УДК-947(075.8)
Мутиева Оксана Саидовна
кандидат исторических наук mutiewa.oksana@yandex.ru Oksana S. Mutieva candidate of the history sciences mutiewa.oksana@yandex.ru
Особенности наследования и имущественные права женщины в традиционном обществе народов Северного Кавказа
Features of inheritance and property rights of women in the traditional society of the North Caucasus
Аннотация. Возросшая роль женщины в современном мире делает проблему исследования роли и места женщины в обществе особенно актуальной. Интересными в этом плане являются вопросы, связанные с имущественным положением женщины у народов Северного Кавказа, и, в частности, касающиеся реализации женщинами наследственных прав.
В данной статье эти вопросы освещаются с привлечением литературного, архивного, полевого и этнографического материалов, что позволяет нам реконструировать структуру семьи, семейные отношения и положение женщины в семье.
Ключевые слова: женщина, традиционное общество, Северный Кавказ, обычаи, традиции, нормы обычного права, шариат, наследственные права женщин.
Annotation. The increasing role of women in today's world makes the problem of research on the role and place of women in society, especially relevant. Interesting in this respect are the issues related to the property status of women among the peoples of the North Caucasus , and in particular concerning the implementation of women's inheritance rights .
In this article , all of these issues are highlighted, involving literary, archival, field and ethnographic materials , which allows us to reconstruct the family structure , family relations and the status of women in the family.
Keywords: woman, traditional society , the North Caucasus , customs, traditions and customary law , the Sharia , the inheritance rights of women.
В настоящее время у северокавказских народов происходят сложные социальные изменения. По сути, происходит ломка традиционного общественного уклада, под влиянием внешних факторов трансформируются внутренние механизмы саморегуляции, меняется статусное положение разных социальных групп. Своеобразие общественного устройства, особенности быта и культуры наложили неизгладимый отпечаток и на женщин Северного Кавказа, чье особое правовое положение всегда вызывало интерес у исследователей. В этой связи изучение имущественного положения женщины в традиционном обществе является актуальным, так как позволит лучше понять многие процессы, происходящие в регионе, а также и потому, что дает возможность глубже изучить вопросы, связанные со сферами хозяйственной, общественной и семейной жизни народов Северного Кавказа.
В рассматриваемый период семейно-бытовой уклад жизни народов Северного Кавказа определялся патриархальными обычаями и нормами, что, безусловно, приводило к гендерному неравенству в вопросах имущественного и наследственного права.
Так, например, в дагестанском обществе женщины обзаводилась своим личным имуществом, лишь выйдя замуж. На этот факт указывает Рагимова Б. Р.: «Живя в родительском доме, девушка-горянка никаких прав на семейное имущество не имела. Даже если она зарабатывала сама наравне с другими членами семьи, все заработанное не являлось ее собственностью. Зато дагестанская женщина нередко получала в приданое участок земли и другое недвижимое имущество» [1, с.74]. Следует отметить, что землю в наследство женщина получала лишь в горной и высокогорной части Дагестана, а также частично в нагорной. На плоскости и в Южном Дагестане женщина не имела права собственности на землю.
Интересные сведения об имущественном положении женщины у кумыков мы находим у Леонтовича Р.И. По предписаниям норм кумыкского адата, муж не имел права продать или взять без разрешения что-либо из имущества жены. Так, один из адатов кумыков гласил: «Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно; без ее согласия муж не имеет права распоряжаться им». Если муж посягал на личную собственность жены, то она имела право обратиться за помощью к родителям, а последние, в свою очередь, обращались в суд [2, с.200].
На примере осетин, имущественное положение женщины рассматривают Першиц А.И. и Смирнова Я.С.: «... имущественное право женщины охранялось обычным правом и по адатам осетин, где «калым (его часть) и жениховый подарок составлял неприкосновенную собственность замужней женщины. Без её согласия муж не имел права ими распоряжаться, и если бы он вздумал принудить жену, она может прибегнуть к родственникам своим и просить их защиты» [3, с.102]
А теперь остановимся на некоторых особенностях имущественного положения женщины в традиционном казачьем обществе. Прежде всего, необходимо отметить, что в рассматриваемое время все имущественные вопросы у ка-
заков, в том числе у терских казаков, решались на основании общих законов Российской империи. В Своде законов Российской империи нет никаких разграничений между мужчинами и женщинами в отношении владения имуществом и в отношении его наследования.
