Вестник Университета № 18, 2013
А.А. Мирохина
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛУПЕРИФЕРИИ В ФОРМАТЕ КОМПЕНСАЦИИ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
Ключевые слова: региональное развитие, региональная экономика, пространственная политика, теория «центр-периферия», полупериферия.
Одной из важнейших эволюционно обусловленных проблем в области современных пространственно-экономических трансформаций является минимизация, нивелирование и компенсация явственных центростремительных тенденций, концентрирующих ресурсы территорий в определенных локалитетах, как правило, выполняющих функции административных или экономических центров регионов или субрегиональных зон.
Наши исследования показывают, что демографические, финансовые, производ -ственные и другие виды ресурсов в формате центростремительной динамики концентри -руются в нескольких анклавах, причем на сегодняшний момент не создано предпосылок для преодоления этой тенденции [1-3]. В этом контексте в национальном масштабе можно выделить несколько зон процветания. Это, прежде всего, мегаагломерация Московской области и г. Москвы, где по данным Всероссийской переписи населения в 2010 г. на площади 47 тыс. кв. км проживало 18,6 млн человек (на 1,6 млн больше, чем в 2002 г.). При этом ежегодный регистрируемый прирост близок к 200 тыс. человек. Аналогичная ситуация в агломерации г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным Всероссийской переписи населения на конец 2010 г. здесь зарегистрировано 6,6 млн человек, причем средняя плотность населения - около 100 жителей на кв. км. Справедливо следует отметить, помимо столичных регионов, Краснодарский край как зону притяжения внешних мигрантов и внутренних переселенцев. Количество жителей на данный момент составляет порядка 5,5 млн официально зарегистрированных человек, плотность населения - 70 человек на 1 кв. км.
В национальном масштабе наличие подобной трехфокусной поляризации ведет к так называемому опустыниванию экономического ландшафта. Происходит неконтролируемый и нерегулируемый процесс вымывания демографических ресурсов из достаточно развитых регионов и их перелив в процветающие анклавы национального масштаба. При этом социально-экономическое благополучие, свойственное двум столичным регионам, не ретранслируется на субъекты, представляющие собой относительную общероссийскую ближнюю периферию.
В регионах ближней и дальней периферии с убывающим населением следует отметить также интересную закономерность: на фоне уменьшения населения в целом по регионам растет количество населения в административных центрах данных субъектов. Иными словами, на национальном и региональном уровням наблюдаются изоморфические центростремительные тенденции. В качестве детерминирующих данные процессы факторов прежде всего следует выделить социальную необустроенность территорий, сокращение сфер приложения труда, отсутствие транспортных и других коммуникаций, дефицитный характер инфраструктурного обеспечения. Кроме того, реализуемая на сегодняшний день парадигма управления пространственным развитием регионов вне зависимости от доминирования в ней
© Мирохина А.А., 2013
какой-либо модели не способствует преодолению и даже демпфированию центростремительных тенденций.
Таким образом, объективной следует признать необходимость выработки усовершенствованно-адаптивных положений современной пространственной политики с учетом детерминанты перманентного нарастания центропериферийной разорванности. При этом в качестве теоретико-методологической основы данного процесса мы выберем теорию «центр-периферия» Дж. Фридмана. Поясним свой выбор. Во -первых, наблюдаемые тенденции централизации и агломерирования происходят в системе координат двух основных субъектов: центральные территории и территории, по отношению к центру являющиеся периферийными. Во-вторых, существующая система регионального и территориального управления наилучшим образом вписывается в центропериферийную модель пространственной политики. Властные импульсы, а также бюджетные ресурсы идут в направлении от центра к периферии, а в качестве реверсных импульсов следует считать налоговые поступления в бюджет, прирост объемов инвестиционного портфеля региона. В -третьих, в любом субъекте в независимости от его пространственно-экономических характеристик идентифицируется центропе-риферийное расслоение территорий как по критериям материального характера, так и по комплексу нематериальных признаков. В -четвертых, современная пространственная политика развития регионов, развивающихся в условиях необходимости преодоления центростремительных тенденций в процессах сужения экономического пространства, должна предусматривать приоритетное развитие полупериферийных территорий как платформы для построения регионально-целостного опорного каркаса и снижения уровня пространственной асимметрии в развитии субъектов.
