г
0
«=;
кл
Ö
п
о
о
п
с
о
ьа
52
FEATURES OF MODERN TYPES OF THE TERRITORIAL POLICY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Ponomarenko Anton Dmitrievich, post-graduate student,
North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article deals with the types of territorial policy of social and economic development and highlights the inherent characteristics of each.
Keywords: regional economy; social-economy development.
УДК 338.12
© Пономаренко А.Д., 2011
ПОНОМАРЕНКО
Антон
Дмитриевич,
аспирант,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТИПОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены типы территориальной политики социально-экономического развития и выделены имманентные особенности каждого из них.
Ключевые слова: региональная экономика; социально-экономическое развитие.
В современной системе пространственной экономики одной из важнейших задач является обеспечение рациональной территориальной организации хозяйственных структур, комплексов, узлов и формирований, что является непременным условием самосохранения и устойчивого развития региональных социально-экономических систем и в целом обеспечения унитарности и суверенности государства. При этом основной доминантой регионального менеджмента является использование природно-ресурсного потенциала отдельныхтер-риторий в соответствии со специализацией системообразующих отраслей пространственной экономики. Данная задача на практике реализуется при непосредственном участии всех властных институтов, поскольку их деятельность, так или иначе, входит в автономную компетенцию управления определенными территориями.
Проблеме рациональной организации экономического пространства уделяется значительное внимание со стороны ученых и специалистов в области пространственной экономики, однако современная наука все еще не выработала единые концептуально-действенные подходы к интегрированию существующих положений теории экономического пространства в целостную и стройную логическую систему, позволяющую оптимизировать парадигму адаптивно-функционального управления локализованым экономическим пространством.
В основе традиционной, инерционно-административной, парадигмы регионального развития лежит приоритет материальных факторов размещения, однако данная система переживает методологический кризис, который заключается в несостоятельности современных концепций к трактовке и интерпретации сложных пространственных процессов. При этом большинство специалистов отмечают, что региональная экономика в настоящее время является одной из наиболее быстрорастущих ветвей экономической науки, которая ввиду системных проблем нуждается в выработке новых теорий, концепций, подходов и идей, ориентированных на имплантацию элементов новой индивидуально-ориентированной адаптивной парадигмы управления экономикой региона, с учетом потребностей обеспечения роста добавленной стоимости в региональныхсоциально-экономическихсис-темах и экструзии в макроэкономическое пространство производимой продукции.
Современная цельная региональная политика должна адекватно учитывать происходящие в региональном пространстве процессы и способствовать выработке действенных инструментов диффузии но-
вационных трансляционных знаний и опыта. Необходимо отметить, что обоснование теории и методологии региональной науки имеет конвергентную связь с поступательной эскалацией постиндустриальной парадигмы в социальном, экономическом развитии региона и его отдельныхтерриторий.
Существующие в настоящее время подходы к управлению политикой регионального развития свидетельствуют о высокой эффективности адаптивно-избирательных подходов. В качестве целевой установки здесь используется подбор такого типа территориального развития, который бы отвечал плюрализму потребностей, приоритетов и возможностей каждой отдельно взятой территории [1].
Необходимо отметить, что формирование избирательных стратегий территориального развития даже в рамках отдельно взятого региона позволяет решать не только тактические задачи развития отдельных отраслей, в том числе и системообразующих, но и способствует многополярному распределению зон инновационной активности и точек роста по территории региона, и тем самым обеспечивает равномерность и сбалансированность пространственного развития всей региональной социально-экономической системы.
В настоящее время реалии развития региональной экономики не позволяют достигнуть гармонизированного роста единого экономического пространства страны, прежде всего за счет следующих негативныхявлений, проявляющихся как в отдельных отраслях, так и на уровне целых регионов:
- в региональной экономике прослеживаются тенденции существенной поляризации в социально-экономическом развитии отдельных территорий, которые подлежат выравниванию посредством адаптивно-селективного подхода к распределению бюджетных средств на развитие отдельных секторов экономики и территорий;
- в отдельных регионах наблюдается тенденция экономической разреженности, при которой производительные силы внутри региона в достаточной степени рассредоточены, что в конечном итоге приводит к низкой эффективности территориальной организации. В качестве основных признаков разреженного экономического пространства необходимо отметить следующие: низкая плотность насыщения экономического пространства инвестициями; рассредоточенность объектов производственной и социальной инфраструктуры, в особенности в сельских территориях; недостаточный уровень содействия бизнесу средств современной коммуникации, рабочей силы и т. д.;
- системообразующие отрасли региональной экономики в недостаточной степени способствуют развитию смежных сфер деятельности и обслуживающей инфраструктуры. При этом эф-
фект доминирования развивающихся отраслей слабо идентифицируем и в недостаточной степени способствует развитию региональных со-циально-экономическихсистем;
- большое количество слабоурбанизированных территорий, в которых наблюдаются большие неосвоенные межселенные пространства со значительным природно-ресурсным потенциалом, имеется тенденция к распространению очагового типа развития секторов региональной экономики и в частности промышленного и аграрного секторов, что приводит к образованию экономически не эффективной концентрации производства;
- дирижисткая и внесистемная региональная политика сглаживания существующей асимметрии в социально-экономическом развитии территорий, что в конечном итоге не порождает стимулов для инвестирования средств в наукоемкие производства и инновационно-технологические разработки;
- у большинства регионов отсутствуют сти-
мулы к активизации инновационной и инвести--^"^^/^ ционной деятельности, а их экономический рост V ограничен, какправило, развитием сырьевых от- I ^ '
раслей;
- недостаточная децентрализация в приме-
няемых методах государственного менеджмента, предусматривающих передачу отдельных 53
предметов ведения РФ на региональный уровень.
