Научная статья на тему 'Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов проекта "Tuning education programmes in Russian HEIs" («Настройка образовательных программ в российских вузах») и ФГОС biio 3-го поколения'

Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов проекта "Tuning education programmes in Russian HEIs" («Настройка образовательных программ в российских вузах») и ФГОС biio 3-го поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ «НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ» / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФГОС ВПО 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ / СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд Юнна Валерьевна

В статье представлен опыт разработки системы компетенций как конечного результата обучения по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в контексте общеевропейского подхода классификации компетенций, который взят за основу при разработке ФГОС ВПО 3-го поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов проекта "Tuning education programmes in Russian HEIs" («Настройка образовательных программ в российских вузах») и ФГОС biio 3-го поколения»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377(075.8)

Сорокопуд Юнна Валерьевна

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь

СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРОЕКТА “TUNING EDUCATION PROGRAMMES IN RUSSIAN HEIS” («НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ») И ФГОС ВИО 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Sorokopud Yunna Valerevna

Candidate pedagogical sciences, research fellow of Faculty of pedagogy> and psychology school Stavropol Slate University, yunna_sorokopud(a),mai/.ru, Stavropol

SYSTEM OF COMPETENCIES HIGH SCHOOLTEACHER IN THE CONTEXT OF METHODOLOGICAL APPROACHES PROJECT TUNING EDUCATION PROGRAMMES IN RUSSIAN HEIS (“SETTING UP EDUCATIONAL PROGRAMMES IN RUSSIAN UNIVERSITIES”) AND STANDARDS 3RD

GENERATION

Как известно, в настоящий момент в магистратурах, аспирантурах, адъюнктурах, учреждениях ДПО осуществляется подготовка по дополнительной образовательной программе профессионального образования «Преподаватель высшей школы». Её содержание определяет Приказ МО РФ от 24 января 2002 г. № 180 «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». В то же время, уже в 2003 г. произошло важное событие - подписание Россией Болонского соглашения, которое детерминировало перестройку высшего профессионального образования России на основе общеевропейских подходов. В результате потребовалась существенная доработка «Минимума содержания...» для приведения его в соответствие с произошедшими изменениями. Не останавливаясь подробно на изменениях в содержании данной подготовки, рассмотрим систему требований к слушателю, освоившего данную квалификацию. С учётом того, что данный минимум разрабатывался группой отечественных учёных на рубеже XX-XXI вв., то конечный результат дополнительной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы

был представлен в контексте знаниевой парадигмы и содержал систему знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть слушатель.

В настоящий момент, с учётом общеевропейских подходов и основанных на них методологии ФГОС ВПО 3-го поколения, возникла необходимость представить конечный результат подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в виде системы компетенций. При этом наряду с высоким уровнем предметной компетентности преподавателей вузов предполагается их готовность к реализации учебной, воспитательной и методической функций в условиях перехода Российского образования на общеевропейские стандарты качества. Тем самым, как отмечают ведущие отечественные учёные и практики в области профессионального образования (В. Байденко, П. Кубрушко и др.), изменение парадигмы результата отечественного профессионального образования требует серьезной проектно-методической работы преподавателей и включает целеполагание в новом формате (проектирование содержания предметных компетенций слушателей по различным дисциплинам), пересмотр содержания предметов, подбор педагогически эффективных технологий обучения и методик контроля качества освоения компетенций и компетентностей, определенных программами [3].

Следует отметить, что в отечественной науке существует несколько подходов к определению компетенций и, главное, к их классификации (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.) [4; 5; 7]. Но в настоящее время возникла необходимость объединения усилий различных учёных для выработки единого подхода с учётом интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. С этой целью Россия учас твовала в Проекте «Настройка образовательных программ в Российских вузах» (“Tuning Education Programmes in Russian HEIs”, далее - TUNING-Russia), который является составной частью международного проекта «Настройка образовательных структур» (“Tuning Educational Structures”, далее - TUNING). Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описании программ всех уровней на основе компетентностного подхода.

В 2006-2007 гг. проект реализовывался Государственным университетом -Высшей школой экономики в сотрудничестве с Национальным фондом подготовки кадров, Российским университетом дружбы народов и Томским государственным университетом. В проекте принимают участие ведущие экспер ты Министерства образования и науки Российской Федерации. Зарубежными партнерами по проекту являлись Университет Грёнинген (Голландия), Университет Лондон Метрополитен (Англия), Университет Деусто (Испания), Университет Лимерик (Ирландия) [2].

Стратегическая цель проекта: обеспечить профессорско-преподавательский состав (ППС) российских вузов методологией разработки и представления структуры и содержания учебных программ по широкому спектру дисциплин на основе опыта, полученного в результате международного проекта TUNING.

Оставаясь полностью в русле Болонских принципов, проект дополняет их двумя частными, но весьма существенными положениями:

- девиз проекта (TUNING motto) звучит следующим образом: «Настраиваем образовательные структуры и программы на основе разнообразия и автономии»;

~ настройка образовательных структур производится на основе ком-петенгностного подхода, который предполагает рассмотрение отдельных курсов, программ и циклов (уровней) обучения через два понятия: компетенции и результаты обучения [6].

