11. GAOO. F. 6. Op. 12. D. 812 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 6. Bordereau 12. Individual File 812] (in Russ.).
12. GAOO. F. 6. Op. 12. D. 1161 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 6. Bordereau 12. Individual File 1161] (in Russ.).
13. GAOO. F. 6. Op. 12. D. 15955 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 6. Bordereau 12. Individual File 15955] (in Russ.).
14. GAOO. F. 6. Op. 8. D. 117 [The State Archives of the Orenburg Oblast. Fund 6. Bordereau 8. Individual File 117] (in Russ.).
Ю.М. Гусейнов УДК 902.7
АДАТ И ШАРИАТ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ У КУМЫКОВ В XIX-XX ВВ.
Аннотация
Кумыки - один из тюркоязычных народов, проживающих на территории Дагестана, имели четко выработанные адатные нормы, которые регулировали их семейную и общественную жизнь, в т.ч. довольно ярко проявлялись в похоронно-поминальной обрядности. В ходе распространения ислама в Дагестане в быт кумыков прочно вошли нормы шариата. В исследуемое время именно адат и шариат стали основными регуляторами их семейного и общественного быта.
Нормы кумыкского адата и шариата противоречили друг другу в ряде положений. В частности, оплакивание умершего запрещалось нормами шариата, но одобрялось кумыкскими адатами. Более того, кумыки нанимали женщин-плакальщиц, которые за определенную плату припевали над телом усопшего. Нормы адата и шариата имели разногласия в вопросах похорон усопшего, если человек умер от заразной болезни. В таком случае кумыкский адат предлагал не хоронить некоторое время покойного, пока случаи смертей не прекратятся, шариат же настаивал, чтобы человека хоронили в день его смерти. В целом, нормы адата и шариата не имели столь больших разногласий как в вопросе похоронно-поминальной обрядности у кумыков.
Ключевые слова: адат, шариат, кумыки, Дагестан, канлы, мусульмане, тазият, тюрки
Usup M. Gyseinov
ADAT AND SHARIAH IN THE FUNERAL RITES OF THE KUMYKS IN THE 19th - 20th CENTURIES
Abstract
The Kumyks are one of the Turkic-speaking peoples living on the territory of Daghestan who had clearly defined norms of adat that regulate their family and social life. Besides the norms were quite evident in the funeral rites. During the spread of Islam in Daghestan norms of Shariah permanently crept in the Kumyks' life. During the time under study it was adat and Shariah that were the main regulators of the family and community life of the Kumyks.
Norms of the Kumyk adat and Shariah contradicted each other in several aspects. In particular, the lamentation of the deceased was strictly forbidden by the Shariah, but was admitted by the Kumyk adat. Moreover, Kumyks hired female mourners, who were humming over the body of the deceased for a fee. The norms of adat and Shariah had differences in matters of entering the deceased if a person died from a contagious disease. In this case, the Kumyk adat
Гусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала), e-mail: g.usup@ mail.ru
Usup M. Gyseinov, Cand.Sc. (History), Associate Professor at the Chair of the Humanities Subjects, Daghestanian State University of National Economy (Makhachkala), e-mail: g.usup@ mail.ru
© Гусейнов Ю.М., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/2 (80)
АДАТ И ШАРИАТ В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ У КУМЫКОВ В XIX-XX ВВ.
31
suggested not to bury the deceased for some time until the deaths did not stop. Shariah, however, insisted on burying him/her on the day of his/her death. In general, there were not strong controversies between the norms of adat and those of Shariah as concerning the issue of the funeral rites among the Kumyks.
Key words: adat, Shariah, Kumyks, Daghestan, kanly, Muslims, tasiat, Turks
Кумыки, как и другие народы Дагестана, Кавказа, смерть одного из членов своей семьи воспринимали как большое горе.