Выдвинутая нами гипотеза требует проверки и построения на этой основе своего рода логико-аналогового модельного представления. Для этого необходимо выделить объектно-функциональные градиенты взаимоотношений в модели «центр-периферия», а также идентифицировать функциональные особенности полупериферийных территорий, которые сложились под воздействием территориально -эволюционных факторов (см. рис. 1).
Комплексное развитие полупериферийных областей в регионе можно рассматривать как основу для проведения сбалансированной пространственной политики выстраивания пространственно-экономических конфигураций, отвечающих потребностям общества в условиях глобальной экономической рецессии, противостояния центростремительным тенденциям, противодействия экономическому опустыниванию обширных территорий. В этом контексте поставленная эвристическая задача может быть конкретизирована следующим образом: с концептуально-методологических позиций из совокупности теоретико-прикладных, социально-экономических, конъюнктурно-долгосрочных и организационно-административных регуляторов выделить отдельные компоненты и сформировать целостно -действенный инструментарный блок решения разноплановых и многоаспектных проблем преодоления, нейтрализации или компенсации негативного влияния центростремительных тенденций в развитии регионов (см. рис. 2).
1-я стадия «волны» территориализации
2-я стадия «волны» территориализации
I
Административно -центральные территории Городские агломерации Крупные города Сверхкрупные города
ОБЪЕКТЫ
Территории срединного типа
Транзитные территории
Малые и средние города
Развитые субрегиональные зоны
Кластерные формы пространственной организации
Пограничные территории Окраинные территории пространственно-удаленные территории
Села, поселки, деревни, поселки городского типа
Т
ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 - интегративная (между регионами)
1.2 - управленческая
1.3 - аналитическая
1.4 - компаративистская
1.5 - ресурсно-распределительная
1.6 - стимулирующая
1.7 - контрольная
1.8 - целеформирующая
1.9 - регулирующая
1.10 - системообразующая
1.11 - функция формирования се-теузловой структуры регионального хозяйства
Т
И М М А Н Е Н Т Н Ы Е
2.1 - рурбанизационная
2.2 - функция поляризации экономического ландшафта (по Р. Родоману)
2.3 - узловая
2.4 - императивопроводящая
2.5 - импульсно-транзитная
2.6 - ресурсно-ретрансляционная
2.7 - интегративная (центр и периферия)
ЭВОЛЮЦИОННО-ПРИОБРЕТЕННЫЕ
2.8 - функция формирования опорного каркаса
2.9 - кластероинкубационная
2. 10 - функция контроля над пространственной
целостностью субрегиональных зон
2.11 - пространственно-коммуникационная
3.1 - барьерная
3.2 - дезурбанизационная
3.3 - функция освоения смежных слабоосвоенных территорий
3.4 - функция «точки роста»
3.5 - функция «входных ворот»
3.6 - функция сохранения территориально-глубинной самобытности
3.7 - функция сохранения административно-территориальной целостности
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
- формирование групп аналитического контроля за параметрами центропериферийного развития региона [3];
- учреждение агентств территориального развития, ответственных за формирование и реализацию пространственно-экономической политики выравнивания центропериферийных дисбалансов
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ «НАСЫЩЕНИЕ» ПОЛУПЕРИФЕРИИНОГО ПРОСТРАНСТВА
- перенос структурных подразделений крупных сетевых компаний за границы центральных территорий;
- создание зон бизнес-аттрактивности на границах центральных и полупериферийных территорий;
- развитие транспортно-коммуникационных связей центра и полупериферии;
- создание кластерных форм организации экономики в соответствии со специализацией полупериферии
ИНФРАСТРУКТУРИЗАЦИЯ полупериферийных территорий
Повышение продуктивности животных
формирование мультимодальных транспортных центров;
идентификация и модернизация «входных ворот» для трансфера ресурсов, знаний, технологий; модернизация региональной пассажиро-грузовой сети;
поддержка частно-государственных инициатив в сфере инфраструктурного обеспечения территорий [2]; развитие полисекторальных обслуживающе-обеспечивающих инфраструктурных узлов на полупериферии; учреждение зональных мультикоммуникационных центров;
реставрация нетрадиционных транспортно-грузовых маршрутов территориального сообщения;
