Научная статья на тему 'О развитии творческого мышления старшеклассников средствами музейной педагогики'

О развитии творческого мышления старшеклассников средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MUSEUM PEDAGOGICAL PROCESS / MUSEUM PEDAGOGICS / CREATIVE THINKING / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Жанна Евгеньевна

В статье раскрыта сущность музейно-педагогического процесса. Уточнено понятие «творческое мышление», выявлены теоретические предпосылки развития творческого мышления у старшеклассников. Раскрыты педагогические условия развития творческого мышления у старшеклассников средствами музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Senior Students' Creative Thinking by Means of Museum Pedagogics

The present paper reveals the essence of museum pedagogical process. The term creative thinking is specified and the theoretical background of senior students' creative thinking development are stated. The ascertained pedagogical environmental complex of senior students' creative thinking development by means of museum pedagogics is investigated

Текст научной работы на тему «О развитии творческого мышления старшеклассников средствами музейной педагогики»

УДК 069:37

ББК 79.1

Ермакова Жанна Евгеньевна аспирант г. Сургут Yermakova Zhanna Evgeniyevna

Post-graduate Surgut

О развитии творческого мышления старшеклассников средствами музейной педагогики The Development of Senior Student's Creative Thinking by Means of Museum Pedagogics

В статье раскрыта сущность музейно-педагогического процесса. Уточнено понятие «творческое мышление», выявлены теоретические предпосылки развития творческого мышления у старшеклассников. Раскрыты педагогические условия развития творческого мышления у старшеклассников средствами музейной педагогики.

The present paper reveals the essence of museum pedagogical process. The term «creative thinking» was specified and the theoretical background of senior student's creative thinking development was stated. The ascertained pedagogical conditions of senior student's creative thinking development by means of museum pedagogics were investigated.

Ключевые слова: музейно-педагогический процесс, музейная педагогика, творческое мышление, организационно-педагогические условия.

Key words: museum pedagogical process, museum pedagogics, creative thinking, organizational and pedagogical conditions.

В последние десятилетия среди педагогов и психологов, а также музейных сотрудников, все чаще употребляется термин - музейная педагогика. Музейная педагогика - это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии, занимающаяся вопросами обучения и воспитания в музейно-образовательной среде [13]. Она появилась в результате кризиса

образовательной системы в нашей стране. Стремительное развитие науки и техники, мощные информационные потоки не позволяют традиционным учебным заведениям, к которым относятся школы, полностью справляться с потребностями образования [3].

Ценность и специфичность музея заключается в том, что его коллекции имеют междисциплинарный характер и представляют зрителю внутренние связи различных явлений. Следовательно, в процессе реализации в его среде функций обучения, а также нравственного и эстетического воспитания, расширяется художественный кругозор, обогащается эрудиция, приобретаются определенные знания в области истории искусства, а также навыки художественного анализа произведений, и развиваются способности учащегося к творчеству [10].

В условиях музея, который является целостной личностно-ориентированной образовательной средой, широкое распространение имеет не столько сам термин «образование», сколько производное от него понятие -образовательная деятельность, под которой понимается специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на творческое развитие личности [7].

Музейно-педагогический процесс - это системно организованное и четко направленное развивающее взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творческой эстетически развитой личности [13].

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные, разносторонние решения практически в любой ситуации, какие бы задачи не ставились перед учащимся, а впоследствии специалистом, особое значение имеет развитие творческого мышления личности. Одним из важных условий этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры. Особенно важно общение с культурным человеческим наследием в старшем школьном возрасте, в период активной со-

циализации, уже более взрослого, по сравнению с подростковым и младшим школьным возрастом, осознания своего «Я», определения своего места в обществе и мире, начала профессиональной ориентации [2].

Одной из особенностей старшего школьного возраста является большой интерес к творческой деятельности как познанию и отражению окружающего мира и себя в этом мире.

Творческое мышление старшего школьника отличает эмоциональность и непосредственность восприятия, спонтанность выполнения замысла, увлеченность возможностями и трансформациями различных материалов, склонность к экспериментированию. В целом, развитие мышления в старшем школьном возрасте отличается повышенной интеллектуальной и познавательной активностью, стремлением к широким обобщениям, к решению наиболее сложных задач. Старший школьник уже способен формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при нахождении решения одних и тех же проблем. Стремление к самообразованию - характерная черта данного возраста. Старшего школьника привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение [9].

