Научная статья на тему 'О преподавании психологии и педагогики на основных факультетах российского университета дружбы народов с учетом компетентностного подхода'

О преподавании психологии и педагогики на основных факультетах российского университета дружбы народов с учетом компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / THE COMPETENCE APPROACH / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS TEACHING / THE FUTURE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин А. В.

В статье представлены история, современное состояние и перспективы развития системы преподавания психологических и педагогических дисциплин на непсихологических факультетах и отделениях Российского университета дружбы народов с позиций компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of psychology and pedagogics at the basic faculties of the Peoples' Friendship University of Russia

In this Article are presented history, a current state and prospects of development of system of teaching of psychology and pedagogics at not psychological faculties and branches of the Russian university of friendship of the people.

Текст научной работы на тему «О преподавании психологии и педагогики на основных факультетах российского университета дружбы народов с учетом компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИКА

О ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ НА ОСНОВНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ С УЧЕТОМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

А.В. Гагарин

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлены история, современное состояние и перспективы развития системы преподавания психологических и педагогических дисциплин на непсихологических факультетах и отделениях Российского университета дружбы народов с позиций компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, преподавание психологии и педагогики, будущий специалист.

Из истории создания системы преподавания психологии и педагогики в РУДН. Современная система преподавания психологических и педагогических дисциплин в РУДН берет свое начало в 1964 г., когда была образована кафедра педагогики на историко-филологическом факультете, которая обеспечивала преподавание логики, психологии, педагогики (прежде всего на историко-филологическом факультете и факультете физико-математических и естественных наук). В 1972 г. кафедра расширилась и стала называться кафедрой педагогики и психологии. С начала 1980-х гг. преподаватели кафедры участвовали не только в преподавании педагогики, психологии и логики, но и в руководстве педагогической практикой студентов, в обеспечении обязательного курса для аспирантов «Педагогика и психология высшей школы». С середины 1990-х гг. с появлением Государственных стандартов высшего профессионального образования первого поколения кафедра обеспечивала преподавание психолого-педагогических дисциплин на всех факультетах РУДН, кроме медицинского. В 1999 г. в РУДН были открыты специальность и направление «Психология», произведен первый набор на направление «Психология». С 2004 г. кафедра была переименована в кафедру социальной и дифференциальной психологии с курсом «Общей психологии и педагогики»,

сохранив за собой чтение психолого-педагогических дисциплин на непсихологических факультетах, кроме медицинского, а также осуществляя подготовку бакалавров, специалистов и магистров по направлению и специальности «Психология» (отметим, что в статье не затрагивается вопрос о подготовке специалистов-психологов; это может стать темой отдельного рассмотрения). В 2008 г. кафедра социальной и дифференциальной психологии была преобразована в две кафедры — социальной и дифференциальной психологии; психологии и педагогики с закреплением за последней основного блока психолого-педагогических дисциплин для непсихологических факультетов.

О современном состоянии преподавания психологии и педагогики в РУДН. Все это позволило создать в РУДН систему психолого-педагогического образования, в числе основных компонентов которой необходимо выделить прежде всего такие компоненты, как социально-культурный, организационно-педагогический, психолого-дидактический, научно-методический.

Представляя социально-культурный аспект, необходимо обратить внимание на то, что актуальность психолого-педагогического образования будущих специалистов различной профессиональной ориентации не вызывает сомнения. Психолого-педагогическая компетентность современного человека вообще и будущего специалиста в частности способствует организации его эффективной жизнедеятельности в различных сферах, расширению возможностей и развитию способностей к саморазвитию и самореализации личности в реальной социально-экономической ситуации, порождающей негативные изменения как в физическом, так и в психическом здоровье человека; затрудняющей адаптацию личности к непрерывным изменениям в природе и социуме.

Раскрывая данный аспект психолого-педагогического образования в РУДН, мы исходим из того, что в современных условиях инновационное поле отечественного образования представлено такими ключевыми личностно ориентированными подходами, как психодидактический, акмеологический, экопсихологиче-ский. В современных условиях модернизации российского образования данные подходы утверждаются как направленные на преодоление традиционного — когнитивного (знаниевого) — подхода к образованию.

