Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инновационного развития реального сектора экономики на пути к повышению конкурентоспособности (на примере промышленности и транспорта)'

Проблемы и перспективы инновационного развития реального сектора экономики на пути к повышению конкурентоспособности (на примере промышленности и транспорта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INDUSTRY / TRANSPORT / CITY PUBLIC TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова К.А.

Инновационное развитие народного хозяйства на сегодняшний день играет важнейшую роль, определяя конкурентоспособность предприятий и, как следствие, всех отраслей экономики страны. Безусловным базисом любой экономики является промышленность. В статье проводится анализ наиболее актуальных направлений инновационного развития отраслей реального сектора экономики, говорится о значимости и степени влияния различных сфер хозяйственной жизни друг на друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT RUSSIAN REAL SECTOR OF ECONOMY ON THE PATH TO INCREASING COMPETITIVENESS (ON THE EXAMPLE OF IN-DUSTRY AND TRANSPORT)

Innovative development of the economy today plays an important role in determining the competitiveness of companies and, as a result, all sectors of the economy. The absolute basis of any economy is the industry. The article analyzes the most actual directions of innovative development of the real sector of the economy, according to the importance and the degree of influence of various spheres of the economic life of each other.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инновационного развития реального сектора экономики на пути к повышению конкурентоспособности (на примере промышленности и транспорта)»

УДК 33

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ПУТИ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

ТРАНСПОРТА)

Рубцова К.А., соискатель, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики», e-mail:mbteova_ka@maiLm

Инновационное развитие народного хозяйства на сегодняшний день играет важнейшую роль, определяя конкурентоспособность предприятий и, как следствие, всех отраслей экономики страны. Безусловным базисом любой экономики является промышленность. В статье проводится анализ наиболее актуальных направлений инновационного развития отраслей реального сектора экономики, говорится о значимости и степени влияния различных сфер хозяйственной жизни друг на друга.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновацион-ные технологии, промышленность, транспорт, городской пассажирский транспорт.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT RUSSIAN REAL SECTOR OF ECONOMY ON THE PATH TO INCREASING COMPETITIVENESS (ON THE EXAMPLE OF IN-DUSTRY AND TRANSPORT)

Rubtsova K., the applicant, FSAEI HE «Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics»,

e-mail: rubtcova_ka@mail.ru

Innovative development of the economy today plays an important role in determining the competitiveness of companies and, as a result, all sectors of the economy. The absolute basis of any economy is the industry. The article analyzes the most actual directions of innovative development of the real sector of the economy, according to the importance and the degree of influence of various spheres of the economic life of each other.

Keywords: innovations, innovative development, innovative technologies, industry, transport, city public transport.

Значение развития инновационной составляющей всех сфер жизнедеятельности человекаимеет крайне важное значение. С помощью внедрения современных инновационных технологий становится возможным, в первую очередь, наиболее качественное удовлетворение возникающих потребностей человечества с одновременным сохранением времени, затрат и ресурсов, что является экономически целесообразным. Инновации позволяют повышать конкурентоспособность продукции и услуг, развивают каждое предприятие в отдельности и, как результат, всю национальную экономику.

Говорить об инновациях применительно только к одной отрасли производства или любого иного вида деятельности недопустимо. Совершенствование и развитие любого направления становится возможным в большей степени за счет инновационных преобразований, которые позволяют повысить уровень и качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг, сделать данные процессы наиболее эффективными и экономичными для производителей, тем самым позволив сократить затраты и, соответственно, снизить цену без потери качества. Использование инновационных технологий позволяет эффективнее конкурировать на рынке и развивать свое предприятие, поскольку традиционные инструменты управления конкурентоспособностью не в состоянии обеспечить требуемые результаты в условиях современной эко-номики не просто индустриальной и постиндустриальной, а имеющей тен-денции перехода к шестому технологическому укладу.

Однако процесс внедрения инновационных технологий на предприятии является процесс сом весьма затруднительным. Происходит это по ряду причин, в первую очередь, ресурсы любого предприятия зачастую ограниченны, а внедрение инноваций влечет серьезные вложения. Во-вторых, даже при условии наличия свободных ресурсов, целесообразнее предварительно провести изучение потребности в том или ином виде инновационных технологий и продукции, оценить пути преобразований, возможные результаты и последствия.

