УДК 332.14 (470+571) ББК 65.9 (2Рос) К 14
М.Ю. Казаков
Кандидат экономических наук, докторант института экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. Тел.: (918) 748-3340, e-mail: [email protected].
СУЩНОСТНЫЕ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье с позиций разработки концептуальных элементов пространственно-экономической адапталогии исследованы сущностные и процедурные инструменты реализации пространственной политики развития регионов. Автор критически оценил абсолютные преимущества и функциональные недостатки данных групп инс-трументарных средств для идентификации возможности их реального прикладного применения в системах регионального менеджмента. Сделан вывод о необходимости разработки модифицированных гибридных инструментов, сочетающих в себе преимущества применяющихся и минимизирующих их недостатки; сформулированы принципы использования приведенных инструментов в контексте концепции пространственно-экономической адаптологии.
Ключевые слова: экономика, регион, пространственная экономика, экономическое пространство, инструменты, принципы, пространственная политика, пространственно-экономическая адаптология.
M.Yu. Kazakov
Candidate of Economic Sciences, Doctoral Student, Institute of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol. Ph.: (918) 748-33-40, e-mail: [email protected].
ESSENTIAL AND PROCEDURAL TOOLS FOR SPATIAL POLICY IMPLEMENTATION
Abstract. The paper explores substantive and procedural tools of regional development for spatial policy implementing from the standpoint of developing conceptual elements of spatial and economic adaptation. The author critically assesses the absolute advantages and functional disadvantages of these groups of tools for identifying the possibility of their real application in regional management systems. The scientific article draws a conclusion that it is necessary to develop modified hybrid tools. They will combine the advantages of the shortcomings used and minimize them. It reveals the principles of using these tools in the context of the concept of spatial and economic adaptation process.
Keywords: economy, region, spatial economy, economic space, tools, principles, spatial policy, spatial and economic adaptation process.
Обеспечение равномерного в хроноло- элементов экономического пространства,
гическом и качественном измерении раз- но и адаптировано-комплексном приме-вития пространственно-экономических нении инструментов, одновременно несистем — сложная народнохозяйственная сущих в себе прогрессивно-прорывной проблема. Сложность состоит не только в потенциал трансформаций и логичным и
поиске концептуальной платформы, раз- комплиментарным образом «встраивае-
работке и перманентном совершенствова- мых» в существующие механизмы регио-нии методологии управления развитием нального менеджмента.
В наших исследованиях ранее мы останавливались на поиске новых форм регионального развития. В частности, нами отмечалось, что в регионах перспективным направлением территориального менеджмента является использование концепции адаптивно-селективного развития, основная идея которой состоит в выделении типологических групп территорий по комплексу пространственно-экономических и социально значимых признаков и в формировании соответствующего инструментария их развития, учитывающего типологические характеристики выделенных территориальных таксонов. Кроме того, нами также предлагалось ранжирование территорий в зависимости от типа регионального менеджмента для целей разработки поливариантной стратегии их развития [1].
Дальнейший научный поиск приемлемой концепции развития экономического пространства регионов привел нас к пониманию необходимости адаптивного соотнесения уже знакомого типа регионального менеджмента в реализации пространственной политики и видов трансформационных преобразований (пространственные трансформации, трансформации образа региона и социально-экономические трансформации). Учитывая тот факт, что экономическое пространство нами рассматривается с позиций теории «центр-периферия», проведенные теоретические исследования позволили обосновать методологический подход к выбору вариантов его трансформации по территориальным уровням: «центр — полупериферия — периферия». Нами совместно с коллективом авторов были обоснованы, сформулированы и предложены конкретные варианты трансформации экономического пространства в виде матрицы, где табулирование в качестве подлежащего даны варианты трансформации, а в качестве сказуемого — методы, модели, механизмы преобразования, дифференцированные по уровням территориальной организации экономического пространства [2].
