Научная статья на тему 'Эволюция наследственных отношений народов Северного Кавказа в 19 начале 20 вв'

Эволюция наследственных отношений народов Северного Кавказа в 19 начале 20 вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАТ / ШАРИАТ / НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ / ПО ЗАВЕЩАНИЮ / ДВИЖИМОЕ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ADAT / SHARIA / INHERITANCE BY LAW / BY WILL / PERSONAL ESTATE AND REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волгина Антонина Петровна

В статье рассматриваются историко-правовые аспекты наследственных отношений народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция наследственных отношений народов Северного Кавказа в 19 начале 20 вв»

Волгина Антонина Петровна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета

(тел.: 89184833729)_

Эволюция наследственных отношений народов Северного Кавказа в XIX- начале XX вв.

В статье рассматриваются историко-правовые аспекты наследственных отношений народов Северного Кавказа в XIX-начале XX вв.

Ключевые слова: адат, шариат, наследование по закону, по завещанию, движимое, недвижимое имущество.

A.P. Volgina, PhD (Law), Professor, Chair Theory and history of legislation and law, Kuban State University; tel.: 89184833729.

The article discusses the historical and legal aspects of genetic relationships of 'he North Caucasus in the XIX-early XX centuries.

Key words: adat, sharia, inheritance by law, by will, personal estate and real estate.

Впервой половине XIX в. наследственное право народов Северного Кавказа за исключением Дагестана регулировало имущественные отношения ме>кду родственниками по обычно - правовым нормам, т.е. по нормам адата. В этот период в значительной степени бытовало наследование по закону (т.е. без составления завещания, по адату), но на Северо-Западном Кавказе стал появляться и институт наследования по завещанию, где применялась устная форма завещания. К этому времени на Северо-Восточном Кавказе, в частности, в Нагорном Дагестане, наследование по завещанию во многом уже превалировало над наследованием по закону (по адату), причем главным образом использовалась письменная форма духовных мусульманских завещаний (искат). Наследование по духовным завещаниям было у черкес, ингушей и балкарцев [1]. Согласно правилам составления духовного завещания, третью часть имущества горец мог завещать не членам своей семьи [2]. Наследство умершего согласно духовному завещанию могло делиться между духовными лицами и нищими [3]. Иногда духовные завещания составлялись тогда, когда оставались малолетние дети. Духовные завещания могли быть словесными и реже - письменными. Устные завещания проговаривались при двух свидетелях. Письменные - составлялись муллой на турецком языке также при наличии двух сви-

детелей. Завещание подписывал мулла и сам наследодатель. Иногда для реализации завещания назначался душеприказчик [4].

Различалось наследование недвижимого (земельных участков в первую очередь) и движимого имущества.

В этот период сохранился пережиток родовой собственности и в порядке наследования земли. Наличие у горцев фамильной собственности, когда участком земли владела вся фамилия, а не только ее глава, привел к созданию обычно-правовой нормы наследования, согласно которой после смерти главы фамилии земельные участки делились по праву наследования (тереке) между наследниками-мужчинами [5].

У кабардинцев после смерти отца его недвижимое имущество делилось между сыновьям поровну. Внуки по нисходящей мужской линии наследовали недвижимое имущество поровну, а внуки по женской линии прав на недвижимое имущество не имели. При пресечении мужского колена в одной из линии какой-либо фамилии недвижимое имущество, не переходя в женское колено, возвращалось в мужское колено другой линии [6].

Когда после умершего князя или узденя оставались дети, имение доставалось им, а если не было детей, то поступало родственникам.

Дочери не наследовали отцовского имения, за исключением того случая, когда после умершего не оставалось никаких отцовских родственни-

42

ков мужского пола [7]. Л.Г. Свечникова указывала, что у адыгов женщина по адату могла стать наследницей при отсутствии наследников мужского пола [8].

У карачаевцев переход земли по наследству по прежнему регулировался обычным правом горцев. Полученный семьей участок передавался по наследству по мужской линии от отца к сыну. Все братья, кроме старшего и младшего, независимо от количества детей, при разделе земли получали равные доли. Старшие и младшие получали, кроме положенной доли, надбавку: первый за старшинство, младший - как кормилец матери, так как мать и незамужние сестры оставались жить с ним. В случае смерти бездетного брата его доля поступала к другим братьям, а если не было братьев, то наследовали другие родственники по боковым линиям [9].

Лишь в очень редких случаях семейная земельная собственность могла передаваться не родственникам. Это было тогда, когда земля отдавалась в качестве выкупа за убийство или в качестве калыма [10].

Наследование движимого имущества, например, у кабардинцев, осуществлялось следующим образом: если после смерти князя или узденя оставались сын и дочь, то сын получал одну долю движимого имущества, а дочь - половину мужской доли. Жена в этом случае получала восьмую часть. Так, по нормам ингушского адата женщина могла унаследовать одну корову. Если у покойного не было детей, то вдова получали четвертую - часть движимого имущества [11].

Субъектами наследственного права по адату могли быть только мужчины. При разделе двора, в случае смерти родителей, или по другим причинам все выделенные сыновья получали поровну [12]. Права женщин были значительно ограничены: дочери не имели своей доли в отцовском имуществе после его смерти. Они имели право только на домашние вещи. Исключение делалось для вдов, имеющих отдельное хозяйство. Вдова получала пожизненное содержание [13].