Таким образом, перед любой организацией всегда стоит вопрос о по-вышении конкурентоспособности производимых товаров или услуг и, следовательно, о приоритетных направлениях развития. Поскольку в любом направлении деятельности существует масса особенностей, сложно выработать универсальную схему действий по определению приоритетного направления развития. Однако, существуют группы мероприятий, которые направлены на достижение того или иного результата, например, снижение энергоемкости

производства, на повышение привлекательности продукта, освоение новых рынков, снижение затрат и повышение качества за счет внедрения инноваций.

Одним из важнейших вопросов инновационного развития того или иного направления является инновационная ориентированность персонала и его уровень готовности к осуществлению внедрения инноваций на предприятии. Впервые роль человеческого капитала в экономическом развитии начала рассматриваться такими учеными как А. Смит, А. Маршалл, В. Пети [2]. В дальнейшем изучение человеческого капитала стало отдельным направлением современной научной мысли, а соответствующие этапы развития знаний об этой сфере позволили обосновать рост роли человеческого капитала по мере увеличения скорости инноваций и смены технологических циклов. Развитие человеческого капитала подразумевает под собой не только повышение качества профессиональных компетенций, но и формирование мотивации к улучшению производственных процессов, применению инноваций и, не менее важно, к самосовершенствованию. Данный подход позволяет все-сторонне оценивать и, как результат, воздействовать на развитие навыков и умений персонала, а также мотивировать его к самостоятельным решениям и стремлениям в достижении успеха и более положительного результата, основанных на чувстве внутренней ответственности каждого сотрудника за результат деятельности подразделения или даже всего предприятия. Помимо всего прочего развитие человеческого капитала - это деятельность, направленная на поддержание морального и физического здоровья сотрудников, поддержанию нравственных принципов, создающих атмосферу доверия и взаимопомощи в коллективе, а также мотивации к инновациям, систематическим улучшениям производственных процессов и самосовершенствованию [2]. Также современные методы позволяют оценивать эффективность использования человеческого капитала, учитывать влияние организационных и технологических инноваций на производительность труда, а также выявлять и систематизировать факторы сопротивления инновациям, что способствует повышению их эффективности и скорости внедрения. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом имеет высокую важность в интересах инновационного развития промышленного сектора экономики России.

Управление организационными инструментами развития предприятия является не менее актуальным направлением исследований как в производственной, так и непроизводственной сферах.Деятель-ность по созданию и внедрению инноваций требует, в первую очередь,

слаженной работы всех структурных подразделений предприятия, которые включают научные, технологические и технические, организационные и экономические мероприятия на протяжении всего жизненного цикла инновационного продукта или услуги. Зачастую управление всеми этими действиями становится сложной задачей, особенно на крупных предприятиях. Таким образом, важной задачей является разработка комплексных организационных и методических мероприятий, которые позволили бы беспрерывно и эффективно осуществлять инновационную деятельность на предприятии любого масштаба и любой организационной структуры. В данном случае очень важное значение имеет степень информированности о наличии различного вида инновационных технологий, о потребности рынка в инновационных продуктах, о поддержке со стороны государства и заинтересованности потенциальных инвесторов. Эффективное информационное обеспечение инновационной деятельности на всех уровнях является одним из индикаторов положительных изменений экономической системы. Оптимизация внутрисистемных процессов на любом уровне управления является одним из путей повышения конкурентоспособности. Некоторые исследования основываются на разработке методов управления инфор-мационным обеспечением инновационной деятельности[1]. Данные методы базируются на системно-логистическом подходе, позволяющем рассматри-вать предмет исследования с точки зрения системы, процессов и их взаимодействии. Безусловным показателем успешности данных предложений является результат их применения на предприятии. Например, реализация данного механизма на ряде предприятий автомобильной промышленности позволила снизить затраты на единицу реализованной продукции, увеличить объемы реализации в целом и увеличить стоимость нематериальных активов, что влияет на стоимость всей компании [1].