В качестве системообразующего фактора, интегрирующего перечисленные подходы, может и должен рассматриваться компетентностный подход. В рамках данного подхода высшее образование рассматривается как направленное на овладение обучающимся соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к ним и предмету деятельности. Это, в свою очередь, предполагает разработку компетентностной модели преподавания психологии и педагогики в РУДН, которая сегодня только начинает складываться. Определяются основные принципиальные позиции и содержание компетентностной модели. В создании данной модели мы видим одну из важнейших задач научно-исследовательской деятельности наших кафедр.

Организационно-педагогический аспект (общее в преподавании психологии и педагогики в РУДН). Психологические кафедры РУДН осуществляют препода-

вание психолого-педагогических дисциплин (в зависимости от направления профессиональной подготовки: курсы «Психология и педагогика», «Педагогика и психология», «Психология», «Педагогика») на непсихологических факультетах — аграрном, экономическом, юридическом, физико-математическом, инженерном, экологическом, филологическом (отделения журналистики, связей с общественностью, лингвистики, филологии). В данной статье речь идет о бакалавриате и спе-циалитете.

Отметим, что согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения курс «Психология и педагогика» не является обязательным (это курс по выбору). Тем не менее, данный курс (в той или иной трактовке названия) остался в учебных планах всех непсихологических факультетов и отделений РУДН и является сегодня востребованным. По данным текущего учебного года, большинство студентов выбирают именно данный курс, в текущем учебном году не было ни одного случая отказа студентов от данной дисциплины в пользу другой.

В бакалавриате с текущего учебного года дисциплина преподается на 1 курсе, на разных факультетах ей отводится 1 или 2 кредита (от 36 до 72 часов). В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения реализация указанных дисциплин направлена прежде всего на формирование у студентов когнитивной, функциональной и личностной компетенций. Под компетенцией в данном случае понимается «способность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»).

Когнитивные компетенции предполагают использование теорий и понятий, а также «скрытые знания», приобретенные в опыте. В процессе изучения каждой дисциплины студенты приобретают, прежде всего, следующие общие компоненты специального знания:

— основные понятия и теоретические положения психологии и педагогики;

— специфика изучаемых в психологии и педагогике процессов;

— задачи и принципы психологии как науки и педагогики как науки;

— основные этапы развития изучаемого направления психолого-педагогической науки и практики;

— методы и приемы психологии и педагогики в современных условиях;

— сопутствующие отечественные и зарубежные психологические и педагогические концепции;

— особенности различных психологических и педагогических течений и направлений;

— сущность и содержание основных категорий психологии и педагогики;

— прикладные аспекты психологии и педагогики.

Функциональные компетенции — умения, навыки, «ноу-хау», а также то, что человек должен уметь делать в производственной сфере, в сфере социальной дея-

тельности. В процессе изучения психологии и педагогики студенты приобретают прежде всего следующие блоки умений и навыков:

— владение инструментарием, методами организации и проведения конкретных психологических и педагогических исследований;

— активное использование результатов конкретных исследований в сфере психологии и педагогики для решения практических и профессиональных задач;

— владение конкретными методами психологии и педагогики;

— использование современных практических отечественных и зарубежных психолого-педагогических технологий в решении задач смежных профессиональных областей (в зависимости от направления профессиональной подготовки).

Социально-личностные компетенции. В данном случае необходимо говорить, с одной стороны, о психологической и педагогической культуре студентов как составной части в структуре их будущей профессиональной деятельности, о формировании целостного представления студента о личностных особенностях человека, профессиональной позиции специалиста как личности и как профессионала, навыках самообразования, профессионального и межличностного общения с коллегами, способностях к самоорганизации, самоанализу, профессиональной рефлексии; с другой — о формировании у студентов психолого-педагогического мировоззрения, способности оценивать события и явления общественной жизни в соответствии с положениями развивающего подхода и технологиями в образовательном пространстве, способности соотносить свои действия с принципами гуманизма и нравственности, убеждениями в индивидуально-личностной, деятель-ностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.

Здесь необходимо отметить, что в новом Макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (октябрь 2008 г.) представлена измененная структура и набор общекультурных и профессиональных компетенций. На данном этапе к профессиональным компетенциям применительно к психолого-педагогическому образованию мы склонны отнести рассмотренные выше когнитивные и функциональные. Принципиальный вопрос возникает по определению общекультурных компетенций (ОК), заложенных в новом стандарте и представленных в следующем виде:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

— умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

— умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

— умеет критически оценивать свои личностные достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой личностной мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

— использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

— осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

— имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

— владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

— владеет основными методами (в т.ч. психологическими) защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

— владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

Как можно видеть, выделенные компетенции относятся непосредственно к сфере психологической и педагогической подготовки студентов.

