показателей и корректировка процесса на конечный результат. Конкретизация каждого компонента к частным условиям образовательного процесса обеспечивает непосредственное проектирование персональной технологии обучения.
Система обобщенных видов пе-дагогическойдеятельностиучителя физики, образованная на основе таксоно-мизации педагогических целей, может представлять основные направления, реализация которых возможна только в прямой последовательности: 1) проектирование и планирование учебного процесса; 2) создание средств обучения; 3) формирование понятий (теоретических знаний); 4) формирование теоретических умений; 5) формирование экспериментально-практических умений. [3]
Таксономия педагогических целей учителя физики и классификация педагогических технологий по обобщенным видам педагогической деятельности позволило смоделировать персональные технологии обучения физики с описанием сущностного и операционального компонентов соответствующих им видов педагоги-
ческой деятельности: 1) модель проектирования и планирования учебного процесса; 2) модель создания средств обучения; 3) модель технологии формирования понятий (теоретических знаний); 4) модель технологии обучения решению физических задач; 5) модель технологии реализации учебного эксперимента.
Литература:
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологии обучения - Омск: ОмГПУ, 1998. - 211 с.;
2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. - №3.
- С. 10-21;
3. Лозинская А.М. Модульно-рейтин-говая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... к.п.н. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. - 2009.
- 23 с.
4. МухаметзяноваГ.В.,Ибрагимов Г.И. проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда / Казанский педагогический журнал. № 2.2012.
С.5-18.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Ю.Ю. Устькачкинцева
В статье рассматривается подготовка преподавателей к формированию личностных компетенций в процессе преподавания гражданско-правой специализации. Профессиональная компетентность рассматривается в динамике как интегративный процесс
Ключевые слова: повышение квалификации, гражданско-правовая специализация, профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность преподавателя - это интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивацион-но-ценностных, когнитивных (знания), аффективных (способность к эмоционально-волевой регуляции и др.), кона-тивных (умения, навыки, поведение) компонентов, а также профессионально важных качеств и способностей, выраженная в уровне освоения преподавателем соответствующих универсальных и профессиональных компетенций.
Исходя из данной формулировки, мы выделяем в структуре профессиональной компетентности преподавателя гражданско-правовой специализации: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему способностей преподавателя (прежде всего, педагогических и способностей ученого, предопределяющих научную одаренность); когнитивный (знания); аффективный компонент (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (умения, навыки, педагогическая техника, поведение).
Данные структурные компоненты, интегрируясь, реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя.
Профессиональную компетентность можно рассматривать как результат повышения квалификации, а также самообразования преподавателей профессиональной школы. При этом опре-
деляются следующие основные уровни ее сформированности: адаптивный, репродуктивный, креативный (рис.1).
В ходе исследования нами была составлена программа повышения квалификации преподавателей гражданско-правовой специализации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний преподавателей гражданско-правовой специализации в связи с повышением требований к освоению современных методов решения профессиональных задач.
Задачей повышения квалификации является гражданско-правовых дисциплин в получении знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, о передовом отечественном и зарубежном опыте[2].
Для организации процесса за группой закреплялся руководитель, отвечающий за качество повышения квалификации и помогающий ему в решении организационно-административных вопросов сотрудник методического отдела.
В ходе курсов повышения квалификации большое внимание уделялось мотивационно-ценностному блоку, педагогической направленности, способностям а так же когнитивному, аффективному, конативному блокам. Уточнялись компетенции преподавателя гражданско-правовой специализации.
Мотивационно - ценностный блок. У преподавателя гражданско-правовой специализации в процессе повышения квалификации формировалась положительная мотивация к педагогической профессии. Педагогическая направленность складывалась из следующих параметров: положитель-
Мотива им он и о
-ценностный
блок
Профессионал ь
но-значимые
качества
О) s
« ей о Способности
« CL i© о
ш
s h
о S Когнитивный
блок
Аффекти вныи
блок
Конативный
блок
-i
1. Формирование мотивации на профессию преподавателя профессиональной школы,
2. Сформирована профессиональная педагогическая направленность на гуманистические ценности.
■ морально-этические: гуманность, интеллигентность, честность, порядочность, обязательность и др.;
■ коммуникативные: авторитетность, тактичность, толерантность и
др.;
■ волевые: целенаправленность, упорство, поддержка;
■ о рга н иза цион н о-а д м и 11 нстр л ти в ные: треб о вател ь н ость, ответственность и др.
Педагогические способности
■ Академические;
■ Дидактические;
■ Коммуникативные;
■ Организаторские;
■ Интеллектуальные;
■ Креативные.