Влияние науки и технологий на хозяйственные процессы всей мировой экономики на современном этапе развития общества усиливается с каждым днем. Первые топ-50 компаний в мире, в основном относящиеся к высокотехнологичным отраслям, имеют рентабельность свыше 15%, что в два раза превышает среднюю рентабельность традиционного сектора экономики [7]. Однако, каким бы перспективным не казалось внедрение инноваций, оно имеет ряд существенных барьеров от институциональных до социальных факторов. В связи с этим возникает неопределенность рынков инновационных продуктов и организаций, работающих с ними.Данное обстоятельство требует проведения маркетинговых исследований с целью снижения рыночной неопределенности и рисков внедрения инновационной продукции. Однако методы исследований, используемые для традиционных товаров, не являются результативными в данной ситуации. С этой целью целесообразна разработка системы критериев поиска рыночных ниш инновационных продуктов [7]. Необходимо отметить, что для осуществления поиска требуется наличие соответствующей рыночной информации, значимость которой отмечалась выше. В данном случае наиболее полезной является информация о тех-нологиях производства и технических решениях продукта. Некоторые экс-перты указывают на то, что в ближайшее время наиболее успешными смогут стать те организации, которые в состоянии обеспечить внедрение инновационных продуктов и идей, защищенных законодательно, технологически и интеллектуально [7].

Сложность перехода всей экономики России на инновационный путь развития связана с наличием проблем методологического свойства в отношении принципов управления инновациями и нерешенных вопросов практики управления инновационным портфелем, это и слабость поддержки институциональных инно-ваторов со стороны власти, и дефицит высокопрофессиональных инновационно-ориентированных кадров, разорванность связей производственных и научных структур [4]. Согласно данным Росстата наблюдается негативная динамика, свидетельствующая о снижение уровня инновационной активности промышленных предприятий за последнее десятилетие. Таким образом, одним из направлений выхода из сложившейся ситуации становится путь объединения всех структур, занятых в научных, технических и производственных сферах для эффективного функционирования и привле-чения специалистов для работы над инновационными проектами на территории страны, а также разработка функционального механизма управления, базирующегося на основных системных принципах (целостность и делимость) [4]. С этой целью требуется создание общенациональной системы управления российской экономикой на основе моделей индикативного планирования стратегий, каждая из

которых будет учитывать специфику отраслей экономики и интересы всей страны в целом.

Более простой задачей, но не менее важной, нежели стратегическое управление инновационной деятельностью всей национальной экономики, является управление инновационными проектами внутри предприятия или их объединений. Подразумевается, что проектное управление включает в себя множество мероприятий от разработки портфеля проектов до индикаторов его оценки реализации и внесения возможных изменений. Например, проектное управление инновационной деятельностью железнодорожного предприятия должно охватывать мероприятия по повышению эффективности основной деятельности, управлению жизненным циклом подвижного состава, организации перевозочного процесса, регулированию отношений с потребителями и поставщиками, мероприятий по безопасности и охране окружающей среды. Однако формировать портфель проектов стоит исходя из целей и ориентиров компании, заданных направлений инновационного развития. Управлять разработанным проектом должна специально сформированная команда, поскольку зачастую возложить данные обязанности на штатных со-трудников непосредственно занятых иным видом деятельности становится невозможным в силу различного рода причин, таких как нехватка рабочего времени либо отсутствие специальных навыков. Данный факт лишний раз подтверждает тесную связь инновационного развития со всей цепочкой производственного процесса или процесса оказания услуг и говорит о невозможности внедрения инноваций без разработки соответствующих программ и мероприятий по управлению этим процессом и всеми смежными.

Однако нельзя недооценивать значимость непосредственно технико-технологического обновления промышленного сектора, который помог бы экономике страны перейти к инновационному сценарию управления про-мышленным потенциалом. В последнее десятилетие тенденции к обновле-нию наблюдались, однако это не повлекло за собой совершенствования ин-ститутов инновационного развития. Связано это с тем, что фактически в России вся промышленность разделена на три основные группы: высокодоходный сегмент, ориентированный на потребности добывающих отраслей, финансируемый государством оборонно-промышленный комплекс и остальная промышленность [9]. Как следствие, значимая доля промышленного сектора экономики не имела ни средств, ни стимулов к инновационному развитию. В частности, при всех достоинствах «белой металлургии» ее продукция в настоящее время жестко ориентирована на потребности строительства новых газопроводов и не является основой обновления технологических процессов контрактного производства для нужд малого и среднего бизнеса [9].