В отличие от горянок, своим собственным имуществом женщина-казачка обзаводилась еще до замужества, находясь в родительском доме. Взрослые дочери в семье в своих правах на собственное имущество приравнивались к невесткам. В больших неразделенных семьях казаков всем имуществом распоряжался глава семьи - отец. Но имуществом, которое принадлежало невесткам и взрослым дочерям, отец распоряжаться не мог [4, с.38]. Сотканное полотно составляло неотъемлемое женское имущество. Каждая невестка распоряжалась принадлежавшим ей полотном по своему усмотрению. Она не обязана была употреблять его на общесемейные нужды, если даже в этом и была надобность. Из приготовленного полотна каждая женщина обязана была обеспечить бельем мужа и детей. Для общесемейных нужд каждая из невесток обязана была предоставить лишь полотенце и скатерть для стола. Но и в таком случае эти вещи оставались собственностью каждой невестки, которая в порядке очереди выставляла их для общесемейного пользования [5,С.44]. Все остальное имущество составляло собственность всей семьи и расходовалось по усмотрению и указанию отца. По свидетельству наших информаторов, на семейном совете решалось « кому что купить, кому справить новое платье, лишнего никогда не покупали, обновки справляли лишь к большим праздникам - например к Пасхе» [6].
Что же касалось девушек на выданье, так они находились на особом положении. В казачьих семьях приданое дочери готовилось за счет общесемейного бюджета. По свидетельству С.Номикосова « ... для них справляли несколько новых платьев, одно шелковое и одно шерстяное, обязательно шубу, опушенную по краям лисим или овечим мехом. В былое время шубы и пояса к ним стоили бешеных денег, так что труднее было справить шубу и пояс, чем выстроить курень и обзавестись хозяйством» [7,с.104].
Семья следила за тем, чтобы приданое было в целости и сохранности. По сведениям Г.Малявкина, в станице Червленой у гребенцов-староверов, если девушка уходила в более бедную семью, то ей в приданое отдавали не все приготовленное для этой цели имущество, часть его оставалась в семье отца девушки как гарантия материального обеспечения в будущем ее и ее детей, если брак окажется экономически неудачным [8, С.11]. Л.Б. Заседателева объясняет это горским влиянием, так как подобная практика существовала у многих народов Северного Кавказа [9, с.303]. Таким образом, женщины у казаков имели возможность, хоть и небольшую, накапливать свое собственное имущество.
Рассмотрим некоторые особенности наследования у народов Северного Кавказа. В рассматриваемый период, как на основной части Российской империи, так и у народов Северного Кавказа наследственные права женщин вплоть до начала XX века были в значительной степени ограничены. Наследование являлось одним из основных источников имущественных прав женщин.
В частности, в отношении права наследования в Своде законов отмечалось, что лица женского пола пользуются правом представления так же, как и лица мужского [10, с. 211]. Ближайшее право наследования после отца или матери принадлежит законным их детям мужского и женского пола, в случае же их смерти, это право переходит на внуков обоего пола. Дети как мужского, так и женского пола, за выделом надлежащей части, оставшемуся в живых супругу, делили наследство между собой на равные части. Аналогичным образом наследство делилось между внуками и правнуками обоего пола, если они были допущены к наследованию. Однако следует отметить, что при живых детях на внуков право наследования не распространялось [11, с.211]. При жизни родителей сыновья и дочери могли получить свои равные доли: сыновья - посредством выдела, а дочери - в качестве приданого. Дочь, получившая приданое при жизни отца, считалась отделенной от отцовского имения. Отец, выдавая дочь замуж, мог по своему усмотрению принять необходимые меры для обеспечения сохранности ее приданого [12, с.188].
Жена после смерти мужа с детьми или без детей получала из недвижимого имущества седьмую часть, а из движимого - четвертую. В свою очередь, муж наследовал жене на тех же основаниях и в тех же пропорциях [13, с.214]. Что касается совместно нажитого имущества, то в случае смерти одного из супругов оставшийся в живых наследовал третью часть, если оставались дети, и все имущество целиком, если детей не было [14, с.216]
Что касается приданого, которое приносила с собой жена, то по закону оно всегда представляло ее неотъемлемую собственность, а также ее наследников. Если жена умирала бездетной, не оставив завещания, то ее приданое или сумму денег, составлявшую стоимость приданого, муж должен был сполна возвратить ее законным наследникам [15, с.216].
Таковыми были общие правила владения и наследования имущества, касавшиеся прав женщин, по гражданским законам Российской империи.
Следует отметить, что в пореформенный период и до начала XX в. сосуществовали две тенденции, проявлявшиеся в действии обычного права и официального российского законодательства. Но в сельской местности по-прежнему сохранялось доминирование обычного права и законов шариата. Однако условия жизни, принятые обычаи и нормы неизбежно вносили определенные коррективы в эти правила.
Что касается норм обычного права, то надо отметить, что адаты народов Северного Кавказа по-разному подходили к вопросам наследования женщинами имущества. Видимо, это зависело от традиций того или иного общества, статуса семьи и пр.
На примере абхазов В. Никольский по этому поводу отмечает: «В силу родовых понятий в течение всей нашей истории к наследованию призываются, прежде всего,... только родственники мужского пола..., ибо только они поддерживают род и защищают общество, отечество. Женщина. не поддерживает того рода, из которого происходит, а заводит свою особую семью в чужом роде, равно как и неспособна защищать свое отечество».
