регионы определяются как отстающие по основным макроэкономическим показателям: темп роста валового регионального продукта, уровень располагаемыхденежныхдоходов на конечное потребление, уровень безработицы, объем инвестиций в регион, дефицит бюджета и прочими. Развивая социально-экономическую обустроенность подобных регионов посредством интрузивного внедрения кластерных инициатив, органы региональной власти и местного самоуправления потенциальны преодолевать деструктивные процессы в территориальной экономике и нивелирования общей территориальной депривированности населения.
Поляризованное развитие предполагается в тех регионах, которые характеризуются неравномерным развитием, наблюдается полярность в активности экономических зон. Отдельные территории являются донорами, остальные - как правило, реципиентами. В регионе имеются территории с наличием стратегических инициатив федерального масштаба, благодаря которым регион может позиционировать себя в макроэкономическом конкурентном пространстве регионов. Для этого типа регионального развития считаем правомерным предложить не только стимулирование кластерных инициатив, но и расконсервацию масштабных проектов регио-
нального уровня, которые могут подстегнуть темпы развития социально-экономических систем, в том числе и обеспечивающих секторов, без которых невозможно эффективное развитие мезоэкономики в целом, к которым относится сфера социальной, производственной, транспортной и торговой инфраструктуры.
Третий тип регионального развития - гармонизированное - индуцирует объединение ресурсов населения, власти, сторонних участников для постоянного внедрения новыхтехнологий, инноваций, повышения квалификации персонала, что делает эффективно функционирующую региональную систему восприимчивой к не только внедрению кластерных технологий, но и к их распространению, экспансии в другие регионы. Для идентификации превалирующего требуемого типа региональной политики можно применять известные методы и методики диагностики.
Примечания:
1. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Совершенствование системы мониторинга социально-экон омического развития региона: микро- и мезоэконо-мический аспект : монография / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков. - Ставрополь : Альфа-Принт, 2011.-203 с.
INSTITUTIATION OF THE REGIONAL LABOUR MARKET
Senuygina Irina Aleckseevna, PhD of Economics, Associate Professor
Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Economics and Managment,
North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]
In this paper, the concepts of formal and informal labor market institutions, given their classification, the proposed improvement of the institutional structure of regional labor market.
Keywords: labor market; institutionalization of the labor market.
УДК 332.13
© Сенюгина И.А., 2011 © Чепурко Г.В., 2011
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В статье определены понятия формальных и неформальных институтов рынка труда, приведена их классификация, предложено усовершенствование институциональной структуры регионального рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда; институционализация рынка труда.
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации экономики в целом и отдельных рынков в частности.
Создание рыночных институтов нетождественно процессуформи-рования рынков. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты - как правила и нормы, определяющие этот и другие механизмы поведения людей.
Рыноктруда предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации безработных и бездомных, союзы арендаторов и т д.) и государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных государственных органов в систему отношений субъектов рынкатруда призвано обеспечиватьснятие противоречий между ними, организовывать и регулировать процессы и политикузанятости с помощью разнообразных методов и инструментов, включая правовые нормы.
Процесс институционализации рынка труда в российской экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных институтов или их неэффективным функционированием.
Институты рынка труда понимаются каксовокупностьформаль-ных институтов, регулирующих отношения на рынке труда структур, ограничений, правил и норм. Последние возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов,обес-печивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются: политические институты; экономические институты; системы контрактации (способы и порядокзаключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
Формальные и неформальные институты, задающие ограничения и матрицы поведения субъектов рынка труда, образуют его институциональную структуру Под институциональной структурой понимается совокупность формальных и неформальных институтов, находящихся в тесной взаимосвязи и развивающихся вместе. Та или иная институциональная структура определяет тип экономического порядка и его эффективность. Степень развитости институциональной структуры определяет эффективность функционирования процесса распределения и обмена трудовых ресурсов, что в первую очередь заключается в установлении заработной платы на уровне предельного продукта труда, высокой емкости рынка труда, обеспечивающей полную занятость,а также низкий уровень трансакционных издержек.
