Научная статья на тему 'Структура формальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым'

Структура формальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖЬ / ИНСТИТУТ / ФОРМАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВИЛО / ФОРМА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / STRUCTURE / LABOUR MARKET / YOUTH / INSTITUTION / FORMAL INSTITUTION / REGULATION / LABOUR LAW / RULE / FORM / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цёхла Светлана Юрьевна, Полищук Елена Анатольевна, Подсмашная Ирина Николаевна

Статья посвящена рассмотрению структуры формальных институтов регулирования молодежного рынка труда Республики Крым. Выделены ключевые составляющие, представляющие структуру формальных институтов и оказывающие непосредственное влияние на процессы регулирования рынка труда молодежи в современных условиях развития региона. Методологическую основу исследования обеспечили общенаучные методы, методы институционального и системного анализа, с помощью которых раскрыта значимость выделенных составляющих формальных институтов, являющихся основными регуляторами регионального рынка труда молодежи и способных повысить уровень ее занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цёхла Светлана Юрьевна, Полищук Елена Анатольевна, Подсмашная Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the structure of the formal institutions, which are the main regulators of the youth labour market in the Republic of Crimea. The authors consider the key components representing the structure of formal institutions and having a direct impact on the regulation processes of the youth labour market in the modern conditions of region development. The methodological basis of the study includes scientific methods, the methods of institutional and system analysis, which helped to reveal the significance of selected components of the formal institutions, since they are the main regulators of the regional youth labour market and capable to increase the level of youth's employment.

Текст научной работы на тему «Структура формальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым»

УДК 331.5:316.34(477.75)

Цёхла Светлана Юрьевна

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

Полищук Елена Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

Подсмашная Ирина Николаевна

старший преподаватель кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

СТРУКТУРА ФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ [1]

Tsyokhla Svetlana Yuryevna

D.Phil. in Economics, Professor, Head of Business Management Department, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Polishchuk Elena Anatolyevna

PhD in Economics, Assistant Professor, Business Management Department, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Podsmashnaya Irina Nikolayevna

Senior Lecturer, Business Management Department, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

THE STRUCTURE OF FORMAL INSTITUTIONS OF YOUTH LABOUR MARKET REGULATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA [1]

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению структуры формальных институтов регулирования молодежного рынка труда Республики Крым. Выделены ключевые составляющие, представляющие структуру формальных институтов и оказывающие непосредственное влияние на процессы регулирования рынка труда молодежи в современных условиях развития региона. Методологическую основу исследования обеспечили общенаучные методы, методы институционального и системного анализа, с помощью которых раскрыта значимость выделенных составляющих формальных институтов, являющихся основными регуляторами регионального рынка труда молодежи и способных повысить уровень ее занятости.

Ключевые слова:

структура, рынок труда, молодежь, институт, формальный институт, регулирование, трудовое законодательство, правило, форма, Республика Крым.

Summary:

The article discusses the structure of the formal institutions, which are the main regulators of the youth labour market in the Republic of Crimea. The authors consider the key components representing the structure of formal institutions and having a direct impact on the regulation processes of the youth labour market in the modern conditions of region development. The methodological basis of the study includes scientific methods, the methods of institutional and system analysis, which helped to reveal the significance of selected components of the formal institutions, since they are the main regulators of the regional youth labour market and capable to increase the level of youth's employment.

Keywords:

structure, labour market, youth, institution, formal institution, regulation, labour law, rule, form, Republic of Crimea.

Трансформационные процессы, протекающие в современных условиях развития Крымского региона, предопределяют институциональные преобразования, в том числе в системе регулирования рынка труда, эффективность которого напрямую зависит от трудовой активности молодых людей (от 14 до 30 лет, а в отдельных случаях до 35 лет - молодой ученый), относящихся к основным источникам пополнения трудовых ресурсов [2].