После смерти близкого человека его родные и близкие совершали определенные ритуалы и обряды, чтобы несколько облегчить его участь в «потустороннем» мире. Естественно, для этого необходимы были материальные, денежные средства, притом порой немалые. По шариату все расходы, связанные с погребением покойного, обязаны были на себя взять его дети, а в их отсутствие -родственники покойного или община, в которой он проживал.
После смерти в дом, где проживал умерший, собирались родственники, друзья, соседи, односельчане, кунаки и др. Пришедшие мужчины собирались на тазият1 (сбор соболезнующих) во дворе, женщины обычно проходили в дом, где находился покойник, чтобы оплакивать его. Это характерно и для других народов Дагестана, мусульман других регионов России.
Важно отметить, что нормы шариата2 «не одобряли слишком громкий или оживленный плач около умершего и требовали терпеливо переносить горе» [3]. Специальная литература, полевой материал, а также личные наблюдения автора позволяют констатировать, что данный запрет шариата соблюдался, как правило, только родителями покойного. Так, С.Ш. Гаджиева и А.М. Аджиев отмечают: «Отец и мать умершего должны были проявлять большую сдержанность, внешнее выказывание боли или слабости осуждалось» [2, с. 45]. Родственники и близкие друзья покойного, а также его жена, вопреки нормам шариата, громко оплакивали его уход из жизни, т.к. адат не запрещал этого.
Нередко плач перерастал в проклятия (если смерть произошла неестественным путем, например, в результате убийства), адресовалось оно главным образом виновному в убийстве [4]. В них часто звучал и мотив отмщения. Например, Н. Семенов, сообщая о погребальном обряде известного кумыкского героя Султан-Мута, погибшего от рук врагов, подробно описал проклятие его жены в адрес виновных:
1 Траурный обряд.
2 Шариат - свод правил обычного права.
Что теперь наши сожаленья, когда нет уже мужа, Султан-Мута?
К чему мы бьем себя и льем слезы? Какая польза от этого?
Да поможет Бог оставленным тобою трем сыновьям твоим, возмужав сделаться достойными тебя!
И да осушат они слезы, отомстив за тебя нашим врагам [7, с. 353].
Перед погребением над телом усопшего необходимо было провести омовение (купание), при котором должны соблюдаться следующие правила:
1) мертвое тело должно быть обращено лицом к Кибле (Каабе. - Ю.Г.);
2) омовение умершего мужчины должен совершить мужчина, а умершей женщины - женщина («женщину и девочку обмывала, как правило, женщина», - отмечает С.Ш. Гаджиева);
3) части аврат (аурат) (стыдливые части: от колен до пупа) должны быть всегда покрыты;
4) омовение не должно быть совершено на открытом воздухе либо на улице.
После омовения покойника клали на специальные носилки (у кумыков именуются «сына-жа») и несли на кладбище, похоронить на котором при жизни просил усопший. Если смерть наступала до заката солнца, то усопшего хоронили в этот же день; если ночью, то похороны переносились на следующее утро [5].
Похороны не происходили в день смерти, если человек погибал от заразной болезни. В адатах ханства Мехтулинского и шамхальства Тарковского по поводу подобного случая отмечается: «В случае появления в каком-либо доме заразной болезни, больные высылаются из селения в поле; если таковые умрут, то к погребению общество не приступает; только ближайшим родственникам, если сами пожелают, предоставляется право хоронить их, но с тем условием, что они в селение не могут возвратиться, пока болезнь совершенно не прекратится» [1, с. 186].
Исламско-шариатские установления предписывают хоронить покойного в день смерти, даже если ее причиной являлась заразная болезнь. Однако в подобных случаях некоторые религиозные обряды
32
Ю.М. Гусейнов
не проводились, в частности, не устраивались коллективные моления.
