Научная статья на тему 'Основные аспекты и проблемы модернизации системы управления качеством на промышленном предприятии'

Основные аспекты и проблемы модернизации системы управления качеством на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО / INDUSTRIAL ENTERPRISE / QUALITY SYSTEM / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филин М.М.

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотрения теоретических и методологических основ системы управления качеством промышленных предприятий. Автор делает попытку выявить основные причины, мешающие российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность посредством улучшения качества выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS AND PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

At this article the author attempts a discussion of the theoretical and methodological foundations of quality management system of industrial enterprises. The author makes an attempt to identify the main reason why Russian enterprises to increase their competitiveness through improved product quality.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты и проблемы модернизации системы управления качеством на промышленном предприятии»

ЭКОНОМИКА

Никитенко. - Москва, 2015. - 20 с.

5. Обзор рынка черной металлургии [Электронный ресурс]: / ЗАО «Делойт и Туш СНГ». - 2015. - Режим доступа: Ьйр://'№№й'2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/manufacturing/russian/ ru-iron-and-steel-industry-report-ru.pdf

6. Самигуллин, И.Г. Управление конкурентоспособностью пред-приятиймашиностроительного комплекса на основе внедрения улучшающих инноваций [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / И.Г. Самигуллин. - Казань, 2015. - 24 с.

7. Токарев, Б.Е. Методология маркетинговых исследований рыночных ниш инновационных продуктов [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. докт. экон. наук (08.00.05) / Б.Е. Токарев. - Москва, 2014. - 49 с.

8. Федотов, Д.М. Модернизация производства на основе инновационных технологий (на примере черной металлургии) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Д.М. Федотов. - Москва, 2015. - 26 с.

9. Халидов, Р.А. Инновационно-инвестиционные механизмы технико-технологического обновления промышленности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Р.А. Халидов. - Москва, 2014. - 29 с.

10. Черняев, М.В. Направления повышения эффективности функции ровная нефтегазового комплекса как основа обеспечения энергетической безопасности России [Текст]: автореф. дис. на со-иск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / М.В. Черняев. - Москва, 2014. - 25 с.

УДК 65

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Филин М.М., соискатель, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия

(ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), e-mail: strannic@inbox.ru

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотрения теоретических и методологических основ системы управления качеством промышленных предприятий. Автор делает попытку выявить основные причины, мешающие российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность посредствам улучшения качества выпускаемой продукции.

Ключевые слова: промышленное предприятие, система качества, качество.

THE MAIN ASPECTS AND PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Filin M., the applicant, FSUE «STANDARTINFORM», e-mail: strannic@inbox.ru

At this article the author attempts a discussion of the theoretical and methodological foundations of quality management system of industrial enterprises. The author makes an attempt to identify the main reason why Russian enterprises to increase their competitiveness through improved product quality.

Keywords: industrial enterprise, quality system, quality.

На современном этапе развития предприятия промышленности России нуждаются в значительной модернизации всех звеньев деятельности: от организационной системы управления к отдельным этапам производства продукции. Ряд причин как объективного, так и субъективного характера не позволяет отечественным товаропроизводителям на равных конкурировать с зарубежными производителями.

Одной из основных причин, мешающих отечественным предприятиям бороться должным образом за потребителей, является неудовлетворительное качество товаров. Здесь подразумеваются не только товары народного потребления, но и средства производства, сельхозтовары. Следовательно, некачественная продукция отечественных производителей не выдерживает конкуренции, что означает для предприятия недополучение прибыли, поэтому они не имеют возможностей вложить средства в модернизацию производства.

Сейчас создается замкнутый круг, для выхода из которого немедленно нужен простой, действенный и недорогой механизм улучшения качества продукции.

Проблема управления качеством не новая, ее исследованию посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных ученых.