К данном аспекту можно и нужно было бы отнести те или иные статистические данные по количеству кредитов, отведенных на разных факультетах психолого-педагогическим дисциплинам, совпадению (несовпадению) их количества, количество студентов на каждом факультете, отделении, специальности, определивших свой выбор в пользу психологии и педагогики, в сравнении по факультетам, специальностям, годам; сравнительный анализ результатов аттестации по психолого-педагогическим дисциплинам студентов разных факультетов (и курсов — 1 и 3) в рамках применения кредитно-модульной системы. Однако поскольку компетентностная модель преподавания психологии и педагогики на непсихологических факультетах РУДН только начинает складываться, проведение указанных социологических исследований может стать одной и важнейших исследовательских задач в рамках ее создания в университете.

Необходимо также отметить, что в настоящее время курс психологии и педагогики на непсихологических факультетах и отделениях университета обеспечен профессионально подготовленными преподавателями психологии и педагогики кафедры психологии и педагогики и кафедры социальной и дифференциальной психологии: 3 доктора психологических наук, 4 доктора педагогических наук, 15 кандидатов психологических наук, 2 кандидата педагогических наук, 2 старших преподавателя, 2 ассистента.

Психолого-дидактический аспект. Реализация психолого-педагогического блока дисциплин в РУДН предусматривает использование каждым преподавателем максимально разнообразных форм и методов, основанных на принципах развивающего образования и создания специальной (творческой) образовательной среды. На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курсов. На семинарских занятиях и занятиях-практикумах акцент делается на самостоятельной работе студентов по освоению разделов курса, имеющих особую значимость для практической и научной деятельности будущих специалистов той или иной профессиональной ориентации. В ходе реализации практического блока рассматриваются наиболее важные и актуальные разработки изучаемой дисциплины в аспекте вышеперечисленных когнитивных и функциональных компетенций; анализируются, обсуждаются и самостоятельно выполняются конкретные методы различных направлений психологии и педагогики.

Принципиально, что в процессе освоения каждого раздела курса студентами совместно с преподавателями проектируется личностно-профессиональная сфера (идеальная личностно-профессиональная модель) будущего специалиста посредством использования соответствующих форм, высоковостребованных студентами университета, а многообразие которых органично вписывается в балльно-рейтин-говую систему, принятую в РУДН.

Среди таких форм преподаватели используют следующие оригинальные инновационные формы организации занятий по психологии и педагогике, направленные на воссоздание целостного феномена профессионализма, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности, которые используются преподавателями как средство формирования психолого-педагогической компетентности будущего специалиста различной профессиональной ориентации:

— лекционные занятия: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с применением техники обратной связи, лекция-консультация и групповая консультация, программированная групповая консультация, лекция-пресс-конференция;

— методы «круглого стола»: семинарское занятие, тематическая дискуссия «круглый стол», метод «мозговой атаки», метод коллективной мыслительной деятельности;

— методы решения практических задач: аудиторно-практические работы, аудиторные индивидуальные практикумы, разбор и обсуждение конкретного ма-

териала как метод активного обучения, метод анализа конкретных ситуаций, в т.ч. решения психологических и педагогических задач, решение управленческих задач непосредственно в организации (на примере школы, кафедры, факультета), «кейс-стади» («сжатая» во времени деловая игра);

— практические занятия вне университета: выездное тематическое занятие, занятие со специальным заданием слушателям;

— самостоятельная работа студентов: самостоятельная проработка лекционного материала, подготовка к выступлению обучающегося в роли преподавателя;

— активно-игровые методы обучения: деловые игры и блиц-игры для работы с информацией и приобретения актуальных знаний по теме занятия, профессионально-ситуативный тренинг, рефлексивные игры, социально-психологический тренинг и тренинг саморегуляции личности.

Принципиально, что использование перечисленного многообразия инновационных и традиционных (методика «кейс-стади» разработана в 1920-х гг.) активного обучения студентов позволяет преподавателю смотивировать и эффективно включить иностранных студентов в учебную деятельность.

