Научная статья на тему 'РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ "АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА")'

РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ "АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / "АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА" / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММЫ / ТАБЛИЦА / CREATIVITY / MULTIMEDIA / COMPETENCY / "ANATOMY AND HUMAN PHYSIOLOGY" / TECHNOLOGIES / PROGRAMS / TABLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдамова Малика Ильхамовна

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание использованию информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе. Высококвалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности должен владеть ИКТ-технологиями и мультимедиатехнологиями с целью наилучшего построения учебного процесса. При овладении этими технологиями немаловажную роль играет креативная компетентность. В статье рассматривается роль креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности студентов при изучении курса «Анатомия и физиология человека». В виде таблиц разработаны методические рекомендации, где применены педагогические технологии, программы и приложения мультимедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамдамова Малика Ильхамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TEACHERS' CREATIVE COMPETENCY IN DEVELOPING MULTIMEDIA COMPETENCY OF FUTURE BIOLOGISTS (ON THE EXAMPLE OF STUDYING "ANATOMY AND HUMAN PHYSIOLOGY")

Currently, the Republic of Uzbekistan pays special attention to the use of information and communication technologies in the educational process. A highly qualified specialist in their professional activity should have a good command of ICT technologies and multimedia technologies in order to organize educational process on a high level. In mastering these technologies, the role of creative competency is important. The article discusses the role of the teacher's creative competency in the development of multimedia competency of students' while studying the course "Human Anatomy and Physiology". Methodological recommendations have been developed in the form of tables where pedagogical techniques, multimedia programs and applications are applied.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ "АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА")»

УДК 378.1 ББК 74.00

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-161-169

РОЛЬ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БИОЛОГОВ (на примере изучения курса «Анатомия и физиология человека»)

ROLE OF TEACHERS' CREATIVE COMPETENCY IN DEVELOPING MULTIMEDIA COMPETENCY OF FUTURE BIOLOGISTS (ON THE EXAMPLE OF STUDYING «ANATOMY AND HUMAN PHYSIOLOGY»)

Хамдамова Малика Ильхамовна

Докторант кафедры «Зоологии и анатомии» факультета естественных наук, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

E-mail: mhamdamova52@gmail.com

Аннотация. В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Высококвалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности должен владеть ИКТ-технологиями и мультимедиатехнологиями с целью наилучшего построения учебного процесса. При овладении этими технологиями немаловажную роль играет креативная компетентность. В статье

Khamdamova Malika I.

ScD post-doctoral student of the Department of Zoology and Anatomy of the Faculty of Natural Sciences, Tashkent State Pedagogical University named after Nizami E-mail: mhamdamova52@gmail.com

Abstract. Currently, the Republic of Uzbekistan pays special attention to the use of information and communication technologies in the educational process. A highly qualified specialist in their professional activity should have a good command of ICT technologies and multimedia technologies in order to organize educational process on a high level. In mastering these technologies, the role of creative competency is important. The article discusses the role of the teacher's creative

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Хамдамова М. И., 2020

рассматривается роль креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности студентов при изучении курса «Анатомия и физиология человека». В виде таблиц разработаны методические рекомендации, где применены педагогические технологии, программы и приложения мультимедиа.

competency in the development of multimedia competency of students' while studying the course "Human Anatomy and Physiology". Methodological recommendations have been developed in the form of tables where pedagogical techniques, multimedia programs and applications are applied.

Ключевые слова: креативность, мультимедиа, компетентность, "Анатомия и физиология человека", технологии, программы, таблица.

Keywords: creativity, multimedia, competency, "Anatomy and Human Physiology", technologies, programs, table.

Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев в своем обращении «Мы будем определенно продолжать наш национальный путь развития на новом этапе» в будущем видит развитие системы образования Республики Узбекистан в следующем:

• в дальнейшем укреплении материально-технической базы науки и образования, обеспечении того, чтобы она не только соответствовала времени, но и опережала время;

• в широком использовании передовых методов подготовки и переподготовки учителей в сотрудничестве с авторитетными зарубежными центрами;

• в выполнении задач, связанных с внедрением современных технологий на местах;

• во всестороннем поощрении кропотливой и ответственной работы учителей и педагогов;

• в приложении всех усилий для развития нашего молодого поколения, которое становится великой силой [1, с. 25].

В Республике Узбекистан открывается дорога для широкомасштабного внедрения новых методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Мы будем рассматривать роль креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности студентов-биологов в преподавании курса «Анатомия и физиология человека».

