НАЛОГИ, ФИНАНСЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
УДК 330.101.22 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10019
Методика управления стоимостью компании на базе экономической добавленной стоимости
Комплексное представление об успешности деятельности компании дает показатель экономической добавленной стоимости (EVA). Он отражает не только эффективность операционной деятельности, но показывает эффективность инвестиций в развитие бизнеса. Тем не менее, это не универсальный способ для роста бизнеса и его стоимости, а один из компонентов общей системы управления для достижения стратегических целей.
Ключевые слова: концепция, стоимость компании, экономическая добавленная стоимость
Управление стоимостью компаний является одной из наиболее продуктивных современных концепций управления. Ведущие мировые компании успешно управляют стоимостью бизнеса в соответствии с системой стоимостно-ориентированного менеджмента (англ. Value Based Management, VBM), направленной на создание, повышение стоимости на основе ее оценки и мониторинга [1, с. 27].
На современном этапе особую популярность приобретает концепция экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA), которая была разработана еще в конце 80-х годов XX века Джоелом Штерном и Беннетом Стюартом.
В рамках применения концепции управления корпоративными финансами на основе экономической добавленной стоимости сначала необходимо провести анализ рынка, определить стратегию, наметить цели компании, проанализировать возможности и приоритеты. Исходя из этого, сформировать прогноз, план задач, проекты для достижения ожидаемого уровня факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества и рост стоимости [8].
Для определения того, что может увеличить стоимость компании, можно применить следующие инструменты: SWOT-анализ, анализ стратегии конкурентов, анализ значительных рисков, их оценка, выделение основных приоритетов, позиционирование, оценка потребностей клиентов, наработка идей на опережение ожиданий, инновации.
© Е. Ю. Стрельник, 2018 © И. И. Хайрутдинов, 2018
Е. Ю. Стрельник
И. И. Хайрутдинов
Далее на основании целей и прогноза формируется бюджет. Он более детализировано дает понимание, какими будут потенциальные расходы и доходы, и какой ожидать финансовый результат. Бюджет должен стать визуализацией стратегии, а не отражением тренда финансовых показателей. Из прогнозного бюджета и баланса рассчитывается экономическая добавленная стоимость.
Для мотивации или оценки результата стоит применять и экономическую добавленную стоимость, и качественные показатели, достижение которых предусмотрено стратегией. Например, целевой процент прироста лояльных покупателей, повышение трафика, уровня конвертации, оборачиваемости товарных запасов, сокращение финансового цикла, доли инновационных продуктов, скорости обслуживания/доставки, сокращение количества рекламаций и прочее.
Когда целевой показатель расшифрован до каждого элемента и для каждого подразделения, эти элементы могут стать объектом мониторинга и мотиваци-онными целями для ответственных отделов компании. Пример каскадирования экономической добавленной стоимости приведен на рисунке 1. На нем показано, что в ритейле продажи можно разложить на три показателя: трафик (сколько зашло посетителей), уровень конвертации посетителя в покупателя (сколько процентов из них совершили покупки) и средний чек. Произведение этих трех значений равно продажам.
Логично распределить ответственность за эти три драйвера продаж на ключевые коммерческие функции: за трафик—на маркетинг, за уровень конвертации — на операционный отдел, за средний чек—на коммерческий отдел или категорийный менеджмент. А расчет этих показателей осуществить для каждой торговой точки и товарной категории. Размер маржинального дохода управляется коммерческим отделом. Прочие доходы и расходы оцифровываются в бюджете для каждого центра финансовой ответственности, выполнение плана по ним может входить в мотивацию директора каждого подразделения или центра финансовой ответственности.
Цель показателя экономической добавленной стоимости — мотивировать менеджмент компании на повышение операционной прибыли, уменьшение размера привлеченного капитала и его стоимости. При управлении с помощью экономической добавленной стоимости у менеджеров формируется понимание добавленной стоимости своего продукта. Коммерческие цели ориентированы не только на максимизацию маржинальной прибыли, но и на оптимизацию привлеченного капитала для достижения этой маржинальности. Менеджеры знают, сколько имеется активов, сколько из этих активов финансируется за счет кредитной отсрочки поставщиков, кредитных линий, какие затраты привлечены на продвижение товара, как оборачиваемость товара влияет на размер привлеченных средств и так далее. Такой подход к оценке результата значительно повышает эффективность использования средств, а значит, повышает экономическую добавленную стоимость [4, с. 122].
