Ю.М. Гусейнов
РОЛЬ АДАТА И ШАРИАТА В СЕМЕЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ КУМЫКСКОЙ ЖЕНЩИНЫ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)
Аннотация
Вопрос статуса h семейного положения женщины в кумыкской семье в конце XIX - начале XX века исследован на основе полевого материала, собранного автором в течение 3 лет на компактно проживающих кумыками1 территориях Республики Дагестан. Особое место в статье уделяется вопросу имущественного и общественного положения кумычки, в частности, раздела имущества, порядка судебного разбирательства за противоправные действия в отношении женщин, наказания их за супружескую неверность и т.д.
Определенные запреты на тендерные внутрисемейные отношения наложил кумыкский этикет, согласно которому женскому полу запрещено было обедать при мужчинах, разговаривать со свекром, выходить за порог дома без разрешения мужа и т.д.
Согласно нормам кумыкского адата муж имел право безнаказанно убить свою супругу. Как правило, убийство совершалось при нарушении супружеской верности, неисполнении поручений мужа, оскорблении супруга в присутствии его родителей и т.д. При этом согласно юридическим тонкостям адата муж должен был на судебном процессе в присутствии трех свидетелей объявить причину, а свидетели клятвой подтвердить его правоту.
Нормы адата регламентировали различные конфликты, связанные с умыканием девушек. Согласно нормам кумыкского адата данные действия карались кровной местью. Однако если похищение происходило с согласия девушки, то кровная месть распространялась и на ее жизнь.
В целом, в вопросе корреляции адата и шариата в статусе и правовом положении кумычки наблюдался доминант адата над мусульманским правом.
Ключевые слова: адат, шариат, кумыки, обычаи, фольклор, канлы, Дагестан
Jusup M. Gyseinov
THE ROLE OF ADAT AND SHARIAH IN THE FAMILY POSITION OF THE KUMYK WOMAN (LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES)
Abstract
The position and family status of women in the Kumyk family in the late 19th - early 20th centuries are investigated based on the field material collected by the author in a period of3 years on the territories ofthe Republic ofDa-ghestan densely populated by the Kumyk people, one of the Turkic peoples in the Russian Federation. The special place in the article is allotted to the issue of property and social position ofthe Kumyk woman, in particular, the division ofproperty, law proceedings for offences against women, punishing them for adultery, etc.
Certain prohibitions on gender relationships have imposed the Kumyk etiquette, according to which women were forbidden to dine with men, to talk with one's father, to pass beyond the threshold ofthe house without her husband's permission, etc.
According to the norms ofthe Kumyk adat the husband had the right to kill his wife with impunity. Usually murder was committed for practicing adultery, not obeying the orders of her husband, insulting the spouse in the presence
1 Кумыки - один из тюркских народов РФ.
Гусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственногоуниверситета народного хозяйства (Махачкала), e-mail: g.usup@ mail.ru
Jusup М. Gyseinov, Cand.Sc. (History), Associate Professor at the Chair of Humanitarian Subjects, Daghestanian State University ofNationalEconomy (Makhachkala), e-mail: g.usup@ mail.ru
УДК 902.7
© Гусейнов Ю.М., 2017
18
Ю.М.Гусейнов
of his parents, etc. In accordance with the legal intricacies of the adat the husband during the trial in the presence ofthree witnesses had to declare the cause, and the witnesses to confirm his innocence by an oath.
The norms of the adat regulate various conflicts related to kidnapping girls. According to the norms of the Kumyk adat these actions were punished by blood-revenge. However, if the latter took place with the consent of the girl, vendetta extended to her life, too.
In general, the question ofcorrelation ofthe adat and Shariah in the status and legal position ofaKumyk woman observed the dominance of adat over Islamic law.
Key words: adat, Shariah, the Kumyk people, customs, folklore, kanly, Daghestan
Кумыки - тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Дагестан. Их численность - более 300 тыс. человек. У кумыков, как у многих других народов Дагестана, почти все внутрисемейные тяжбы регулировались адатом и шариатом, которые в исследуемый период сочетались во всех сферах повседневного быта кумыков, в т.ч. во внутрисемейных отношениях. Важно заметить, что в отличие от судопроизводства, где адатные и шариатские нормы нередко не совпадали, в семейно-бытовых отношениях они чаще всего, переплетаясь, взаимно дополняли друг друга.
