Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА” В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ'

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА” В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / креативность / креативная компетентность / “Анатомия и физиология человека” / опрос. / competence / creativity / creative competence / «Anatomy and human physiology» / survey.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдамова Малика Ильхамовна

В статье рассматривается роль креативной компетентности преподавателя в преподавании курса «Анатомия и физиология человека». Также определяется уровень креативной компетентности преподавателя предмета «Анатомия и физиология человека» по направлению «Методика преподавания биологии» с помощью формулы среднеарифметического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамдамова Малика Ильхамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETENCE OF A TEACHER AS THE BASIS OF TEACHING “ANATOMY AND HUMAN PHYSIOLOGY” IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

In the article is discussed the role of the teacher’s creative competence in teaching “Human Anatomy and Physiology”; the level of the teacher’s creative competence in the subject “Human Anatomy and Physiology” in the direction “Methodology of Teaching Biology” using the formula of average arithmetic value.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА” В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ»

Хамдамова Малика Ильхамовна,

Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университети докторанти

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ "АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА" В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

УДК: 378.1

ХАМДАМОВА М.И. ПЕДАГОГИК ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА ПЕДАГОГНИНГ КРЕАТИВ КОМПЕТЕНТЛИГИ "ОДАМ АНАТОМИЯСИ ВА ФИЗИОЛОГИЯСИ" ФАНИНИ УЦИТИШНИНГ АСОСИ СИФАТИДА

Мак,олада "Одам анатомияси ва физиологияси" фани ук,итувчисининг фанни ук,итиш жараё-нида креатив компетентлигининг, урни куриб чик,илган, х,амда уртача арифметик к,иймат фор-муласидан фойдаланиб "Биология ук,итиш методикаси" йуналиши буйича "Одам анатомияси ва физиологияси" фани ук,итувчисининг креатив компетентлик даражаси аник,ланган.

Таянч суз ва тушунчалар: компетентлик, креативлик, креатив компетентлик, "Одам анатомияси ва физиологияси", суровнома.

ХАМДАМОВА М.И. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА" В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье рассматривается роль креативной компетентности преподавателя в преподавании курса «Анатомия и физиология человека». Также определяется уровень креативной компетентности преподавателя предмета «Анатомия и физиология человека» по направлению «Методика преподавания биологии» с помощью формулы среднеарифметического значения.

Ключевые слова и понятия: компетентность, креативность, креативная компетентность, "Анатомия и физиология человека", опрос.

KHAMDAMOVA M.I. CREATIVE COMPETENCE OF A TEACHER - AS THE BASIS OF TEACHING "ANATOMY AND HUMAN PHYSIOLOGY" IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

In the article is discussed the role of the teacher's creative competence in teaching "Human Anatomy and Physiology"; the level of the teacher's creative competence in the subject "Human Anatomy and Physiology" in the direction "Methodology of Teaching Biology" using the formula of average arithmetic value.

Key words: competence, creativity, creative competence, «Anatomy and human physiology», survey.

Введение.

Многие годы среди многочисленных профессий профессия педагога остается неизменной и незаменимой. Все мы знаем, что именно преподаватели играют важную роль в образовательном и воспитательном процессе обучающихся. Развитие системы образования и воспитания молодого поколения является важным направлением модернизации системы образования Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своем Послании Олий Маж-лису 25 января 2020 года отметил: "Мы обязаны создать все условия для нашей молодежи, которая стремится к получению высшего образования, самосовершенствованию, хочет связать свою жизнь с наукой"1. Можно считать, что развитию системы образования в значительной мере способствует компетентность педагога. Для разных видов деятельности исследователи выделяют различные виды компетентности. В нашем случае это креативная компетентность. Рассмотрим историю развития понятий «компетентность» и «креативность».

Обзор научной литературы по теме.

