Научная статья на тему 'Организационно  − педагогические условия обучения на курсах квалификации кадров'

Организационно − педагогические условия обучения на курсах квалификации кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-педагогические условия / креативная компетентность / традиционное и креативное обучение / учебно-методический комплекс / ташкилий ва педагогик шартлар / креатив қобилият / анъанавий ва ижодий таълим / ўқув-услубий мажмуа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позилова Шаҳноза Хайдаралиевна

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия по технологии креативного обучения. Кроме этого, даны представления о сущности креативного обучения, представлена сравнительная характеристика традиционного и креативного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ҚАЙТА ТАЙЁРЛАШ ВА МАЛАКА ОШИРИШ КУРСЛАРИДА КРЕАТИВ ТАЪЛИМНИ ҚЎЛЛАШНИНГ ТАШКИЛИЙ- ПЕДАГОГИК ШАРТЛАРИ

Мақолада креатив таълим технологиясининг асосий ташкилий-педагогик шартлари кўриб чиқилган. Бундан ташқари, креатив таълимнинг моҳиятини тушунтирилган, анъанавий ва креатив таълимнинг қиёсий характеристикаси тақдим этилган.

Текст научной работы на тему «Организационно − педагогические условия обучения на курсах квалификации кадров»

Позилова Шах,ноза Хайдаралиевна,

ассистент кафедры «Информационные технологии в образовании» Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ПОЗИЛОВА Ш.Х. ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ЦАЙТА ТАЙЁРЛАШ ВА МАЛАКА ОШИРИШ КУРСЛАРИДА КРЕАТИВ ТАЪЛИМНИ ЦУЛЛАШНИНГ ТАШКИЛИЙ-ПЕДАГОГИК ШАРТЛАРИ

Маколада креатив таълим технологиясининг асосий ташкилий-педагогик шартлари куриб чикилган. Бундан ташкари, креатив таълимнинг мох,иятини тушунтирилган, анъанавий ва креатив таълимнинг киёсий характеристикаси такдим этилган.

Таянч суз ва тушунчалар: ташкилий ва педагогик шартлар, креатив кобилият, анъанавий ва ижодий таълим, укув-услубий мажмуа.

ПОЗИЛОВА Ш.Х. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия по технологии креативного обучения. Кроме этого, даны представления о сущности креативного обучения, представлена сравнительная характеристика традиционного и креативного обучения.

Ключевые слова и понятия: организационно-педагогические условия, креативная компетентность, традиционное и креативное обучение, учебно-методический комплекс.

POZILOVA SH.H. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE TRAINING IMPLEMENTATION AT PEDAGOGICAL STAFF TRAINING COURSES

The article considers the main organizational and pedagogical conditions for the technology of creative learning. In addition, the author developes the idea of the essence of creative learning, presents a comparative characteristic of traditional and creative education.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, creative competence, traditional and creative education, educational-methodical complex.

Креативность все больше входит в повседневную практику профессиональной деятельности и становится основной для развития конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и всей экономики страны.

Экономическое развитие отрасли, в частности, и страны, в целом, зависит от использования креативных способностей человеческих ресурсов. Важность этого качества, а также его развития для специалистов в любой сфере деятельности отмечают Флорида Р.1, Лапасев С.П.2. В своих исследованиях они показывают, что успех инновационной экономики напрямую зависит от креативных людей и уточняют, что общество нуждается в расширении креативных специалистов.

Сегодня формирование креативных специалистов - одна из основных задач системы образования современного общества. Достижение поставленной задачи возможно только с использованием адекватной цели методики креативного обучения, которая вовлекает каждого участника образовательного процесса в активный творческий информационно-коммуникационный процесс, позволяет создавать условия для осознания, создания и эффективного применения новых знаний.

Под креативным обучением Остроумов А.И. и Остроумова О.Ф.3 понимают организацию такой творческой деятельности, в результате которой становится возможным создание субъектами учебной деятельности новой креативной продукции, отличающейся новизной, оригинальностью решения, т.е. деятельности, способной удовлетворять потребность личности в самовоспитании и самовыражении творческих качеств. При этом основной задачей креативного обучения является раскры-

1 Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class: And How it's transforming work, leisure, community and everyday life. NewYork: PerseusBookGroup

2 Лапасев С.П. Оценка уровня инновационного развития регионов на основе креативности // Вестник ОГУ. 2011. № 8. С.52-56), Подберезкин А.И. (Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. Т.3. Кн.3. Креативный класс и идеология русского социализма. - М. 2011. 540 с.

