Научная статья на тему 'Новые информационные технологии как фактор повышения эффективности развития творческого мышления'

Новые информационные технологии как фактор повышения эффективности развития творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджешау М.А.

Статья посвящена актуальным проблемам развития творческого мышления в ходе компьютерного обучения и использования новых информационных технологий в обучении и готовности будущего учителя информатики к решению названной проблемы. Рассмотрены основные этапы процессуального аспекта подготовки учителя к развитию творческого мышления учащихся, критерии оценки идей при решении творческих задач, характерные особенности творческой атмосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии как фактор повышения эффективности развития творческого мышления»

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

© Коджешау М.А.1

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Статья посвящена актуальным проблемам развития творческого мышления в ходе компьютерного обучения и использования новых информационных технологий в обучении и готовности будущего учителя информатики к решению названной проблемы. Рассмотрены основные этапы процессуального аспекта подготовки учителя к развитию творческого мышления учащихся, критерии оценки идей при решении творческих задач, характерные особенности творческой атмосферы.

Ключевые слова: новые информационные технологии, творческое мышление.

До середины XX века психология связывала креативность, уровень развития творческого мышления с интеллектуальным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию ^-йбйз - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов [1, 3, 4] показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью - не было.

В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе.

Авторы концепции креативности Д. Гилфорд, Е.П. Торренс и др., а в нашей стране - Д.Б. Богоявленская [2], подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой -в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Как отмечает В.Н. Дружинин, первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие, собственно интеллектуальные параметры.

Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось,

1 Доцент кафедры Прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности.

что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов [4].

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором.

По поводу каждого из этих высказываний и сегодня ведутся споры, проводятся исследования и эксперименты. Но, тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что существуют средства и методы, предполагающие как развитие творческого мышления, так и интеллектуального потенциала обучаемых (учащихся, студентов и т.д.).

Появление и активное использование в обучении компьютерной техники, новых информационных технологий привело к новым многочисленным исследованиям, призванным связать проблемы креативности, интеллектуального развития и использования НИТ.

В условиях модернизации образования, в том числе и высшего, необходимо уделять больше внимания средствам и способам деятельности, перестройке методов и организационных форм обучения. Главное среди этих требований - включение в содержание большой группы новых деятельно-стных составляющих:

- умение работать с информацией;

- использовать различные формы представления информации;

- продуктивно планировать свою работу;

- эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы.

Теорией и практикой установлено, что необходимы не только новые

технологии обучения, обеспечивающие формирование основ творческого мышления обучаемых и повышение уровня их интеллектуального развития, но и создание современных методик использования новых информационных технологий для повышения эффективности всех образовательных процессов. В связи с этим компьютерная техника должна использоваться как необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, как динамическая модель, как средство организации и контроля результатов учебного процесса. Интегрирующим фактором служит сегодня информатика (в учебных планах некоторых ВУЗов предмет носит название «Компьютерные нау-

ки»), не только как учебный предмет, но и как специфическая сфера содержания образовательного процесса.

Интеграция учебных предметов приводит к наиболее осмысленному восприятию знаний обучаемыми, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разрозненных предметов. Совершенствуется методика, формируется новый подход к технологии обучения, повышается интерес у учащихся, в целом улучшается весь учебно-воспитательный процесс преподавания информатики. Все это способствует формированию основ творческого мышления обучаемых, становлению их личности.

Усвоение различных по характеру знаний, умений и навыков, формирование и развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности, сочетание умственных и практических действий, накопление творческого опыта позволяет на лекциях, лабораторных и практических занятиях использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения.

В результате, под руководством преподавателя студенты знакомятся с современными пакетами обработки информации, разрабатывают проекты программных комплексов, электронных учебников по различным предметам, что способствует формированию не только творческих способностей обучаемых, и развитию интеллекта.

А если рассмотреть определение уровня креативности Дж. Гилфордом [8], который выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, ирреальность, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и так далее, то очевидно, что эти составляющие являются значимыми и для успешного изучения информатики, новых информационных технологий. То же можно сказать и о четырех основных параметрах креативности:

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

- образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [8],

и о показателях творческого мышления: быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу

времени в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые непривычные функции объекта или его части [6].

Как отмечает Е.И. Машбиц, возможности компьютера велики и в проблемном обучении [9]. Уже создано немало компьютерных систем, которые ведут диалог на естественном языке или близком к естественному. В ходе диалога может обсуждаться не только правильность решения задачи или отдельных операций, но и оптимальность стратегии решения.

Но все это не станет реальностью автоматически, если в школе будет достаточное число компьютеров. Именно в связи с этим будущий учитель информатики должен знать психолого-педагогические аспекты использования компьютера, содержательный и процессуальный компоненты учебного процесса.

Освоение новых средств приводит к психологическим изменениям (новообразованиям) как в самой мыслительной деятельности, так и в мотива-ционно-ценностной регуляции мышления, проявляющейся в выборе и оценке применимости других средств деятельности, отношении пользователя к другим людям и продуктам их труда.

Средства изменяют и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности. По имеющимся данным [10] применение диалоговых информационных систем приводит к формированию у рядовых пользователей такого стиля информационно-поисковой деятельности, который обычно свойственен наиболее выдающимся ученым. Тот потенциал, который несут в себе новые информационные технологии, нельзя недооценивать.

Именно содержание курса информатики, изучение и использование новых информационных технологий ориентированы в силу своей специфики на развитие креативности и интеллекта учащихся.

Список литературы:

1. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блон-ский. - М.: Новая школа, 1994. - 262 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: РГУ, 1983. - С. 19.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

4. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей / А.Л. Гот-сдинер // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996. - 224 с.

6. Калмыкова З.И. Некоторые вопросы диагностики умственного развития в процессе обучения / З.И. Калмыкова // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. - М., 1964.

7. Исследование мышления в психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Педагогика, 1969. - 214 с.

8. Guilford J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. - N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.

9. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. - М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 1).

10. Бабанин Л.Н. Проблемы использования диалоговых информационных систем / Л.Н. Бабанин // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. О.К. Тихомирова. - М., 1987. -С. 97-109.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© Чекалина Т.А.1

ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В статье представлены результаты проведенного рейтинга среди профессиональных образовательных организаций Кемеровской области по критериям, связанными с реализацией дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Проанализировано использование электронно-библиотечных систем профессиональными образовательными организациями.

Ключевые слова дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, электронно-библиотечные системы, единая информационно-образовательная среда.

На государственном уровне поставлена задача по реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором имеется отдельная 16 статья, посвященная электронному и дистанционному обучению.

В последние годы дистанционное образование является особенно востребованным при предоставлении образовательных услуг различными кате-

1 Доцент кафедры Общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.