Научная статья на тему 'Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе'

Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая психология / мышление / творческое мышление / развитие творческого мышления / внеклассная работа / внеклассная клубная деятельность / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукина А. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической психологии развитию творческого мышления младших школьников. Анализируется современная психолого-педагогическая литература по данной проблеме и приводится обоснование теоретической позиции самого автора в вопросе о сущности творческого мышления. В статье выдвинута гипотеза о том, что творческое мышление учащихся начальных классов можно целенаправленно развивать в условиях педагогической системы внеклассной клубной деятельности. Рассматривается психологическая модель развития творческого мышления в системе внеклассных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to development of young pupils" creativity thinking. The author analyses the modern psychological and pedagogical literature and gives her own theoretical point of view on essence of creativity thinking. The author adduces a hypothesis that young pupils" creativity thinking can be purposefully developed in the pedagogical system of out-of-school club activity. The psychological model of creativity thinking development in the system of out-of-school activities is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе»

А. Н. Мукина

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа представлена кафедрой педагогической психологии СПбГУ.. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Голованова

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической психологии - развитию творческого мышления младших школьников. Анализируется современная психолого-педа-

213

гогическая литература по данной проблеме и приводится обоснование теоретической позиции самого автора в вопросе о сущности творческого мышления. В статье выдвинута гипотеза о том, что творческое мышление учащихся начальных классов можно целенаправленно развивать в условиях педагогической системы внеклассной клубной деятельности. Рассматривается психологическая модель развития творческого мышления в системе внеклассных занятий.

The article is devoted to development of young pupils' creativity thinking. The author analyses the modern psychological and pedagogical literature and gives her own theoretical point of view on essence of creativity thinking. The author adduces a hypothesis that young pupils' creativity thinking can be purposefully developed in the pedagogical system of out-of-school club activity. The psychological model of creativity thinking development in the system of out-of-school activities is considered in the article.

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений.

Мышление в качестве репродуктивного процесса исследовали асоцианисты и бихевиористы (Бен, А. Вейс, И. Гербарт Д. Гартли, Ж. Леб, Т. Рибо, Б. Скиннер, Э. Торндайк), которые предполагали, что новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе сходства имеющихся элементов прошлого опыта. Само же решение задач протекает на осно-

ве механических проб и ошибок или актуализации определенной системы ранее сформированных операций.

Подход к мышлению как к чисто продуктивному процессу представлен в ге-штальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка), представители которой считали, что новое характеризуется оригинальностью, возникающей в проблемной ситуации при преодолении барьера прошлого опыта, мешающего поиску нового. Преобразование первоначальных проблем приводит к разрешению ситуации, но само решение возникает внезапно, в порядке инсай-та, зависящего от объективных условий задачи, а не от активности самого субъекта, от его опыта.

В дальнейшем психологическая наука пошла по пути автономного направления изучения мышления - Дж. Гилфорд, Е. Тор-ранс выделяли дивергентное и конвергент-ное мышление, Э. де Боно - вертикальное и латеральное, Я. А. Пономарев, 3. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин обратились к проблеме деления мышления на продуктивное и репродуктивное.

Дж. Гилфорд, Е. Торранс полагали, что творческое мышление является результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых факторов. Основные особенности творческого мышления - это семантическая гибкость (способность представлять объект под новым углом зрения, расширять функциональное применение на практике); образная адаптивная гибкость (способность видеть скрытые от наблюдения стороны объекта); оригинальность

(стремление к интеллектуальной новизне, способность к отдаленным ассоциациям); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в необычных ситуациях). Дж. Гилфорд и Е. Торранс пришли к выводу о влиянии высокого уровня интеллекта на высокий уровень творческо-сти, хотя у многих людей с высоким уровнем Щ встречается низкий показатель дивергентного мышления.

Центральным звеном теории мышления Э. де Боно является разграничение мыслительных процессов на латеральные и вертикальные, которые дополняют друг друга и определяют метод использования мыслительного аппарата. Э. де Боно определил вертикальное мышление как определенный способ обработки информации, результатом которого становится создание стереотипов. Латеральное мышление является творческим даром, направлено на изменение уже существующих моделей. Цель латерального мышления состоит в описании процесса решения проблемы, в генерации идей. В то же время латеральное мышление тесно связано с интуицией (перестройка моделей) и творчеством (создание условий для новых моделей). Основные функции латерального мышления состоят в пересмотре старых моделей на основе разрушения для новой группировки элементов информации; разрушение стереотипов, создание новых моделей. Скачкообразный путь развития идеи, немотивированная перегруппировка элементов, расширение информационного поля, включение «боковой» информации - главные способы изменения и развития информации. По мнению Э. де Боно, латеральное мышление имеет много общего с творческим мышлением, однако последнее связано с вдохновением, талантом, артистизмом. Итогом творчества можно считать описание конкретного результата, в то время как латерального -описание процесса.