Наши исследования показывают, что на региональном уровне реализации государственного менеджмента существуют определенные дефициты не только концептуально-методологического, но и инструментарно-прикладного плана. Их устранение будет вносить существенный
вклад в разработку единой концепции пространственно-экономической политики, основанной на принципах и идеях территориальной адаптологии [3]. В этой связи цель данной статьи может быть сформулирована следующим образом. В совокупности организационно-экономических инструментов пространственно-экономической политики выделить и идентифицировать наиболее адаптированные к реализации по уровням центропери-ферийной организации экономического пространства инструменты прикладного плана и принципы их реализации, отвечающие задачам пространственно-экономической адаптологии.
Следует сказать, что инструменты, использующиеся в контуре пространственной политики, обладают катализирующими и рестриктивными свойствами, то есть в одних условиях окружающая пространственно-экономическая среда приобретает под их действием положительные свойства и новые импульсы к своему развитию, а в некоторых качественно «остывает», становится «резистентной».
Кроме того, считаем, что инструменты пространственной политики следует дифференцировать на сущностные и процедурные. К первым нами отнесены конкретные инструментарные формы проведения пространственно-экономических трансформаций в рамках соответствующей политики регионального развития. Они позволяют преобразовывать экономическое пространство на основе изменения его морфологических и функциональных характеристик. К ним мы отнесли:
— кластеры и субкластеры как инструментарные формы сосредоточения территориально и функционально сопряженных экономических локусов с инновационно-экспортным потенциалом, являющиеся своего рода «маяками» на карте экономического и социального развития региона;
— видовые опорные каркасы регионов (промышленный каркас, аграрный каркас, туристический каркас, агломерационный каркас и т.д.), которые представляют собой совокупность опорных территорий с соответствующим профилем специализации экономики и соединенные между собой коммуникационными каналами; кроме того, формирование
каркасов — термин, требующий своего нормативного закрепления на уровне документов стратегического планирования и целеполагания [4];
— экономические сети — это, как правило, развитые институты корпоративного типа (вне зависимости от сферы экономики), обладающие единым центром управления и координации функционирования развитой сети филиалов или представительств;
— «точки» входа ресурсов, знания, технологий, формирование и развитие которых способствует привлечению в регион дополнительного потока инвестиционных ресурсов и нематериальных ресурсов ускоренного развития;
— зоны опережающего развития (ЗОР), территории, наделенные специальным статусом, совокупность условий и факторов развития которых позволяют обеспечивать темпы роста основных социально-экономических индикаторов на более высоком уровне в сравнении с общерегиональным;
— зоны приоритетного жизнеобеспечения (ЗПЖ) — относительно новый инструмент, сочетающий в себе преимущества девелопмента территории и их комплексного инфраструктурного благоустройства в совокупности с близостью одновременно и центрам регионального развития, и природным зонам отдыха; в качестве подобного рода зон можно привести пример разрастающихся колец пригородных населенных пунктов, представляющих собой в пространственном плане развитую урбанизированную полупериферию;
— инфраструктурные проекты муль-тифункционального плана (многофункциональные центры, центры социального обслуживания и центры поддержки предпринимателей и проч.), формируемые на принципах государственно-частного партнерства, позволяют комплексно с системных позиций реализовывать процесс « инфраструктуризации » периферийных территорий, в некотором смысле оторванных от основных каналов социально-бытовых благ.