Адаты кумыков определяли поведение в семье, нормы взаимоотношений между мужем и женой, отцом и детьми, братом и сестрой и т.д. Все это нашло подробное освещение в работе Маная Алибеко-ва «Адаты кумыков» [3]. По кумыкским адатом жена, дети старались всячески демонстрировать уважение к мужу, отцу. «Порядочные жены не ели при мужьях и даже воды не пили на их глазах», -отмечает автор [3, с. 30]. Отцу было запрещено играть со своими детьми при посторонних, проявлять к ним отцовские чувства, брать их на руки и т.д. А шариатские установления все это не запрещали.
Специальная литература и фольклор кумыков, полевой материал свидетельствуют о традиционном патриархальном укладе в семейном быту кумыков, согласно которому главе семейства беспрекословно подчинялись все члены семьи, что характерно и для других народов Дагестана.
Во многих аспектах внутрисемейные отношения строились на основе норм и обычаев, несоблюдение которых не имело юридической силы, в то же время несоблюдение адата и шариата жестко осуждалось общественным мнением.
Нередко внутрисемейные отношения регулировались правовыми нормами. В частности, нормы обычного права защищали личную собственность жены, состоящую из приданого и подарков, полученных при замужестве (мебель, скот, одежда, посуда и др.). Один из адатов кумыков гласил: «Имущество, принадлежащее жене, не-
прикосновенно; без ее согласия муж не имеет права распоряжаться им». Если муж посягал на личную собственность жены, то она имела право обратиться за помощью к родителям, а они, в свою очередь, обращались в суд [7, с. 200].
Аналогичные права жены зафиксированы и в шариате. Как отмечает Г.М. Керимов: «По закону (шариата. - Авт.) все приданое жены, ею полученное от мужа и от родителей, принадлежит жене, и муж не имел права им распоряжаться» [5, с. 207]. Если муж без предварительного разрешения жены продавал или дарил что-либо из ее имущества, то она имела право потребовать от него возмещения.
Глава семейства, как по адату, так и по шариату, имел право наказывать жену и детей за различные проступки. М.М. Ковалевский по этому поводу пишет: «Муж всегда вправе наказать проступок жены плетью, но наказывать он ее должен втихомолку, а не на улице; последнее бы считалось позором для него самого. Насколько распространен в Дагестане обычай учить жену ударами по спине, можно судить по следующей ходячей здесь остроте: «В саклю приходит сосед и спрашивает: «На что тебе столько плетей, ведь у тебя всего одна лошадь? - Одна плеть, - отвечает хозяин, - служит мне для усмирения лошади, а другая - для усмирения жены» [6, с. 204].
По адату отец за убийство сына или дочери не отвечал. Например, в адате общества Башлы говорится: «Если отец убьет сына или дочь, то никем не преследуется и штрафуется лишь двумя быками: одним в пользу управляющего, другим в пользу общества» [2, с. 59]. В их же адатах отмечено: «Если мать убьет сына или дочь, то она не отвечает за кровь» [2, с. 60].
В то же время адатные нормы строго наказывали за убийство родителей. Из «Горской криминалистики»: «В 1873 г., в марте, в селении Малый Дженгутай Темир-Хан-Шуринского округа был найден труп Умар-Магомы Оглы (позже выяснилось. - Авт.), что дети его постоянно подвергались безжалостным побоям и брани со стороны отца, и раз даже Умар выстрелил из пистолета
РОЛЬ АДАТА И ШАРИАТА В СЕМЕЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ КУМЫКСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
19
в своего родного сына Джемау. Наконец, 19-летний Джемау не вытерпел такого жестокого обращения от отца, и когда тот вернулся домой и, разбранив детей, улегся спать, Джемау убил его топором и через день вывез тело его на арбе за село» [4, с. 27].
Адатными нормами, как и мусульманским законодательством, любое внутрисемейное убийство жестоко наказывалось. Особенно строго каралось убийство, не имевшее под собой обоснованной причины. В разряд обоснованных причин относились прелюбодеяние, отступление от веры, поведение, позорящее семью и тухум2, и др. «Муж не имеет права лишить жену жизни», - отмечено в кумыкском адате [7, с. 250]. Если же подобное убийство все же происходило, то муж становился кровным врагом отцу или братьям покойной жены, следственно, в этом случае автоматически вступали в силу адаты кровной вражды. Такое положение конкретизируется в «Сборнике адатов шамхаль-ства Тарковского и ханства Мехтулинского»: «За убийство мужем жены безвинно взыскивается с родственников мужа смертная пеня, а сам убийца с шестью ближайшими родственниками изгоняются из селения под именем кровного врага и не возвращаются до тех пор, пока не простят его наследники убитой им жены» [1, с. 190]. Подобный адат мы встречаем и у кумыков общества Башлы, в нормах обычного права которых отмечено: «Кто убьет жену свою, выходит в канлы3» [2, с. 59].