В соответствии с принятым в рамках проекта определением, компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компетенции будут формироваться в рамках различных курсов и оцениваться на каждой стадии обучения. Согласно проекту, были выделены компетенции, которые подразделялись на общие и специальные (в ФГОС ВПО 3-го поколения они получили название, соответственно универсальные и профессиональные). В свою очередь общие компетенции были поделены на три категории, которые кратко можно описать как:

- способности к учебе, включая владение методологиями изучения предмета, технологий и языков (общенаучные - в дефинициях макета Стандарта 3 поколения);

- способности к взаимодействию и сотрудничеству (социальноличностные);

- способности к систематизации, выбору инструментария и формам и методам организации сотрудничества для решения поставленных вопросов (инструментальные).

Методика структурирования системы компетенций в русле проекта Tuning Educational Structures нашла свое воплощение в макете ФГОС ВПО 3-го поколения, который будет введен в России в 2010 г. Представим определение ведущих дефиниций в русле компетентностного подхода, которые даны в макете ФГОС ВПО 3-го поколения:

- Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (определение из макета ФГОС ВПО 3-го поколения)

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междисциплинарные знания и умения в профессиональной деятельности.

- Универсальные (общие) компетенции характеризуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и обще культурные, общенаучные, инструментальные.

- Профессиональные компетенции отражают профессиональные особенности деятельности специалиста, структурируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста.

- Профессиональная компетентность - результат подготовки студентов определенной специальности, выраженный в уровне освоения соответствующих универсальных и профессиональных компетенций, интегральная характеристика личности выпускника-специалиста, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности.

Таким образом, в ФГОС ВПО 3-го поколения принята следующая классификация компетенций:

1. типы компетенций: универсальные и профессиональные.

2. виды компетенций:

а) Универсальные компетенции:

- социально-личностные и общекультурные (СЛК);

- общенаучные (ОНК);

- инструментальные (ИК).

б) Профессиональные компетенции:

- производственно-технологические;

- организационно-управленческие;

- научно-исследовательские;

- проектные и др. (по основным видам профессиональной деятельности) (табл. 1).

Таблица 1

Классификация компетенций в проекте ФГОС ВПО 3-го поколения

Типы Виды Универсальные компетенции Профессиональные компетенции (ПК)

1 социально-личностные и общекультурные (СЛК) производственно-технологические

2 общенаучные (ОНК) организационно-управленческие

3 инструментальные (ИК) научно-исследовательские

4 проектные и др.

Универсальные компетенции - инвариантные к области деятельности выпускника, характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Универсальные компетенции, являющиеся ключевыми как в профессиональной, так и более широко - в социальной деятельности каждого человека и включают следующие виды: социально-личностные и общекультурные (СЛК); общенаучные (ОНК); инструментальные (ИК).

Социально-личностные и общекультурные компетенции: способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию, общенаучные: способность к познавательной деятельности, интеграции, профессиональному развитию, инструментальные: обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками.

На основе подходов к содержанию универсальных компетенций, которые приводятся в Макете ФГОС ВПО 3-го поколения, мы выделили следующие компетенции преподавателя высшей школы:

Социально-личностные и общекультурные компетенции:

- понимает высокую социальную значимость и ответственность профессии преподавателя высшей школы, как представителя интеллектуальной элиты общества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- имеет сформированную гуманистическую позицию по отношению к окружающей действительности; транслирует в процессе жизнедеятельности навыки гуманитарной культуры;

- готов к социальному взаимодействию со студентами, коллегами и другими людьми на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре;

-- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей профессиональной деятельности;

- способен постоянно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готов к повышению своей квалификации и мастерства;

- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к организации исследовательской деятельности, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

- готов к активному общению и профессиональному взаимодействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности;

- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; способен к активной социальной мобильности;

- способен использовать на практике навыки и умения управления студенческим коллективом, формировать благоприятный социально-психологический климат в учебной группе;

- готов к разрешению конфликтных ситуаций в студенческих коллективах, при взаимодействии с отдельными студентами;

- способен оказывать личным примером позитивное воздействие на студенческую молодёжь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья;

- способен брать на себя всю полноту ответственности за здоровье студентов во время занятий, практик и других видов учебной работы и т. д.

Общенаучные компетенции (ОНК):

- способен использовать знания фундаментальных и прикладных дисциплин в процессе профессиональной педагогической деятельности;

- способен использовать углубленные теоретические и практические знания в своей предметной области в процессе профессиональной педаго-

32

гической деятельности, постоянно отслеживая новые научные достижения в своей предметной области и в смежных областях;

- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

- способен использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной педагогической деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодёжью;

- способен демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность) и реализовывать их на практике и т. д.

Инструментальные компетенции:

- умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;

- умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

- владеет одним из иностранных языков (в идеале - настолько, чтобы можно было бы на нём преподавать в зарубежных вузах);

- умеет использовать возможности коммуникативных связей для реализации внутренних резервов в процессе профессионально-педагогического общения;

- способен использовать для решения коммуникативных задач профессионально-педагогической деятельности современные технические средства;

- способен и готов проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований;

- способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать научную, методическую и др. информацию;

- способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в процессе профессионально-педагогической деятельности;

- способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной исследовательской работы, в том числе используя навыки работы с компьютерной техникой и т. д.

