Научная статья на тему 'Основные черты гражданского права в Дагестане во 2-й половине XIX века'

Основные черты гражданского права в Дагестане во 2-й половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В ДАГЕСТАНЕ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные черты гражданского права в Дагестане во 2-й половине XIX века»

11.6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ДАГЕСТАНЕ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Амирова А.Р., аспирант кафедры истории государства и права юридического факультета

ДГУ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Гражданские правоотношения исследуемого периода претерпели определенные изменения под влиянием, как внешних факторов, так и внутренней эволюции горского общества, происходившей в течение всего XIX столетия. На специфическое развитие основных институтов гражданского права существенное воздействие также оказали натуральный характер хозяйства и общинная организация, причем последняя сохраняла свое влияние вплоть до начала XX в.

Источником права был обычай, регулирующий, практически все отношения, возникающие в обществе. Субъектами правовых отношений являлись лица мужского пола, достигшие совершеннолетнего возраста (15 лет), которым разрешалось заключать сделки, вступать в определенные договорные обязательства. При этом спецификой было то, что дееспособным мог быть лишь тот, кто отошел от отцовской власти, не находился под опекой и вел самостоятельное хозяйство. Однако следует отметить, что ведение с 15 лет, времени совершеннолетия, самостоятельного хозяйства источниками не зафиксировано и, этот возраст как совершеннолетие определялся при заключении различного рода сделок, выхода из-под опеки.

Опека и попечительство четко не регламентировались. Опека и попечительство устанавливались в следующих случаях:

1) над детьми, потерявшими обоих родителей;

2) над детьми, потерявшими только одного отца;

3) над вдовой. При этом обычно опеку над вдовой осуществляли наследники, обязанные содержать ее до смерти или до выхода в новое замужество1. В последнем случае опекуны получали калым от жениха, также как и в случае выхода в замужество дочери умершего.

Опекунство устанавливалось: для женщин - до их смерти или выхода в новое замужество; для детей - до

совершеннолетия подопечного или, если это была

».» 2

девушка, до тех пор, пока она не выйдет замуж.2

Патронат в чистом виде на Кавказе не существовал, но к нему был близок институт аталычества, заключавшийся в передаче ребенка на воспитание в

1 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М. 1983. С.35-37

2 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып.1. С. 146

чужую семью, сопровождавшийся породнением между обеими семьями. Такое положение было характерно для представителей высших сословий, передававших своих детей на воспитание кому-либо из подвластных, в семье которого ребенок находился в течение

ч_* 3

многих лет, возвращаясь домой во взрослом возрасте3. Здесь следует уточнить следующие моменты: воспитание детей в чужой семье применялось при живых родителях, имеющих все права на своего ребенка; денежное вознаграждение воспитателям не выплачивалось, так как здесь преобладали другие отношения, в большей степени социальные; ребенок переходил жить в семью, которая желала его взять на воспитание; аталык (воспитатель) воспитывал ребенка как члена своей семьи, но при этом опекуном его не признавался.

Таким образом, в рассматриваемый период такие институты как опека, попечительство и патронат в условиях становления государственности у народов Северного Кавказа только начали складываться. Они характеризуются следующим: во-первых, почти не существовало юридического понятия этих институтов, что было связано как с социальным развитием народов, с господством патриархальных отношений в регионе, так и с неразвитостью юридической техники горцев. Во-вторых, отношения опеки и попечительства четко не регулировались. Далее, патронат, можно сказать, не существовал. Обычай аталычества к нему отнести нельзя, хотя некоторые моменты, несомненно, между собой схожи.

Объектами гражданско-правовых отношений были, в основном, земля и скот, по поводу которых возникали различные сделки: мены, купли-продажи и т.п., регулируемые нормами обычного права.

Хотя адаты не указывали на наличие частной собственности на землю, с одной стороны, но содержали информацию о феодальной ренте, с другой, что позволяет констатировать о фактическом существовании института частной собственности на землю к середине XIX века.