Суровое наказание предусматривалось также в случае убийства женой мужа. Если «жена убьет своего мужа, то по адату она сама подвергается такой же ответственности», т.е. смертной казни [2, с. 59].
Русское правительство в подобных случаях ссылало виновных в разные районы России. Например, «с 1860-1867 гг. из шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского за прелюбодеяние и разврат было сослано 12 человек, а из при-сулакских наибств - 2 человека» [4, с. 80].
Для представителей низшего и частично среднего сословия довольно часто наказание ссылкой заменялось денежным штрафом, размер которого был предусмотрен адатами и имел юридическую силу. Например, в Эндиреевском, Костековском и Аксаевском княжествах мужчина за супружескую неверность выплачивал штраф в размере тридцати рублей, в селении Башлы Кайтагского уцмийства штраф за аналогичный проступок равнялся двум быкам. Самым высоким был штраф
у кумыков шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского, размер которого варьировался в районе 100 руб. [1, с. 200].
После утверждения советской власти в Дагестане начался процесс уравнивания женщин в правах с мужчинами. В быту стали практиковаться браки между разными сословиями. Прежние запреты на вступление в брак считались антигосударственными.
Рассматривая роль адата и шариата в семейном быту кумыков, хотелось бы подробно отметить о наказаниях, связанных с похищением (умыканием) девушек.
В целом, похищение девушки в кумыкском селении было крайне редким явлением, однако такие случаи наблюдались. Адат предполагал разное наказание за умыкание девушки с ее согласия или без него. «Дагестанские адаты, - отмечает Б.Р. Рагимо-ва, - довольно просто разграничивали насильственное умыкание и похищение, совершенное с согласия девушки. Так, если женщина кричала, когда ее похищали, значит, похищение было насильственным, если же не кричала, то, значит, с ее согласия» [10, с. 21].
Естественно, за насильственное похищение следовало более суровое наказание, чем за умыкание с предварительного согласия девушки. В адатах присулакских кумыков отмечено: «Кто желал жениться на девушке, с этой целью похитил ее из родительского дома, делается кровным врагом (до мас-лаата4. - Авт.) ее родителям и родственникам» [11, с. 308]. Если по истечении срока высылки в канлы девушка пожелает вступить в брак с похитителем, то последний был обязан выплатить ее родственникам штраф в размере тридцати рублей [11, с. 310].
В некоторых случаях сторона невесты не требовала и этого штрафа. Например, в конце XIX в. в селении Эндирей местный житель Ибрагим похитил свою односельчанку - Бийке. Отец Ибрагима спустя некоторое время отправился на маслаат к отцу Бийке, где пояснил, что она согласна на брак с Ибрагимом. Отец Бийке, несмотря на дерзость Ибрагима, не стал возбуждать против него кровной вражды и требовать штрафа за похищение с условием, чтобы Бийке вернули в дом, откуда она была похищена. Так и было сделано. Спустя неделю родители и родственники Ибрагима пришли просить согласие на брак и после долгих колебаний отец Бийке согласился [8].
С установлением советской власти стирались границы тендерного воспитания. Юноши и девушки совместно посещали учебные заведения,
2 Тухум - родственная группа у народов Дагестана.
3 Канлы - кровный враг (убийца).
4 Маслаат - самобытная форма разрешения конфликтов у народов Дагестана.
20
Ю.М.Гусейнов
развлекательные мероприятия. Советское правительство провело строгое разграничение между адатами, называя одни «вредными», другие «полезными». Адаты, которые регулировали внутрисемейные отношения, относились к «вредным», а их исполнение в быту считалось антигосударственным явлением [9]. К числу «вредных» ада-тов относилась норма обычного права - «калым», который, несмотря на различные протесты государственной власти, продолжал сохранять доминирующее положение в семейной жизни. В 20-30-е годы XX столетия калым представлял значительную сумму для стороны жениха.
