Научная статья на тему 'Использование концепции менеджмента качествана современном предприятии'

Использование концепции менеджмента качествана современном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / QUALITY / CONCEPTS OF QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Екатерина Сейрановна

В статье анализируется деятельность, на которую распространяются требования менеджмента качества. Рассматриваются возможности применения в практике менеджмента предприятия различных концепций управ-ления качеством. Обоснована значимость деятельности в области менеджмента качества для установления партнерских отношений, формирования благоприятного имиджа, обеспечения стратегической устойчивости предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENTAT THE MODERN ENTERPRISE

In article activity to which requirements of quality management extend is analyzed. The possibilities of application in practice of management of the enterprise of various concepts of quality management are considered. The importance of activity in the fi eld of quality management for establishment of partnership, formation of favorable image, ensuring strategic stability of the enterprise is proved

Текст научной работы на тему «Использование концепции менеджмента качествана современном предприятии»

Mr ek_grigoryan@mail.ru

УДК 658.5

Екатерина Сейрановна Григорян,

кандидат экономических наук, доцент, Пензенский государственный технологический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В статье анализируется деятельность, на которую распространяются требования менеджмента качества. Рассматриваются возможности применения в практике менеджмента предприятия различных концепций управления качеством. Обоснована значимость деятельности в области менеджмента качества для установления партнерских отношений, формирования благоприятного имиджа, обеспечения стратегической устойчивости предприятия.

Ключевые слова: качество, концепции качества, управление качеством, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегическая устойчивость.

Ye.S. Grigoryan

USE OF THE CONCEPT OF QUALITY MANAGEMENT AT THE MODERN ENTERPRISE

In article activity to which requirements of quality management extend is analyzed. The possibilities of application in practice of management of the enterprise of various concepts of quality management are considered. The importance of activity in the field of quality management for establishment of partnership, formation of favorable image, ensuring strategic stability of the enterprise is proved.

Keywords: quality, concepts of quality, quality management, competitiveness, competitive advantages, strategic stability.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, влияют на формы и методы управления предприятием, актуализируют проблемы формирования отношений между товаропроизводителями и потребителями. В связи с этим качество продукции, процессов производства и менеджмента предприятия является основой усиления конкурентных позиций на рынке.

В современной литературе проблемы управления качеством рассматриваются в работах таких зарубежных авторов, как М. Имаи, К. Ишикава, Б.Ф. Кросби, С. Мизуно, Д. Тугучи, Ф. Тейлор, У. Шухарт и др. [1].

В отечественной науке проблемы управления качеством всегда отличались особой актуальностью, дискуссионностью и нашли свое отражение в трудах Л.С. Авирома, В.Н. Азaровa, А.Н. Асaула, А. К. Гастевa,

A.В. Гличевa, Б.И. Герасимовa, А.А. Гoрбужовa, Е.А. Горбaшкo, А.В. Гугелева, С.Д. Ильенковой, Е.М. ^рлига, М.Г. Кругловa, B.С. Мхитaрянa, К.М. Рaх-лина, А.С. Робoтова, А.А. Рудычевa, Т.А. Сaлимовой,

B.И. Синько, А.Н. Шалевой, Н.С. Яшинa и др.

Не вступая в дискуссию, под управлением качеством будем понимать системную деятельность по обеспечению соответствия характеристик управляемого объекта заданным или ожидаемым требованиям.

Современные ученые считают качество достаточно сложной и динамичной категорией в силу того, что требования к качеству товаров, процессов и управления меняются очень быстро. То, что в настоящее время считается соответствующим требованиям рынка, в ближайшем будущем станет недостаточным для обеспечения конкурентоспособности.

На современных предприятиях объектами качества являются не только продукция и услуги, но и вся совокупность производственно-сбытовой и управленческой деятельности (рис. 1).

• ПРОЦЕДУРЫ

• ПРОИЗВОДСТВО

• ТЕХНОЛОГИЯ

•КВАЛИФИКАЦИЯ

•ОРГАНИЗАЦИЯ

•УПРАВЛЕНИЕ

•УСЛУГИ

•ПРОДУКЦИЯ

•ОПЕРАЦИИ

•МЕТОДЫ

Рис. 1. Объекты и сферы качества

Управление качеством на современном предприятии основывается на том, что эта деятельность может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на протяжении всего процесса производства продукции и управления предприятием.

Качество продукции и качество менеджмента предприятия характеризуется воздействием значительного числа объективных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система менеджмента качества. В этом случае особое значение имеют не разовые действия, а совокупность методов, операций и процедур, обеспечивающих соответствующий уровень качества.

ОБЪЕКТЫ И

СФЕРЫ КАЧЕСТВА

В теории и практике управления современным предприятием рассматривается несколько последовательных, взаимосвязанных концепций менеджмента качества (рис. 2).

Существующие в настоящее время концепции менеджмента качества были сформулированы и систематизированы У. Демингом (концепция глубинных знаний), Д. Джураном (концепция ежегодного улучшения качества), А. Фейгенбрауном ( тотальное управление качеством), Г. Таути (повышение качества при снижении расходов).