Земля, будучи основным богатством горцев, часто являлась объектом различного рода судебных споров, о чем свидетельствует целый ряд архивных документов. Появление земельной собственности, особенно после проведения в Дагестане крестьянской реформы, повлекло за собой становление арендных отношении. Объектом права собственности была не только земля, но и другое как недвижимое имущество, дома и хозяйственные постройки, так и движимое. Хотя в рассматриваемый период четкого юридического понятия их не существовало.

Российская власть в течение всего XIX столетия рассматривала вопросы урегулирования отношений, связанных с земельными правоотношениями.

Объектом договора аренды была в основном земля. Хотя в источниках иногда встречается упоминание

3Невская В.П., Шаманов И.М. Общественный быт.//Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск. 1978. С.217

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

других объектов, например, скота. Согласно нормам обязательственного права, объектом аренды данного вида был скот, который брался в аренду сроком на пять лет, после чего возвращался хозяину. За полученный в аренду скот арендатор должен был отработать на земле арендодателя определенный срок и по истечении пяти лет имел право только на одну третью часть скота от первоначально арендуемого.

В аренду сдавались не только пахотные земли, но также сенокосы и пастбища. При этом в первом случае арендодателю приходилась треть полученного; при аренде пастбищ факторами, влияющими на размер арендной платы, являлись: категория выпасаемого скота, месторасположение пастбищ.

Другим видом аренды являлась субаренда, имевшая различные формы. Объектом субаренды являлись земля и скот. Причем особое внимание уделялось земле, которая стала основным предметом спекулятивных сделок4, ибо, анализируя источники, ясно видно, что субарендные цены превышали арендные как минимум в семь раз. Если арендатором был человек со стороны или другой национальности, то стоимость аренды возрастала еще больше.

Таким образом, арендные отношения народов Дагестана в XIX столетии обладали рядом признаков: объектом были земля и скот; арендная плата зависела от: 1) сословной принадлежности;

2) национальности арендатора;

3)категории землевладения.

Особенный характер данному виду отношений приносили следующие обстоятельства: скот, как объект аренды; ее в большинстве случаев натуральный характер; довольно большая степень зависимости аренды от субъективных факторов; широкое распространение субаренды.

В рассматриваемый период горцам уже были известны сделки купли-продажи, мены. Были распространены и залоговые правоотношения. Однако, до включения Кавказа в экономическую сферу влияния России, они не были сильно распространены.

Объектом договора купли-продажи была также, в основном, земля. Однако, такая сделка заключалась устно и при свидетелях. Особенностью данного вида договорных отношений было то, что преимущественное право покупки продаваемой земли принадлежало родственникам, после отказа которых договор мог быть заключен с посторонним покупателем5. В случае несоблюдения данного условия земля могла быть отчуждена.

Таким образом, в рассматриваемый период начала складываться частная собственность на землю, что

4 Тройно Ф.П. Об арендных и субарендных ценах на землю у горских народов Северного Кавказа в конце XIX - начале XX вв.// История горских и кочевых народов Северного Кавказа. Вып.2. Ставрополь. 1976. С.82-84

5 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М. 1988. С.287; Невская В.П. Материалы Абрамовской земельной комиссии. С.62; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. С. 130,153

порождало различные правовые последствия, в основном урегулированные российским законодательством. Однако, наряду с последним, продолжали действовать и нормы обычного права, что достаточно ярко проявлялось в сфере земельных правоотношений, в частности, земельной аренде и залоге земельных участков.

Наследственное право также имело свою специфику, регулируясь как адатом, так и нормами мусульманского права, что повлияло на специфику наследственных правоотношений у народов Дагестана. К наследственной массе относились: земля, дом с усадьбой, скот, домашняя утварь, оружие, хлебные запасы. Не подлежали разделу - пастбища, общие загоны для скота, мельницы.

