Научная статья на тему 'Основны е тенденциозны е явлени я в сфер е региона льноГ о и муниципа льноГ о упр авлени Я'

Основны е тенденциозны е явлени я в сфер е региона льноГ о и муниципа льноГ о упр авлени Я Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
105
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGION / GOVERNMENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гольченко Юлия Викторовна

В стать е приведен ы выявленны е авторо м тенденци и в систем е управлени я регионо м н а муниципально м уровн е с позици й двойствен но й природ ы местног о самоуправления .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC TENDENTIOUS PHENOMENA IN SPHERE OF REGIONAL AND MUNICIPAL MANAGEMEN T

The article presents the author identified trends in the management of the region at the municipal leve l in terms of the dual nature of local government

Текст научной работы на тему «Основны е тенденциозны е явлени я в сфер е региона льноГ о и муниципа льноГ о упр авлени Я»

чивом режиме функционирования, так и в условиях финансово-экономического кризиса, который характеризуется достаточно резким снижением индикаторов качества жизни населения. Программа социально-экономического развития региона как система должна включать в себя подсистемубезопасности с установлением кри-

тических значений индикаторов, ниже которых наступает негативная неустойчивая зона. Выход на безопасную траекторию развития в свою очередь требует комплекса мер, которые и являются рассмотренными в настоящем разделе механизмами реализации региональной экономической политики.

THE BASIC TENDENTIOUS PHENOMENA IN SPHERE

OF REGIONAL AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Golchenko Julia Viktorovna, Associate Professor, Chair of Management,

Volgograd branch Moscow Humanitarian Economic Institute, Volgograd

The article presents the author identified trends in the management of the region at the municipal level in terms of the dual nature of local government.

Keywords: region; government management.

УДК 332.142

© Гольченко Ю.В., 2011

ГОЛЬЧЕНКО

Юлия

Викторовна,

доцент,

кафедра Менеджмента, Волгоградский филиал Московского гуманитарноэкономического института,

Волгоград

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИОЗНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье приведены выявленные автором тенденции в системе управления регионом на муниципальном уровне с позиций двойственной природы местного самоуправления.

Ключевые слова: регион; государственное управление.

Современная экономическая действительность создает различные предпосылки для развития отдельныхтерриторий, связанных, прежде всего с существующими различиями в природно-ресурсном потенциале, а также историческими особенностями (интеллектуальными, культурными, производственными и др.). В условиях эскалации межрегионального взаимодействия и выхода страны на международные рынки, особую актуальность приобретает территориально дифференцированный подход к развитию производительных сил, изучению региональных детерминант и закономерностей развития территорий и выработке методических подходов к идентификации региональной и структурной асимметрии.

В наиболее общем представлении регион - это совокупность устойчивых природно-ресурсных, исторических, культурных, организационно-экономических и иных условий, локализованная в рамках территориального образования. При этом регион в границах государства является хозяйственным образованием, имеющим определенный набор природно-ресурсной компоненты развития производственной деятельности и функционирующим в рамках собственной системы производственных отношений и в контексте воспроизводственно-циклического процесса, затрагивающего непосредственно производственный процесс, а также процессы обмена, распределения и потребления продукции.

"Возрастание роли регионального управления, усиливающееся влияние специфических территориальных особенностей на социально-экономическое развитие отдельных регионов, становление местного самоуправления - обуславливают актуальность разграничения и уточнения сущностного содержания отдельных экономических дефиниций, раскрывающих сущность региональных социально-экономических систем. Отечественная экономическая наука с 70-х годов двадцатого века уделяла большое внимание разработке и совершенствованию методических подходов и практических рекомендаций в области регионального воспроизводства и управления ресурсным потенциалом. Вместе с тем, к настоящему времени некоторые про-

цессы регионального воспроизводственного процесса в условияхдецентрализации, направленные на ускорение развития социально-экономического потенциала отдельныхтерриторий, остаются фрагментарно изученными, а порой и находящимися за гранью экономических исследований. При этом на современном этапе при оценке социально-экономических тенденций развития страны очевидна явная недооценка фактора регионализации экономики, что не дает в полной мере проинвентаризировать явные и тем более латентные мезоэкономическиетранс-формации" [1, С. 7-8].

Региональная экономика сочетает в себе элементы территориально-хозяйственной структуры и социально-экономической системы, функционирующей в условиях сочетания рыночных отраслей специализации и видов экономической деятельности, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода к ее изучению.

Большинство исследователей отмечают, что региональная экономика должна рассматриваться сточки зрения оптимального использования территории в целях увеличения объемов производства необходимой обществу продукции (услуг), повышения уровня жизни населения и сохранения экологического баланса в природе [2].

При этом региональная экономика, по нашему мнению, должна охватывать баланс экономической, социальной и экологической составляющих в развитии региональных социально-экономических систем, что и будет являться одним из важнейших критериев эффективности властных институтов.