Промышленная отрасль является одним из базовых секторов нацио-нальной экономики, от уровня развития, которого во многом зависит развитие других сопряженных отраслей и сфер всей экономики страны. Согласно данным органов государственной статистики, наибольшая доля всех производств в экономике России относится к третьему и четвертому технологическому укладу, что не позволяет эффективно конкурировать на мировом рынке. Таким образом, предопределяется направление исследований многих современных авторов, отмечающих необходимость развития направления «промышленной политики», отказа от сырьевой ориентированности экономики, создание импортозамещающих технологий, которые были бы в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами [6].

Одним из базисных секторов промышленности является машиностроение. Говоря о повышении конкурентоспособности данной отрасли, необходимо учитывать ее специфику, а в частности, высокую технологическую составляющую. Внедрение новейших инновационных технологий является необходимым условием более эффективного осуществления деятельности в данной сфере. Процесс управления конкурентоспособностью на основе внедрения инноваций, который в обязательном порядке должен включать анализ ситуации на предприятии, оценку его текущей конкурентоспособности и возможностей,является возможностью эффективного управления инновационным развитием предприятия [6]. Методический подход к совершенствованию организации и стимулированию инновационной деятельности позволяет обеспечить эффективность использования ресурсов предприятия при реализации улучшающих инноваций и, таким образом, сформировать конкуренто-способный потенциал в долгосрочной перспективе.

Нефтегазовый комплекс (НГК) в России также нуждается в серьезных преобразованиях. Целесообразна разработка инновационной стратегии данной отрасли, которая должна быть направлена,

в первую очередь, на поддержание и совершенствование энергетической безопасности страны. НГК России в современных условиях обеспечивает вклад во внутренний валовый продукт страны около 21%, обеспечивает около2/3 общего потребления энергоресурсов, более 50% доходов федерального бюджета, оказывает поддержку смежным отраслям промышленности, а также способствует росту всей национальной экономики [10]. Таким образом, возникает конфликт интересов между добывающими компаниями и государством, поскольку первые заинтересованы в максимальной прибыли, а вторые - в рациональном и экологичном подходе в использовании природных ресурсов. Зачастую разрешить подобный конфликт возможно за счет внедрения инновационных технологий повышения нефтеотдачи. Таким образом, целесообразно их внедрение под руководством обеих сторон. Государство со своей стороны законодательно закрепляет условия использования и функционирования, руководит лицензированием, усиливает государственный контроль, но при одновременном стимулировании инвестиционной деятельности. Однако перед участниками добывающего рынка в России стоит ряд проблем как внутреннего, так и внешнего характера: уменьшение рентабельности запасов в традиционных регионах добычи, неразвитость инфраструктуры во вновь осваиваемых регионах, отсутствие опыта проведения шельфовых и других сложных работ, одновременно происходит повышение энергетической эффективности мировых держав, возрастают требования к участникам различных международных орга-низаций, некоторые страны имеют прорыв в добыче трудноизвлекаемого углеводородного сырья. Исходя из этого, при разработке государственной политики в этом направлении целесообразно стимулирование внедрения передовых технологий повышения нефтеотдачи и использования газомоторного топлива, что должно учитываться при разработке инновационной стратегии всего НГК [10].

При разработке как данной стратегии, так и любой другой инновационной стратегии или проекта, необходимо учитывать участие нескольких заинтересованных сторон и, как следствие, распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это обстоятельство актуально для любой сферы, которая идет инновационным путем. Таким образом, первостепенной задачей является построение баланса заинтересованности всех сторон в данном проекте.

