УДК 38
Мурзабекова Наида Максимовна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного педагогического университета popz3@mail.ru
Гусейнова Райганат Таджибовна
кандидат стоических наук, методист факультета права Дагестанского
государственного педагогического университета
popz3@mail.ru
Naida M. Murzabekova
senior teacher of department of the theory and history of state and law of the Dagestan state pedagogical university popz3@mail.ru Rayganat T. Guseynova
candidate of stoical sciences, methodologist of faculty of the right of the Dagestan
state pedagogical university
popz3@mail.ru
Становления обычая как источника права у народов Северного Кавказа
Becoming the custom as a source of law in the North Caucasus
Аннотация. В данной статье раскрываются правовая природа, сущность и основные признаки обычаев.
Авторами анализируется обычай как источник гражданского права. В статье рассмотрены вопросы становления обычая как источника права. Приводится характеристика обычая в современных условиях. Рассмотрены вопросы соотношения между обычаем и деловыми обыкновениями. Проанализированы условия применения обычаев по действующему законодательству.
В статье проанализированы основные регулятивные системы, а также выявлены особенности интерпретации данных норм при их применении на Кавказе.
Ключевые слова: Правовой обычай, закон, обычное право, правовая культура, обычай, источник права, общественное отношение, местные обычаи, адат, шариат, народы Северного Кавказа.
Annotation. This article deals with legal nature, essence and main features of customs.
The author analyzes the habit as a source of civil law. The article discusses the formation of custom as a source of law. The characteristic of the custom today. The questions of the relation between custom and business usages. The conditions for the application of customs under the current legislation.
The article analyzes the basic regulatory systems, as well as the peculiarities of the interpretation of these rules when they are used in the Caucasus.
Keywords: Legal custom, law, customary law, legal culture, custom, source of law, public relations, local customs, adat, the sharia, the peoples of the North Caucasus.
На протяжении многих веков наши предки, чтобы наладить нормальную жизнь в аулах, определить свое отношение к соседям, представителям других народов, выработали продуманную систему правовых и моральных норм, позже получивших название «адаты» (в науке они называются «обычным правом»). Обычное право продолжает оставаться одним из источников российского права. Оно наиболее востребовано при регулировании гражданско-правовых и смежных с ними отношений (обычаи делового оборота)
Обычное право довольно прочно вошло в систему понятий правовой теории и практики. Изучение возможностей широкого включения обычно -правовых норм в систему источников российского права представляется актуальным для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, где правовые обычаи до сих пор востребованы при разрешении различного рода вопросов социально-культурных отношений, отправления правосудия.
Горцы Дагестана на протяжении многих веков выработали также основные традиции и адаты, воплотившие в себе самобытность, национальную психологию и характер всего дагестанского народа. Самой благородной традицией, особо охраняемой народами Дагестана, является межнациональный мир, дружба и сотрудничество наших народов, стремление всегда быть вместе, совместными усилиями защищать честь и достоинство своей родины. Все мы - и млад, и стар - должны гордиться этой мудрой традицией, заложенной нашими предками, и каждый из нас должен всемерно способствовать укреплению единства, дружбы всех дагестанских народов. Отцовская или семейная опека и попечительство в таких условиях на Северном Кавказе пока ещё четко не регламентировались. Согласно обычному праву считалось, что «при жизни всякий, кто в здравом рассудке, имеет право назначить при свидетелях вместо себя душеприказчика или опекуна. Завещатель поручает ему распорядиться детьми до совершеннолетнего возраста их. Опекун по смерти завещателя берет все имущество и доходы под сохранение свое, потом с воли умершего распоряжается погребальным обрядом; если умерший считался кому должным, и этот явится с законными доказательствами, душеприказчик уплачивает долг...». Если опекун не был определен волей отца, то он назначался сельским обществом, обычно из числа ближайших родственников.
.Кроме того, обычно опеку над вдовой осуществляли здесь наследники умершего, обязанные содержать ее до смерти или до выхода в новое замужество. В последнем случае опекуны получали калым от жениха, также как и в случае выхода в замужество дочери умершего.
Опекунство на Северном Кавказе в соответствии с обычным правом устанавливалось: для женщин - до их смерти или выхода в новое замужество;
для детей - до совершеннолетия подопечного или, если это была девушка, до тех пор, пока она не выйдет замуж.
Таким образом, в рассматриваемый период такие институты обычного права как опека и попечительство у народов Северного Кавказа в условиях распада первобытно-общинного строя и становления государственности только начали складываться. Они определялись следующими чертами: во-первых, пока ещё не существовало юридического понятия этих институтов, что было связано как с социально-экономическим развитием народов, так и с патриархальными отношениями в регионе. Во-вторых, складывающимися обычаями в период формирования форм и отношений опеки и попечительства. В то же время следует сказать, что объектами гражданско-правовых отношений в регионе были, в основном, земля и скот, по поводу которых возникали различные сделки: мены, купли-продажи и т.п., регулируемые нормами обычного права.
В рассматриваемый период земля у народов Северного Кавказа уже стала переходить в частную собственность отдельных семей, хотя существовавшая община сдерживала этот процесс. По этому поводу дореволюционные авторы, исследовавшие земельные правоотношения северокавказских этносов, делили землю на два фонда: частные земли, к которым они относили пахотные и часть покосов и выгонов; общественные -пастбища и часть сенокосов.
У всех северокавказских народов при отчуждении земли или при сдаче в аренду соблюдалось право преимущественной покупки родственниками и соседями. Продавец, прежде чем отчуждать участок посторонним, должен был предложить купить его сперва.