Что касается капитала, то для менеджеров понятным является показатель оборачиваемости. Поэтому в примере на рисунке 1 размер капитала выражен
в целевой оборачиваемости активов и кредиторской задолженности, что и формирует финансовый цикл. Оборачиваемость должна стать таким же важным мотиватором, как и маржинальность. Целевые данные устанавливаются, исходя из бюджета, из ограничений по размеру привлеченного капитала, который был необходим для достижения целевого показателя экономической добавленной стоимости.
Операционная прибыль без учета финансовых расходов
Привлеченный капитал
Средневзвешенная стоимость капитала
1 Затраты
ы
тар
рта з е ы та р ы та
ы н в рта з р рта
и т е ы з е
а р в от и ч
тс и н ы б ро П
и С
м 3
Финансовый цикл
Деньги
Товар
Задолженность
д
в и т и т
г о с
е н е р а в ь о н н е еж ь он н
д ь о т т с о т с о е ежл
т с о м ь т с о м е а в л о одаз м е а в ол ода з
е м и з и
а в и ч а е а в и ч а р ч а р о б й о к с р ч а р о б й о к с р
р о О о О о т
б о и
О б О иб е д д е р к
Рисунок 1. Пример каскадирования экономической добавленной стоимости [5, с. 43]
Стоит отметить преимущества управления корпоративными финансами на базе экономической добавленной стоимости [3, с. 145]: единый и простой показатель, адекватно характеризующий работу компании; метод расчета справедливой прибыли корпорации; экономический показатель; система измерения, а не
стратегия сама по себе; возможность вычислить экономическую добавленную стоимость как для компании, так и для отдельных подразделений или отделов.
В свою очередь, стоит отметить и недостатки использования экономической добавленной стоимости в процессе управления корпоративными финансами. Так, экономическая добавленная стоимость не станет работать как показатель, если будет спущен сверху. Менеджмент должен самостоятельно осознать суть показателя, определить основные критерии роста стоимости и факторы, которые способствуют ее росту.
Также показатель экономической добавленной стоимости не всегда корре-лируется со стоимостью компании. Даже если акции компании котируются на бирже, ее стоимость не всегда зависит от того, насколько успешно компания осуществила выполнение экономической добавленной стоимости за прошедший период.
Другим недостатком является возможность манипулировать результатом экономической добавленной стоимости. Чтобы этого избежать, необходимо договориться, как считать этот показатель, учитывая планы развития компании. Ведь прямая мотивация, основанная только на экономической добавленной стоимости, может тормозить инвестиции в краткосрочном периоде [9].
Нет смысла вводить экономическую добавленную стоимость, пока не заработает система мотивации и не будут определены зоны ответственности. Каскадирование целевых показателей, отражающих стратегические цели, поможет донести до сотрудников и менеджеров величину их личного вклада в достижение общего результата.
Таким образом, мы выяснили, что управление, направленное на рост стоимости компании, а также показатель экономической добавленной стоимости как финансовый измеритель эффективности, стоит внедрять в компанию. Ведь разработка стратегии, ее оцифровка, определение драйверов роста стоимости, каскадирование целей и внедрение сбалансированной мотивации—чуть ли не единственные сферы, где менеджеры могут реализовать потенциал концепции управления корпоративными финансами на основе экономической добавленной стоимости.
В формульном виде оценка методом «добавленной экономической ценности» представляется в нескольких модификациях.
Первая модификация модели предполагает оценку «как есть», то есть без учета инвестиций. Модель в данном случае имеет следующий вид (1) [6, с. 1]:
EVA = NOPAT—WACC x IC, (1)
где NOPAT—чистая операционная прибыль после уплаты налогов;
WACC — средневзвешенная стоимость капитала;
IC — инвестиционный капитал.
Вторая модификация модели «добавленной экономической ценности» исходит из того, что инвестиции в инновационный проект будут незначительными, а формула имеет следующий вид (2) [6, с. 1]:
EVA = IC x (ROIC—WACC), (2)
где IC — инвестиционный капитал;
ROIC—- рентабельности инвестированного капитата;
WACC — средневзвешенная стоимость капитала.
—аюке выдншют два мо—тли, оинованных на i^jd^mенпнии эконпмяпеспой добавленноН отои мости:
1) нодеть остаоочннй прибьдш ааогн. Resid,! Лнсоте —Mol, RIM(;
2) —адеое «доботленнса стоифтсин даяакционетфв» (апги. dKarehKlde^ Value Added, SVA).