Помимо машиностроительного и нефтегазового комплекса, отрасль черной металлургии занимает весомое место в российской промышленности. Одним из направлений инновационного развития черной металлургии видится трансформация не всей отрасли сразу, а ее мини-заводов. Согласно опыту зарубежных стран это повлечет за собой рост внутреннего спроса, сбалансирует потребление, экспорт, повысит конкурентоспособность всей отрасли, поскольку на сегодняшний день отрасль отличается своей инертностью и неспособностью реагировать на изменение спроса на рынке [8]. Для характеристики влияния отрасли черной металлургии на развитие экономики России необходимо отметить, что Россия занимает пятое место по объемам выплавки стали в мире, а доля экспорта продукции черной металлургии в российском экспорте находится на уровне 10-12% (45% от всей производимой продукции отрасли) [5]. Доля отрасли в ВВП составляет около 7%, а базирующиеся на металлургии отрасли вносят вклад в ВВП еще около 21% (автомобилестроение, машиностроение, строительство, нефтегазодобыча) [8]. Таким образом, целесообразно построение всей отрасли по новым инновационным принципам.

Управление ресурсами занимает одно из главных мест в управлении инновационной деятельностью в силу ограниченности этих ресурсов в со-временном обществе и на предприятиях. Деятельность производственных предприятий нуждается в ресурсах как экономического, так и внеэкономи-ческого характера. К ним относятся финансы, материалы и технологии, персонал. Значительное место в решении проблемы обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов занимает финансовая составляющая. Таким образом, наиболее актуальным становится определение путей экономии, поиска источников дополнительного финансирования и поддержки инновационной деятельности. В этом направлении существует много исследований, которые предлагают различные варианты заинтересованности потенциальных источников финансирования. Однако заинтересованность любого инвестора или кредитора в том или ином проекте будет тем выше, чем предсказуемее результат от реализации проекта и чем ниже его риски. Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности, а значит и рисков, достигается с помощью прогнозирования. Однако в силу специфичности инно-

вационной деятельности невозможно ограничиться традиционными методами прогнозирования, имеющимися в экономической науке на сегодняшний день. Это говорит о наличии неудовлетворенной потребности экономических субъектов в эффективных методах прогнозирования коммерциализации инновационных проектов и недостаточном уровне теоретической проработки этого вопроса [3].

Исследование проблем инновационного развития транспортного комплекса также имеет критическое значение для всей экономики страны. Транспорт не просто обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но и является базой для формирования и развития территориального разделения труда, оказывая, таким образом, влияние на развитие отдельных регионов и всей страны. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках. Таким образом пассажирский транспорт относится к большой по своим масштабам сфере оказания услуг населению.

Пассажирские перевозки городским наземным транспортом общего-пользования организованы с учетом задействования большого количества как основных, так и вспомогательных процессов. Внедрение инновационных технологий в данные процессы качественным образом отразилось бы на оказываемых услугах и результатах деятельности самих предприятий. Подробное разделение процесса перевозки на последовательные этапы призвано дать четкое представление о причинах имеющихся проблем и позволит в дальнейшем решать эти проблемы за счет наиболее грамотного и прицельного внедрения и инноваций в те процессы, которые остро нуждаются в них, а также в те, которые в последствие помогут повысить качество предоставляемых услуг по перевозке и быть эффективными для перевозчика. Вся цепочка действий по оказанию услуг по перевозке пассажиров и вспомогательных процессов представлена графически на рис.1. Подразумевается, что на каждом этапе возможно провести усовершенствование процессов за счет внедрения автоматизированных и инновационных технологий, которые способ-ствовали бы сокращению затрат времени, ресурсов и повышению качества оказываемых услуг, а как результат, и росту спроса на них.

Краткий обзор существующих направлений развития различных отраслях экономики приводит к выводу о том, что российские предприятия постепенно переходят к инновационному пути развития. Он ведет к значимым преобразованиям технологического способа производства, что влечет существенную экономию ресурсов и появление новой высококачественной продукции. В рыночных условиях инновации являются главным фактором конкурентоспособности, позволяют открывать и осваивать новые рынки. Взаимозависимость различных сфер экономики позволяет говорить о том, что развитие одной отрасли благоприятным образом сказывается на другой. При неоспоримости главенствующей роли промышленности в любой национальной экономике, поддерживающие и обеспечивающие ее ресурсами сферы имеют немаловажное значение. Таким же образом и сфера услуг пассажирских перевозок оказывает значимое воздействие на любую отрасль, в первую очередь, предоставляя возможность обеспечивать любое предприятие трудовыми ресурсами, ежедневно доставляя пассажиров к местам работы и обратно. Как следствие, подтверждается взаимозависимость всех отраслей реального сектора экономики, которая одновременно является побуждающим фактором к инновационному развитию каждой отрасли в отдельности.