Среди основателей научного подхода к проблеме управления следует выделить зарубежных исследователей Дж. Джурана, Дж. Харрингтона, К. Исикавы и других. Широкий круг проблем, связанных с управлением качеством, освещается в работе С. Фомичева, А. Старостиной и М. Скрябина.

Но современные интеграционные процессы требуют от российских предприятий глубокого реформирования методов и систем управления качеством, а от государства разработки и внедрения соответствующих институциональных преобразований.

Первый этап создания новой (для России) парадигмы управление качеством осуществляется на макроуровне уже десяток лет.

В течение этого периода в России ведутся работы по созданию и внедрение современных систем управления, отвечающих международным стандартам, на уровне Правительства России утвержден план мероприятий по разработке, внедрению и функционирования

40 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 5 2016 |

систем управления качеством, экологического управления.

В разрезе государственной программы предусмотрены такие направления, как нормативно-правовое обеспечение разработки и внедрения современных систем управления качеством на предприятиях и в организациях, организационные мероприятия, подготовка и повышение квалификации кадров, информационная поддержка и пропаганда систем управления качеством.

Несмотря на положительные сдвиги, большинство предприятий России на практике применяют подход, основанный не на управлении качеством, а возможности его контроля.

Отечественные предприятия в основном внедряют формальный инструмент контроля качества продукции: фрагментарную систему контроля качества, которая состоит из нескольких точек контроля качества продукции в процессе производства. В условиях массового производства часто невозможно и экономически необоснованно организовать сплошной контроль качества.

Но даже 100-процентная проверка не избавляет от выпуска некачественной продукции на рынок. Такая система управления качеством «по отклонению» уже давно устарела, и часто сдерживает темпы производства, потому что менеджерам постоянно приходится искать и наказывать виновных за выявленный брак. Для потребителя гарантией стабилизации качества может стать: надежная технология, система поддержки технологической точности оборудования, эффективная система подготовки кадров. То есть гарантией качества должна стать современная система управления качеством, которая поэтапно контролирует все стадии производства продукции: от проектирования до производства, включая также вторичные и вспомогательные процессы, то есть весь жизненный цикл продукции.

Под управлением качеством современные исследователи понимают систему отношений, в которой объединены в один круг управления предприятием в целом производство продукции и контроль за ее качеством.

Такое толкование соответствует стандартам: совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. В стандарте ISO 9000- 2000 система управления качеством определяется как

ЭКОНОМИИ

«система управления, которая направляет и контролирует деятельность организации по управлению качеством». По нашему мнению, система управления качеством должна включать совокупность органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств во время управления качеством продукции.

Все приведенные определения свидетельствуют, что современный подход к управлению качеством требует коренного реформирования всей системы организации производства на отечественных предприятиях, где приоритетным направлением деятельности и основной стратегией развития станет ориентация на выпуск качественной продукции.

Такая организация производства уже давно нашла применения в развитых странах, а особенно у мировых лидеров управления качество - Японии и восточных индустриальных государствах.

На сегодняшний день существует целый ряд зарубежных концепций управления качеством: ежегодное улучшение качества (Annual Quality Improvement); система качества (Quality System); система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System); всеобщее управление качеством (Total Quality Management); обеспечение качества (Quality Assurance); управление качеством (Quality Control); статистический контроль качества (Statistical Quality Control); система обеспечения качества (Quality Assurance System); гарантия продукции (Product Assurance); всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management); передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices); система управления производственными ресурсами (Environmental Management System); всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM); всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance); интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management); менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement); система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System); полное преобразование качества (Total Quality Transformation); менеджмент системы качества (Quality System Management).

Все эти концепции объединяет одно общее положение: в основе всех современных подходов к управлению качеством поставлен человек и качество жизни, включая безопасность труда, жизнедеятельности, экологическую безопасность. Следовательно, внедряя на национальном уровне современную концепцию управления качеством на предприятиях развитые государства фактически решают проблему глобального повышения требований к качеству среды обитания человека.