Другая группа инструментов пространственно-экономической политики имеет процедурный характер и в большей степени является формой реализации положений концептуально-сущностного пла-
на. Процедурные инструменты позволяют упорядочить во времени и пространстве управляюще-регулирующее действие системы регионального менеджмента применительно к преобразованию экономического пространства, следовательно, практически все они имеют хронотопический характер. Выделим из них наиболее, на наш взгляд, приоритетные:
— мастер-планы локализации проектируемых новых пространственно-экономических формирований, позволяющие наглядно продемонстрировать изменение «ландшафта» региона с сохранением топографических и визуализационных свойств его территории;
— матрица Леопольда показывает необходимый уровень интенсивности воздействия инструментов пространственной политики в различных территориальных уровнях организации экономического пространства;
— ленточная диаграмма Гантта отражает распределение действия инструментов во времени, а её визуализационные свойства позволяют предотвратить дублирование действия инструментов или их хронологическое несовпадение во времени с необходимыми этапами преобразования экономического пространства;
— диаграмма Исикавы графически показывает причинно-следственные связи инструментов и программируемых результатов их использования при преобразовании экономического пространства, являясь удобным инструментом планирования последовательности и градуальности использования мезоуровневых регуляторов;
— аналитические и процедурные графики показывают не только последовательность действий, но и временной период их осуществления, что является существенным моментом с позиций рационального использования фактора времени и имеющихся лимитированных ресурсов;
— дорожные карты, включающие наименование мероприятий, сроки их реализации и ответственных за их исполнения в настоящее время являются наиболее распространенными и востребованными в системе регионального менеджмента; процедуры дорожного картирования составляют основу процессов реализации стратегических документов регионального развития;
— интрузивный список содержит логическую последовательность действий без учета фактора времени и их исполнителей: в нем на первый план выходит взаимосвязь и последовательность реализации мероприятий;
— адаптационно-корреспондирующие селективные матрицы позволяют в табулированном (табличном) виде соотнести инструментарный массив с типологическими или иными особенностями экономического пространства регионов, выделяемых по комплексу материальных или нематериальных критериев;
— целевые программы — наиболее комплексный из всех инструментов, так как решает проблемы на основе комплексного и целенаправленного подхода: как правило, содержат не только конкретизацию проблемы, но и обоснование невозможности ее решения иными инструментами, а также предусматривает состав мероприятий со сроками их реализации, ответственными, объемами финансирования и ожидаемыми (целевыми) результатами;
— пространственный мониторинг — аналитический инструмент контроля за реализацией пространственной политики, а также выявления тенденций и закономерностей в развитии экономического пространства; в отличие от стандартного социально-экономического мониторинга сосредоточен только на показателях пространственного развития экономики региона.
Далее для целей исследования необходимо оценить функциональные возможности использования рассмотренных сущностных и процедурных инструментов с позиции оценки возможности их использования в программам, проектах и стратегических планах, реализующихся в рамках пространственной политики развития регионов (таблица 1).
Отметим, что представленный список инструментарных средств реализации пространственной политики не ограничивается приведенными нами. Мы лишь отразили те, на наш взгляд, которые получили наибольшее распространение или являются наиболее перспективными для использования в системе регионального менеджмента.
Выделяемые недостатки инструментов позволяют сделать вывод о том, что
современная пространственная политика как стратегическое направление регионального менеджмента должна базироваться на использовании гибридных инструментарных форм реализации её концептуально-методологических направлений. Разработка подобного рода гибридно-модифицированных инструментарных средств — предмет дальнейшей рефлексии автора.
Далее сформулируем принципы использования инструментов в контексте концепции пространственно-экономической адаптологии:
1. Принцип активизации адаптации для сохранения гомеостаза состоит в том, что пространственно-экономические системы, как и любые системы открытого типа, должны сохранять и поддерживать равновесное состояние. В то же время обеспечение равновесия и постоянства невозможно без изменения морфологического состава или свойств элементов экономического пространства. Таким образом, постоянство гомеостаза осуществимо только через умеренную адаптацию в виде сущностно-специфических изменений. В этой связи применяемые в пространственной политике инструменты не должны кардинальным образом менять структуру (морфологию) и свойства экономического пространства.
2. Принцип соблюдения баланса организационно-экономических драйверов и инфраструктурно-институционалъных бустеров. Здесь следует пояснить, что под «драйверами» нами понимаются специфические инструменты, без которых становится невозможным или крайне затруднительным функционирование ключевых механизмов развития территорий и экономики. Инфраструктурно-инсти-туциональные бустеры как надстроенные элементы нами отождествляются с институциональными единицами, выполняющими совокупность специфических функций в развитии пространственно-экономических систем, ориентированных на реализацию сложных программ и проектов регионального развития. Таким образом, в регионе должен сохраняться баланс традиционных и специфических инструментов и механизмов, обеспечивающих его комплексное пространственно-экономическое развитие.