Исламскими установлениями обряды погребального цикла четко детализованы. Так, глубина могилы не должна была превышать двух метров. Обычно перед похоронами труп клали у могилы и, соблюдая предписания ислама, «дибир (или мулла, кадий. - Ю.Г) читал молитву «вахшат» (или унс)» [6, с. 86]. После ее прочтения покойника клали в могилу таким образом, чтобы лицо его было повернуто в сторону Киблы (Каабы). Перед самым погребением, да и в процессе похорон, некоторые присутствующие произносили шахада (по-кумыкски - шаадат) («Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха»). По мнению богословов, молитва читалась для того, чтобы душа покойного смогла повторить эти слова: с произнесением их покойник якобы попадал в рай [6, с. 82].
После похорон устраивался тазият - обряд, согласно которому в основном родственники, близкие люди покойного собираются у него во дворе и пребывают там три, семь дней. Тазият выстаивают и для того, чтобы принимать соболезнования по умершему. Во время обряда читались «молитвы, которые сопровождались различными мольбами, обращенными к Аллаху, чтобы тот сжалился над покойным и облегчил его страдания в могиле» [3].
По исламским обычаям после смерти человека не разрешалось в течение трех дней готовить еду в доме, где проживал покойник. Однако кумыки не соблюдали данный запрет шариата, т.к. адатом это разрешалось. Исключение составляли лишь кумыки села Параул, которые только в течение трех дней после смерти близкого родственника готовили еду в доме соседей или родственников (если те проживали неподалеку).
После похорон родственники покойного выражали скорбь по умершему своим внешним видом. Так, его сыновья и близкие родственники в течение 40 или 51 дня не брили бороды, а дочери, жена, а также близкие родственницы около года носили траурную одежду, обычно черного цвета (платье, платок), которую через некоторое время (например, полгода) могли заменить одеяниями светлого цвета. Как правило, если смерть была насильственной, то срок ношения траурного одеяния для женщин несколько увеличивался. Иногда траурное одеяние по очень близкому человеку женщины не снимали до самой смерти [4].
Кроме того, близким родственникам и их детям было запрещено около года посещать уве-
селительные мероприятия (свадьбы, праздники и т.д.). Женщины обычно не выходили в течение определенного времени на полевые работы (этот срок не превышал трех-четырех месяцев) [5].
Любое разрушение могилы с целью грабежа или по каким-либо иным причинам строго наказывалось. Так, в адатах шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского по такому поводу отмечается: «За разрушение могилы и похищение с покойного вещей виновный убивается обществом; если же преступник успеет скрыться, то он в продолжение всей жизни не смеет показаться в селении под страхом быть убитым, дом его разрушается, а скот и прочее имущество его разграбляется обществом» [1, с. 192].
В отличие от адата, нормы мусульманского права в «реальном» мире не наказывали виновного штрафом за подобный проступок, считая, что должное наказание он получит в «потустороннем» мире. Такое деяние считалось греховным.
Вандализм на кладбищах был не только с целью грабежа. В селении Султанянгиюрт Кизилюртов-ского района из поколения в поколения передается история об одном случае, который нам рассказал муэдзин стопятидясителетней мечети Абду-рахман. В начале XX века в селе жил некий Саид, который каждый день, когда наступала ночь, брал свое ружье и шел на кладбище, где находился до восхода солнца; так повторялось каждый день. Лишь в глубокой старости перед смертью Саид рассказал причину посещения кладбища по ночам. Однажды вечером, когда возвращался с поля, он решил сократить путь и отправился через кладбище. Вдруг среди могил он заметил женщину, которая ела печень недавно упокоившегося ребенка. По словам Саида, силуэт женщины напоминал ему его сельчанку, но боясь ошибиться и соответственно получить адатное возмездие, он умолчал, но приложил все усилия, чтобы подобные случаи больше не повторялись. Такие случаи были единичным явлением, т.к. адат-ские и шариатские нормы жестко наказывали виновного.