Я. А. Пономарев полагал, что мышление различается по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятель -

ности продукта по отношению к знаниям субъекта, и поэтому мыслительный процесс можно разделить на продуктивный и репродуктивный . В качестве процессуальных характеристик творчества он рассматривает: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых ситуациях, видение новой функции знакомого объекта, понимание структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Я. А. Пономарев разработал абстрактно-аналитический подход к определению природы творчества. Одним из важных выводов, к которым пришел психолог, является представление о «биполярности» творческого процесса. Психологический механизм творчества состоит из противоположных элементов: «непроизвольное + произвольное», «импульсивное + волевое», «бессознательное + сознательное», «стимуляция + мотивация».

3. И. Калмыкова и А. М. Матюшкин также убеждены, что необходимо выделять продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое мышление - разновидность продуктивного мышления, «крайняя точка», высшая степень его проявления и отличается объективной новизной, оригинальностью своего продукта. «Низшая точка» присуща репродуктивному мышлению, где степень новизны продуктивности очень мала и мыслительный процесс почти теряет специфику.

В. Н. Дружинин обратился к изучению творческой активности, проявляющейся в особых ситуациях жизнедеятельности, которая детерминирует с творческой мотива -цией. «Верхним» ограничителем проявления уровня творческой активности является уровень общего интеллекта, а «нижним» -минимальный уровень интеллекта, до достижения которого творческость не проявляется. В соответствии с этим положе-

нием, В. Н. Дружинин заключал, что интеллект индивида - «верхний ограничитель» потенциальных творческих возможностей, однако проблема использования отведенных природой возможностей зависит от внешних условий, мотивации, компетенции в той сфере творчества, которую человек избрал.

Исследование творческого мышления с помощью метода проблемной ситуации проводили А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, И. Л. Лернер, М. И. Махмутов. В исследованиях, проведенных под руководством С. Л. Рубинштейна, была обнаружена диалектика творческого познания действительности, которая состояла в «анализе через синтез». Искомое свойство на основе такого анализа выявляется при включении объекта в систему связей и отношений, с помощью которых обнаруживается новое свойство.

Д. Б. Богоявленская предложила новый подход к трактовке и исследованию творчества. В качестве единицы исследования креативности ею рассматривается интеллектуальная активность. Она и является интегральным свойством некой гипотетической системы, главными компонентами которой выступают интеллектуальные и неинтеллектуальные факторы умственной деятельности. Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, понимающаяся как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности. В качестве основы интеллектуальной активности Д. Б. Богоявленская рассматривает умственные способности, которые определяют широту и глубину познавательного процесса и проявляются, преломляются через мотивационную структуру личности.

Следует отметить, что в отечественной литературе нередко встречаются утверждения о неделимости мышления на творческое и нетворческое. Данное положение стало основой концепции мышления А. В. Бруш-линского, который считал, что всякое мышление является творческим. Психолог под-

черкивал, что основное свойство мышления состоит в открытии новых признаков объекта через включение его в новые связи и отношения, в ходе которых те же предметы выступают в новом качестве, а новые качества позволяют включать эти предметы во все новые связи и отношения.

Такое многообразие определений творческого мышления (продуктивное, эвристическое, самостоятельное, дивергентное, креативное) отражает сложность природы данного психологического процесса, а поэтому невозможно выработать общие эталоны и стратегии развития для всех ее проявлений. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что вопрос о поставленной нами проблеме является дискуссионным, а в соответствии с этим актуальным для современных наук.

Замечено, что стиль мышления во многом зависит от системы образования в целом. В настоящее время в образовательном процессе начальной школы доминирует объяснительно-иллюстративный метод. Суть его сводится к тому, что педагог передает предусмотренную программой готовую «систему знаний», а ученик должен воспринять рассказ, выучить по учебнику соответствующий материал и его пересказать. Таким образом получается, что учащийся начальной школы не включен в процесс активного поиска, «открытия» новых явлений и фактов, т. е. традиционное образование не ставит пред собой цель развития творческого мышления младших школьников.