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках любой профессии. Применительно к преподавателю высшей школы в состав этих компетенций входят следующие виды (связанные с основными видами деятельности преподавателя): научно-исследовательские; организационно-методические; воспитательные; учебно-методические (табл. 2).

Таблица 2

Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы

Виды профессиональных компетенций Содержательные характеристики компетенций

1 2

Научно- исследова- тельские - способен к разработке актуальной научной проблемы и получению знания, значимого для развития теории и практики высшего образования; - способность к самостоятельной исследовательской работе; - готовность к проведению исследовательской работы с использованием современных информационных систем (сети Интернет); - готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих исследовательских групп; - знает основы теории высшего профессионального образования; - владеет современной методологией и методами исследований в области высшего образования; - способен к проектированию и реализации на практике содержания учебных предметов с учетом процессов модернизации высшей школы; - владеет навыками рецензирования и анализа материалов по проблемам высшей школы и проблемам конкретной научной области; - умеет представлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, докладов, сообщений и др.

Организацион- но-методические компетенции - готовность к взаимодействию с образовательным комплексом региона для решения общих задач обучения и воспитания студенческой молодёжи; - способен к подготовке и проведению научно-практических конференций (в том числе Интернет-конференций) преподавателей вуза и учителей школ города (района, края); - готовность к организации и проведению педагогической практики студентов, к взаимодействию с администрацией школ, учителями и др.

Воспитательные компетенции - умеет использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; - умеет использовать профессиональные знания в конкретной научной области в качестве средств воспитания студентов; - владеет методикой организации воспитательных мероприятий со студентами на основе современных технологий; - готовность к организации и участию в работе временных или постоянно действующих групп студентов по реализации социальнозначимых проектов среди молодёжи; - способен осуществлять работу в качестве куратора академической группы: проводить педагогическую диагностику личности студентов с целью организации индивидуальной воспитательной работы; - планировать и проводить воспитательные мероприятия со студентами на основе личностно-ориентированного подхода и др.

Окончание таблицы

1 2

Учебно-ме- тодические компетенции - знает основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; умеет использовать в учебном процессе знания фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, ее взаимосвязей с другими науками; - владеет методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, в том числе методикой разработки мультимедийных презентаций к лекционным занятиям; - готов к использованию инновационных методов и технологий обучения и воспитания; - умеет излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; - владеет методикой структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематики учебных и воспитательных задач); - владеет методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы; - владеет методикой написания, переработки учебных программ по дисциплинам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта; - способен к разработке учебно-методических материалов по проведению деловых игр, решению педагогических ситуаций; - способен к разработке сценария для создания электронных учебно-методических пособий.

Тем самым представленная система компетенций преподавателя высшей школы должна служить ориентиром для:

Модернизации содержания, технологий и методов обучения и воспитания в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» на основе компетентностного подхода, подразумевающего смещение акцентов в сторону усиления практической направленности данной подготовки.

Переработки программ дисциплин в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», с учётом универсальных и профессиональных компетенций.

В этой связи разработанная нами структура универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы имеет важное методологическое и методическое значение. В то же время, разработанную систему компетенций мы считаем открытой, что подразумевает возможность её дополнения и общей корректировки. Главная цель нашей работы в этом направлении - применение к разработке системы компетенций препода-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вателя высшей школы общеевропейского методологического подхода, на котором основаны и ФГОС ВПО 3-го поколения.

Библиографический список

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11;

2. Железов, Б. В. «Настраиваемся по-Болонски: о проекте Tuning в России и в мире» [Текст] / Б. В. Железов // Платное образование. 2007. - № 1-2 (51-52).

3. Жукова, М. Подготовка преподавателей технических вузов к проектированию учебно-программной документации [Текст] / М. Жукова, П. Кубрушко // Высшее образование в России - 2008. - № 9. - С. 3 - 10.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентнос-тный подход [Текст] / Э. Ф., Зеер, А. М., Павлова, Э. Э. Симанюк - М., 2005.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5.

6. Проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» [Текст] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2006. - № 8.

7. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к проектированию образовательных стандартов [Текст] / А. В. Хуторской - М., 2007.

УДК 378

Ермакова Людмила Ивановна

Аспирантка кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры теоретической физики и методики преподавания физики, Карельская государственная педагогическая академия, [email protected], Петрозаводск

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ermakova Ludmila Ivanovna

A post graduate student of the Chair of Pedagogics, a teacher of the Chair of Theoretical Physics and the Methods of Teaching Physics, the Karelian State Pedagogical Academy, luta@ kspu.karelia.ru, Petrozavodsk

ACMEOLOGICAL POSITION OF A FUTURE TEACHER AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

В процессе развития профессионализма личности особенно важно сохранять индивидуальные особенности каждого учителя и ученика, их внут-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.