Определяемые реставрационно-реконстру-ирующими последствиями формирования новой парадигмы территориального развития мо-дернизационные векторы региональной экономики включают в свои траектории все экономически активные субъекты. Исследования показывают, что привлекательность и высокие инвестиционные возможности региона определяются заранее сформированным благоприятным инвестиционным, инновационным и инфраструктурно-институциональном климате, который формируется не только государственными властными структурами в контексте своей основной деятельности, но и рядом экономических субъектов для формирования "очагов" и "зон" активности. В этих условиях внедрение индивидуально-избирательных подходов к пространственному развитию, учитывающих особенности федеративной поддерживающе-разви-вающей политики, может стать неотъемлемым фактором для катализации реформационной активности муниципальных образований региона.
В контексте нашего исследования под особенностями региональной пространственной политики нами подразумевается преобладающие организационно-экономические мероприятия, ориентированные на выравнивающее, поляризованное или гармонизированное развитие.
Выравнивающее развитие характерно для регионов, социально-экономическое развитие которых находится в стагнационной фазе. Эти
регионы определяются как отстающие по основным макроэкономическим показателям: темп роста валового регионального продукта, уровень располагаемыхденежныхдоходов на конечное потребление, уровень безработицы, объем инвестиций в регион, дефицит бюджета и прочими. Развивая социально-экономическую обустроенность подобных регионов посредством интрузивного внедрения кластерных инициатив, органы региональной власти и местного самоуправления потенциальны преодолевать деструктивные процессы в территориальной экономике и нивелирования общей территориальной депривированности населения.
Поляризованное развитие предполагается в тех регионах, которые характеризуются неравномерным развитием, наблюдается полярность в активности экономических зон. Отдельные территории являются донорами, остальные - как правило, реципиентами. В регионе имеются территории с наличием стратегических инициатив федерального масштаба, благодаря которым регион может позиционировать себя в макроэкономическом конкурентном пространстве регионов. Для этого типа регионального развития считаем правомерным предложить не только стимулирование кластерных инициатив, но и расконсервацию масштабных проектов регио-
нального уровня, которые могут подстегнуть темпы развития социально-экономических систем, в том числе и обеспечивающих секторов, без которых невозможно эффективное развитие мезоэкономики в целом, к которым относится сфера социальной, производственной, транспортной и торговой инфраструктуры.
Третий тип регионального развития - гармонизированное - индуцирует объединение ресурсов населения, власти, сторонних участников для постоянного внедрения новыхтехнологий, инноваций, повышения квалификации персонала, что делает эффективно функционирующую региональную систему восприимчивой к не только внедрению кластерных технологий, но и к их распространению, экспансии в другие регионы. Для идентификации превалирующего требуемоготипа региональной политики можно применять известные методы и методики диагностики.
Примечания:
1. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Совершенствование системы мониторинга социально-экон омического развития региона: микро- и мезоэконо-мический аспект : монография / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков. - Ставрополь : Альфа-Принт, 2011.-203 с.
INSTITUTIATION OF THE REGIONAL LABOUR MARKET
Senuygina Irina Aleckseevna, PhD of Economics, Associate Professor
Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Managment,
North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]
In this paper, the concepts of formal and informal labor market institutions, given their classification, the proposed improvement of the institutional structure of regional labor market.
Keywords: labor market; institutionalization of the labor market.
УДК 332.13
© Сенюгина И.А., 2011 © Чепурко Г.В., 2011
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В статье определены понятия формальных и неформальных институтов рынка труда, приведена их классификация, предложено усовершенствование институциональной структуры регионального рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда; институционализация рынка труда.
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации экономики в целом и отдельных рынков в частности.
Создание рыночных институтов нетождественно процессуформи-рования рынков. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты - как правила и нормы, определяющие этот и другие механизмы поведения людей.