной формуле расчета используются показатели из международной отчетности, а они не в полной мере соответствуют отечественным аналогам, используем упрощенный способ расчета: экономическая добавленная стоимость выражается как разница между чистой прибылью и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на сумму собственного и долгосрочных обязательств.
Показатели, необходимые для расчета экономической добавленной стоимости ПАО «АПФ «Фанагория» и ПАО «Абрау-Дюрсо», полученные из бухгалтерской отчетности за 2019 г и 2020 г (с сайта www.audit-it.ru), представлены в таблице 1.
- для ПАО «АПФ «Фанагория» за 2019 год:
EVA = 646 900 - 0,124*(2 986 215 + 783 127) = 179 502
Таблица 1. Показатели для расчета экономической добавленной стоимости
Показатель ПАО «АПФ «Фанагория» ПАО «Абрау-Дюрсо»
2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.
1 Чистая прибыль, тыс. руб 646 900 926 698 882 956 943 444
2 Капитал и резервы, тыс.руб 2 986 215 3 719 974 4 499 559 5 043 003
3 Средневзвешенная стоимость капитала, % 12,4 13,5 12 10,3
4 Долгосрочные обязательства, тыс.руб 783 127 871 941 1 803 270 3 053 179
- для ПАО «АПФ «Фанагория» за 2020 год:
EVA = 926 698 - 0,135 * (3 719 974 + 871 941) = 306 389
- для ПАО «Абрау-Дюрсо» за 2019 год: EVA = 882 956 - 0,12 * (4 499 559 +
1 803 270) = 124 456
- для ПАО «Абрау-Дюрсо» за 2020 год:
EVA = 943 444 - 0,103 * (5 043 003 + 3 053 179) = 109 537
Полученные значения экономической добавленной оформим в таблицу для наглядности и рассчитаем необходимые абсолютные отклонения (разница между показателем 2019 года и 2020 года) и темпы роста (отношение показателя 2019 года к 2020 году) в таблице 2.
Таблица 2. Показатели экономической добавленной стоимости и их динамика
Показатель ПАО «АПФ «Фанагория» ПАО «Абрау-Дюрсо»
2019 г, тыс. руб 2020 г, тыс. руб Абс.отклон. 2019 г от 2020 г, тыс. руб Темп роста 2019 г к 2020 г, % 2019 г, тыс. руб 2020 г, тыс. руб Абс.отклон. 2019 г от 2020 г, тыс. руб Темп роста 2019 г к 2020 г, %
EVA 179502 306389 126887 171 132919 109537 - 23382 82
В соответствии с полученными значениями абсолютной и относительной динамики показателя экономической добавленной стоимости можно сделать следующие выводы. На предприятии ПАО «АПФ «Фанагория» функционирует эффективная система стратегического планирования, так как показатель 2020 года выше аналогичного за 2019 год на 126887 тыс. руб. И руководством приняты верные управленческие решения и стратегические мероприятия, в то время, как в компании ПАО «Абрау-Дюрсо» имеет отрицательную динамику показателя экономической добавленной стоимости, что говорит о неправильно выбранном стратегическом векторе развития. В частности, учитывая показатели, используемые для расчета экономической добавленной стоимости, управленческому персоналу следует пересмотреть по-
ресмотреть общую структуру капитала компании. И очевидно, что в сравнении предприятий между собой победу в применении грамотного стратегического планирования одерживает ПАО «АПФ «Фанагория».
В заключении отметим, что существует различные оценки эффективности стратегического планирования [7]. Однако, оценка с помощью показателя экономической добавленной стоимости в настоящий момент времени является особенно актуальной, так как данный показатель характеризует такие важные области деятельности предприятия как: привлекательность бизнеса для инвесторов; финансовую устойчивость, ликвидность и платежеспособность; рентабельность бизнеса и экономический рост; конкурентные преимущества предприятия на рынке.
казатель долгосрочных обязательств и пе-
Библиографический список
1. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. -2012. - №4 (28). - С. 73-79.
2. Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №4-2 (45). - С. 789792.
3. Семидоцкий В.А., Митагвария Т.Д. Характерные особенности процесса стратегического управления предприятием в условиях неоднозначных вызовов внешней среды // Вопросы экономики и права. - 2012. - №51. - С. 127-129.
4. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7 (48). - С. 852855.
5. Галицкая Ю.Н., Козюбро Т.И., Рыбянцева М.С. Практическое применение инструментов маркетингового анализа в управлении товарным ассортиментом предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №5 (106). - С. 737-741.
6. Бжассо А.А., Козюбро Т.И. Концепция устойчивого развития компании: методические подходы, модели // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2021. - №3-1 (54). - С. 19-22.
7. Семидоцкий В.А., Данилевская Е.Н., Гарьковенко В.Э. К вопросу определения системы стратегического управления предприятия // Сфера услуг: инновации и качество. -2013. - №13. - С. 7.
ECONOMIC VALUE ADDED AS AN INDICATOR OF SUCCESSFUL STRATEGIC PLANNING OF WINE INDUSTRY ENTERPRISES
T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The author of the article offers an assessment of the effectiveness of strategic planning using an indicator of economic value added. The relevance of the use of this indicator is indicated, its essence is revealed. The analysis of the economic added value of two enterprises of the wine industry of the Krasnodar Territory is carried out, the conclusion is made about the effectiveness of the applied methods of strategic planning.
Keywords: economic value added, capital, strategic planning, management, financial stability, efficiency.