История развития креативности тоже имеет свою специфику, так как понятие «креативность» многогранно. Креативность (от англ. creative 'творческий, созидательный') -уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое; новое решение проблемы; новый метод или инструмент; новое произведение искусства [2, с. 333]. Д. В. Мирошникова в статье «Развитие креативности будущего учителя в процессе педагогической практики» указывает, что впервые в истории человечества понятие «креативность» было использовано Д. Симпсоном в 1922 г. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [3].

По мнению нашей соотечественницы Н. Н. Азизходжаевой этот термин появился в 1960 гг. в англо-американской психологии. Он обозначал способности, отражающие свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки [4, с. 64-65].

В работе "Leadership, creativity, and innovation: A critical review and practical recommendations" (David J. Hughes, Allan Leeb, Amy Wei Tian, Alex Newman, Alison Legood) утверждается, что креативность и инновации в обучении - это процесс и результат стремления разработать и внедрить новые и улучшенные способы деятельности.

Стадия креативности в этом процессе относится к генерации идей, а инновации -к последующей стадии реализации идей, направленных на улучшение образовательного процесса. По мнению авторов, креативность и инновации неизменно приводят к определенным преимуществам [5]. Впервые понятие «креативная компетентность» было введено Р. Эпстайном и означало готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремиться к самосовершенствованию [6].

Искусство педагога заключается в том, как он организует проводимое им занятие. В этом ему помогает креативная компетентность. Креативная компетентность является одной из свойств специальной компетентности. Необходимо особо отметить, что компетентность всегда характеризуется креативностью преподавателя. Креативная компетентность проявляется в профессиональной деятельности, играет важную роль в социализации студента. Можно считать, что креативная компетентность - это совокупность педагогических достижений преподавателя в успешном решении педагогических проблем, в повышении качества учебно-образовательного процесса, при этом преподаватель считается ключевой фигурой.

Овладев креативной компетентностью, человек становится способным к производству инноваций. Креативная компетентность явно подчеркивается в мышлении, в общении, в чувствах и эмоциях, а также в педагогической деятельности преподавателя.

П. Д. Гаджиева считает, что креативная компетентность - это умение создавать новые способы решения педагогических задач, оригинально и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность [7, с. 124]. Креативная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности, определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями преподавателя, мотивами его деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношения со студентами, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала [8].

Рис. Компоненты креативной компетентности (автор - Ю. А. Белкина)

Ю. А. Белкина определяет креативную компетентность как интегральное, многофакторное качество личности и выделяет следующие ее компоненты: когнитивный, мо-тивационный, операциональный, рефлексивный, аксиологический [9, с. 78-79] (рисунок).

Как и креативная компетентность, мультимедийная компетентность является актуальной в современном образовании. Развитие мультимедийной компетентности студентов является весьма востребованным направлением в образовании, так как мультимедиа усиливает индивидуализацию образовательного процесса, что важно при изучении курса «Анатомия и физиология человека» студентами-биологами в педагогических высших учебных заведениях.

Мультимедиатехнологии являются одним из перспективных направлений в образовании, потому что, используя мультимедиа, можно создать продукт, содержащий одновременно анимацию, видео с сопровождением звука, а также изображения с текстовыми данными [10]. Как утверждает Н. М. Саукова, профессионализм будущего педагога определяется профессионально-ориентированной мультимедийной компетентностью. Также автор подчеркивает, что обучение студентов современными средствами мультимедиа, прежде всего, это сложный психический процесс, связанный с многообразным эмоциональным состоянием обучающихся, и он невозможен без постоянного учета этой эмоциональной стороны [11, с. 37].

«Анатомия и Физиология человека» преподается в педагогических высших учебных заведениях по направлению «Методика преподавания биологии» в 4-м, 5-м и 6-м семестрах учебного года. «Анатомия и физиология человека» считается одной из фундаментальных дисциплин биологии в системе образования. Целью изучения предмета «Анатомия и физиология человека» в педагогических высших учебных заведениях является изучение строения организма человека и формирование таких понятий, как взаимоотношение природы и человека на примере функционирования органов. Программа дисциплины «Анатомия и физиология человека» направления «Методика преподавания биологии» определяет профиль подготовки специалистов с учетом будущей профессии - профессии педагога.

Изучив и проанализировав работы Н. Н. Азизходжаева, И. Е. Брякова, П. Д. Гаджиева, Ю. А. Белкина, автором статьи составлены рекомендации по проведению занятий по предмету «Анатомия и физиология человека» (табл. 1-3), где важную роль играет креативная компетентность преподавателя. Целью составления таблиц является определение роли креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности студентов-биологов при изучении предмета «Анатомия и Физиология человека». При составлении классификации был сделан акцент на качества, умения и навыки, мастерство овладения педагогическими технологиями и мультимедийными средствами обучения, которыми должен обладать педагог для развития мультимедийной компетентности студентов-биологов.