Одной из важнейших задач регионального менеджмента является управление территориально-хозяйственными подсистемами, при этом в сложившейся теории и практике региональной экономики отсутствует такая система управления территориями, которая обеспечивала бы их устойчивое развитие в условиях нестабильности внешней среды. Главным образом данный аспект требует детального изучения в рамках построения стратегических программ развития территорий с позиции использования адаптивно-селективного подхода, при котором ресурсы направляются не во все территории равными долями, а согласно выбранной властными структурами логике, позволяющей развивать сильные стороны территориального образования и максимально использовать имеющуюся природно-ресурсную базу.

Происходящие в настоящее время трансформационные процессы заставляют по-иному взглянуть на вопросы управления экономикой с целью повышения ее эффективности и как следствие повышения уровня и качества жизни населения. В последние десятилетия единственным объектом государственного воздействия в экономике признавались макроэкономические

параметры развития страны, при которых, согласно монетарному подходу, ключевая роль отводилась финансовой политике. Однако данный подход не всегда позволяет учесть существующие структурные диспропорции в развитии отдельных территорий, что вызывает необходимость расширения содержания экономической политики государства в сторону идентификации и оценки пространственных особенностей развития национальной экономики, поскольку именно в конкретных регионах локализуются инвестиционно-производственные ресурсы и материализуется структура экономики государства. Именно поэтому региональное управление занимает на сегодняшний день ключевую позицию в вопросах проблематики управления и регулирования экономических систем. ^

Государственная региональная политика обеспечивает целостность экономики страны и ее гармоничное социально-экономическое развитие.

Стратегия социально-экономического развития регионов содержит в себе совокупность-^"^^/^ мероприятий и инструментов, ориентированных V на решение долгосрочных проблем развития I ^ '

регионов. При этом вариативность методов и способов регионального и муниципального управления будет определяться в зависимости от следующих признаков территориальных обра- 21

зований:

1. Тип региона или муниципального образования:

- слаборазвитый. К таковым, как правило, относятся территории, в которых основные социально-экономические параметры на протяжении длительного периода времени (более 20 лет) значительно уступают средним по региону или по стране. При этом мониторинг состояния региональной социальной экономической системы должен быть ориентирован на выявление такихтерриторий;

- депрессивный. К таковым регионам относятся территории с высоким производственным и ресурсным потенциалом, утратившие свои позиции в результате трансформационных процессов в региональной экономике. Идентификация таких территорий происходит через показатель деловой активности, когда происходит резкое по сравнению с базисными периодами падение производства, ухудшение уровня жизни населения, отток инвестиционных ресурсов, в результате неэффективной сложившимся условиям отраслевой структуры экономики, несмотря на имеющийся производственный и кадровый потенциал;

- приграничный. Такие регионы локализованы вблизи государственных границ. В силу своей географической расположенности, помимо некоторой отдаленности от точек сосредоточения предпринимательской активности и основных видов не природных ресурсов, данные регионы вынуждены нести контактные, фильтрующие и

барьерные функции, что зачастую не сопоставимо со специализацией экономики данныхтер-риторий, развивающейся исходя из имеющихся природных ресурсов, что в свою очередь зачастую накладывает определенные политические и экономические обязательства, выполнение которых без федеральной поддержки невозможно;

- анклавный. Одной из разновидностей приграничного региона выступает анклавный регион, которым является часть территории государства, со всех сторон окружённая территорией других государств и не имеющая выхода к морю;

- особые (свободные) экономические зоны. Таковыми зонами являются территории с льготными для предпринимательства условиями производства. Подобные зоны, как правило, создаются в местах сосредоточения экономических и природных ресурсов, эффективное использование которых способствует более ускоренному социально-экономическому развитию территории.

2. По уровням управления: федеральный, региональный и муниципальный.

3. По отраслям специализации: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, перерабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь, туристско-рекреационный комплекс и др.

4. По характеру имеющихся проблем:

- социальные (низкий уровень и качества жизни населения, низкий уровень развития социальной инфраструктуры и др.);

- экономические (безработица, низкая инвестиционная активность, низкий уровень рентабельности производства и др.).

В последние годы явственно просматриваются определенные тенденции в сфере регионального и муниципального управления,прин-ципиально отличающиеся от существовавших в период плановой экономики проблем (рис. 1), что вызывает необходимость поиска новых форм и способов регионального управления.

По мнению В.И. Видяпина цель региональной политики включает три группы подцелей [2]:

- социальные - формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры;

- экономические - территориально ориентированная приватизация, создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях и др.;

- экологические - содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий [2, С. 69].

Вариативность методов и способов регионального и муниципальногоуправления

Тип региона —

Уровень

управления

Отрасли

специализации

Характер

проблем

- слаборазвитые территории;

- депрессивные территории;

- приграничные регионы;

- анклавные регионы;

- особые (свободные) экономические зоны.