Таким образом, похоронные обряды регламентировались как адатом, так и шариатом, а также местными обычаями и обычаями исламского толка. Многие обряды, предписанные шариатом, считались обязательными, без их соблюдения акт погребения считался не полностью выполненным. Одновременно в некоторых ситуациях в ходе исполнения погребальных обрядов наблюдалась доминанта адата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаты шамхальства Тарковского и ханства Мех-тулинского // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв.: Архивные материалы / сост., предисл., примеч. Хашаева Х.-М. М.: Наука, 1965. С. 169-183.
2. Гаджиева С.Ш., Аджиев А.М. Похоронный обряд и причитание у кумыков // Семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1980. 263 с.
3. Полевой материал. 2009 год (информация собрана у респондентов кумыкской национальности).
4. Полевой материал. 2011 год (информация собрана у респондентов кумыкской национальности).
5. Полевой материал. 2008 год (информация собрана у респондентов кумыкской национальности).
6. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. М.: Издательство ДИЛЯ, 2007. 512 с.
7. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа: Кумыки. СПб.: Издательство Нептун, 1895. 380 с.
REFERENCES
1. Adaty shamkhal 'stva Tarkovskogo i khanstva Mekhtulinskogo [Adats of the Shamkhalate of Tarki and
the Mekhtulinsky Khanate]. In: Pamyatniki obychnogo prava Dagestana XVII-XIX vv.: Arkhivnye materialy [Monuments of the Daghestanian Common Law in the 17th - 19th Centuries: Archival Sources]. Compiled with Introduction and Explanatory Notes by Kh.-M. Khashaev. Moscow: Nauka press, 1965. P. 169183 (in Russ.).
2. Gadzhieva, S.S., Adzhiev, A.M. Pokhoronnyj obryad i prichitanie u kumykov [Funeral Rites and Lamentation among the Kumyks]. In: Semejnyj byt narodov Dagestana [Family Life of the Peoples of Daghestan]. Makhachkala, 1980. 263 p. (in Russ.).
3. Polevoj material. 2009 [Field Notes of 2009] (Collected among the Kumyks Surveyed).
4. Polevoj material material. 2011 [Field Notes of 2011] (Collected among the Kumyks Surveyed).
5. Polevoj material material. 2008 [Field Notes of 2008] (Collected among the Kumyks Surveyed).
6. Kerimov, G.M. Shariat: zakon zhizni musul'man [Shariah: The Muslim Rules of Life]. Moscow: DILYA Publishing House, 2007. 512 p. (in Russ.).
7. Semenov, N. Tuzemtsy Severo-Vostochnogo Kavkaza: Kumyki [Natives of the North-Eastern Caucasus: The Kumyks]. St. Petersburg: Neptun press, 1895. 380 p. (in Russ.).
Г.А. Киньябаева УДК 392.54
БРАЧНОСТЬ В БАШКИРСКОМ ОБЩЕСТВЕ XIX ВЕКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РОЖДАЕМОСТЬ
Аннотация
Материалы переписей населения (ревизий) являются наиболее информативным источником для изучения вопросов влияния различных форм брака на демографические процессы в башкирском обществе в XIX в. Одной из известных пережиточных форм брака является полигамия. Как известно, именно форма брачных отношений играет ведущую роль в изучении вопросов рождаемости, исследование их динамики определяет формирование демографической структуры населения. В первой половине XIX века большинство башкирских семей были моногамными, но были случаи существования и полигамных семей. Материалы ревизий по башкирам, ведущим полукочевой образ жизни в первой половине XIX в., свидетельствуют о незначительном влиянии многоженства на общий прирост населения, происходивший в основном за счет увеличения общего количества женщин, состоящих в брачных отношениях.
Киньябаева Гульназира Айратовна, кандидат исторических наук, начальник научно-организационного отдела аппарата президиума Академии наук Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: gulnazir@mail.ru
Gulnazira A. Kinyabaeva, Cand.Sc. (History), Head of the Scientific and Organizational Section, Presidium of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: gulnazir@mail.ru
© Киньябаева Г.А., 2018