При разработке таблиц были учтены следующие особенности студентов:

• физиологические (возраст, состояние здоровья), физические (воздействие на организм через органы чувств), психические (настроение);

• повышение самостоятельности;

• использование мультимедийных средств обучения;

• состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов).

Таблица 1

Умения, навыки и личные качества преподавателя, обладающего креативной компетентностью (предмет «Анатомия и физиология человека»)

Умения, навыки и личные качества преподавателя предмета «Анатомия и физиология человека»

Развитие мультимедийной компетентности студентов-биологов при изучении предмета «Анатомия и физиология человека»

Творчески относится к занятию, умеет формулировать проблемный вопрос, умеет видеть новую сторону в знакомом объекте. Владеет коммуникативными умениями, умением вести дискуссию, обладает презентационными умениями и навыками, умением отвечать на незапланированные вопросы

Например, при изучении темы «Строение черепа»: 1. Преподаватель объясняет тему с использованием мультимедийной презентации, тем самым творчески относится к занятию, также способствует совершенствованию мультимедийной компетентности студентов-биологов посредством повышения интереса к теме.

Презентация на тему «Строение черепа»

2. Преподаватель формулирует проблемный вопрос: «Внимательно прочитайте текст "Скелет головы" и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

3. Преподаватель организует дискуссию по заданному вопросу, разработав тест «Выбор области» с помощью программы iSpring Suit.

Задание на тему «Скелет головы

4. Студенты выполняют задание, активно участвуют в дискуссии, тем самым укрепляют знания по изучаемой теме, также непосредственно развивают мультимедийную компетентность, улучшая навыки работы с программой iSpring Suite

Таблица 2

Мастерство преподавателя, обладающего креативной компетентностью, по овладению педагогическими технологиями (предмет «Анатомия

и физиология человека»)

Мастерство преподавателя по овладению педагогическими технологиями

Развитие мультимедийной компетентности студентов-биологов при изучении предмета «Анатомия и физиология человека»

ИКТ-технологии с использованием аудио, видео и презентаций Power Point, а также интерактивные технологии, такие как мозговой штурм, работа в парах, работа в группах

1. При изучении темы «Строение органов дыхания» преподаватель использует мультимедийную презентацию, дополняя видеороликом строение органов дыхания.mp4.

Видеоролик на тему «Дыхание и его значение»

При организации такого занятия преподаватель в значительной мере содействует развитию мультимедийной компетентности студентов.

Строение и функции органов дыхания

1 Носовая полость

а носоглотка 3 Гортань

j Трахея

Презентация на тему «Дыхательная система»

2. Например, при изучении темы «Составление пищевого рациона (обмен энергии)» с использованием интерактивных технологий, таких как мозговой штурм, в ходе работы студенты получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся кратко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их.

3. Например, при изучении темы: «Черепно-мозговые нервы» с применением технологии case study преподаватель организует деятельность мини-групп по решению кейса:

• разделяет студентов на мини-группы;

• знакомит (напоминает) с правилами работы в группах, с памяткой участнику дискуссии;

• разъясняет инструкцию к групповой работе по анализу и решению практической ситуации;

• знакомит с техникой оценки и выбора наиболее приемлемой идеи;

• предлагает приступить к обсуждению и согласованию различных представлений членов группы о ситуации, проблеме и способах ее решения

Таблица 3

Мастерство преподавателя, обладающего креативной компетентностью, по овладению средствами обучения (предмет «Анатомия и физиология человека»)

Мастерство преподавателя

предмета «Анатомия и физиология человека» по овладению средствами обучения

Развитие мультимедийной компетентности студентов-биологов при изучении предмета «Анатомия и физиология человека»

Старается использовать все виды средств обучения: вербальные (учебники), учебно-наглядные (плакаты, муляжи), технические (презентации, видеоролики, электронные учебники)

1. При изучении темы «Строение органов пищеварения» мастерство преподавателя можно увидеть в применении вербальных средств обучения, таких как учебное пособие С. Д. Барышникова «Лекции по Анатомии и Физиологии человека с основами патологии», а также «Анатомический атлас».

ЛЕКЦИИ

ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

С ОСНОВАМИ ПАТОЛОГИИ

Учебное пособие С. Д. Барышникова и Анатомический атлас

2. При изучении темы «Биоэлектрические явления в живых тканях» целесообразно использовать такие технические средства обучения, как свето- и звукотехнические средства обучения: проектор, телевизор, проигрыватели, собственно звуковые средства обучения, такие как видеофильм.

Видеоролик на тему «Биоэлектрические явления в живых тканях

Когда преподаватель работает с мультимедийными средствами обучения, студенты получают опыт использования мультимедийных средств обучения, также они приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы

Таблицы были составлены на основе изучения следующих тем:

1. «Строение черепа».