3 Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России// Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. C. 149-153.

тие творческого потенциала и превращение личности в активного и созидательного человека.

Суть креативного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что не только все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания через раскрытие творческих способностей, но они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают, думают и могут сделать.

Для более полного представления о сущности креативного обучения мы представили сравнительную характеристику традиционного и креативного обучения (таблица 1).

Сравнивая традиционное и креативное обучение можно выделить основное отличие: традиционное обучение затрагивает интеллект ученика, а креативное обучение затрагивает личность обучаемого - его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к активной жизни в инновационном обществе.

На основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 сентября 2012 года № 278 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений» при Ташкентском университете информационных технологий был создан Отраслевой центр повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (далее - Центр).

Основной целью Центра является оказание соответствующей помощи педагогическим кадрам системы высшего и средне-специального образования в их профессиональной деятельности; повышение их квалификации по техническим и технологическим направлениям; подготовка кадров специалистов, ориентированных на овладение новыми профессиональными знаниями и умениями.

Для достижения этой цели Центр выполняет следующие задачи:

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 2

V_/

Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного и креативного обучения1

Критерии Традиционное обучение Креативное обучение

Цель обучения Передача знаний и учений Развитие креативности личности, формирование активной позиции гражданина

Деятельность учителя Активная, направлена на передачу знаний Активная, направлена на создание комфортных условий для развития креативности личности обучаемого

Деятельность обучающегося Пассивная (слушает, пишет, отвечает на вопросы) Активная, направлена на поиск нового

Формы обучения Фронтальные Групповые и индивидуальные

Методы обучения Словесные, наглядные Проблемные, проектные, исследовательские

Средства обучения Учебники и учебные пособия Информационно-коммуникационные технологии

Оценка деятельности Осуществляется учителем Самооценка и самоконтроль

Таблица 2. Учебный модуль по курсу «Информатика и информационные технологии »

№ Учебный модуль Общее количество часов

1. Нормативно-правовые основы высшего образования 14 часов

2. Передовые технологии обучения и педагогические навыки 44 часов

3. Использование коммуникационных технологий в образовательный процесс 28 часов

4. Практический иностранный язык 44 часов

5. Основы системного анализа и принятия решений 28 часов

6. Специальные предметы 88 часов

изучение потребностей высших учебных заведений, определение направлений переподготовки и повышения квалификации с использованием возможностей ТУИТ;

внедрение современных педагогических и информационных технологий в процесс переподготовки и повышения квалификации;

разработка учебно-методических пособий, электронных учебников, дидактических инструментов и раздаточных материалов для слушателей;

привлечение квалифицированных кадров из научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий и других высших учебных заведений в учебный процесс;

систематический контроль знаний слушателей на принципах беспристрастности;

создание необходимых условий для обучения и досуга слущателей;

организация научно-практических конференций и семинаров;

В сети Центра проводятся 4 учебных курса: «Информатика и информационные технологии»;

«Телекоммуникационные технологии»;

1 Таблица составлена автором статьи.

«Компьютерная инжинирия»;

«Программный инжиниринг».

Приводим структуру учебных планов по курсу «Информатика и информационные технологии» (таблица 2).

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень тем), структурированный по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 2. Тематический план приведем только по второму модулю «Инновационные образовательные технологии и компетентность преподавателя». При этом представим, что план рекомендуется для креативного обучения модуля, не нарушая процентное соотношение часов, отведенных на данный модуль (таблица 3).

Для креативного обучения был выбран модуль «Инновационные образовательные технологии и педагогическая компетентность» для преподователи информатики. Одна лекция и два практических занятия посвящены развитию креативности педагога в высших учебных заведениях.

К организационно-педагогическим условиям реализации креативного мы отнесли:

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 2

52 ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Таблица 3. Тематический план по креативному обучению преподавателей информатики на курсах повышения квалификации и переподготовки

№ Тема всегочасов лекции Практические занятия с.р.