Маднль остьтачной ннибешн иримеояелся дан слноак, д—гда ooi^i^^iaaHe собищелся исполнзолвль зьемонш каинт д—i финансирования проекта. Данная моеель является частным слунаем модели экономической добавленной стоимости и оперирует не показателем средневзвешенная стоимость капитала (WACC — аноя. от-сСоеХ ас—до4] сан) of opiM— л ннрмяй джол—тсти на собственный капитал. Используется рентабельность собственного капитала (ROE — англ. ReCnm on о—фКуЛ, ано осело анвестиртеанннго каид—ола ORO—C-алил. Return Оn Invented СадНаХ сри вл—д нтнвоацв— онннивкетсн аа—т ф01 ночной сллфдосви (3) о ,17]:
где 1С — инвестиционный капитал;
ROE — рентабельность собственного капитала;
íck—ндрма доиодности нв со(^с^тве;ниыв нвиити.
Гллвное отлнрие мтнети «доОавленноЛ стаимюнтидою акциоларов» ов мотеле «эконвннтестоИ добаиленноо сдоиместна заютючастсе влвм, что здвсь не евоетлся повсвие í^s^ot^í^ih^í^kot п^бьимо, ^¡^сэчлт^ьшы^ш см догаеткм той ласти приЛьши (слерациотноги деиежнслс л^^онамл! тистого онврлционногс додеда поиле всвх наоогот), волотая вес ралго дагкснс вмша бы как ыи-
томум залиДаиывавься, ообм нлнэылс столнтсть ислллюуешого доя Донтнст-.свакмяукнзанныи ннвеслнцич. Вмвсто эвого в «добав^нно!! словли-
ств дае ткцоиведом» из левущеOcвтимтслн опирас;ионных дннесшмк птлокнд, которые станут возможными после осуществления инвестиций, вычитают текущую ^л^внмл^т^ь эетх инвлстмций.
Поканмлель доСатлемдон стоимость длт нлчионндсв рассчилошвтлия сонт-ющим обтизом (С) [Л, м 148]:
где SVA —стоимость предприятиясогласномодели«добавленнойстоимо-стидля акционеров»;
EHA = ICx(aOE-i о, (3)
(4)
I
Дкт — рыночная стоимость имущества предприятия;
ГА — среднийоперационныйденежный потокпредприятия после инве-
ср
стицийв него;
Т — скок с^слдест^л^еннс инвестиций;
1(—планируемыев течениеближайших лет[1]инвестициив предприятие; ЖЛСС — долгосрочная средн евзвввврнн ая стоимость капитала; /ЛИ4ССпл — нланивуемм1 смещневмвешениад стнимость ксликанк, нспвль-зуемого для финансирования инвестиций.
Нсмк ¡э£1СС]и:^т1)и^аокыц ин^аконции крвюедст л остановке врнмнриктия на время Т, то базовая формула модели «добавленной стоимости для акционеров» е°амофосмирсесся сллдующид общвнл (С) [2, д Т49]:
8УЛ = £ Алк +-С+чн-----Л (5)
чвмсс • (м+тссы) ВЫ (к+ челссы Ц
Если, в качестве объекта оценки выступает инновационный проект в его клансиклсксм сидс, есс фокмине ОцФ лмкично пвкдать ^л^^спнщсН вяд (6( [Т, с. 149]:
^ ^ Сб, 4 I (6)
8УЛ = У Алк + У---0---V--^--,
^ Щ! ЖЛСС ■ (1 + м(нлскспл) 4 (1 + ШССП(1)
где СК — операционный денежный потокв период ] прогнозного периода.
Мс ссматр ивая кимпа сии с поыицтй эккн(^А^1сч^с;кс1( доОештео-
ной стоимости, можно увидеть, что бизнес развивается успешно при следующих есиювисц [7, о. 2ВМ]:
1) компания имеет прибыль, достаточную для инвестиций в развитие и об-слуиннаниа ноктнцыxoбмзaтеепccв;
2) компания осуществляет инвестиции в развитие для обеспечения прием-вюмдй пктТншк в Цзенще!, ;
3) компания способна привлекать капитал, необходимый для финансирования ее рсзентия, иц приесснных
4) осдакела иныесетцик пщцвышает стоммость привлеченного капитала.
Если какое-либо из этих условий нарушается, компания теряет стоимость,
сганывнсци менее оффытдкннк, лзмее конввмннтонпoтoбвой.