Таблица 1
Сравнительные характеристики инструментов с позиций их применимости в механизмах реализации пространственной политики
Наименование инструмента Абсолютные преимущества Функциональные недостатки
Сущностные инструменты пространственной политики
Кластеры Позволяют реализовать конкурентные преимущества экономического пространства Значительные затраты на создание и территориальная ограниченность
Видовые опорные каркасы Способствуют объединению разрозненных однотипных ло-кусов, установлению связей между ними Высокая степень абстракции при их проектировании и формировании
Экономические сети Обеспечивают равномерную насыщенность экономического пространства экономическими и социальными благами Подавление субъектов малого бизнеса в аналогичных секторах экономики за счет эффекта масштаба
«Точки» входа Способствуют диффузии нововведений «Проникновение» серых технологий, методов хозяйствования и квазикриминальных ресурсов
ЗОР Концентрируют ресурсы и потенциал экономического пространства для создания «полюсов роста» и ретрансляции его результатов на периферию Способствуют еще большей поляризации в случае отсутствия передачи импульсов на периферийные территории
зпж Способствуют снятию нагрузки с центров агломераций и конурбаций, развитию полупериферийных поясов вокруг городских систем, экологизации жизни населения Способствуют периферизации удаленных территорий, еще большей концентрации демографических ресурсов на базе агломераций и конурбаций
Инфраструктурные проекты Противодействуют депривации и социально-бытовой оторванности территорий от центров социально-экономического развития Риски частно-государственного партнерства и практическая невостребованность услуг вследствие сжатия потребительских групп и снижения их покупательной способности
Процедурные инструменты
Мастер-планы Наглядность и визуализация пространственных нововведений Высокий уровень топографической абстракции, оторванность от средовых и характеристик экономического пространства
Матрица Леопольда Позволяет отрегулировать интенсивность воздействия инструментов на различных уровнях организации экономического пространства Не учитывает фактор времени, а также не показывает исполнителей
Диаграмма Гантта Визуализирует наложение во времени действия различных инструментов Не отражает дифференциацию инструментов по уровням экономического пространства, не показывает интенсивность, не учитывает исполнителей
Окончание таблицы 1
Наименование инструмента Абсолютные преимущества Функциональные недостатки
Диаграмма Исикавы Показывает процесс использования инструментов в абстрактно-логическом модельном виде Не учитывает временной фактор, дифференциацию по уровням экономического пространства и не показывает ответственных субъектов
Аналитические и процедурные графики Отражают наглядно последовательность и сроки использования инструментов Не учитывают типологические особенности территорий и соответствующую им дифференциацию инструментов
Дорожные карты Удобны в использовании, высокая степень наглядности и понятности Отсутствие возможности дифференциации инструментов по их использованию на различных территориальных уровнях
Интрузивные списки Показывают очередность использования инструментов Отсутствие хронологического, территориального и субъектного учета
Адаптационно-корреспондирующие селективные матрицы В наибольшей степени позволяют реализовать адаптивно-селективный подход, так как дифференцируют инструменты по объектам их использования Не учитывают последовательность применения инструментов, временные рамки использования и в большинстве случаев не определяют ответственных лиц.
Целевые программы Преимущества комплексного решения проблемы Дублируемость мероприятий с программами других уровней, недофинансируемость мероприятий, сложности перестройки программ в период реализации
Пространственный мониторинг Позволяет отслеживать количественные изменения индикативных показателей функционирования экономического пространства Не объясняет причинно-следственные связи явлений и процессов, ограничен в использовании по причине наличия информационных дефицитов
3. Принцип симулътанности в пространственном и экономическом развитии подразумевает одновременный охват целей пространственного и экономического развития региона. Зачастую проектируемые проекты целенаправлены на преследование экономических и социальных целей, а эффекты в пространственном развитии либо не программируются, либо планируются по остаточному принципу в качестве вторичных. В этой связи считаем необходимым при разработке пространственной и социально-экономической стратегий регионального развития производить взаимоувязку целей экономического и пространственного характера. Только подобного рода синхронизация процедур целеориентации в региональном менеджменте способна предотвратить дальней-
шее нарастание пространственно-экономических дисбалансов и градиентов.