Согласно нормам обычного права «имения со всем имуществом разделяются таким образом, что старшему и младшему сыновьям отдаются лучшие дома; сверх того еще что-нибудь старшему и немного младшему сыну, потом вдове такая же часть имения, чтобы она могла жить с дочерьми своими. Остальная часть как движимого, так и недвижимого имущества разделяются поровну между всеми сыновьями»6. При этом сестры и другие лица женского пола никакой части не получали. Иногда им выделялись служанки, серебряные вещи и скот. Землю в свое пользование они не получали.

Наследство у кавказских горцев осуществлялось по мужской линии, женщины никакого права на него не имели. Оно переходило от отца к сыну, а при отсутствии сыновей, к его родным братьям. Если не было родных братьев, то к родным племянникам, а при их отсутствии - к двоюродным братьям или их сыновьям. Дочери могли наследовать только в случае отсутствия всех агнатных родственников. Жена вообще никакого права на наследство не имела. После смерти мужа она могла лишь получить то, что ей было назначено еще при его жизни. Если муж ничего не назначал жене, то ее содержание зависело в таком случае от его наследников, которые были обязаны ее содержать до выхода в новое замужество. Наследники были также обязаны содержать и дочерей покойного до их выхода замуж, при этом они получали калым от жениха.7

Однако в праве наследования имелись и сословные разграничения. Так, дочь представителя высшего сословия имела право получить часть наследства, равную одной второй части сына, а жена при наличии детей - одну восьмую часть имущества, а при их отсутствии - четвертую8. Здесь чувствуется несомненное влияние норм мусульманского права. Нормы мусульманского права в сфере наследования семейного имущества были более выгодными, так как согласно этим нормам женщины имели право на определенную

6 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып.2. Одесса. 1883. С.24

7 Там же. С. 149

8 Там же. C.245-2«k6»-

долю имущества. Именно поэтому представители правящего сословия часто обращались к ним, так как наследование по обычному праву, в случае отсутствия наследников - мужчин, вело к переходу прав на имущество в другую семью, хотя бы и родственную.

При наследовании имущества ближайшие степени родства отстраняли дальние. А так как имущественно правовые отношения определялись, в первую очередь, наличием кровнородственных связей9, то это обстоятельство и сказывалось в определении круга наследников. Наследование проходило по прямой линии, но при отсутствии прямых наследников на имущество могли претендовать все родственники.

Согласно нормам обычного права, женщина иногда могла наследовать какое-нибудь имущество при отсутствии наследников мужского пола10. Но здесь следует отметить неполную дееспособность женщины в праве распоряжения этим имуществом, ее зависимость от родственников по мужской линии, которые были в таких случаях ее опекунами11, что закреплялось адатными нормами практически всех народов региона. Но уже к концу XIX в. жена иногда становилась полной наследницей. Но обычно это случалось в 12

среде высших сословий.12

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

9 Кучмезова М.Ч. Имущественное и наследственное право балкарцев в XIX в.//Вестник Кабардино-Балкарского НИИ. Вып.6. Нальчик. 1972

10 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.35

11 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып.1. С. 146

12 ГАКК. Ф.454. Оп.2. Д.9. Л.803

Таким образом, к концу рассматриваемого периода нормы обычного права все более оттеснялись шариатом, но все же продолжали играть довольно существенную роль. Более того, как видно из вышеизложенного, очень часто нормы мусульманского права подвергались трансформации под влиянием обычноправовых норм. А в дальнейшем такая практика стала повсеместной. Хотя здесь же следует отметить, что такое положение было более характерно для Восточного Кавказа, в частности, Дагестана, где эта трансформация проявила себя более ярко.13

13 БобровниковаВ.О.: Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал).//Ното ^^ісш. Материалы конференции по юридической антропологии. М. 1997; он же. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX - XX вв.//3акон и жизнь. М. 2000 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.