- федеральный;

- региональный;

- муниципальный;

- сельское хозяйство;

- добыча полезных ископаемых;

- торговля;

- строительство;

- транспорт и связь;

- туристско-рекреационный комплекс и др.

Приоритеты регионального и муниципальногоуправления

1. Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов региональной экономики, развитие частно-государственных форм сотрудничества.

2. Выявление степени дифференциации экономики, смягчение региональных диспропорций, поддержка отстающих регионов, освоение новых видов ресурсов и повышение комплексности их использования.

3. Повышение уровня эффективности функционирования отраслей специализации, повышение уровня и качества жизни населения, рациональное размещение новых промышленных проектов, стимулирование развития кластерных образований, увеличение стоимости бизнеса.

4. Решение проблем урбанизации, национально-экономических вопросов, поддержание исторических, культурных и общественных ценностей.

5. Переспециализация новых приграничных регионов, развитие межрегионального взаимодействия в рамках инвестиционных и инфраструктурных проектов.

- социальные (низкий уровень и качества жизни населения, низкий уровеньразвития социальной инфраструктуры и др.);

- экономические (безработица, низкая инвестиционная активность, низкий уровень рентабельности производства и др.).

Основные тенденции в сфере регионального и муниципальногоуправления

1. Смещение акцентов с освоения новых территорий на стабилизацию ситуации в них и преодоление депрессивных явлений; 2. Расширение полномочий региональных органов власти; 3. Актуализация проблем малых населенных пунктов и сельских территорий с ограничением роста крупных городов (преодоление гиперурбанизации территорий); 4. Эскалация борьбы с безработицей и развитие самозанятости населения; 5. Ухудшение экологической обстановки и условий землепользования в сельских местностях.

Рисунок 1 - Состояние и основные тенденциозные явления в сфере регионального и муниципального управления

Таким образом, региональное управление должно быть ориентировано на решение целого комплекса проблем функционирования от-дельныхтерриторий, что в условиях ограниченности ресурсов требует выработки действенных подходов и механизмов выявления информации для принятия соответствующих решений и построения стратегических программ развития территории.

Примечания:

1. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Совершенствование системы мониторинга социально-экономи-

ческого развития региона: микро- и мезоэконо-мический аспект : монография / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков. - Ставрополь : Альфа-Принт, 2011.-203 с.

2. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учебное пособие / В.В. Кур-нышев, В.Г. Глушкова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2011.-272 с.

3. Стратегическое управление развитием хозяйственной системы как условие обеспечения экономической безопасности региона / Старостин В.В. // Экономика образования. -2009.- № 4-1.- С. 49-51.

REGION AS AN OBJECT MANAGEMENT CONCEPT Kirilov Igor Nikolaevich, post-graduate student,

Chair of World Economy,

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

This paper presents a study of the theoretical foundations of regional governance. Keywords: region; control.

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ УДК 338.24

И СУЩНОСТНОЕ ПОНЯТИЕ

В статье представлено исследование теоретических основ регионального управления.

Ключевые слова: регион; управление.

© Кирилов И.Н., 2011

23

С точки зрения государственного управления регион выступает, с одной стороны, в качестве подсистемы (объектной), а сдругой стороны, в качестве самоуправляющейся системы (субъектной), которые находятся в противоречивом единстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как социально-экономическая подсистема страны регион содержит в себе предпосылки эффективного функционирования и развития, но также и возможность системного кризиса вплоть до разрушения в случае неадекватного управления им. Формирование региона как объекта государственного управления и субъекта самоуправления происходит в результате разделения полномочий между федеральным центром и регионами. При этом собственная политика субъекта РФ заключается в создании дееспособного, обладающего' определенной автономией, способного к самоорганизации, регионального социально-экономического пространства. Каждый регион отличается своей экономической и социальной структурой, а также ролью в решении региональных и общегосударственных задач. Поэтому социально-экономические процессы, происходящие в регионе и требующие управления, должны отвечать интересам решения тех задач, которые присущи конкретному территориальному образованию [1].

В связи с этим исследование системы и механизма государственного управления регионом приобретает актуальное значение.

Регион как объект государственного управления является подсистемой Федерации, состоит из отдельных элементов, которые призваны обеспечить собственную жизнедеятельность региона. Одновременно он выступает в качестве субъекта самоуправления на уровне собственной жизнедеятельности в пределах компетенции, определенной законодательством РФ о разграничении полномочий между субъектами РФ и центром. Разграничение полномочий свидетельствует о том, что регион признан субъектом самоуправления и объектом государственного управления в рамках законодательства о разграничении полномочий субъекта РФ и центра.

КИРИЛОВ

Игорь

Николаевич,

аспирант,

кафедра Мировой

экономики,

Ставропольский

государственный

аграрный

университет,

Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.