Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / управленческая деятельность / управленческая компетенция / личностная эффективность / инновационная деятельность / креативно-творческое мышление / целеполагание / рефлексия / стратегическое мышление.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилдора Тохировна Акмалова

Сегодня, одной из главных задач вуза является обеспечение адаптивности выпускаемых педагогических кадров к условиям и требованиям профессионального рынка. В этой статье рассматривается формирование навыков конкурентоспособности и управленческих компетенций по стратегическому решению вопросов педагогических процессов, обеспечивающие эффективность деятельности субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Дилдора Тохировна Акмалова

Наманганский государственный университет ассистент по научно-исследовательской деятельности, PhD

АННОТАЦИЯ

Сегодня, одной из главных задач вуза является обеспечение адаптивности выпускаемых педагогических кадров к условиям и требованиям профессионального рынка. В этой статье рассматривается формирование навыков конкурентоспособности и управленческих компетенций по стратегическому решению вопросов педагогических процессов, обеспечивающие эффективность деятельности субъектов образования.

Ключевые слова: компетентность, управленческая деятельность, управленческая компетенция, личностная эффективность, инновационная деятельность, креативно-творческое мышление, целеполагание, рефлексия, стратегическое мышление.

ANNOTATSIYA

Bugungi kunda oliy o'quv yurtining asosiy vazifalaridan biri bitiruvchi professor -o'qituvchilar tarkibini kasbiy bozor sharoiti va talablariga moslashishini ta'minlashdan iborat. Ushbu maqolada pedagogik jarayonlar muammolarini strategik hal qilish, ta'lim subyektlari faoliyati samaradorligini ta'minlash uchun raqobatbardoshlik ko'nikmalari va boshqaruv qobiliyatlarini shakllantirish masalalari muhokama qilinadi.

Kalit so'zlar: kompetentsiya, boshqaruv faoliyati, boshqaruv kompetentsiya, shaxsiy samaradorlik, innovatsion faoliyat, ijodiy va ijodiy fikrlash, maqsadlarni belgilash, aks ettirish, strategik fikrlash.

ABSTRACT

Today, one of the main tasks of a higher educational institution is to ensure that the graduate teaching staff adapts to the conditions and requirements of the professional market. This article discusses issues of strategic solving of problems of pedagogical processes, formation of competitiveness skills and management skills to ensure the effectiveness of the activities of educational subjects.

Keywords: competence, managerial activity, managerial competence, personal effectiveness, innovative activity, creative thinking, goal setting, reflection, strategic thinking.

354

По мере развития образования в современном мире, важным фактором становится увеличение числа конкурентоспособных педагогов. Одним из приоритетов модернизации образования является формирование и развитие управленческой компетентности будущих педагогов, способных совершенствовать систему образования путем инновационного развития образовательных процессов, разработки и внедрения авторских методик, технологий, алгоритмов и моделей обучения, обеспечивающих эффективность деятельности обучающихся и результативность педагогических процессов. В связи с этим, новый уровень значимости требуют инновационные подходы в развитии разносторонней личностной компетентности в профессиональной деятельности.

Сегодня, одной из главных задач вуза является обеспечение адаптивности выпускаемых педагогических кадров к условиям и требованиям профессионального рынка, а также формирование навыков конкурентоспособности и управленческих компетенций по стратегическому решению вопросов педагогических процессов, обеспечивающие эффективность деятельности субъектов образования.

Степень достижения качества образования зависит от уровня профессионализма и компетентности преподавателя как менеджера образования. Поэтому сформированная управленческая культура является одним факторов квалифицированности педагога. Качественными показателями

квалифицированности современного педагога является:

-личностная эффективность;

- инновационная деятельность;

- креативно-творческое мышление;

- целеполагание и рефлексия.

Развитие профессиональных компетенций является взаимосвязанной и комплексной системой деятельностей, направленных на поддержку профессионального роста будущих педагогов. Эта система имеет цель обеспечить успешное функционирование эффективной управленческой деятельности. Формирование и развитие этих компетенций играют важную роль в процессе становления менеджеров образования, которые способны эффективно реализовывать стратегические образовательные задачи.

Н.И. Замерченко отмечает, что современные требования к образованию обуславливают необходимость пересмотра и расширения квалификационных характеристик современного учителя, педагог должен обладать разносторонними знаниями и навыками, включая: «...теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей

27-mart, 2024

355

позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;...основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием...» [1].

В.Я. Адольф выделяет следующие аспекты формирования структуры профессиональной компетентности: «структура познавательной деятельности; структура совокупного объекта изучения - окружающей человека действительности, отраженная в предметной структуре научного знания; необходимость и специфика конкретных видов познавательной деятельности; необходимость развития положительных индивидуальных качеств личности (способностей, интересов, склонностей); логика развития основных параллелей учебного процесса» [2].

И.А. Коробейникова представляет процесс формирования управленческой компетентности как процесс формирования готовности к управленческой деятельности или процесс формирования установки на управленческую деятельность, которая основана на диалоге позиций субъектов образовательного процесса.

Основываясь на содержании позиции, И.А. Коробейникова определяет три области готовности к управленческой деятельности: «познание, действия и переживания. В области познания включены: ценностное отношение к личностному знанию и ценностное отношение к пониманию. Область действий включает в себя разнообразные управленческие действия, которые субъект должен выполнять в контексте управленческой деятельности. В области переживаний рассматривается эмоциональная и ценностная составляющая готовности к управленческой деятельности» [3].