У некоторых народов Северного Кавказа между мужчинами, имевшими право на наследство, существовала иерархия долей. Большую долю получал старший сын. Старший сын был вправе выбирать себе из отцовских вещей, что он захочет, но это шло в счет делимого имущества. Так, у осетин старший сын получал лучшее помещение, остальное - младшему. Старший сын получал надбавку к его доле. Остальная часть движимого и недвижимого имущества распределялась между всеми сыновьями. У балкарцев [14] преимущественное право на наследование пе-

ред остальными братьями также имели старший и младший братья - их доли в наследстве всегда были больше.

Любопытно, что, по мнению А.М. Ладыженского, в черкесском обществе старший сын при разделе недвижимости не только не пользовался никакими преимуществами, но, наоборот, получал меньше младшего брата своего, которому, кроме участка земли, равного участкам других братьев, доставался еще дом с усадьбой; за это он обязан был содержать мать и сестер [15].

У народов Северного Кавказа существовала и адатная норма, согласно которой если между братьями наследство не было разделено, то у старшего брата сохранялось право на распоряжение всем этим имуществом без согласия остальных членов семьи.

Родственники делились на наследников первой и второй очереди (условно). Если не было нисходящих наследников мужчин, то к наследованию призывались другие ближайшие родственники, в том числе и боковые, например братья покойного [16]. Но за пределы рода имущество выйти не могло.

Кроме полноправных членов семьи были также и неполноправные - внебрачные жены и дети (шума у кабардинцев, кавдасары у осетин - "рожденные на конюшне"). Такие дети должны были исполнять всю самую тяжелую работу, им доставались худшие куски пищи. Окружающие все время указывали им на их низкое происхождение.

Во второй половине XIX - начале XX вв. области наследования не только на Северо-Восточном, но и на Северо-Западном Кавказе получили широкое распространение наследование по завещанию, что было связано с ростом исламских настроений в этом регионе. Наследование по завещанию позволяло горцам оставлять часть средств на строительство новых мечетей и на благотворительные дела, проводимые местным исламским духовенством - помощь бедным, а также на устройство поминок [17]. В меньшей степени шариатские наследственные нормы внедрились в осетинскую общину, так как России удалось в значительной степени христианизировать осетин и внедрить православные традиции в эту сферу отношений.

В 1920-е гг. наследственные отношения горцев Северного Кавказа в целом не были так жестко регламентированы советским законом, как брач-но-семейные. Применение адатных или шариатских норм наследования могли мирно и негласно уживаться с советским правом о наследстве, поскольку составление завещания позволяло распределять имущество так, как это хотелось

43

наследодателю в соответствии с нормами обычного или мусульманского права. Хотя советский закон и стремился увеличить долю женщин в наследовании как движимого, так и недвижимого имущества.

1. Правовые нормы адыгов и балкаро-карача-евцев //Х.М. Думанов, Ф.Х. Думанова. Майкоп, 1997. С. 156.

2. Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии. М.,1888. Вып.3. С. 129.

3. Правовые нормы адыгов ...С. 123.

4. Там же. С. 158.

5. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. 1. С. 280.

6. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в адатных нормах пер. половина XIX в. Нальчик, 1990. С. 79.

7. Там же. С. 81.

8. Свечникова Л.Г. Семейное право горцев в Х1Х-начале XX в. Историко-юридическое исследование. М.,1994. С. 107.

9. Эдиева Д.Д. Формы землевладения и землепользования по обычному праву карачаевцев в первой половине XIX в. // История горских и кочевых народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1975. Вып. 1. С. 55-56.

10. Там же. С. 56.

11. Думанов Х.М. Социальная.С. 82.

12. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1. Цхинвали, 1981. С. 43.

13. Маргиев В.И. История государства и права Осетии. Майкоп, 1977. С. 178.

14. Кучмезова М. Ч. Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в. // Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы. Нальчик, 1972. Вып. 6. С. 183-187.

15.Ладыженский А. М. Адаты кавказских горцев. М, 1947. С. 90.

16. Маргиев В.И. История... С. 179.

17. Ладыженский А.М. Адаты кавказских горцев. М, 1947. С. 90.

1. Legal rates of adiges and balkar-karachaevs // H.M. Dumanov, F.H. Dumanova. Maykop, 1997. P. 156.

2. Haruzin N.N. The Marks about legal chechen and ingushs // Collection material on ethnography. M, 1888. Ed. 3. P. 129.

3. Legal rates of adigues P. 123.

4. In the same place. P. 158.

5. Leontievich F.I. Adaty caucasian highlander. Odessa, 1882. Vyp. 1. P. 280.

6. Dymanov H.M. The Social structure kabardian in adatings rate per. half XIX v. Nalichik, 1990. P. 79.

7. In the same place. P. 81.

8. Svechnikova L.G. The Household right highlander XX. Historian-legal study begin in XIX-XX. M, 1994. P. 107.

9. Edieva D.D. The Forms landowner and land-uses on usual rule;govern karachaevs in the first half XIX//History of gorskih and nomadic folk North Caucasus. Stavropol, 1975. Ed. 1. P. 55-56.

10. In the same place. P. 56.

11. Dymanov H.M. Social... P. 82.

12. Periodical seal Caucasus about Osetii and ossetian. Book 1. Chinvali, 1981. P. 43.

13. Margiev V.I. The History state and right Osetii. Maykop, 1977. P. 178.

14. Kychmezova M. Ch. Property and hereditary rights balkar in XIX // Herald Kabardino-Balkar Thread to histories, language and literature. Nalichik, 1972. Ed. 6. P. 183-187.

15. Ladigenski A.M. Adaty caucasian highlander. M, 1947. P. 90.

16. Margiev V.I. The History P. 179.

17. Ladigenski A.M. Adaty caucasian highlander. M, 1947. P. 90.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.