Но при этом следует отметить, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития творческого мышления. Большинство ученых (Дж. Гилфорд, Б. Олмо, 3. И. Калмыкова, А. 3. Рахимов) утверждают, что творческое мышление следует развивать у человека уже со школьной скамьи с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов. Творческое мышление развивается только тогда, когда ученики сталкиваются

с учебными проблемами, для решения которых нет готовых образцов. Продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.

Определяя творческое мышление как один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе са-мой познавательной деятельности, мы считаем, что для эффективного формирования и развития творческого мышления необходимо организовать форму свободной творческой деятельности и общения. Она должна отличаться от тех, которые нередко организуются в условиях учебной деятель -ности младших школьников. Данная форма воспитания - клуб по интересам, клуб, в котором могут взаимодействовать взрослые и дети, клуб, который имеет эмоционально-эстетическую, познавательную, общекультурную, творческую направленности. Именно клубная деятельность включа-ет в себя оптимальное для детского возраста соотношение процессов познания, труда, свободного общения и игры - то, на чем держится весь фундамент формирующейся личности. Кроме того, клуб является формой демократизации школьной жизни и увлекательным способом направления общественной активности детей, формой включения их в коллективную деятель -ность. Школьный клуб - сообщество по преодолению «разрыва» между детьми и взрослыми, он служит для взаимопомощи в развитии, работы по преобразованию себя и окружающего мира на основе самоуправления. В творческом мышлении ребенка в условиях клубной деятельности в первую очередь проявляются такие особенности, как беглость - способность давать максимальное количество идей, возникающих за единицу времени; гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи; самостоятельность - умение работать самостоятельно, без помощи окружающих; степень осознанности выполняемого задания.

Становление творческого мышления ребенка в начальной школе требует поэтапного развития и использования специальных приемов. Мы предполагаем, что в условиях клуба по интересам необходима система занятий для детей. Прежде всего следует развивать беглость мышления, затем гибкость, а лишь затем переходить к развитию оригинальности мышления. Такие особенности, как самостоятельность и осознанность выполняемых заданий, развиваются в процессе работы над беглостью, гибкостью и оригинальностью.

В содержание и методическую организацию клуба мы положили методику кол -лективных творческих дел И. П. Иванова. Данная система предполагает творческое развитие учеников во взаимодействии с учителем и друг с другом на основе коллективных отношений. Сущность самой природы воспитания по методике И. П. Иванова состоит в приобретении жизненных навыков в самодеятельности, направленной на улучшение окружающей жизни; совместное ежедневное преодоление обыденных трудностей; единение учителя с детьми при обучении их творческому действию. Организация свободного общения в условиях клуба предполагает наличие у учителя плана по созданию такого ученического сообщества, которое обладало бы характеристиками, способствующими как самореализации, так и защищенности ребенка, помогало бы развитию личности. Данная система хороша тем, что ученики погружаются в деятельность, интересную тем, что она задумана и спланирована ими же самими. В процессе этой самодеятельности реализуются не взрослые, а детские интересы и происходит воспитание, преобразование, становление личности. Механизм развития личности - это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела. Следует отметить, что творчество обязательно во всем, потому что дети, освобожденные от опеки старших и погру-

женные в условия необходимости поиска самостоятельных решений, все делают творчески. Также побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», которые имеются у каждого ученика.

Таким образом, мы считаем, что для целенаправленного развития творческого мышления детей младшего школьного возраста необходима педагогическая система внеклассной клубной деятельности, которая направлена на гуманизацию межличностных, творческих отношений, на демократизацию школьной жизни, в рамках которой будет организован непрерывный совместный процесс творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей; будут учитываться возрастные особенности уча -

щихся начальной школы и будет активизирована деятельность разновозрастного состава детей.

Очевидно, что для развития творческого мышления младших школьников также необходимы преобразования в учебном и воспитательном процессе начальной школы. Мы убедились в том, что для организации клубной деятельности необходим профессиональный воспитатель, который не являлся бы одновременно учителем, который смог бы организовать внеучебную форму работы, т. е. такой человек, который был бы вооружен знаниями о творческом мышлении и психологии младшего школьника, который смог бы организовать диагностику и развитие творческого мышления младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.