Структура профессиональной компетентности учителя, описанная Т.В. Добудько, включает такие виды умений, как:

- аналитические умения, включающие способность анализировать информацию, осознавать сложности и особенности образовательного процесса и принимать обоснованные решения на основе анализа данных;

- прогностические умения и проективные умения связаны с способностью предвидеть факторы, прогнозировать возможные результаты и последствия образовательных действий и разрабатывать стратегии для достижения желаемых результатов;

- рефлексивные умения (профессиографический подход включают способность к самоанализу, самооценке и саморазвитию.

356

Таким образом, структура профессиональной компетентности учителя, представленная Т.В. Добудько, включает различные умения, которые совокупно обеспечивают эффективную и компетентную педагогическую деятельность [4,32].

Согласно исследованию С.Т. Тургунова, Б.Х. Даниярова и Д.М. Отажоновой, в процессе развития профессиональной компетентности педагогов выделяется ряд характеристик:

- интегративная системность деятельности педагогов;

- взаимосвязь теоретических знаний, профессиональных и личностных качеств;

- взаимосвязанность и взаимозависимость компонентов процесса развития профессиональной компетентности;

- ориентация на рефлексивную деятельность в адаптивной образовательной среде в процессе развития профессиональной компетентности;

- взаимосвязь особых черт процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников с моделью профессиональной деятельности, их личностными особенностями и эффективными моделями обучения и др.[5,25-26].

В соответствии с исследованием Ш.Ш. Олимова, выбор содержания образования является одним из основных и сложных аспектов подготовки учителей, требующим логической последовательности, полноты, целостности и актуальности в рамках государственных образовательных стандартов. Неправильный выбор содержания образования может негативно сказаться на достижении различных форм, методов и целей образования. Ш.Ш. Олимов также указывает на необходимость включение элементов в содержание образования горизонтальное и вертикальное продвижение, освоение новых техник и технологий, оценку работы, участие в общественной жизни, принятие решений в экстремальных ситуациях и развитие инновационной деятельности [6].

Изучение представленных подходов к профессиональной компетентности и управленческой деятельности предоставляет возможность сформулировать следующий вывод: развитие управленческой компетентности педагогических кадров является важным фактором повышения качества образования и эффективности работы образовательных учреждений.

На наш взгляд, управленческая компетенция представляет собой важный аспект профессиональной подготовки, который обеспечивает эффективное выполнение функций педагога-менеджера. В связи с этим, развитие управленческой компетентности педагогических кадров требует постоянного профессионального развития, обладания лидерскими качествами и умением руководить коллективом, мотивировать и вдохновлять обучающихся, оказывать им поддержку, устанавливать цели и контролировать их деятельность.

27-mart, 2024

357

Структура развития управленческой компетентности включает в себя несколько компонентов, каждый из которых играет важную роль в формировании полноценного и компетентного педагога. Рассмотрение этих компонентов поможет понять многообразие аспектов развития управленческой компетентности и выявить ее ключевые направления.

Рис. 1. Структурные компоненты развития управленческой компетентности будущих педагогических кадров

Все перечисленные компоненты управленческой компетенции способствуют повышению качества образования, созданию гармоничной и позитивно-адаптивной образовательной среды, а также способны обеспечить эффективное функционирование образовательных процессов в современном образовании.

Компоненты управленческой компетентности обеспечивают успешное управление образовательными процессами и способствуют созданию позитивно -адаптивной и инновационной образовательной среды.

Подводя итоги вышесказанного, можно сказать, что будущие педагогические кадры в современных образовательных учреждениях должны обладать широким спектром профессиональных компетенций.

Навыки управления конфликтами, генеративность, иклюзивность, рефлексивность и инновационность, менторство и коучинг, мониторинг, стратегическое мышление — все эти компетенции необходимы педагогическим кадрам для эффективной работы в образовательной среде.

Педагогические кадры должны быть готовыми адаптироваться к изменяющимся потребностям обучающихся, использовать разнообразные методы оценки и мониторинга, разрабатывать стратегии и планы для достижения

358

долгосрочных целей образовательного процесса. Важно также развивать лидерские навыки, способность к сотрудничеству с коллегами и строительству устойчивого образовательного сообщества.

В целом, все перечисленные компетенции и навыки способствуют повышению качества образования, созданию гармоничной и позитивно-адаптивной образовательной среды, а также способны обеспечить эффективное функционирование образовательных процессов в современном образовании.

REFERENCES

1. Замерченко Н.И. Формирование pr-компетентности бакалавров в условиях вуза как средство повышения конкурентоспособности педагога. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2012

2. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург - 2011

3. Коробейникова И.А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк - 2010

4. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2011. - С. 32

5. С.Т. ТурFунов, Б.Х. Дониёров, Д.М. Отажонова. Уцитувчиларнинг касбий компетентлилигини ривожлантиришда таълим муассасаси рахбарларининг функционал вазифалари. Тошкент "Voris-Nashriyot" нашриёти, 2011 й. 25-26 -Б.

6. Олимов Ш.Ш. Олий хамда малака ошириш таълим турлари орасида узвийликни таъминлаш муаммолари. олий хдмда кадрлар малакасини ошириш ва цайта тайёрлаш таълим турлари орасида интеграциялашнинг дидактик асослари (Республика илмий-назарий конференция материаллари 2019 йил 26-27 апрел) https://znanio.ru/media/bolaiak-oqituvchilar-kasbiy-madaniyatini-shakllantirishning-pedagogik-asoslari-2711160

7. Усманова, Ш. Д. (2019). Шахс ижтимоии фаоллиги ривожланишининг психологик механизми. Современное образование (Узбекистан), (3 (76)), 27-31.

8. Odeldjanovna, S. S. (2019). IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF PREPARATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(12).

359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.