Компетентность как понятие появилась в конце 50-х годов XX века. По мнению Печер-киной А.А., Сыманюк Э.Э., Умниковой Е.Л. компетентность необходима для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия. Также авторы утверждают, что компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает деятельность2. Понятие «компетентность» (от лат competens - надлежащий, способный) трактуется по разному. В педагогическом сло-

1 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева Олий Мажлису. 24.01.2020 г. - (Электронный ресурс), режим доступа: url: https://uza.uz/ ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01 -2020/

2 Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Монография. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С 8-9.

варе имеется следующее определение понятия компетентность - это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем3. Также понятие компетентность раскрыли в своих работах многие авторы. Например, по мнению Мус-лимова Н.А. под компетентностью4 понимается эффективное использование теоретических знаний в педагогической деятельности, а также демонстрирование своих профессиональных умений, мастерства и таланта на высоком уровне. Автор считает, что компетентность преподавателя будет проявляться тогда, когда он:

• находит новые знания;

• последовательно обогащает свои знания;

• осваивает новые информации;

• анализирует эти знания и эффективно использует их в своей деятельности;

• глубоко осознает требования времени.

История развития креативности тоже имеет

свою специфику, так как понятие «креативность» многогранно. Автор Д.В.Мирошникова указывает, что впервые в истории человечества понятие «креативность» было использовано Д.Симпсоном в 1922 году5. По мнению Н.Н.Азизходжаевой важнейшей характеристикой инновационной деятельности преподавателя является креативность, и этот термин появился в 60-х годах XX века в англоамериканской психологии. Азизходжаева Н.Н. дает такое определение понятию креативность как способа бытия и профессии, желания и умения создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, содержания, технологий многообразных образова-

3 Сейтхалилов Э.А., Рахимов B.X., Маджидов И.У. Педагогический словарь-справочник. - Ташкент: издательский дом "Согдиана", 2011. - С 316.

4 Муслимов Н.А., Усмонбоева М., Сайфуров Д., Тураев А. Основы педагогической компетентности и креативности. - Ташкент: Низомий ТДПУ хузуридаги пКк,Т МО тармок маркази, 2015. С. 4.

5 Мирошникова Д.В. Развитие креативности будущего учителя в процессе педагогической практики. / Журнал "Мир науки", №2, Том №6, 2018, С 2.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 4 (89)

тельных процессов и системы1. Н.А.Муслимов под креативностью понимает описание готовности в создании новых идей индивидом и его творческую способность как в качестве самостоятельного фактора одаренности2. Нужно особо отметить, что компетентность всегда характеризуется креативностью преподавателя. Креативная компетентность явно подчеркивается в мышлении, общении, чувствах и эмоциях, а также особенно в педагогической деятельности преподавателя. П.Д.Гаджиева считает, что креативная компетентность - это умение создавать новые способы решения педагогических задач, а также творческая деятельность преподавателя в виде способов оригинально и самостоятельно осуществлять профессиональную деятель-ность3. Выше мы разобрались с опорными понятиями и историей развития этих понятий.

Методика исследования.

В Республике Узбекистан всегда уделяется особое внимание преподавательской деятельности. Так в Указе Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений»4 уделяется особое внимание на:

• повышение на регулярной основе педагогического и профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров ВУЗов, углубленное изучение ими технологического прогресса и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также совре-

1 Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005. С 64.

2 Муслимов Н.А., Усмонбоева М., Сайфуров Д., Тураев А. Основы педагогической компетентности и креативности. - Ташкент: Низомий ТДПУ х,узуридаги ПКК.Т МО тармок маркази, 2015. С. 5.

3 Гаджиева П.Д. Креативная компетентность современного педагога / журнал "Инновационная наука", №5, 2016, С 124..

4 Указ Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений». // [Электронный ресурс]. Режим доступа: url: https://lex.uz/docs/2676556

менных методов организации учебного процесса;

• овладение преподавателями ВУЗов и активное внедрение в учебный процесс современных инновационных педагогических, информационно-коммуникационных технологий с использованием глобальной сети Интернет, мультимедийных систем и методов дистанционного обучения.

Креативная компетентность преподавателя играет значительную роль в преподавании курса «Анатомия и физиология человека», так как этот предмет считается одним из базовых направлений биологии и сам по себе сложный по усвояемости студентами.