Кроме займов на проценты у кабардинцев существовала еще беспроцентная ссуда под залог имущества. Кредитор обычно пользовался данным ему должником имуществом и доходом от этого последнего. У картвельских племен такой договор назывался "гирау". Невозвращение в срок взятого в долг или на хранение горцы рассматривали, как кражу и требовали от просроченного платежа двух или даже трехкратной стоимости задержанного имущества.
Всем горцам Северного Кавказа был известен личный и имущественный наем. Особенность личного найма, вытекавшего из натурального хозяйства, состояла в том, что хозяин не только кормил нанявшегося, но одевал и обувал его. Нанявшийся рассматривался как временный младший член семейно - родовой общины. За его незаконные действия отвечал хозяин, как за проступок сородича. В этом нетрудно увидеть пережиток родового строя, когда в каждой общине могли быть только ее члены. В случае смерти нанявшегося человека согласно некоторым адатам хозяин наследовал его имущество.
Среди советских и российских ученых в области гражданского права обычаи исследуются С.И. Вильнянским[4], А.Л. Маковским[5], М.И. Брагинским[3], М.Г. Розенбергом[8], др. Современными цивилистами отмечается, что на внутреннем рынке обычаи делового оборота применяются
крайне редко, почти невозможно найти сборник обычаев делового оборота в пределах России. О торговых обычаях сведения можно получить только из правоприменительной практики ВАС РФ.
Правовой обычай применялся при разрешении споров, которые возникали в быту русских крестьян и среди населения национальных местностей России, ибо в этих местностях и слоях населения обычное право действовало как следствие сохранения пережитков сельской общины [9].
Новеллой гражданского законодательства явилось введение в ГК РФ 1994 г. в качестве источника гражданского права обычая делового оборота. Под ним понималось сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе [7]. Иначе говоря, обычаи делового оборота - это такие правила, которые не установлены законодательством, но широко применяются в сфере предпринимательских отношений, т.е. предпринимательские обычаи [1].
В современной науке обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно[6]. Обычаи передаются из поколения в поколение и живут веками, возможно, и тысячелетиями. Для людей исполнение обычаев может быть более важным, чем соблюдение законодательных установлений. В противном случае их может ожидать осуждение родных и близких, а в принципиальных случаях и отказ от признания в качестве родственника.
Правовые обычаи, не противоречащие национальному законодательству, признаются в Российской Федерации. В действующих нормативных актах закреплен ряд правовых обычаев, применяемых для регулирования возникающих правоотношений, как в области частного, так и публичного права.
Значительная часть их посвящена регулированию правоотношений, вытекающих из обычаев делового оборота. В частности, ст. 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, устанавливает, что "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Правовые обычаи являются вспомогательными источниками современного гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Гражданский процессуальный кодекс РФ (с изм. и доп.) в ст. 11 прямо указывает, что суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Обычное право наиболее востребовано при регулировании гражданско-правовых и смежных с ними отношений (обычаи делового оборота).
Литература
1. Белых В.С. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права //Юридический вестник. 1997. N 23.
2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2009. URL: http://www.lawmix.ru/commlaw/638 (дата обращения: 16.09.2016).
3. Брагинский М. Договоры с предпринимателями по ГК // Право и экономика. 1998. N1. С. 59 - 63.
4. Вильнянский С.И. Обычаи и правила социалистического общежития // Ученые записки Харьковского юридического института им. Л.М. Кагановича. 1954. Вып. 5. С. 3 - 24.
5. Маковский А.Л. Международное частное морское право. М., 1974. 60 с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 120.
7. Печников А.П. К вопросу о сущности правового обычая в российском гражданском праве (история и современность) // Бизнес в законе. 2011. N 2. С. 57.
8. Розенберг М.Г. Из практики составления контракта международной купли-продажи // Вестник ВАС РФ. 1997. N 3.
9. Рыбаков В.А. Правовой обычай как исторически устойчивый источник права // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2007. N 3 (12). С. 13 -19.
10. Сатушиева Л.Х.Статус национальных культур народов Северного Кавказа в конце XVIII - первой половине XIX века. История государства и права, 2014, N16.
Literature
1. BelykhV.S. Customs of trade as a source of Business Law // Legal Gazette. 1997. N 23.
2. Belykh V.S.Legal regulation of enterprise activity in Russia: Monograph. M .: Prospekt, 2009. URL: http://www.lawmix.ru/commlaw/638 (reference date: 09.16.2016).
3.Braginsky M. 3. Contracts with entrepreneurs HA // the Right and economy. 1998. N1. S. 59 - 63.
4. Vilnyansky SI Customs and rules of socialist society // Scientific notes they Kharkiv Law Institute. LM Kaganovich. 1954. Vol. 5. S. 3 - 24.
5. Makovsky AL Private international law of the sea. M., 1974. 60p.
6. Matuzov NI, Malko AV Theory of Government and Rights. M., 2004. P.
120.
7. Pechnikov AP To the question about the essence of legal custom in the Russian civil law (History and Present) // Business-in-law. 2011. N 2. S. 57.
8. Rosenberg MG From the practice of drawing up the contract for the International Sale // Herald SAC. 1997. N 3.
9. Rybakov VA Legal custom as a historically stable source of law // Herald of Omsk University. "Right" series. 2007. N 3 (12). Pp 13 -19.
10. Satushieva L.H.Status national cultures of the peoples of the North
Caucasus at the end ofXVIII - the first half of the XIX century. History of State and Law, 2014, N16.