Научная статья на тему 'Новые информационные технологии в развитии креативности будущих педагогов'

Новые информационные технологии в развитии креативности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджешау М. А.

В статье рассматриваются возможности интеграции креативных процессов и использования новых информационных технологий. Креативность рассматривается как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. В силу этого в современном университете необходим выход за пределы понимания обучения как процесса передачи готовых знаний, накопления определенного объема информации. Рассмотрены основные параметры креативности. Особое значение в связи с этим уделяется организации педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды на всех этапах профессиональной подготовки студентов. При этом креативность представляется как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. А бесконечная способность человека к ассоциациям позволяет генерировать любое необходимое число идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии в развитии креативности будущих педагогов»

Список литературы:

1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. - М., 1999.

2. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 3.

3. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 1986.

4. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Наука, физическая культура и спорт». - Бронницы, 2011.

5. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука, физическая культура и спорт». - Ставрополь, 2013.

6. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. -2004.

7. Садовников В.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение и содержание дисциплины регионального компонента // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 1.

8. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. - М.: ИПР СПО, 2002.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© Коджешау М.А.*

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В статье рассматриваются возможности интеграции креативных процессов и использования новых информационных технологий. Креативность рассматривается как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. В силу этого в современном университете необходим выход за пределы понимания обучения как процесса передачи готовых знаний, накопления определенного объема информации. Рассмотрены основные параметры креативности. Особое значение в связи с этим уделяется организации педагогического сопровождения, направленного на создание креатив-

* Доцент кафедры Информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, доцент.

ной среды на всех этапах профессиональной подготовки студентов. При этом креативность представляется как способность объединения всевозможных элементов имеющегося опыта и знаний в новые образования. А бесконечная способность человека к ассоциациям позволяет генерировать любое необходимое число идей.

Ключевые слова: креативность, креативная среда, креативная мотивация, управление креативным процессом, креативное образование.

Термины, используемые в литературе в качестве синонимов понятия «креативность» (творческое мышление, творчество, творческие способности, творческий потенциал, творческий стиль мышления, продуктивное мышление), имеют практически одно и то же содержание. Установлено, что креативность зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления Дж. Гилфорд, Джексон, Мак Киннон, Е.П. Торренс и др. назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового [1-4].

Авторы концепции креативности Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др., а в нашей стране - Д.Б. Богоявленская [5], подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой -в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

До середины XX века психология связывала креативность с интеллектуальным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов [6, 7, 8] показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое -креативностью - не было. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе.

Как отмечает В.Н. Дружинин, первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие, собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов [4].

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих (креативности) и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором.

По поводу каждого из этих высказываний и сегодня ведутся споры, проводятся исследования и эксперименты. Но, тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что существуют средства и методы, предполагающие как развитие творческого мышления, так и интеллектуального потенциала обучаемых (учащихся, студентов и т.д.).

Появление и активное использование в обучении компьютерной техники, новых информационных технологий привело к новым многочисленным исследованиям, призванным связать проблемы креативности, интеллектуального развития и использования НИТ.

В условиях модернизации образования, в том числе и высшего, необходимо уделять больше внимания средствам и способам деятельности, перестройке методов и организационных форм обучения. Главное среди этих требований - включение в содержание большой группы новых деятельностных составляющих: умение работать с информацией, использовать различные формы представления информации, продуктивно планировать свою работу, эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы.

Изучение и использование информационных технологий в обучении по-новому позволяет интерпретировать многие теоретические основы креативности и значительно расширяет возможности ее формирования в силу ряда преимуществ компьютерного обучения:

- использование компьютеров открывает простор умственной творческой деятельности за счет освобождения человека от необходимости выполнения рутинных, зачастую подлежащих алгоритмизации логических операций, от необходимости заучивания огромного количества информации;

- компьютерная техника выступает носителем исключительно большого объема информации и оперативным представлением ее;

- компьютер выступает в качестве нового инструмента научно-исследовательской работы, позволяет организовать и провести эксперимент, реализовать различные виды моделей;

- компьютеризация обучения позволяет быстро и эффективно сформировать индивидуальный стиль мышления;

- компьютер может использоваться как тренажер для развития необходимых интеллектуальных качеств и умений;

- компьютер может выступать в роли очень мощного средства развития образного мышления;

- развитию творческих способностей и самостоятельного мышления способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь;

- компьютер используется в качестве вспомогательного средства для более эффективного решения уже имеющейся системы дидактических задач, например, использование компьютера при работе с экспертными системами;