Таким образом, при помощи показателя экономической добавленной сто-имомцл можно разсвкнась смнимосяц компавми, прниет в ранчевв неоМхосвмо учитывать присутствие или отсутствие дополнительных инвестиций, а также цоемццлтсть щстисв^но1^ки нксдсе^. Метои деет внкяожносгь не твлько оцете-
вать инновационный проект, но и провести экономическое обоснование целесообразности его реализации, сравнив деятельность компании с ним и без него,
а также проанализировав разные варианты реализации проекта.
Литература
1. Бериева К. Ю. Управление стоимостью компании, как новая концепция управления / К. Ю. Бериева, М. Г. Кануков // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 27—29.
2. Волокитин В. А. Модель экономической добавленной стоимости и ее производные как современные методы оценки инновационных проектов /
B. А. Волокитин, С. В. Соколова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сборник статей по материалам XXIII студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2015. № 4. С. 144-149.
3. Зиядин С. Т. Роль модели экономической добавленной стоимости в повышении эффективности деятельности предприятия / С. Т. Зиядин, Е. А. Амир-бекулы, З. К. Жаныбаева, Г. Ж. Есенова // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 142-145.
4. Козюбро Т. И. Роль показателя экономической добавленной стоимости при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности / Т. И. Козюбро // Интерактивная наука. 2017. № 5.
C. 121-123.
5. Можаровская И. EVA для управления стоимостью компании / И. Можаров-ская // Strategic Business Review. 2016. № 7-8.
6. Пожидаева А. С. Расчет экономической добавленной стоимости / А. С. По-жидаева // Экономика и социум. 2017. № 1. С. 1-5.
7. Синюкова А. В. Применимость моделей оценки к управлению стоимостью компании / А. В. Синюкова // Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2016: материалы Девятой международной конференции: в 2-х томах. 2016. С. 224-226.
8. Экономическая добавленная стоимость — показатель более весомый, чем прибыль. [Электронный ресурс]. URL: https://fd.ru/articles/157678 (дата обращения: 22 апреля 2018 года).
9. Экономическая добавленная стоимость EVA. Расчет, методика, недостатки. [Электронный ресурс]. URL: http://finance-m.info/articles.html?id=95 (дата обращения: 22 апреля 2018 года).
References
1. Beriyeva K. Yu. Upravlenie stoimostyu kompanii, kak novaya kontseptsiya uprav-leniya [Management of company value as a new management concept], K. Yu. Berieva, M. G. Kanukov. Synthesis of science and society in solving global prob-
lems of our time: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, 2016, pp. 27-29 (in Russian).
2. Volokitin V. A. Model' ekonomicheskoy dobavlennoy stoimosti i ee proizvodnye kak sovremennye metody otsenki innovatsionnyh proektov [Model of economic added value and its derivatives as modern methods for evaluating innovation projects / V. A. Volokitin, S. V. Sokolova]. Youth scientific forum: Social and economic sciences: an electronic collection of articles on the materials of the XXIII student international correspondence scientific-practical conference, 2015, no. 4, pp. 144-149 (in Russian).
3. Ziyadin S. T. The role of the model of economic added value in improving the efficiency of the enterprise. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2017, no. 4-1, pp. 142-145 (in Russian).
4. Kozyubro T. I. The role of the indicator of economic added value in strategic planning on the example of a wine-making industry enterprise. Interaktivnaya nauka [Interactive science], 2017, no. 5, pp. 121-123 (in Russian).
5. Mozharovskaya I. EVA for the cost management of the company. Strategic Business Review, 2016, no. 7-8.
6. Pozhidaeva A. S. Calculation of the economic added value. Ekonomika i sotsium [Economics and society], 2017, no. 1, pp. 1-5 (in Russian).
7. Sinyukova A. V. Primenimost' modeley otsenki k upravleniyu stoimostyu kompanii. A. V. Sinyukova. Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnyh sistem mlsd'2016: mate-rialy Devyatoy mezhdunarodnoy konferentsii: v 2-h tomah [Applicability of valuation models to company cost management / A. V. Sinyukova // Management of the development of large-scale systems mlsd'2016: materials of the Ninth international conference: in 2 volumes], 2016, pp. 224-226 (in Russian).
8. Economic added value—a more weighty indicator than profit. Available at: https:// fd.ru/articles/157678 (accessed 22 April, 2018) (in Russian).
9. Economic added value of EVA. Calculation, methodology, shortcomings. Available at: http://finance-m.info/articles.html?id=95 (accessed 22 April, 2018) (in Russian).