Способности ученого
- мыслительные;
- мимические;
- научное воображение; ■ наблюдательность;
- способность к распределению внимания
Профессиональные знания:
■ методологические знания;
■ психолого-педагогические знания;
■ специальные знания;
■ методические знания;
■ знания в области профессиональных технологий
■ положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его должности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов;
■ способность к эмоционально-волевой регуляции, поведения
Профессиональные умения
■ Исследовательские;
■ проектировочные;
■ конструктивные;
■ организаторские;
■ коммуникативные;
■ воспитательные;
■ информационные
Педагогическая техника
- ведущие темы (мимика, жесты,.......)
- техника речи;
- владение техникой взаимодействия со студентами
КОМПЕТЕНЦИИ
Универсальные Профессиональные
Социально-личнотсные и общекультурные; - Общенаучные - Инструментальные Научно-иссл едовательские; Организационно-методические Учебно-методические - Воспитательные
Рис. Профессиональная компетентность преподавателя гражданско-правовой специализации
ное отношение к преподавательской профессии, интерес к работе; направленность на развитие личности студентов средствами своего предмета; желание постоянно совершенствоваться в преподавательской профессии.
Структура педагог
Способности преподавателя гражданско-правовой специализации представлены системой педагогических способностей. Педагогические способности имеют следующую структуру (см. табл 1.).
Таблица 1
еских способностей
№ Способности Проявление способности
1. Академические к научным знаниям, в которой ведется педагогическая деятельность
2. Дидактические к доступному объяснению учебного материала, адаптации научных знаний в учебные
3. Коммуникативные К организации эффективного общения со студентами, коллегами
4. Организаторские к организации собственной деятельности и деятельности студентов
5. Перцептивные к восприятию внутреннего мира студентов
6. Интеллектуальные к эффективному выполнению умственной деятельности
7. Креативные к творческой деятельности
8. Способность противостоять синдрому эмоционального выгорания К распределению психической энергии в процессе выполнения профессиональной деятельности, стрессоус-тойчивость
Когнитивный блок. Знания.
Были выделены следующие группы профессиональных знаний, которые наиболее адекватно отражают потребность формирования основ преподавательской культуры. Данные знания должны включать в себя: методологические знания - знания общих подходов, принципов, закономерностей развития, обучения и воспитания студенческой молодежи; психолого-педагогические знания - знания психолого-педагогических основ обучения и воспитания; специальные знания - знания преподаваемого предмета; методические знания - знания особенностей методики организации учебного процесса по преподаваемой
дисциплине; знания в области информационных технологий.
Медиа-знания: знание сущности, форм методов массовой коммуникации; осознание потребности использовать средства массовой коммуникации в образовательном процессе; знание механизмов воздействия средств массовой информации на психику, мировоззрение обучаемых.
Аффективный блок затрагивает эмоционально-волевую сферу личности. В этом блоке мы выделяем, с одной стороны, положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важность в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Таблица 2
Система профессионально значимых качеств преподавателя гражданско-правовой
специализации (по А.В. Морозову)
Морально-эти- Коммуникативные Волевые качества Организационно-
ческие качес- качества административ-
тва ные качества
■Гуманность ■ Авторитетность ■ Уверенность в ■ Требователь-
■ Интеллигент- ■ Личное обаяние себе ность к себе и
ность ■ Вежливость ■ Самообладание другим
■ Честность ■ Уважение к окру- ■ Предприимчи- ■ Умение пра-
■ Порядочность жающим вость вильно оценить
■ Обязатель- ■ Готовность по- ■ Выдержка себя и обучаемых
ность мочь ■ Упорство ■ Умение поло-
■Сознатель- ■ Тактичность ■ Склонность к жительно мотиви-
ность ■ Толерантность риску ровать студентов
■ Скромность ■ Внимание и дове- ■ Настойчивость ■ Склонность
■ Добросовест- рие к окружающим ■ Инициативность брать на себя от-
ность ■ Умение быть хо- ■ Умение ставить ветственность
■ Надежность рошим собеседни- выполнимые цели ■ Умение прини-
■ Доброта ком ■ Независимость мать решения
■Принципи- ■ Общительность ■ Целенаправлен- ■ Умение коор-
альность ■ Доступность для ность динировать рабо-
■ Готовность контактов ■ Уравновешен- ту аудитории
отстаивать ность ■ Умение конт-
свои убежде- ■ Решительность ролировать
ния ■ Самостоятель-
■ Умение дер- ность
жать слово
Конативный блок профессиональной компетентности преподавателя представлен системой профес-
сиональных умений, а также умений педагогической техники.