- компьютер может использоваться в качестве средства, моделирующего содержание объектов усвоения путем их конструирования. При этом реализуются принципиально новые стратегии обучения. Характерным примером этого направления разработок в области компьютеризации являются так называемые «компьютерные обучающие среды», представляющие модели осваиваемых областей знаний;

- одно из основных назначений компьютера в процессе обучения - организация работы на занятиях посредством педагогических программных средств (III 1С), учитывающих перспективные дидактические и психологические концепции, содержание и логику предмета, методику его преподавания. ППС обеспечивают постоянный контакт с каждым обучающимся в режиме диалогового взаимодействия;

- наблюдаемый всплеск интереса к компьютерной обработке изображений и результаты, полученные в области анимации и дизайна, несомненно, позволяют рассматривать эту сферу человеческой деятельности как одно из направлений творчества.

Теорией и практикой установлено, что необходимы не только новые технологии обучения, обеспечивающие формирование основ творческого мышления обучаемых и повышение уровня их интеллектуального развития, но и создание современных методик использования новых информационных технологий для повышения эффективности всех образовательных процессов. В связи с этим компьютерная техника должна использоваться как необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, как динамическая модель, как средство организации и контроля результатов учебного процесса. Интегрирующим фактором служит сегодня информатика (в учебных планах некоторых ВУЗов предмет носит название «Компьютерные науки»), не только как учебный предмет, но и как специфическая сфера содержания образовательного процесса.

Усвоение различных по характеру знаний, умений и навыков, формирование и развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности, сочетание умственных и практических действий, накопление творческого опыта позволяет на лекциях, лабораторных и практических занятиях использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения. В резуль-

тате, под руководством преподавателя студенты знакомятся с современными пакетами обработки информации, разрабатывают проекты программных комплексов, электронных учебников по различным предметам, что способствует формированию не только творческих способностей обучаемых.

А если рассмотреть определение уровня креативности Дж. Гилфордом [4], который выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, ирреальность, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и так далее, то очевидно, что эти составляющие являются значимыми и для успешного изучения информатики, новых информационных технологий. То же можно сказать и о четырех основных параметрах креативности:

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации[4].

И о показателях творческого мышления: быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые непривычные функции объекта или его части [10].

С другой стороны использование новых информационных технологий ориентировано в силу своей специфики на развитие креативности. Именно поэтому необходимо интегрировать креативные процессы и новые информационные технологии как при их использовании, так и при изучении.

Список литературы:

1. Guilford J.P. Creativity: Dispositions and Processes / J.P. Guilford // Creativity Research. International Perspective. - New-Delhi, 1980. - P. 227.

2. Torrance E.P. Teaching Creative and Gifted Learners. In: M.C. Wittrock (Ed.). Handbook of Research on Teaching / E.P. Torrance. - 3-rd ed. - N.Y.: Mac-millan Press, 1986. - P. 630-647.

3. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon / D.W. MacKinnon. - P. 32.

4. Guilford J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. - N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д: РГУ 1983.

6. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блон-ский. - М.: Новая школа, 1994. - 262 с.

7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

8. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей / А.Л. Гот-сдинер // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.

9. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996. - 224 с.

10. Калмыкова З.И. Некоторые вопросы диагностики умственного развития в процессе обучения / З.И. Калмыкова // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. - М., 1964.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ

© Лагерев Д.Г.*, Митрошенкова Е.А.*

Брянский государственный технический университет, г. Брянск

В статье рассматривается специфика преподавания дисциплин 1Т-профиля и проблема совершенствования учебных курсов по данным дисциплинам. В рамках исследования путей решения проблемы в данной области предлагается разработка программной системы по управлению структурой дисциплин информационного профиля в основе которой лежит алгоритм построения дерева решений.

Ключевые слова: управление структурой учебного курса, дисциплины информационного профиля, деревья решений, выявление степени освоения учебных дисциплин.

Сегодня российский рынок информационных технологий активно развивается. Все больше производству и бизнесу необходим технический персонал, обладающий качественными знаниями и навыками работы с компьютерами и информационными технологиями в целом. Качественная работа квалифицированного сотрудника в этой сфере, создающего, внедряющего и сопровождающего информационные технологии позволит эффективно развиваться предприятию, а также повысить его конкурентоспособность. В связи с этим продолжается рост спроса на профессии в сфере информаци-

* Доцент кафедры «Информатика и программное обеспечение», кандидат технических наук.

* Аспирант кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.