1 Инновация. Новация. Инновационная экономика. Инновации в образовании. Инновационное образование. 6 2 6

Креативность и творчество. Роль креативных людей в развитии инновационной экономики. Критерии креативности. Этапы развития креативности 10 4 4 2

Компетентный подход: сущность, методы и средства. 12 4 6 2

Всего: 30 10 16 4

1) ориентация на использование мотивации к научно-педагогической деятельности в качестве преподавателя информатики;

2) направленность учебного процесса на получение конкретного продукта в виде педагогических идей, сайтов, блогов и т.п., то есть компетентно-ориентированная работа с реальными педагогическими проектами;

3) применение интерактивных форм проведения занятий и методов развития креативности, а также дизайн-мышления для создания творческой среды обучения;

4) непрерывная рефлексия;

5) использование педагогических инноваций и результатов инновационной деятельности для создания учебно-методического обеспечения.

Остановимся подробнее на каждом из представленных условий.

Первое условие.

Мотивация является движущей силой в любом процессе. Поэтому для эффективной реализации методики креативного обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки должна быть мотивация к развитию своей профессиональной креативности. Преподаватель должен побуждать слушателей к повышению уровня развития креативности, используя различные пути активизации моти-вационной сферы. Важно, чтобы на каждом занятии слушатель переживал положительные эмоции, чтобы у него закреплялась вера в собственные силы, чтобы у него возрастал интерес к преподаванию.

Второе условие.

Как отмечает О.Е.Лебедев1, компетент-ностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1) Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт.

2) Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

3) Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных ииных проблем, составляющих содержание образования.

4) Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на каждом этапе обучения.

Компетентность^ подход предполагает использование метода проектов. Для реализации креативных идей слушатели, работая в группе, выполняют педагогические проекты, презентуя свои методические продукты в

1 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №

5. - С. 3-12.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 2

V_/

Таблица 4. Технологическая карта по теме «Креативность и творчество. Роль креативных людей в развитии инновационной экономики. Критерии креативности».

Форма занятия Лекция-беседа

Время 2 ч.

1. Понятие креативности. Творчество и креативность.

2. Проявление и барьеры креативности.

3. Роль креативных людей в развитии инновационной экономики

4. Креативность в профессиональной деятельности.

План занятия 5. Проявление креативности - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, воображение, чувство юмора, приверженность эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. 6. Создание условий для полного взаимопонимания и получения обратной связи в развитии креативности

Дать основные сведения о креативности, критериях креативности, о роли креативных людей

Цель занятия в развитии инновационного общества, о значении креативности преподавателя в учебно-воспитательном процессе, закономерностях развития креативности

Результат обучения:

- иметь представление: о креативности, критериях креативности, о роли креативных людей

в развитии инновационного общества, о значении креативности преподавателя в учебно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитательном процессе, закономерностях развития креативности;

Действия - уметь: находить оригинальные решения профессиональных проблем:

преподавателя: - иметь компетенции:

в форме беседы дать - на уровне ключевых компетентностей способствовать: овладению общими знаниями;

общие сведения по правильно организовывать собственную деятельность и совместную деятельность с коллегами

плану. для креативного саморазвития; - на уровне базовых компетентностей способствовать: овладению навыками поиска и обработки новой информации и ее применения для креативного саморазвития в сфере профессиональной педагогической деятельности; формированию умения корректно формулировать цели и задачи своей творческой деятельности.

Методы обучения Беседа, открытые вопросы

Педагогические технологии Кластер, синквейн

Средства обучения Презентация

Аудитория Лекционная аудитория с мультимедийным компьютером

виде презентаций (PowerPoint, Ispring и т.п.), ментальных карт1 в MindMap, видеороликов и видеофильмов, блогов, учебно-методических программных продуктов и др.

Третье условие.

Для развития креативности необходимо применение интерактивных форм проведения занятий, методов развития креативности и дизайн-мышления для создания творческой среды обучения. Такая среда характеризуется непринужденностью обстановки, принятием любого творческого продукта деятельности, поощрением. В таком креативном обучении главное место занимает группа взаимодействующих преподавателей, которые, обсуж-

1 Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

дая интересующие их вопросы и участвуя в дискуссиях, стимулируют и активизируют друг друга в высказываниях и в действиях.