4. Принцип «волновой» последовательности реализации стратегических направлений пространственно-экономического развития заключается в поэтапном «имплантировании» нововведений в экономическое пространство по его уров-невой организации. Причем диффузия нововведения может иметь центростремительный вектор «Периферия — полупериферия — периферия», а может и центробежный: «Центр-полупериферия-периферия». Такая последовательность, а не тотальность, по нашему мнению, позволит проводить пространственно-экономические трансформации с наибольшей степенью последовательности, безопасности и градуалистичности, поэтапно инкорпори-
руя инструменты и нововведения в уровни территориальной организации экономического пространства с учетом его «сопротивляемости ».
5. Принцип соблюдения баланса об-лигатных и комплиментарных инструментов несет в себе определенное упорядочивание подходов к использованию инструментарного аппарата при реализации пространственной политики. Его суть состоит в ранжировании инструментов на обязательные к реализации (облигатные), которые используются на всех уровнях организации экономического пространства, и комплиментарные, имеющие дополняющий характер действия по отношению к обязательным. Такой подход позволит, во-первых, экономить ограниченные ресурсы, а во-вторых, максимально адресно и комплексно подходить к решению проблем пространственно-экономического развития.
6. Принцип минимизации действия факторов-рестрикторов отождествляется нами с идентификацией территориальных факторов, замедляющих развитие элементов экономического пространства. Это могут быть негативные факторы географической локализации, влияния погранич-
ности или наличия коридоров транзитного или ретрансляционного типа. Кроме того, к рестриктивным явлениям и процессам относятся все инерционно-наследственные проблемные процессы и ситуации, сформировавшиеся в ретроспективе под влиянием факторов и условий различного генеза. Выявление подобного рода факторов — задача, перманентно стоящая перед системой мониторинга пространственного развития региона, а их учет и минимизация воздействия — сфера компетенции системы регионального менеджмента.
Завершая исследование, следует отметить, что на современном этапе развития экономического пространства регионов первостепенной задачей все же является нормативное закрепление пространственной политики на законодательном уровне с учетом специфики субъекта. Это требует предварительных исследований по диагностике параметров функционирования экономического пространства с использованием соответствующего мониторинга, определения приоритетных направлений его дальнейшего развития, формирования соответствующих институтов и инфраструктуры.
Примечания:
1. Казаков М.Ю., Бобрышев А.Н. К вопросу о детерминантах и поиске новых форм регионального развития // Управление экономическими системами. 2011. № 33. С. 38-39.
2. Пространственное развитие региона: оценка, проблемы, перспективы / М.Ю. Казаков, Е.В. Бережная, А.Н. Бобрышев [и др.]. М.: Буки-Веди, 2012.
3. Казаков М.Ю. Концептуальные элементы пространственно-экономической адапта-логии // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы II науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во Пермского гос. нац. исслед. ун-та, 2015. С. 92-97.
4. Мирохина А.А. К вопросу о поиске новой концептуальной платформы развития элементов экономического пространства региона // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород. Изд-во ИП «Ткачева Е.П.». 2015. С. 58-62.
References:
1. Kazakov M.Yu., Bobryshev A.N. On the issue of determinants and the search for new forms of regional development // Management of economic systems. 2011. № 33. Pp. 38-39.
2. Kazakov M.Yu., Berezhnaya E.V., Bobryshev A.N., Mirokhina A.A., Berezhnaya O.V. Spatial development of the region: assessment, problems, prospects. M.: Publishing House Buki-Vedi, 2012.
3. Kazakov M.Yu. Conceptual Elements of Spatial-Economic Adaptation // Economic Security: Problems, Prospects, Trends of Development: Materials II Scientific-Practical. Conf. Perm: Publishing house of the Perm State National Research University, 2015. Pp. 92-97.
4. Mirokhina A.A. To the question of the search for a new conceptual platform for the development of elements of the region's economic space // Current trends in the development of science and technology. Belgorod: Publishing house of IP «Tkacheva ЕР». 2015. Pp. 58-62.