Авторский коллектив под руководством С.Д. Ильенковой считает, что в практике управления современным предприятием возможно применение и других концепций менеджмента качества, таких как:

- система «обеспокоенность ответственных лиц» (responsible care);

- система «мы обеспокоены» (we care);

- передовой производственный опыт (good manufacturing pratices);

- система управления производственными условиями (environmental management system);

- гарантия продукции (product assurance);

- всеобщий производственный менеджмент (total manufacturing management);

- система качества (quality system);

- система внедрения непрерывных улучшений (continuous improvement implementation system);

- интегрированный менеджмент процессов (integrated process management);

- полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью ( total quality and productivity management);

- всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (environmental TQM);

- полное преобразование качества (total quality transformation) [З].

Следует заметить, что в настоящее время набор концепций управления качеством на современных промышленных предприятиях достаточно обширен, продолжает развиваться и пополняться новыми, такими как:

- структурирование функций качества (quality function deployment);

- теория ограничений (TOC);

- канбан (kanban);

1. QI

ИНСПЕКЦИЯ (quality inspection) - деятельность для установления степени соответствия характеристик продукции или услуги требованиям путем осмотра, проверки и сравнения результатов с характеристиками эталона или базового образна

2. QC

КОНТРОЛЬ {quality control] - деятельность по проведению измерений, I экспертизы, оценок продукции или услуги , сравнение результатов с установленными требованиями для определения соответствия по каждой из характеристик J

СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (statisticquality „ control) - совокупность методов обнаружения факторов, определяющих

состояние процесса, их корректировки, способствующих улучшению SQC качес I па продукции

4. QA

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (quality assurance) - плановая или фактическая деятельность на всем жизненном цикле продукции или услуги для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству

5.TQC

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (total (integrated) quality control)- совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление и обеспечение необходимого уровня качества услуги или продукции на всем жизненном цикле от разработки до потреблении

J

6. QM

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА (quality management ) - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству

Рис. 2. Концепции развития менеджмента качества

- бережливое производство (lean production);

- 6 сигм;

- кайдзен (kaizen);

- сбалансированная система показателей (balanced scorecard);

- анализ характера и последствий отказов (failure mode and effect analysis);

- 20 ключей;

- бенчмаркинг;

- модели самооценки организации Д. Клеммера, Т. Конти, Дж. Далгаарда;

- другие.

В основе большинства современных концепций менеджмента качества лежат принципы всеобщего менеджмента качества (TQM). Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

На современных российских промышленных предприятиях управление качеством является основой рационализации и повышения экономичности организационных и экономических процессов [2].

Деятельность в области менеджмента качества становится предпосылкой для установления партнерских отношений с отечественными и зарубежными потребителями, обеспечения благоприятного имиджа

предприятия, залогом участия в международных конкурсах, тендерах и т.д. Отмеченные обстоятельства способствуют повышению конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, степени диверсификации экспорта, обеспечению эффективности социально-экономической, институциональной и научно-технической устойчивости предприятия.

Внедрение в деятельность современного предприятия концепций менеджмента качества способствует обеспечению высокой мотивации деятельности персонала, высокой гибкости и адаптивности системы управления к изменениям внешней среды, динамичности внутренних процессов предприятия, возможности автоматизации бизнес-процессов.

Таким образом, в основе управления современным предприятием лежит концепция менеджмента качества, обеспечивающая ему конкурентные преимущества и устойчивые конкурентные позиции на рынке [4].

1. Верещагин К.Н. Совершенствование управления качеством процессов модернизации и развития систем газопроводов-отводов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2014.

2. Курынцев С.В. Формирование системы управления качеством продукции на промышленном предприятии как основа повышения его конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2007.

3. Управление качеством / под ред. С.Д. Ильенковой. М., 1998.

4. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (54). С. 113-117.

nastya_saransk@mail.ru Анастасия Александровна Гришнева,

аспирантка кафедры маркетинга, Мордовский государственный университет УДК 658.5:658.3 им. Н.П. Огарева

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье рассмотрены требования к компетенции и компетентности специалистов разного уровня, участвующих в процессах менеджмента качества. Автор стоит на позициях, что компетентность - это способность использовать и применять знания и навыки для достижения желаемых результатов, а компетенция - это характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д., что целесообразно использовать при разработке требований к компетентности сотрудников разного уровня, занятых различными видами деятельности в сфере менеджмента качества.

Ключевые слова: мониторинг, качество, компетентность, единство измерений.

A.A. Grishneva

REQUIREMENTS FOR EXPERTS INVOLVED IN THE PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT

The paper describes the requirements for the expertise of professionals involved in quality management processes at all levels. The author argues that professional expertise is an ability to use and apply one's expertise in order to achieve the desired results while competence is a characteristic of a specialist. Competence is a set of knowledge, skill, experience, responsibility, etc., which should be used in the development of requirements for the expertise of employees involved in various activities in the field of quality management.

Keywords: monitoring, quality, competence, measuring unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.