По адатам Абхазии женщины только в том случае могли рассчитывать на право наследования, если это было имущество своей умершей сестры или же на то имущество, что ей положено по мекяху-брачному договору.
По нормам адата у кумыков все имущество передавалось сыновьям. Женщины по адату лишались права на наследство. В сборнике «Адаты жителей Кумыкской плоскости» говорится: «Женский же пол, как-то: мать, сестра, дочь, племянница и другие родственницы от наследования отстраняются, и назначается им по миролюбивой сделке (маслаату) часть из оставшегося движимого имущества, т.е. вещей, денег, скота, лошадей и овец» [16, с.19]. При этом следует отметить, что отец семейства должен был оставить при свидетелях завещание, в котором и называл наследников. Как пишет Леонтович Р.И. в работе «Адаты кавказских горцев», «Желающий передать ( имеется в виду завещание
- О.М.) призывает кадия и двух свидетелей, при которых кадий пишет с его слов духовное завещание и скрепляет слова печатью в присутствии свидетелей» [17, с.248].
Как видно из материалов исследования, в вопросе наследования нормы адата и шариата не совпадали. Если адат провозглашал исключительное право в этом вопросе для мужчин - главы семьи, то шариат защищал право женщин на наследство. На этот факт указывает Г.М. Керимов в работе «Шариат: закон жизни мусульман»: «Если же у покойного несколько дочерей и сыновей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т.е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери [18, с.248]. Таким образом, шариат рассматривает женщину как наследницу в половинной доли, и предоставил женщине, хотя и ущемленное, право на общесемейную собственность, в том числе и земельную.
Таким образом, рассмотрев особенности имущественного положения женщины в традиционном обществе Северного Кавказа и проанализировав сведения, которые содержатся в нормах адатного права, в законах шариата и Российского законодательства, можно сделать вывод, что женщина в правовом отношении была дискриминирована. Анализ источников и литературы показал, что наиболее явно ущемлялись имущественные и наследственные права женщины по нормам адатного права.
Литература
1. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX- начала ХХ в. - Махачкала, ДНЦ РАН, 2001 . -160 с.
2. Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, - 1882г. - 384 с. 3.
3. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Положение Кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату //Государство и право. -1997. №9.
- С. 102.
4. Переделъский Е. Несколько слов об общине среди казаков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1886. -Вып.5. - С.38-82
5. Там же
6. Полевой материал автора - Записано у группы женщин в с. Тару-мовка. - 2002 г.
7. Номикосов С. Статистическо описание области войска Донского. - Новочеркасск, -1884 г. -104 с.
8. Малявкин Г. Станица Червленая // Этнографическое обозрение. -1890. - № 1. - С.11-14.
9. Заседателева Л.Б. Терские Казаки ( серидина 17 - начало 20 в.) Ис-торико- этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, -1974. - 423 с.
10. Свод законов Российской империи. - Т.15. - Ч.2. - С.211-216
11. Там же
12. Там же
13. Там же
14. Там же
15. Там же
16. Адаты жителей Кумыкской плоскости // ССКГ. Bbm.VI. Тифлис, 1872 - С. 20.
17. Леонтович Р.И. Указ.соч.
18. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. СПб.: «Издательство.. «ДИЛЯ», - 2009, - 512 с.
Literature
I. Ragimova B.R. Woman in traditional Dagestani society nineteenth - early twentieth century. - Makhachkala , Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences , - 2001 . -160 р .
2 . Leontovich R.I. Adat Caucasian highlanders . Materials on the customary law of the Northern and Eastern Caucasus . MY. I. Odessa, 1882 . - 384 . 3 .
3 . Pershits A.I. Smirnov YS Position Caucasian women adat , the Christian canon and Sharia / / State and Law . -1997. № 9. - P. 102 .
4 . Peredelsky E. A few words about the community among the Cossacks / / Collection of materials for the description of places and tribes of the Caucasus. - Tif-lis , 1886. - Issue 5. - P.38- 82
5 . Ibid
6. Field Author - Recorded a group of women in a. Tarumovka .- 2002
7. Nomikos C. Statistical description of the Don . - Novocherkassk, - 1884 -
104р.
8. Malyavkin G. Stanitsa Chervlyonaya / / Ethnographic Review . -1890 . - №
1. - P.11-14.
9. Zasedateleva L.B. Terek Cossacks ( seridiny 17 - top 20. ) Historical and ethnographic essays . Moscow: Moscow State University Press , -1974. - 423р .
10 . Laws of the Russian Empire. - V.15 . - Part 2 . - P.211 -216
II. Ibid
12. Ibid
13. Ibid
14. Ibid
15. Ibid
16. Adat residents kumykskom plane // SSKG. Vyp.VI. Tiflis, -1872 - P.20.
17. Leontovich R.I. Ukaz.soch .
18. Kerimov G.M. Sharia : The Law of Muslim life . St. Petersburg. " Publisher . " Dilya ", - 2009, - 512 p .