Институты рынка труда включают следующие типы [1]:
- институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое поведение, практика заключения и содержания формальных и нефор-мальныхтрудовых контрактов, трудовое законодательство, отражающее модификацию этих норм);
- институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации, отбора (формальные государственные и негосударственные структуры трудового посредничества, средства массовой информации, корпоративные и неформальные связи, контакты, каналы ин-формации,рекомендации, репутация);
- институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);
- институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);
- институты, определяющие мобильность и трансакционные барьеры на рынке труда (нормы дискриминации, установки на территориальную мобильность,законодательные ограничения на мобильность, нормы престижности и статуса рабочих мест);
- институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);
- институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы страхования по безработице, органы контроля за условиями труда).
Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации,являющиеся проводниками
СЕНЮГИНА
Ирина
Алексеевна,
кандидат
экономических наук, доцент
Л*ЬТ.г1МЪ%а '
“А ■
55
ЧЕПУРКО Галина Викторовна,
кандидат
экономических наук, доцент,
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
chepurk. [email protected]
и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования (см. рис. 1) [2].
Г
0
«=;
кл
□
п
о
о
п
с
о
ьа
56
Государственные институты
Система Трудовая Региональная Городские Районные
образования инспекция служба занятости службы службы
и переподготовки занятости занятости
Рисунок 1 - Институциональная структура регионального рынка труда
На наш взгляд данная схема является неполной. В ней не нашли отражения институты трудового законодательства (федеральные и региональные нормативно-правовые акты о труде) и институты этнических норм (выбор занятости зависит от национальныхтрадиций, привычек и склонностей). Кроме того, в данной схеме не выявлено влияние неформальных институтов на поведение работодателей. Выбор того или иного работника часто зависит от таких характеристик как национальность, вероисповедание, пол работника, семейное положение. Несмотря на то, что в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, говорится о
предоставлении равных прав на труд своим гражданам независимо от их национальной принадлежности, работодатели под различными предлогами отказывают в трудоустройстве лицам, неуст-
---------1 раивающих их по личностным
характеристикам. Также мы считаем необходимым разделение блока "профсоюзы" на две составляющие: "профсоюзы работников" и "профсоюзы работодателей", так как они различаются по своим функциям и тому влиянию, какое оказывают на процесс распределения и потребления трудовых ресурсов.
Институционализация регионального рынка труда (т.е. процесс становления новых рыночных институтов) на основе становления формальных (государственных) и неформальных его институтов должна обеспечить снижение уровня безработицы. Поэтому государственная политика в сфере развития рынка труда и его стабилизации должна быть направлена на стимулирование процесса ускоренного становления формальных негосударственных институтов рынка труда.
Примечания:
1. Рощин С.Ю. Институты рынка труда в переходной экономике // Современная экономическая теория : материалы Научной конференции "Ломоносовские чтения". - М., 1997. - С. 6970.
2. Белокрылов А.А. Региональный рынок труда: институты, регулирование, информация (на материалах Ростовской области) : автореф. к. э. н. -Ростов-на-Дону, 2001. - С. 16.
THE ANALYSIS OF RESULTS OF THE PERFORMANCE EVALUATION
OF WORK OF THE WHOLESALE MARKET OF THE ELECTRIC POWER AND CAPACITY
Skorohodova Irina Georgievna, PhD of Economics, Associate Professor,
E-mail: [email protected]
Grin Anna Aleksandrovna, post-graduate student, Chair of Economics and Managment,
North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]
The analysis of results of estimation of efficiency of work of wholesale market of electric power and power is executed.
Keywords: wholesale market of electric power; analysis; efficiency of work.
УДК33:621.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
И МОЩНОСТИ
© Скороходова И.Г., 2011 В статье проведен анализ результатов оценки эффективности
работы оптового рынка электроэнергии и мощности.
Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергии и мощности; анализ; эффективность работы.
© Гоинь А.А., 2011