Таблица 3
Профессиональные умения преподавателя гражданско-правовых
дисциплин
№ Группы умений Содержание умений
1 Проектировочные - определять исходные данные для проектирования учебного процесса; - формулировать текущие и конечные педагогические цели и задачи, находить рациональные способы их достижения и решения; - осуществлять перспективное планирование, правильно ставить стратегические, тактические, оперативные задачи и выбирать способы и методы их решения; - выделять дидактические единицы и информационно-смысловые элементы учебного материала, определять их иерархию и последовательность изучения; - предвидеть возможные результаты решения педагогических задач в течение всего планируемого периода обучения; - ставить перед студентами общегрупповые и индивидуальные цели аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы; - устанавливать оптимальный объем учебного материала; - находить основные опорные межпредметные связи; - моделировать содержание учебного материала, формы и методы преподавания читаемых курсов с учетом их места и роли в программе подготовки студентов; - проектировать свою собственную профессиональную карьеру.
2. Конструктивные - отбирать и структурировать информацию по учебным курсам; - композиционно определять содержание отдельных лекций, семинаров и других видов занятий; - определять оптимальные виды учебной деятельности и соответствующие им системы учебных действий, направленных на освоение конкретных дидактических единиц; - определять соответствующий дидактический инструментарий; - уметь использовать учебный материал, технологические средства обучения, информационные технологии и наглядные пособия; - использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения; - осуществлять контроль за качеством учебной деятельности; - определять систему мероприятий, активизирующую познавательную деятельность студентов; - корректировать учебный процесс в зависимости от различного рода внутренних факторов и внешних обстоятельств; - овладевать новыми различными технологиями преподавательской деятельности с учетом индивидуальных способностей студентов и специфики дисциплины
3 Информационные - умение работать с различными источниками информации, включая новейшие информационные технологии и базы данных; - знать возможности компьютера в своей предметной области; - умение использовать на занятиях в учебных целях информационные технологии; - уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программных продуктах; - умение в сотрудничестве с программистами или самостоятельно разрабатывать элементы дидактических комплексов и реализовы-вать их в учебном процессе вуза и т.п.
4 Организаторские - организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость использования тех или иных технологий обучения; - организовывать индивидуально дифференцированную работу со студентами, как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время; - организовать проведение различных деловых, учебно-тебхноло-гических игр, дискуссий, тренингов, творческих семинаров, конференций и т.д.; - управлять социально-психологическим состоянием группы на учебных занятиях; - организовывать диагностику познавательных способностей студентов; - организовывать и структурировать во времени свою педагогическую, научную и другие виды профессиональной деятельности.
5. Коммуникативные - строить взаимодействие и взаимоотношения со студентами в зависимости от целей, содержания, форм организации и методов обучения в достижении положительных результатов педагогического процесса в целом; - уметь устанавливать педагогически целесообразные контакты (преподаватель - аудитория, преподаватель-студент, студент-аудитория, студент-студент; - предотвращать и разрешать конфликты; - достигать индивидуально-ориентированного взаимодействия со студентом в учебном процессе; - поддерживать широкие, активные творческие контакты по вопросам своей научной и преподавательской деятельности в вузе
6 Фасилита-ционные - устанавливать с обучаемыми социально-психологический коммуникативный контакт, обеспечивающий творческий характер процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого материала; - нахождение в студенте наиболее сильных сторон его личности и внушение ему уверенности в себе; - умение раскрывать систему перспективных направлений развития коллектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе; - формировать доверительные и доброжелательные взаимоотношения со студентами в межличностном общении; - создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества в процессе взаимодействия с обучаемыми
7 Исследователь-ские - анализировать учебный процесс; - осуществлять поисковую деятельности; - изучать, обобщать и внедрять в учебный процесс инновации; - выделять главное, существенное при отборе, структурировании и изложении учебного материала; - логически последовательно и обоснованно излагать учебный материал; - ставить и достигать цели, связанные с непрерывным саморазвитием, как в профессиональном, так и в личностном плане
8 Воспитательные - формировать у студентов творческую, созидательно-активную установку на будущую профессию, чувство гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности; - осуществлять процессы становления и развития личности высококвалифицированного специалиста, его мировоззренческой и гражданской позиции, общей культуры, широты кругозора и этики поведения; - саморазвиваться как личность в общей и профессиональной культуре, предметной области научных знаний.
Таблица
Компетенции преподавателя гражданско-правовой специализации
Виды компетенций Содержательные характеристики компетенций
Социально-личностные - понимает высокую социальную значимость и ответственность профессии преподавателя высшей школы, как представителя интеллектуальной элиты общества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - имеет сформированную гуманистическую позицию по отношению к окружающей действительности; - транслирует в процессе жизнедеятельности ценности гуманитарной культуры; - готов к социальному взаимодействию со студентами, коллегами и др. людьми на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет толерантность к другой культуре; - знает свои права и обязанности как гражданин своей страны; умеет использовать правовые документы в своей профессиональной деятельности;
- способен постоянно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готов к повышению своей квалификации и мастерства; -способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к организации исследовательской деятельности, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса; - готов к активному общению и профессиональному взаимодействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности; - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; - способен к активной социальной мобильности; - способен использовать на практике навыки и умения управления студенческим коллективом, формировать благоприятный социально-психологический климат в учебной группе; - готов к разрешению конфликтных ситуаций в студенческих коллективах, при взаимодействии с отдельными студентами; - способен оказывать личным примером позитивное воздействие на студенческую молодежь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья; - способен брать на себя всю полноту ответственности за здоровье студентов во время занятий, практик и других видов учебной работы и т.д.
