Научная статья на тему 'Теория и практика использования новых информационных технологий для развития креативности обучаемых'

Теория и практика использования новых информационных технологий для развития креативности обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАРАМЕТРЫ КРЕАТИВНОСТИ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ / ОБРАЗНАЯ АДАПТИВНАЯ ГИБКОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СПОНТАННАЯ ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджешау М.А.

Статья посвящена проблемам развития творческих и интеллектуальных способностей и возможностям их эффективного решения на базе новых информационных технологий. Рассмотрены параметры креативности и факторы эффективного применения компьютерной техники и НИТ в развитии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика использования новых информационных технологий для развития креативности обучаемых»

Теория и методика обучения и воспитания

113

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050»-новый политический курс состоявшегося государства». Послание народу Казахстана. Астана. 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bnews.kz.

2. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - Изд. «Педагогика», 1978.

3. Климентьев Д.В. Формирование системы знаний учащихся профессионального лицея при работе с электронной обучающей программой: авто-реф. дисс. ... кандидат педагогических наук. - Челябинск, 2005.

4. Рахымбек Д. Болашак; математика м¥Fалiмш оцушылардыц логика-методологияльщ бшмдерш жетшдару ж^мысына дайындаудыц гылыми-эдастемелщ непздерг - Алматы, 1998.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

© Коджешау М.А.*

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Статья посвящена проблемам развития творческих и интеллектуальных способностей и возможностям их эффективного решения на базе новых информационных технологий. Рассмотрены параметры креативности и факторы эффективного применения компьютерной техники и НИТ в развитии обучающихся.

Ключевые слова: творческие способности, интеллект, креативность, новые информационные технологии, параметры креативности, оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость.

Проблема, связанная с применением технических средств и информационных технологий в образовании, и подходы к ее решению нашли отражение также в ряде научных трудов по философии, кибернетике и информатике зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время в теории и практике вузовского образования разработаны основы подготовки будущих учителей в области НИТО. Большой вклад в развитие данного направления внесли работы: А.Я. Ваграменко, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, В.Г. Житомирского, В.А. Извозчикова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, Ю.А. Первина и других исследователей.

* Доцент кафедры Прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности, к.п.н., доцент.

114

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информации между педагогом и обучаемыми. В современном понимании информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информации между педагогом и обучаемыми. В современном понимании информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований и изучение практики высшего педагогического образования свидетельствует о все возрастающем интересе к вопросам эффективности развития креативности обучающихся на базе использования НИТ. Курс информатики становится стержнем интеграции различных предметов, что соответствует интегрирующей роли информационных технологий в современном обществе.

Изменился и взгляд на компьютер в учебном процессе. Обучение с помощью компьютера сегодня подразумевает обучение в процессе интеллектуального партнерства ученика или студента с компьютером. Освоение общих методов информатики (какими являются информационный анализ, моделирование и алгоритмизация), безусловно, способствует повышению уровня профессиональной готовности молодого специалиста к осуществлению педагогической деятельности и, в частности, расширению спектра аналитических, гностических, проективных, ориентационных, рефлексивных, информационных умений.

Эффективность применения компьютера в учебном процессе обусловлена следующими факторами:

- быстрота и надежность обработки любого вида информации;

- расширение возможности предъявления учебной информации;

- возможность моделирования с помощью компьютера различных процессов;

- компьютер позволяет активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны процесса обучения;

- возможность оптимально дифференцировать учебную деятельность в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;

- представляется возможность проводить различные «математические эксперименты»;

- компьютер позволяет формировать у учащихся рефлексии своей деятельности;

- он создает условия для овладения учащимися способами организации собственной учебной деятельности;

- компьютер играет роль средства учебной коммуникации и т.д.

Теория и методика обучения и воспитания

115

Кардинально меняется и возможность формирования креативных и творческих процессов в современном образовании и воспитании. До середины XX века психология связывала креативность с интеллектуальным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ-tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов [1, 3, 4] показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью -не было. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе.

Авторы концепции креативности Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др., а в нашей стране - Д.Б. Богоявленская [2], подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой -в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Как отмечает В.Н. Дружинин, первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие, собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов [4].

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих (креативности) и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором.

По поводу каждого из этих высказываний и сегодня ведутся споры, проводятся исследования и эксперименты. Но, тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что существуют средства и методы, предполагающие как развитие творческого мышления, так и интеллектуального потенциала обучаемых (учащихся, студентов и т.д.).

116

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Появление и активное использование в обучении компьютерной техники, новых информационных технологий привело к новым многочисленным исследованиям, призванным связать проблемы креативности, интеллектуального развития и использования НИТ.

В условиях модернизации образования, в том числе и высшего, необходимо уделять больше внимания средствам и способам деятельности, перестройке методов и организационных форм обучения. Главное среди этих требований - включение в содержание большой группы новых деятельностных составляющих: умение работать с информацией, использовать различные формы представления информации, продуктивно планировать свою работу, эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы.

Теорией и практикой установлено, что необходимы не только новые технологии обучения, обеспечивающие формирование основ творческого мышления обучаемых и повышение уровня их интеллектуального развития, но и создание современных методик использования новых информационных технологий для повышения эффективности всех образовательных процессов. В связи с этим компьютерная техника должна использоваться как необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, как динамическая модель, как средство организации и контроля результатов учебного процесса. Интегрирующим фактором служит сегодня информатика (в учебных планах некоторых ВУЗов предмет носит название «Компьютерные науки»), не только как учебный предмет, но и как специфическая сфера содержания образовательного процесса.

Интеграция учебных предметов приводит к наиболее осмысленному восприятию знаний обучаемыми, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разрозненных предметов. Совершенствуется методика, формируется новый подход к технологии обучения, повышается интерес у учащихся, в целом улучшается весь учебно-воспитательный процесс преподавания информатики. Все это способствует формированию основ творческого мышления обучаемых, становлению их личности.

Усвоение различных по характеру знаний, умений и навыков, формирование и развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности, сочетание умственных и практических действий, накопление творческого опыта позволяет на лекциях, лабораторных и практических занятиях использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения. В результате, под руководством преподавателя студенты знакомятся с современными пакетами обработки информации, разрабатывают проекты программных комплексов, электронных учебников по различным предметам, что способствует формированию не только творческих способностей обучаемых, и развитию интеллекта.

А если рассмотреть определение уровня креативности Дж. Гилфордом [8], который выделил 16 гипотетических интеллектуальных способно-

Теория и методика обучения и воспитания

117

стей, характеризующих креативность: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, ирреальность, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и так далее, то очевидно, что эти составляющие являются значимыми и для успешного изучения информатики, новых информационных технологий. То же можно сказать и о четырех основных параметрах креативности:

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [8],

и о показателях творческого мышления: быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые непривычные функции объекта или его части [6].

С другой стороны содержание курса информатики, изучение и использование новых информационных технологий ориентированы в силу своей специфики на развитие креативности и интеллекта учащихся.

Список литературы:

1. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И.Д. Блонский. - М.: Новая школа, 1994. - 262 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: РГУ, 1983. - С. 19.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

4. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей / А.Л. Гот-сдинер // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996. - 224 с.

6. Калмыкова З.И. Некоторые вопросы диагностики умственного развития в процессе обучения / З.И. Калмыкова // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. - М., 1964.

7. Исследование мышления в психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Педагогика, 1969. - 214 с.

8. Guilford J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. - N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.