Литература:

1. Булов, В.Г. Управление информационным обеспечением инновационной деятельности предприятий автомобильной промышленности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / В.Г. Булов. - Москва, 2015. - 26 с.

2. Бурганов, Р.Ф. Управление человеческим капиталом как фактором инновационного развития промышленных предприятий [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Р.Ф. Бурганов. - СПб, 2016. - 18 с.

3. Мищенко, В.Е. Моделирование и прогнозирование экономических показателей коммерциализации инновационных проектов [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / В.Е. Мищенко. - Челябинск, 2014. - 24 с.

4. Никитенко, И.В. Управление инновациями в высокотехнологичных кор-порациях атомной промышленности России [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / И.В.

Изучение пассажиропотоков

Разработка маршрутной сети

Формирование тарифов

Организация остановочных пунктов

Законодательное регулирование

Режим труда водителей

Изучение наряда диспетчером

Осмотр единиц ПС механиком в начале смены

Выдача путевого листа и документации водителю

Предрейсовый медицинский осмотр

Ж

Ч

2 ся ьз О

И

с

ся

И

ся хл

§

I—I >

£

ю о

чо

Передача исправного ТС водителю

Выдача талонов на топливо водителю

Выдача билетов, размена и валидаторов билетным кассиром водителю

Технологическое планирование перевозок

Анализ результатов и разраб. предлож.

Прием жалоб и заявлений

Организация движения ПС

Контроль и учет движения на линии

Работа со спец. и авар, службами

Прием и выдача забытых вещей

Корректировка плана перевозки

Корректировка процесса перевозки

л

ч

о

&

н

ж

о

«

3

ж

«

щ

ж

я

ч

•<

Возврат заполненного путевого листа и документации и ее последующая обработка диспетчером

Медицинский осмотр

Возврат неизрасход. талонов на топливо

ЕО

Линейная диспетчеризация

А

Ж

Возврат билетов, выручки и оборудования билетному кассиру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение объема работ с ТС

Выпуск на маршрут

Движение по маршруту

Возврат с линии

Посадка/высадка пассажиров

Взимание платы

Доп.технологич. операции

Заполнение путевого листа (время прибытия, пробег, остатки

топлива, состояние ПС)

Возврат ТС и замечания по техн.состоянию

В случае неисправности V ТС

Ремонтный листок

1

Пересмена на линии

Информирование

ТО и РЕМОНТ

Рис. 1. Технология осуществления перевозок городским пассажирским транспортом

Никитенко. - Москва, 2015. - 20 с.

5. Обзор рынка черной металлургии [Электронный ресурс]: / ЗАО «Делойт и Туш СНГ». - 2015. - Режим доступа: http://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/manufacturing/russian/ ru-iron-and-steel-industry-report-ru.pdf

6. Самигуллин, И.Г. Управление конкурентоспособностью пред-приятиймашиностроительного комплекса на основе внедрения улучшающих инноваций [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / И.Г. Самигуллин. - Казань, 2015. - 24 с.

7. Токарев, Б.Е. Методология маркетинговых исследований рыночных ниш инновационных продуктов [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. докт. экон. наук (08.00.05) / Б.Е. Токарев. - Москва, 2014. - 49 с.

8. Федотов, Д.М. Модернизация производства на основе инновационных технологий (на примере черной металлургии) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Д.М. Федотов. - Москва, 2015. - 26 с.

9. Халидов, Р.А. Инновационно-инвестиционные механизмы технико-технологического обновления промышленности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Р.А. Халидов. - Москва, 2014. - 29 с.

10. Черняев, М.В. Направления повышения эффективности функции ровная нефтегазового комплекса как основа обеспечения энергетической безопасности России [Текст]: автореф. дис. на со-иск. учен.степ. канд. экон. наук (08.00.05) / М.В. Черняев. - Москва, 2014. - 25 с.