В этой связи возникает потребность в разработке специальных музейных образовательных программ, интегрированных курсов, составленных на базе сотрудничества современного музея и школы, реализующих комплексный подход к образованию и способствующих его гуманизации. При этом становится необходимым поиск альтернативной, отличной от традиционного школьного урока и «консервативной» музейной лекции, формы подачи материала в рамках музейной образовательной программы [1].

В современной отечественной музейной педагогике существует ряд интегрированных музейно-образовательных программ, построенных на активном взаимодействии музея и школы, поиске новых образовательных форм [14].

Новые технологии музейного образования рассмотрены в работах И. Б.

Малявко, М. Ю. Юхневич, Ю. А. Солодовникова. Проблемы образования и культуры отражены в работах В. С. Похотнюк, Б. А. Столярова, А. Г. Бойко и др.

Роль музея в развитии личности школьника рассмотрена в исследованиях О. Б. Бендюк, Г. Б. Гусевой, Т. К. Юдиной.

Проблемы реализации образовательных программ для школьников в музеях и методика включения музейно-педагогических программ в контекст современной образовательной системы раскрыты в работах А. В. Жуковой, Ю. Н. Протопопова, Е. Г. Вансловой, Т. Б. Царевой, Л. Г. Сушко, В. К. Фаизовой и др.

Вопросы организации научно-исследовательской работы школьников в музее отражены в исследованиях С. Г. Масловой, Н. Д. Соколовой, О. Л. Некрасовой-Каратаевой, И. Б. Малявко и др.

Ряд работ: Н. Д. Рева, Р. А. Гельман, О. Н. Кононихиной, Л. А. Феоклистовой и др. - посвящены разработке основных принципов работы с детьми в музее.

В исследованиях В. А. Новожиловой, С. Д. Трениной, И. Е. Холодяковой, Л. В. Волошенко, В. В. Кононовой и др. рассматриваются междисциплинарные аспекты в формировании музейных уроков.

Принципы изучения памятников истории и культуры в системе работы со школьниками раскрыты в трудах А. И. Редькина, Е. И. Водоноса, И. Н. Пятни-цыной, Р. С. Рашитова, Н. В. Гавриловой и др.

Необходимо сказать, что из анализа литературы видно, что вопросы творчества, развития креативности и творческого мышления в современной педагогике и психологии, как в России, так и за рубежом, стоят не менее остро.

Аксиологические проблемы творчества раскрыты в работах М. Микалко, Э. де Боно, Д. Б. Богоявленской и др.

Авторами онтологического подхода в исследовании творчества являются Г. С. Батищева, Н. С. Злобина, Н. С. Лейтес и др. Одним из приверженцев гносеологического подхода к творчеству является Я. Козелецки.

Условия, способствующие формированию творческой активности школьников, рассмотрены в работах А. И. Савенкова, Л. И. Устенко. Структуре и социальным механизмам творческой деятельности посвятили свои работы П. Торранс

и Дж. Гилфорд. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности рассмотрено в работах М. Волаха и К. Когана. Вопросы творческого воспитания и образования детей отражены в трудах О. Л. Некрасовой-Каратаевой, А. Ю. Козыревой, И. П. Ештокиной, Г. Б. Гусевой и др.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции, интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение [6].

Другой признанный исследователь, Д. Б. Богоявленская, рассматривает творческое мышление с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность [12]. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «.. .мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности».

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда, представляющего креативность как универсальную познавательную творческую способность. Дж. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Он считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [11].

Между тем, в педагогике конкретная разработка проблемы развития творческого мышления у старшеклассников средствами музейной педагогики не получила должного освещения.

Можно сказать, что на данном этапе в психологии и педагогике существуют противоположные друг другу подходы к определению творческого мышления. Однако наиболее комплексными, теми, на которых основываются или, по крайней мере, принимают во внимание большинство современных исследователей, до сих пор являются исследования креативности и творческого мышления Дж. Гилфорда и П. Торранса [8].

Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров творческого мышления:

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Способность к генерированию большого количества идей.

3. Семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.

4. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.

5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, - видеть в объекте новые признаки, находить новое использование.

П. Торранс выделяет несколько иные, но очень схожие параметры творческого мышления. Можно сказать, что П. Торранс сузил и уложил шесть параметров творческого мышления, выделенных Дж. Гилфордом, в три. Таким образом, творческое мышление согласно П. Торрансу:

1. Пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

2. Подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.

3. Оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения [4].

Основываясь на вышеизложенных критериях, и, в целом, на понимании креативности, творчества, творческого мышления в современной педагогике и психологии, мы сформулировали рабочее определение этого понятия.

Под творческим мышлением мы понимаем познавательную деятельность личности, отличающуюся легкостью, пластичностью, подвижностью, оригинальностью, характеризующуюся обобщенным и опосредованным отражением действительности, важностью ее творческого преобразования.

Однако необходимо сказать, что П. Торранс также понимал творческое мышление как некий естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение творческого мышления как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [4].

Существует множество методик диагностики и развития креативности, развития и диагностики уровня творческого мышления (Дж. Гилфорд, П. Тор-ранс, М. Волах, К. Коган, Э. де Боно, М. Микалко, Д. Б. Богоявленская и др.). Данные методики направлены на выявление уровня развития творческого мышления, его развитие, выявление степени корреляции между уровнем интеллекта и креативности, на выявление и развитие, прежде всего, таких качеств, присущих творческому мышлению, как гибкость, беглость, легкость и оригинальность.

На основании анализа данных методик, а также сформулированного нами определения понятия творческого мышления, мы делаем вывод о том, что констатировать положительную динамику развития творческого мышления можно по следующим критериям: уровню легкости (или быстроты выполнения задач, решения проблем); уровню пластичности (или гибкости) мышления; уровню подвижности (или беглости); уровню оригинальности. Положительная динамика замеренных критериев свидетельствует о высоком уровне развития творческого мышления.

Нами был разработан комплекс предполагаемых педагогических условий, которые способствовали бы успешному развитию вышеприведенных критериев, то есть развитию самого творческого мышления.

Как показал проведенный нами эксперимент, такими педагогическими условиями являются:

1. Комплексное интегрированное взаимодействие музея и школы при разработке и изучении интегрированного музейно-образовательного курса «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней».

2. Разработанный интегрированный музейно-образовательный курс «История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней» [5], включающий в себя: а) расширенный и углубленный материал для изучения, основанный на применении активных методов обучения, способствующих включению учащихся в активную сферу обучающей и развивающей деятельности; б) частую смену видов деятельности, их комбинирование, а также смену обстановки при проведении занятий.

3. Соотнесение педагогических методов и содержания учебного материала с характерными для данного возраста особенностями познания, мышления, воображения, а также потребностями в самопознании, общении, переживании эмоциональных впечатлений.

4. Мониторинг уровня развития творческого мышления учащихся и, в соответствии с данными контрольных срезов, корректировка обучающего и развивающего материалов и способов его подачи.

Проведенный нами педагогический эксперимент доказал, что целенаправленное соблюдение данных организационно-педагогических условий ведет к повышению уровня развития таких параметров творческого мышления старшего школьника, как: легкость, пластичность, подвижность, оригинальность, - то есть соблюдение данных условий ведет к повышению самого уровня развития творческого мышления старшеклассников.

Библиографический список

1. Бендюк, О. Б. Социальная роль образовательной деятельности музея : от искусствоведения к культурным практикам / О. Б. Бендюк // Образовательная деятельность художественного музея. Выпуск IV. - СПб. : Гос. Рус. музей, 2000. - 199 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.

3. Гусева, Г. Б. Сектор музейной педагогики : опыт работы / Г. Б. Гусева // Образовательная деятельность художественного музея. Тр. Рос. центра му-зейн. педагогики и детского творчества. - Вып. VII. - СПб. : Гос. Рус. музей, 2002. - 216 с.

4. Де Боно, Э. Латеральное мышление / Э. де Боно. - СПб. : Питер Пабли-шинг, 1997. - 320 с.

5. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов / Н. Н. Баранов, С. В. Горшков, А. П. Зыков [и др.]. - Екатеринбург : НПМП «Волот», 2000. - 466 с.

6. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева. - Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования. - 1994. - 344 с.

7. Малявко, И. Б. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее / И. Б. Малявко // Образовательная деятельность художественного музея. Выпуск VI. - СПб. : Гос. Рус. музей, 2000. - 199 с.

8. Микалко, М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления / М. Микалко. - СПб. : Питер, 2008. - 448 с.

9. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

10. Столяров, Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, Ю. Н. Протопопов. - СПб. : «Борей Арт», 2001. - 100 с.

11. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

12. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Издание 2-е / А. Л. Гройсман [и др.]. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 200 с.

13. Художественный музей в образовательном процессе / Б. А. Столяров, В. А. Гусев [и др.]. - СПб. : «Специальная литература», 1998. - 320 с.

14. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей : Учеб. пособие по муз. пед-ке / М. Ю. Юхневич / Министерство культуры РФ. Российский институт культурологи. - М. : 2001. - 224 с.

Bibliography

1. Bendyuk, O. B. The Social Role of Museum Educational Activity. From Art History to Cultural Practices / O. B. Bendyuk // Educational Activity of Art Museum. Issue 4. Saint Petersburg : State Russian Museum, 2000. - 199 p.

2. Vygotsky, L. S. Psychology of child development / L. S. Vygotsky. -Moscow : Smysl Publishing, 2003. - 512 p.

3. Guseva, G. B. Sector of Museum Pedagogics : practical experience / G. B. Guseva // Educational Activity of Art Museum. Tr. Of Russian centre of museum

pedagogics and children's creativity. - Issue 7. Saint Petersburg : State Russian Museum, 2002. - 216 p.

4. De Bono, E. Lateral Thinking / E. de Bono. - Saint Petersburg : Peter Publishing, 1997. - 320 p.

5. The History of Khanty and Mansy Autonomous Region since Ancient Times tillNowdays. A textbook for senior school / N. N. / Baranov, S. V. Gorshkov, A. P. Zhykov [and others]. - Yekaterinburg : NPMP «Volot», 2000. - 466 p.

6. Kozyreva, A. Y. Lectures on Pedagogics and Psychology of Creativeness / A. Y. Kozyreva. - Scientific and Methodological centre of Penza's State Edukational Department. - 1994. - 344 p.

7. Malyavko, I. B. The Educational Technology of Senior Student's Training to the Experience of Independent Creative Work by Special Organization of Research Activity in Museum / I. B. Malyavko // Educational Activity of Art Museum. Issue 6. - Saint Petersburg : State Russian Museum, 2000. - 199 p.

8. Mykalko, M. Mind Games. Creative Thinking Training / M. Mykalko. -Saint Petersburg : Peter Publishing, 2008. - 448 p.

9. Nemov, R. S. Psychology : Textbook for Students of Higher Educational Institutions in Three Books. Book 1. Fundamentals of Psychology. - Third edition / R. S. Nemov. - Moscow : VLADOS Publishing, 1997. - 688 p.

10. Stolyarov, B. A. The Concept and the Programme of Youth Aesthetic Education in Terms of School and Museum Cooperaion / B. A. Stolyarov, A. G. Boyko, Yu. N. Protopopov. - Saint Petersburg : «Borey Art», 2001. - 100 p.

11. Halpern, D. Psychology of Critical Thinking / D. Halpern - Saint Petersburg : Peter Press, 2000. - 512 p.

12. Reading Book on Psychology of Art Process. 2nd edition / A. L. Groysman [and others.]. - Moscow. : Magistr Publishing, 1998. - 200 p.

13. Art Museum in Educational Process / B. A. Stolyarov, V. A. Gusev [and others]. - Saint-Petersburg : «Specialized literature» Publishing, 1998. - 320 p.

14. Yukhnevitch, M. Y. I Will Take You to the Museum : Tutorial on Musical Pedagogics / M. Y. Yukhnevitch / Ministry of Culture of Russian Federation. Russian Institute of Culture Study. - Moscow. : 2001. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.