Рассмотрение положения женщины в семье сквозь призму норм адата и шариата позволяет констатировать, что в семье у кумыков была жесткая иерархия. Все члены семьи беспрекословно подчинялись отцу, которому принадлежали все права на имущество. За любое противоправное действие мужчина имел право наказывать жену. По нормам кумыкского адата мужчина имел право даже лишить ее жизни в случае подозрения последней в любовной измене. Нормы адата регламентировали возмездие виновному в случаях похищения (умыкания) девушек в обществе.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Адаты шамхальства Тарковского и ханства Мех-тулинского. Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х вв.: Архивные материалы / сост., предисл., примеч. Хашаева Х.-М. Махачкала: Дагкнигиздат, 1965. С. 62-72.
2. Адаты южно-дагестанских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис: Тип. С. Сели-ванского, 1873. Вып. 7. С. 1-72.
3. Алибеков М. Адаты кумыков / пер. Т. Бейбула-това. Махачкала: Дагкнигиздат, 1927. 40 с.
4. Из горской криминалистики // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 8. Тифлис: Тип. С. Се-ливанского, 1874. С. 18-45.
5. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. М.: Наука, 2007. 240 с.
6. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М.: Тип. Мамонтова и К°, 1890. 650 с.
7. Леонтович РИ. Адаты кавказских горцев. Т. 2. Одесса: Тип. А.П. Зелёного, 1883. 694 с.
8. Полевой материал. Инф.: Ибрагимова Ханма-на, 1929 г.р., г. Махачкала.
9. Полевой материал. Инф.: Мухтарова Мадина, 1958 г.р., сел. Эндирей.
10. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе в XIX - начале XX веков. Махачкала: Юпитер, 2000. 387 с.
11. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Кумыки. СПб.: Тип. Мамонтова и К°, 1895 . 648 с.
REFERENCES
1. Adaty shamkhal'stva Tarkovskogo i khanstva Mekhtulinskogo. Pamjatniki obychnogo prava Dagestana XVII-XIX w.: Arkhivnye materialy [The Adat of the Tar-kovsky Shamkhalate and the Mekhtulinsky Khanate. Monuments of the Common Law in Daghestan in the 17th— 19th Centuries: Archival Data]. Compiled by Kh.-M. Khashajev. Makhachkala: Dagknigizdat press, 1965. P. 62-72 (inRuss.).
2. Adatyjuzhno-dagestanskikh obshchestv [Adats of South Daghestanian Communities]. In: Sbornik svedenij о kavkazskikh gortsakh [Collection of Data on Caucasian Highlanders. Issue 7]. Tiflis: S. Selivansky's publ., 1873. P. 1-72 (in Russ.).
3. Alibekov, M. Adaty kumykov [Adats of the Ku-myk People]. Translated by T. Bejbulatov. Makhachkala: Dagknigizdatpress, 1927. 40 p. (in Russ.).
4. Iz gorskoj kriminalistiki [From Criminal Investigation in the Highlands]. In: Sbornik svedenij о kavkazskikh gortsakh [Collection of Data on Caucasian Highlanders. Issue 8]. Tiflis: S. Selivansky's publ., 1874. P. 18-45 (inRuss.).
5. Kerimov, G.M. Shariat: Zakon zhizni musul'man [Shariah: The Law of Life of the Moslems]. Moscow: Nauka press, 2007. 240 p. (in Russ.).
6. Kovalevskij, M.M. Zakon i obychaj na Kavkaze. T. 2 [The Law and the Custom in the Caucasus. Vol. 2]. Moscow: Mamontov and Co press, 1890. 650 p. (in Russ.).
7. Leontovich, R.I. Adaty kavkazskih gortsev. T. 2 [Adats among Caucasian Highlanders. Vol. 2]. Odessa: A. Zeljony publ., 1883. 694 p. (in Russ.).
8. Polevoj material. Inf.: Ibragimova Khanmana, 1929 g.r., g. Makhachkala [Field Data. Informant Ibragimova Khanmana, Born in 1929, Makhachkala].
9. Polevoj material. Inf.: Mukhtarova Madina, 1958 g.r., sel. Endirej [Field Data. Informant Mukhtarova Madina, Born in 1958, the Village ofEndirej].
10. Ragimova, B.R. Zhenshchina v traditsionnom dagestanskom obshchestve v XIX - nachale XX vekov [Woman in the Traditional Daghestanian Society in the 19tb - Early 20tb Centuries]. Makhachkala: Jupiter press, 2000. 387 p. (inRuss.).
11. Semenov, N. Tuzemtsy Severo-Vostochnogo Kav-kaza. Kumyki [The Natives of the North-Eastern Caucasus. The Kymuks]. Saint Petersburg: Mamontov and Co press, 1895. 648 p. (inRuss.).