УДК 65

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Филин М.М., соискатель, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия

(ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), e-mail: strannic@inbox.ru

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотрения теоретических и методологических основ системы управления качеством промышленных предприятий. Автор делает попытку выявить основные причины, мешающие российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность посредствам улучшения качества выпускаемой продукции.

Ключевые слова: промышленное предприятие, система качества, качество.

THE MAIN ASPECTS AND PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Filin M., the applicant, FSUE «STANDARTINFORM», e-mail: strannic@inbox.ru

At this article the author attempts a discussion of the theoretical and methodological foundations of quality management system of industrial enterprises. The author makes an attempt to identify the main reason why Russian enterprises to increase their competitiveness through improved product quality.

Keywords: industrial enterprise, quality system, quality.

На современном этапе развития предприятия промышленности России нуждаются в значительной модернизации всех звеньев деятельности: от организационной системы управления к отдельным этапам производства продукции. Ряд причин как объективного, так и субъективного характера не позволяет отечественным товаропроизводителям на равных конкурировать с зарубежными производителями.

Одной из основных причин, мешающих отечественным предприятиям бороться должным образом за потребителей, является неудовлетворительное качество товаров. Здесь подразумеваются не только товары народного потребления, но и средства производства, сельхозтовары. Следовательно, некачественная продукция отечественных производителей не выдерживает конкуренции, что означает для предприятия недополучение прибыли, поэтому они не имеют возможностей вложить средства в модернизацию производства.

Сейчас создается замкнутый круг, для выхода из которого немедленно нужен простой, действенный и недорогой механизм улучшения качества продукции.

Проблема управления качеством не новая, ее исследованию посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных ученых.

Среди основателей научного подхода к проблеме управления следует выделить зарубежных исследователей Дж. Джурана, Дж. Харрингтона, К. Исикавы и других. Широкий круг проблем, связанных с управлением качеством, освещается в работе С. Фомичева, А. Старостиной и М. Скрябина.

Но современные интеграционные процессы требуют от российских предприятий глубокого реформирования методов и систем управления качеством, а от государства разработки и внедрения соответствующих институциональных преобразований.

Первый этап создания новой (для России) парадигмы управление качеством осуществляется на макроуровне уже десяток лет.

В течение этого периода в России ведутся работы по созданию и внедрение современных систем управления, отвечающих международным стандартам, на уровне Правительства России утвержден план мероприятий по разработке, внедрению и функционирования

систем управления качеством, экологического управления.

В разрезе государственной программы предусмотрены такие направления, как нормативно-правовое обеспечение разработки и внедрения современных систем управления качеством на предприятиях и в организациях, организационные мероприятия, подготовка и повышение квалификации кадров, информационная поддержка и пропаганда систем управления качеством.

Несмотря на положительные сдвиги, большинство предприятий России на практике применяют подход, основанный не на управлении качеством, а возможности его контроля.

Отечественные предприятия в основном внедряют формальный инструмент контроля качества продукции: фрагментарную систему контроля качества, которая состоит из нескольких точек контроля качества продукции в процессе производства. В условиях массового производства часто невозможно и экономически необоснованно организовать сплошной контроль качества.

Но даже 100-процентная проверка не избавляет от выпуска некачественной продукции на рынок. Такая система управления качеством «по отклонению» уже давно устарела, и часто сдерживает темпы производства, потому что менеджерам постоянно приходится искать и наказывать виновных за выявленный брак. Для потребителя гарантией стабилизации качества может стать: надежная технология, система поддержки технологической точности оборудования, эффективная система подготовки кадров. То есть гарантией качества должна стать современная система управления качеством, которая поэтапно контролирует все стадии производства продукции: от проектирования до производства, включая также вторичные и вспомогательные процессы, то есть весь жизненный цикл продукции.

Под управлением качеством современные исследователи понимают систему отношений, в которой объединены в один круг управления предприятием в целом производство продукции и контроль за ее качеством.

Такое толкование соответствует стандартам: совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. В стандарте ISO 9000- 2000 система управления качеством определяется как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.