Отметим, что перед тем, как внедрять одну из перечисленных методологий управления качеством в практику отечественных предприятий, необходимо разработать детальное технико-экономическое обоснование предлагаемых изменений.

Предварительный анализ потребности в внедрении системы управления качеством должен содержать следующие этапы:

- анализ финансово-экономических показателей работы предприятия;

-анализ показателей качества продукции;

- анализ причин выявленных дефектов продукции;

- анализ организационной структуры системы управления качеством на предприятии;

- выявление проблем (недостатков) действующей системы управления качеством;

- разработка предложений по совершенствования (реформы) системы управления качеством;

- расчет затрат на реализацию предложенных мероприятий;

- предварительный расчет экономической эффективности мероприятий;

- выбор варианта и принятие решения по совершенствованию (реформы) системы управления качеством;

- реализация выбранного варианта;

- определение критериев оценки эффективности системы управления качеством;

- оценка результатов, расчет экономического эффекта.

Выделим основные принципы организации системы управления

качеством на предприятии, которые должны стать основой политики предприятия в области качества: определение качества как неотъемлемой составляющей предприятия в целом, а не отдельной функции управления; ориентация на потребителя и его критерии оценки качества; адресная ответственность за качество продукции;

согласование политики качества с модернизацией производства; постоянное повышение квалификации персонала, мотивация к качественному труду; организация контроля качества всего процесса производства продукции, а не отдельных изделий.

В настоящее время существует несколько методологий, которые соответствуют называемым принципам и пользуются значительным успехом у зарубежных производителей. Среди наиболее распространенных можно выделить методологию Lean-manufacturing и концепцию 6 Sigma, а также их комбинацию. Практика внедрения этих концепций в процессе реформирования системы управления качеством на предприятиях показала, что они легко адаптируются к различным видам производства, за счет изменений можно достичь оптимизации всех производственных процессов:

- оптимизировать выпуск продукции, улучшить качество продукции и услуг;

- повысить эффективность производственной деятельности;

- повысить уровень удовлетворенности потребителей.

В то же время существуют существенные ограничения использования систем управления качеством на отечественных предприятиях, среди которых нужно выделить такие как:

- недостаточность финансовых, материальных и человеческих ресурсов на модернизацию системы управления качеством;

- проблемы совместительства финансовой, бухгалтерской, производственной и других видов учета;

- необходимость проведения организационного реформирования предприятия;

- возможность организационного сопротивления персонала при внедрении новой системы управления качеством.

Выделенные основные проблемы, которые выявляются на пути модернизации системы управления качеством на отечественных промышленных предприятиях, вызывают необходимость дополнительных исследований конкретных вопросов. В частности, с точки зрения дальнейшего развития человеческого потенциала предприятия заслуживает отдельного внимания проблема развития персонала предприятий и внедрения соответствующих стандартов отношения к качеству среди работников всех уровней от производственного персонала до высших звеньев руководства предприятием.

Кроме того, на базе повышения качества продукции на сегодняшний день требуется разработка организационно-методического обеспечения эффективного управления конкурентоспособностью, включая выработку системы показателей оценки эффективности, информационное обеспечение и меры инновационного развития.

Литература:

1. Джуран Дж. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. В 3-х т. / Дж. Джуран. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 208 с. 2.

2. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. - М.: Экономика, 1990. - 164 с. 3.

3. Каору Исикава. Японские методы управления качеством / К. Исикава. - М.: Экономика, 1988. - 192 с. 4.

4. Основы управления качеством / С.К. Фомичев, А.О. Старостина, Н.И. Скрябин. - К.: МАУП, 2000. - 193 с. 5.

5. Воронин А.Е. Система управления качеством продукции как показатель эффективности его деятельности / А.Е. Воронин, А.В. Кашин // Экономика Крыма. - 2011. - № 1 (34).- С. 433-435.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №5 2016 j 41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.