2. «Строение органов дыхания».

3. «Составление пищевого рациона (обмен энергии)».

4. «Черепно-мозговые нервы».

5. «Строение органов пищеварения».

6. «Биоэлектрические явления в живых тканях».

Таблицы были составлены с учетом использования следующих технологий:

• ИКТ-технологии с использованием аудио, видео;

• интерактивные технологии;

• мозговой штурм;

• работа в парах;

• работа в группах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблицы были составлены на основе использования следующих программ и приложений: Power Point, iSpring Suite, Adobe Reader XI, WinDjView, Проигрыватель Windows Media.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш. М. Мы будем определенно продолжать наш национальный путь развития на новом этапе. Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом «Узбекистан», 2018. 25 с.

2. Сейтхалилов Э. А., Рахимов Б. X., Маджидов И. У. Педагогический словарь-справочник. Ташкент: Изд. дом Согдиана, 2011.

3. Мирошникова Д. В. Развитие креативности будущего учителя в процессе педагогической практики // Мир науки. 2018. Т. 6, № 2. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/70PDMN218.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

4. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005.

5. Leadership, creativity, and innovation: A critical review and practical recommendations / D. J. Hughes, A. Lee, A. Tian et al. // Leadership Quarterly. 2018. Vol. 29, No. 5. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.leaqua.2018.03.001.

6. Суняйкина Т. В., Сергиенко Ю. А. Особенности креативной компетентности учителей начальных классов // Концепт. 2015. № S7. C. 86-90. URL: http://e-koncept. ru/2015/75122.htm (дата обращения: 30.05.2020).

7. Гаджиева П. Д. Креативная компетентность современного педагога // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 123-124.

8. Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования // Педагогический имидж. Оренбург, 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 309-320.

9. Белкина Ю. А. Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 76-87.

10. Катунин Г. П. Основы мультимедийных технологий: учеб. пособие. Новосибирск: Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2017. 794 с.

11. Саукова Н. М. Теоретические предпосылки построения дидактической системы формирования мультимедийных компетенций педагога // Наука и школа. 2014. № 2. С. 32-38.

References

1. Mirzieev Sh. M. My budem opredelenno prodolzhat nash natsionalnyy put razvitiya na novom etape. Tashkent: Izdatelsko-poligraficheskiy tvorcheskiy dom "Uzbekistan", 2018. 25 p.

2. Seytkhalilov E. A., Rakhimov B. X., Madzhidov I. U. Pedagogicheskiy slovar-spravochnik. Tashkent: Izd. dom Sogdiana, 2011.

3. Miroshnikova D. V. Razvitie kreativnosti budushchego uchitelya v protsesse pedagogicheskoy praktiki. Mir nauki. 2018, Vol. 6, No. 2. Available at: https://mir-nauki. com/PDF/70PDMN218.pdf (accessed: 30.05.2020).

4. Azizkhodzhaeva N. N. Pedagogicheskie tekhnologii i pedagogicheskoe masterstvo. Tashkent: Izdatelsko-poligraficheskiy tvorcheskiy dom imeni Chulpana, 2005.

5. Hughes D. J., Lee A., Tian A. et al. Leadership, creativity, and innovation: A critical review and practical recommendations. Leadership Quarterly. 2018, Vol. 29, No. 5. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.leaqua.2018.03.001.

6. Sunyaykina T. V., Sergienko Yu. A. Osobennosti kreativnoy kompetentnosti uchiteley nachalnykh klassov. Kontsept. 2015, No. S7, pp. 86-90. Available at: http://e-koncept. ru/2015/75122.htm (accessed: 30.05.2020).

7. Gadzhieva P. D. Kreativnaya kompetentnost sovremennogo pedagoga. Innovatsionnaya nauka. 2016, No. 5-3 (17), pp. 123-124.

8. Bryakova I. E. Kreativnaya kompetentnost pedagoga - novyy vektor razvitiya obrazovaniya. Pedagogicheskiy imidzh. Orenburg, 2019. Vol. 13, No. 3 (44), pp. 309-320.

9. Belkina Yu. A. Metodika formirovaniya kreativnoy kompetentnosti studentov-filologov: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razrabotki. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik. 2013, No. 1, pp. 76-87.

10. Katunin G. P. Osnovy multimediynykh tekhnologiy: ucheb. posobie. Novosibirsk: Sibirskiy gos. un-t telekommunikatsiy i informatiki, 2017. 794 p.

11. Saukova N. M. Teoreticheskie predposylki postroeniya didakticheskoy sistemy formirovaniya multimediynykh kompetentsiy pedagoga. Nauka i shkola. 2014, No. 2, pp. 32-38.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 03.06.2020 The article was received on 03.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.