Научно-методический аспект. Сегодня курсы психолого-педагогического цикла обеспечены учебно-методическими комплексами по каждому факультету в соответствие с направлением подготовки. В преподавании курсов активно используются подготовленные и изданные преподавателями кафедр учебно-методические пособия и курсы лекций для студентов факультетов РУДН с учетом специфики профессиональной подготовки [1; 2; 3; 4].

Несомненно, данный учебно-методический комплекс требует определенной доработки и расширения, и в этом смысле речь идет об универсальном комплексном пособии нового поколения, которое включило бы в себя следующие:

— общее по психологии и педагогике для всех факультетов РУДН и конкретное для каждой специальности (в виде теоретического материала для самостоятельного изучения и конспектов отдельных лекций);

— приложения в виде блок-схем, способствующих более эффективному освоению курса как русскоязычными, так и иностранными студентами;

— комплект рабочих тетрадей с практическими заданиями и тестами для закрепления материала и контроля по основным темам;

— перевод отдельных разделов на языки стран приема.

Такой комплекс в современных условиях должен быть представлен как в печатном, так и в электронном виде. В последнем случае он должен включать электронные варианты практических и контрольных заданий, тестов, и быть доступно через учебный портал РУДН, другие учебные интернет-ресурсы.

Преподавание психологии и педагогики высшей школы для магистрантов и аспирантов. Принципиально важным нам представляется развитие в РУДН системы психолого-педагогической подготовки будущих специалистов высшей квалификации, в данном случае имеются в виду магистранты и аспиранты различных специальностей. Преподаватель высшей школы, имеющий магистерскую, кандидатскую, а тем более докторскую степень по той или иной (непсихологиче-

ской и непедагогической) специальности, должен быть профессионально подготовлен к педагогической деятельности в условиях специфично и сложно организованной профессионально-образовательной среды высшего учебного заведения, т.е. обладать ключевыми профессиональными компетенциями преподавателя высшей школы. Такая система, как было уже отмечено выше, существовала ранее, но по определенным причинам, прежде всего социально-экономического и, возможно, психологического характера не развивалась должным образом.

Сегодня в РУДН курс «Психология и педагогика высшей школы» аспирантам не читается, а магистранты осваивают лишь частные методики преподавания специальных дисциплин. А ведь именно курс «Психология и педагогика высшей школы» может и должен быть направлен, по сути, на реализацию фундаментальных и прикладных психолого-педагогических идей подготовки педагогических кадров для высшей школы по различным научным специальностям. Его содержание отрабатывается магистрантами и аспирантами в связи с профессиональной деятельностью. В процессе освоения данного курса слушателями совместно с преподавателем должно осуществляться планирование, конструирование и моделирование в реальной практике отдельных элементов будущей профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, в частности основных технологических форм обучения в вузе.

Данный курс позволяет будущему специалисту актуализировать и осмыслить основные психолого-педагогические проблемы высшего образования и современные подходы к их решению, освоить аналитический подход к современным концепциям высшего образования, личностно-профессионального формирования и развития человека, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации в высшем учебном заведении.

Курс призван содействовать формированию психолого-педагогического мышления магистрантов и аспирантов; ознакомить их с современными трактовками предмета психологии и педагогики высшего образования, а также с основными тенденциями развития высшей школы на современном этапе, дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России; ознакомить с основными подходами к определению конечных и промежуточных целей высшего образования, методов их достижения (методов обучения и воспитания); вооружить средствами для обеспечения педагогического контроля (в том числе с помощью тестов) за эффективностью учебно-воспитательной работы и достижением поставленных целей; сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания; способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, постоянному стремлению к установлению с ними отношений партнерства и сотрудничества; дать информацию об особенностях профессионального труда преподавателя вуза и методах совершенствования педагогического мастерства, содействовать выработке эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Предмет психологии и педагогики высшего образования трактуется нами как проектирование процесса обучения и воспитания студентов и управление этим процессом. При правильной постановке лекционных занятий, адекватной организации семинарских и лабораторно-практических занятий с использованием перечисленного выше многообразия форм, выборе яркого иллюстративного материала и глубокой личностной включенности магистрантов и аспирантов в учебный процесс изучение данной дисциплины должно и будет содействовать развитию гуманистического мировоззрения, служить стимулом личностного роста и саморазвития.