Пример использование креативных методов обучение на курсах повышение квалификация и переподготовки кадров.

Приведем технологическую карту лекции -беседы на тему «Креативность и творчество. Роль креативных людей в развитии инновационной экономики. Критерии креативности» (таблица 4).

Приведём пример по использованию метода Синквейн на тему «Креативность и творчество. Роль креативных людей в развитии инновационной экономики. Критерии креативности».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 2

эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат1. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся2.

Правила сопоставления:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например, прилагательное или существительное.

Синквейн с точки зрения педагогики:

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках педагогики практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Также синквейн помогает быстро и правильно высказать свое мнение.

1 Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А . С. : Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105.

2 Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. - http:// www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410. Электронный

ресурс. Обращено 9 января 2018 года.

Синквейн на тему «Креативность»

Креативность творческий, уникальный, оригинальный

развивать, находить, способствовать находить оригинальные решения профессиональных проблем оригинальность

Четвертое условие.

Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур3. Посредством рефлексии человек анализирует собственные действия. В рефлексии задействованы механизмы саморегуляции и самоконтроля. Рекомендуется постоянно задавать такие вопросы, как: Что вы сделали (результат)? Как вы это сделали (приемы, средства, способы, технологии)? Какие трудности возникли при решении задачи? что получилось лучше всего? В чём, по вашему мнению, должна состоять помощь? Что нового вы приобрели при решении задачи? Соответствовало ли содержание и решение задачи вашим профессиональным интересам и возможностям?

С помощью рефлексии определяется, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было воздействие и в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.

Пятое условие.

Создание условий для креативного обучения. Необходим комплекс учебно-методических материалов, созданный на основе педагогических инноваций.

Нами был разработан учебно-методический комплекс (УМК) по креативному обучению преподавателей информатики на курсах повышения квалификации и переподготовки. Он включает в себя:

1) методические указания к проведению лекций;

2) методические указания к проведению практических занятий;

3 Гимпель Л.П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2010.

3) кейсовые материалы для организации креативной работы;

4) контрольно-оценочные материалы;

5) глоссарий;

Достоинством представленного УМК является тот факт, что материалы обеспечивают не только знание важнейших понятий, связанных с креативностью, но и дают возможность уверенно ориентироваться в профессиональной сфере в условиях инновационности образования.

В настоящее время главной целью обучения является обеспечение оптимальных условий для развития личности. Это означает, что педагог должен не просто дать знания, но и сделать все возможное, чтобы обучающиеся их получили. Именно поэтому возникает потребность в креативном обучении. Целью креативного обучения преподавателей информатики на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров является развитие креативной компетентности и педагогического мастерства, а также креативного мышления слушателей, используя творческие методы обучения.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что у преподавателя информатики высших образовательных учреждений, понимающего политику инновационности образования и роли креативности в профессиональной деятелньости, должны быть сформированы следующие качества:

• умение планировать учебный процесс по информатике с использованием креативных методов;

• способность организовать учебную работу в группе на основе креативных методов обучения;

• способность использовать креативные методы во время проведения занятий по информатике;

• способность использовать креативные методы при организации учебных проектов по информационно-коммуникационным технологиям;

• способность использовать креативные методы при мониторинге академических достижений учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Список литературы:

1. Баннов А.М. Учимся думать вместе // Будков А . С. : Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105

2. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. - http://www.den-za-dnem.ru/page. php?article=410. Электронный ресурс. Обращено 9 января 2018 года.

3. Гимпель Л.П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.

4. Лапасев С.П. Оценка уровня инновационного развития регионов на основе креативности // Вестник ОГУ. 2011. № 8. С.52-56), Подберезкин А.И. (Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. Т.3. Кн.3. Креативный класс и идеология русского социализма. - М. 2011. 540 с.

5. Лебедев О.Е. Компетентность^ подход в образовании /О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

6. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России// Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. C. 149-153.

7. Florida R. (2002). The Rise of the Creative Class: And How it's transforming work, leisure, community and everyday life. NewYork: PerseusBookGroup.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.