Общенаучные компетенции (ОНК) - способен использовать знания фундаментальных и прикладных дисциплин в процессе профессиональной педагогической деятельности; - способен использовать углубленные теоретические и практические знания в своей предметной области в процессе профессиональной педагогической деятельности, постоянно отслеживая новые научные достижения в своей предметной области и в смежных областях; - способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширять и углублять свое научное мировоззрение; - способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной педагогической деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодежью; - способен демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность рождать новые идеи (креативность) и реализовывать их на практике и т.д.
Инструментальные компетенции - умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; - свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке навыками публичной и научной речи; - умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; - владеет одним из иностранных языков на уровне бытового общения; - умеет использовать возможности коммуникативных связей для реализации внутренних резервов партнеров по общению; - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства; - способен и готов проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; - способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию; - способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в процессе профессионально-педагогической деятельности; - способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной исследовательской работы, в том числе используя навыки работы с компьютерной техникой и т.д.
Научно-исследовательские - способен к разработке актуальной научной проблемы и получению знания, значимого для развития теории и практики высшего образования; - готовность к проведению исследовательской работы с использованием современных информационных систем (сети Интернет); - готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих исследовательских групп; - знает основы теории высшего профессионального образования; - владеет современной методологией и методами исследований в области высшего образования; - способен к проектированию и реализации на практике содержания учебных предметов с учетом процессов модернизации высшей школы; - владеет навыками рецензирования и анализа материалов по проблемам высшей школы и проблемам конкретной научной области; - умеет представлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, докладов, сообщений и др.
Организационно-методические - готовность к взаимодействию с образовательным комплексом, предприятиями региона для решения общих задач обучения и воспитания студенческой молодежи; - способен к подготовке и проведению научно-практических конференций (в том числе интернет-конференций) преподавателей вуза и учителей школ города (района, края); - готовность к организации и проведению педагогической практики студентов, к взаимодействию с администрацией школ, учителями и др.
Воспитательные - владеет методикой организации воспитательных мероприятий со студентами на основе инновационных технологий; - умеет использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; - умеет использовать профессиональные знания в конкретной научной области в качестве средств воспитания студентов; - готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих групп студентов по реализации социально значимых проектов среди молодежи; - способен осуществлять работу в качестве куратора академической группы; проводить педагогическую диагностику личности студентов с целью организации индивидуальной работы; планировать и проводить воспитательные мероприятия со студентами и др.
- готов к использованию инновационных методов и технологий обучения и воспитания;
- знает основы психологии личности и социальной психологии;
- знает биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения;
- знает психологические особенности юношеского возраста и особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- умеет использовать в учебном процессе знания фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, ее взаимосвязей с другими науками;
- владеет методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, в том числе методикой разработки мультимедийных презентаций к лекционным занятиям;
- умеет излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- владеет методикой структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематики учебных и воспитательных задач;
- владеет методикой написания, переработки учебных программ по дисциплинам в соответствии с требованиями Го -сударственного образовательного стандарта;
- способен к разработке учебно-методических материалов для проведения занятий, в том числе в интерактивном режиме;
- способен к разработке сценарии для создания электронных учебно-методических пособий.
В результате курсов повышения квалификации преподаватели гражданско-правовой специализации получили знания о формах и методах организации учебно-воспитательного процесса и производственной практики. Были определены концептуальные подходы и возможные модели формирования профессиональной компетент-
ности студентов на занятиях гражданско-правовой специализации.
Таким образом, профессиональную компетентность можно рассматривать в динамике как интегратив-ный процесс (учитывая, что основы заложены в период обучения в вузе) - повышения квалификации, а также самообразования преподавателей профессиональной школы.
Литература:
1. Кирилова Г.И. Принципы информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2008. №8. С.54-60.
2. Мухаметзянова Г.В. Непрерывное профессиональное образование в России // Казанский педагогический журнал. 2006. №4. С.3-8.
3. Нигматов З.Г. Быть педагогом, а не принадлежать к педагогической профессии //Казанский педагогический журнал. №4. 2012. С.5-12.