Система преподавания психологии и педагогики высшей школы для магистрантов и прежде всего аспирантов различных научных специальностей может органично вписаться в систему дополнительного профессионального образования при определенной поддержке со стороны соответствующих подразделений университета (управления аспирантуры и докторантуры, института дополнительного профессионального образования и др.).

В настоящее время нами подготовлены соответствующие программы «Преподаватель высшей школы» (в разных вариантах), разработан учебно-методический комплекс, включающий все необходимые компоненты, в том числе электронные варианты учебного пособия, конспектов лекций, рабочих тетрадей и компьютерных тестов.

Повышение квалификации по данному направлению могут пройти все желающие получить соответствующую подготовку. И в данном случае можно говорить о программе «Преподаватель высшей школы», рассчитанной на 72 часа (2 месяца, курсы повышения квалификации) с выдачей свидетельства, а также программы получения дополнительной профессии на 500 часов (один учебный год) или на 1000 часов (2 учебных года) с выдачей диплома о дополнительной профессиональной подготовке.

Возможные перспективы развития системы преподавания психологии и педагогики в РУДН.

В научно-практическом и методическом плане:

— разработка психолого-педагогической концепции (компетентностной модели) преподавания психологии и педагогики на непсихологических факультетах межнационального вуза с учетом компетентностного подхода;

— создание печатного и электронного учебника «Психология и педагогика» нового поколения для непсихологических специальностей с учетом компетентностного подхода и многонациональной специфики образовательной среды РУДН.

В организационно-методическом плане:

— перспектива создания университетского центра психологии и педагогики с целью обеспечения интеграции и единства в преподавании психологии и педагогики и выполняющего научно-учебно-информационно-методические функции, межфакультетского (межкафедрального) УМО «Психология и педагогика»;

— перспектива создания центра развития психолого-педагогических исследований в сфере высшей школы в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство (темы в рамках действующего научно-образовательного центра психолого-педагогических исследований личности);

— перспектива создания межкафедрального учебно-методического кабинета «Психология и педагогика»;

— перспектива развития системы второго высшего образования в сфере психологии и педагогики;

— перспектива развития дополнительной профессиональной подготовки по специальности «Преподаватель высшей школы» для магистрантов, аспирантов, специалистов непсихологических и непедагогических профессий (подготовлена программа, мультимедийные материалы).

Реалии текущего года по развитию системы преподавания психологии и педагогики В РУДН.

В организационно-педагогическом плане:

— создан межкафедральный центр психолого-педагогических исследований личности;

— создан межкафедральный постоянно действующий методологический семинар «Актуальные проблемы психологии и педагогики»;

— открыта магистерская подготовка по специализации «Психологическое консультирование», в учебном плане которой принципиальное внимание отведено таким позициям как психолого-педагогическая подготовка будущих магистров к работе в системе высшей школы, подготовка консультантов по таким специальным направлениями как консультирование студентов в условиях межэтнической образовательной среды.

В научно-методическом плане:

— созданы учебно-методические комплексы «Психология и педагогика», «Психология», «Педагогика», «Педагогика и психология» в соответствие с ФГОС ВОП по всем специальностям РУДН;

— подготовлен мультимедийный курс дополнительной профессиональной подготовки «Преподаватель высшей школы» с необходимыми методическими приложениями (учебное пособие, конспекты лекций, рабочие тетради для практикума и контроля, контрольные тесты) в печатном (готовы к тиражированию и изданию) и электронном виде.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Астафьева Л.С. Педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей. — М., 2008.

[2] Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы: методические материалы, курс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лекций, рабочие тетради, тесты: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.:

Изд-во РАГС, 2007.

[3] Иващенко А.В., Крупное А.И., Щербакова Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов непсихологических факультетов. — М., 2005.

[4] Иващенко А.В., Крысько В.Г., Крупное А.И. Общая психология: конспект лекций. — М., 2006.

TEACHING OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS AT THE BASIC FACULTIES OF THE PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA

A.V. Gagarin

The Department of Psychology and Pedagogics Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this Article are presented history, a current state and prospects of development of system of teaching of psychology and pedagogics at not psychological faculties and branches of the Russian university of friendship of the people.

Key words: the competence approach, psychology and pedagogics teaching, the future expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.