Целью настоящего исследования является выявление роли креативной компетентности преподавателя в преподавании предмета «Анатомия и физиология человека». Предмет «Анатомия и физиология человека» начинается на 4 семестре 2 курса направления «Методика преподавания биологии» и заканчивается на 6 семестре 3 курса. В исследовании участвовали студенты 204 группы направления «Методика преподавания биологии».

Для осуществления исследования были разработаны анкеты-опросники, и в опросе студентам были заданы вопросы (таблица 1). В таблице приведены вопросы, ответы на которые помогут нам определить, какими качествами и навыками обладает преподаватель, а также помогут определить умения преподавателя в использовании педагогических технологий и средств обучения. В перечисленных вопросах можно увидеть как положительные, так и отрицательные варианты ответов. Студенты отвечали анонимным способом для дальнейшего исключения конфликтных отношений между преподавателем и студентами. При оценке креативной компетентности преподавателя мы использовали формулы «процент от числа» и «среднеарифметическое значение».

Результаты.

В ходе исследования было проведено анкетирование, опрос среди 31 студентов 204 группы направления «Методика преподавания биологии» Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 4 (89)

15 студентов из 31, которые составляет 48,4%, считают, что преподаватель творчески относится к занятию, умеет формулировать любые проблемы, умеет находить в них решение, умеет видеть новую сторону в знакомом объекте;

12 студентов из 31, которые составляет 35,7%, считают, что преподаватель владеет такими умениями и навыками, как коммуникативные умения, умения вести дискуссию, презентационные умения и навыки, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы;

3 студентов из 31, которые составляет 9,7%, считают, что преподаватель в ходе преподавания предмета «Анатомия и физиология человека» использует такие технологии как ИКТ технологии с использованием аудио, видео и презентаций Power Point, а также интерактивные технологии, такие как мозговой штурм, работа в парах, работа в группах;

25 студентов из 31, которые составляет 80,6%, считают, что преподаватель в ходе преподавания предмета «Анатомия и физиология человека» старается использовать все виды средств обучения: вербальные (учебники), учебно-наглядные (плакаты, муляж), технические (презентации, видеоролики, электронные учебники).

Чтобы определить среднеарфиметический уровень креативной компетентности преподавателя сложим вышеприведенные положительные ответы и разделим на 4:

48,4; + 35,7% + 9,7% + 80,6% Ср. арифм. =---= 43,6%

Обсуждение, выводы.

В статье рассмотрен вопрос креативной компетентности преподавателя, в частности:

- рассмотрена история развития и сущность понятий «креативность», «компетентность», «креативная компетентность»;

- методом опроса студентов в виде анкеты, состоящей из 4-х вопросов с вариантами ответов, выполнена оценка уровня креативной компетентности преподавателя предмета «Анатомия и физиология человека»;

- подсчитан процент приведенных положительных ответов;

- подсчитан конечный результат (среднеарифметическое значение) уровня компетентности.

Практические рекомендации.

По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что среднеарифметическая креативная компетентность преподавателя предмета «Анатомия и физиология человека» составляет 43,6%, а это является удовлетворительным результатом.

Преподавателям предмета «Анатомия и физиология человека» рекомендуем следующее:

• преподаватель должен правильно выбирать виды и типы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и другие) занятий, в частности, при изучении темы «Анализаторы. Строение органов зрения» применять традиционную лекцию, так как это тема сложная для самостоятельного рассмотрения студентами и мало связана с ранее изученной темой;

• при проведении лабораторных занятий по предмету «Анатомия и физиология человека» преподаватель должен правильно выбирать технологии обучения, например, при изучении темы «Строение спинного мозга» применять информационно-коммуникационные технологии обучения; при изучении темы «Пищеварение в желудке» применять активные, игровые технологии обучения; при изучении темы «Химические свойства крови» применять интерактивные технологии обучения, технологию сотрудничества, так как все эти технологии обучения способствуют творческому развитию личности, учат работать в группе и уважать мнение своего партнера:

• также будет уместно использовать наряду с вербальными и учебно-наглядными средствами обучения, применять технические средства обучения, потому что технические средства обучения позволят лучше усвоить материал студентами, так как информация будет предоставляться в виде аудио- и видеоматериалов, что послужит повышению качества образовательного процесса.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 4 (89)

Таблица 1. Анкета опросника для студентов 204 группы (всего 31 респондент)

Вопросы Варианты ответов Результат опроса (число студентов, выбравших те или иные варианты ответов)

1. Какими ниже перечисленными педагогическими качествами владеет ваш преподаватель? а) преподаватель творчески относится к занятию, умеет формулировать любые проблемы, умеет находить в них решение, умеет видеть новою сторону в знакомом объекте; 15 студентов, т.е. 48,4% от общего числа опрошенных

10 студентов, т.е. 32,2% от общего числа опрошенных

б) интересно преподает занятие, но не умеет находить новою позицию в знакомом объекте;

в) преподаватель не творчески относится к занятию, не умеет формулировать проблемы, не умеет находить в них решение, не умеет видеть новою сторону в знакомом объекте;

6 студентов, т.е. 19,4% от общего числа опрошенных

2. Владеет ли ваш преподаватель ниже перечисленными умениями и навыками? а) коммуникативные умения; б) умения вести дискуссию; в) презентационные умения и навыки; г)умения использовать различные средства наглядности при выступлении; д) умение отвечать на незапланированные вопросы; Владеет умениями и навыками в, г, б 11 студентов, т.е. 35,5% от общего числа опрошенных

12 студентов, т.е. 35,7% от общего числа опрошенных

Владеет умениями и навыками а, б, в, г, д

Преподаватель не владеет ни одним из этих умений и навыков 8 студентов, т.е. 25,8% от общего числа опрошенных

3. Какие педагогические технологии использует ваш преподаватель? а) в основном традиционные технологии обучения такие как, объяснительно -иллюстративные технологии обучения с использованием плакатов и муляжа; 8 студентов, т.е. 25,8% от общего числа опрошенных

б) ИКТ технологии с использованием аудио, видео и презентаций Power Point; 20 студентов, т.е. 64,5% от общего числа опрошенных

в) ИКТ технологии с использованием аудио, видео и презентаций Power Point также интерактивные технологии, такие как мозговой штурм, работа в парах, работа в группах;

3 студента, т.е. 9,7% от общего числа опрошенных

4. Какие средства обучения в основном использует ваш преподаватель? а) старается использовать все виды средств обучения: вербальные (учебники), учебно-наглядные (плакаты, муляж), технические (презентации, видеоролики, электронные учебники); 25 студентов, т.е. 80,6% от общего числа опрошенных

1 студент, т.е. 3,2% от общего числа опрошенных

б) в основном использует вербальные средства обучения (учебники);

5 студентов, т.е. 16,2% от общего числа опрошенных

в) в основном использует учебно-наглядные средства обучения (плакаты, муляж)

с ОЛИЙ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 39 и

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений»// [электронный ресурс]. режим доступа: url: https://lex.uz/docs/2676556

2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Маж-лису. 24.01.2020 г. - /электронный ресурс/, режим доступа: url: https://uza.uz/ru/politics/ poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01 -2020/

3. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Монография. - Екатеринбург, 2011.

4. Сейтхалилов Э.А., Рахимов Б.Х., Маджидов И.У. Педагогический словарь-справочник. - Ташкент: издательский дом "Согдиана", 2011. - С 316.

5. Муслимов Н.А., Усмонбоева М., Сайфуров Д., Тураев А. Основы педагогической компетентности и креативности. - Ташкент: Низомий ТДПУ х,узуридаги ПКК.Т МО тармок, маркази, 2015.

6. Мирошникова Д.В. Развитие креативности будущего учителя в процессе педагогической практики. / журнал "Мир науки", №2, Том №6, 2018, С 2.

7. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Ташкент: издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005.

8. Гаджиева П.Д. Креативная компетентность современного педагога. / журнал "Инновационная наука", №5, 2016, С 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.