вывод транспортных узлов регионального масштаба за пределы границ центральных территорий
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫ1Х ФОРМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
формирование микрокластеров локальных территорий с высоким экспансионным потенциалом; организация сети бизнес-локусов креативно-событийной и природно-демонстрационной индустрии; учреждение площадок креативной экономической деятельности; развитие бизнес-сетей и сетей инфраструктурного обеспечения;
выявление «коридоров» развития территорий региона, их выделение в самостоятельный объект пространственной политики;
устранение пространственной обособленности внутрирегиональных территорий на основе повышения их «контактности» и транспарентности;
развитие фильерных структур на основе выделения под их проектную локализацию территорий-фасилитаторов
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
\
- разработка системы индикативного мониторинга эффективности и результативности программ и проектов пространственного развития региона;
- разработка мотивационных механизмов активизации межмуниципального и регионально-аттрактивного сотрудничества [2];
- выделение региональных грантов на реализацию муниципальных проектов пространственного развития
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
выделение грантов на научные исследования и проекты в сфере пространственного развития региона; обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих;
создание единого межмуниципального ресурсно-проектного центра в области решения проблем пространственного развития территорий
Рис. 2. Гексакомпонентное единство направлений пространственной политики развития регионов
Вестник Университета № 18, 2013
Следует отметить, что представленные инструментарные направления имеют ра-мочно-рекомендательный характер и могут трансформироваться, видоизменяться или модифицироваться в конкретном регионе с учетом индивидуальных детерминант и закономерностей его пространственного развития. В то же время сформулированные направления сглаживания центропериферийной дифференциации могут составить основу региональных концепций пространственной политики, что базируется на универсальности самих инструмен-тарных форм.
Библиографический список
1. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Развитие социальной сферы региональных «полюсов роста» на основе активации механизмов частно-государственного партнерства // Kant 2011. - № 2. -С. 9-13.
2. Казаков М.Ю., Бобрышев А.Н. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона // Kant 2011. - № 2. - С. 97-100.
3. Мирохина А.А. Пространственное развитие региона: оценка проблемы, перспективы: монография / А.А Мирохина, М.Ю. Казаков, А.Н. Бобрышев [и др.]. - М.: Буки-Веди. - 2012. -205 с.
Н. С. Панова
СИСТЕМНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Ключевые слова: сельская кредитная кооперация, источники финансирования, классификационные признаки, финансовая структура.
В современных условиях сельские кредитные кооперативы сталкиваются с проблемой оптимизации структуры привлекаемых источников финансирования, которая имеет различные варианты ее решения на разных стадиях развития самого кооператива и в зависимости от внешних и внутренних факторов, определяющих доходность, риски, спрос и предложение на рынке капитала. Немаловажным элементом прикладного решения этой проблемы в рамках финансовой политики кооператива является системная классификация возможных источников финансирования, отражающая их сущность, обусловленную кооперативной формой организации кредита, и формирующая необходимый теоретико-методологический базис для дальнейших исследований в области формирования специфического инструментария оптимизации их структуры.
Опираясь на учетно-аналитический подход к трактовке капитала и выделенные классификационные признаки источников финансирования сельских кредитных кооперативов, нами предложена их авторская классификация (см. рис.).
Первый уровень классификации - по титулу собственности формируемого капитала позволяет разделить все источники на две группы - собственные и заемные. Собственные источники характеризуют общую стоимость средств кооператива, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части фонда фи-
© Панова Н.С., 2013