Молодежный рынок труда Республики Крым содержит определенные институциональные структуры, организующие взаимодействия основных акторов и обеспечивающие государственное посредничество в вопросах социального партнерства. При этом включение государственных органов управления в такие структуры призвано обеспечить ликвидацию определенных несоответствий между ними, организовывать и регулировать процессы и региональную политику занятости молодых граждан с применением различных норм, методов, инструментов и форм, включая правовые.

В рамках проводимого исследования особый интерес представляют ключевые особенности формальных институтов, выступающих в качестве регуляторов молодежного рынка труда, главной целью которых является повышение уровня занятости представителей, входящих в обозначенную возрастную группу.

К институтам рынка труда относим, во-первых, упорядоченный и целенаправленный комплекс нормативно-правовых актов, законных процедур и механизмов, определяющих и регулирующих поведение основных субъектов; во-вторых, компетентные структуры, формирующие инфраструктуру рынка труда и оптимизирующие поведение его участников, устраняя институциональные барьеры; в-третьих, неофициальные структуры, влияющие на рынок труда без формально утвержденных положений.

В составе институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, воздействующие на функционирование и развитие его элементов. Формальные институты являются обязательными для осуществления основными акторами и формируют институциональную структуру регулирования как рынка труда в целом, так и его молодежного сегмента. В свою очередь неформальные институты представлены институтами семьи и брака; традиций, ценностей и моралей; религии, социальных сетей. Они активно воздействуют на деятельность тех же акторов, определяя характер их поведения и ценности, но при этом официально не легализованы.

Цель исследования заключается в выделении структуры формальных институтов, оказывающих непосредственное влияние на процессы регулирования рынка труда молодежи с целью сохранения и преумножения ее трудового потенциала, обеспечивая тем самым развитие экономики Крымского региона.

Совокупность формальных правил, принципов и норм права формирует институт государства, определяя основные индикаторы (показатели), характеризующие состояние рынка труда на макроэкономическом и мезоуровне.

К основным формальным нормам, влияющим на формирование современного рынка труда Крымского региона, в особенности молодежи, можно отнести:

- нормативно-правовое регулирование процессов, происходящих на исследуемом рынке, с участием молодых граждан;

- объемы и источники финансирования молодежной занятости в регионе;

- повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в частности молодых граждан;

- обеспечение государственных гарантий, ориентированных на социальную поддержку граждан, в особенности молодежи, не способной на равных условиях конкурировать на анализируемом рынке, и т. п.

На рисунке 1 выделены основные составляющие формальных институтов регулирования рынка труда молодежи.

ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

1 1 1 г

Институциональные формы Санкции Организационные формы

Правила

I I

совокупность нормативных актов (документов), регламентирующих правила, процедуры и санкции, удостоверяющие деятельность каждого института

общепризнанные распоряжения, запрещающие (разрешающие) определенные виды воздействия одного субъекта (субъектов) на рынке труда на другой (других) (молодые граждане) в процессе их взаимодействия

способы принудительного воздействия за несоблюдение основных правил порядка

Процедуры

фиксированная последовательность действий, направленных на разрешение основных задач на рынке труда молодежи

формы существования субъектов на

рынке труда, обеспечивающие исполнение основных институциональных процессов (проведение организационных процедур, осуществление контроля) и формирующие экономическую действительность для представителей молодежи

Рисунок 1 - Основные составляющие формальных институтов регулирования рынка труда молодежи [3]

Степень развитости выделенных составляющих формальных институтов определяет эффективность процесса регулирования молодежного рынка труда, заключающегося в повышении среднереспубликанского уровня занятости молодых граждан с учетом снижения трансакционных издержек со стороны основных акторов анализируемого рынка.

На рисунке 2 представлена структура формальных институтов, регулирующих функционирование рынка труда молодых граждан.

* Составлено с учетом [4, с. 14; 5; 6, с. 9-14; 7, с. 55; 8, с. 4140-4142; 9, с. 24-26; 10, с. 91-93].

Рисунок 2 - Структура формальных институтов, регулирующих функционирование рынка труда молодых граждан

Прокомментируем отдельные составляющие представленной структуры.

1. Виды формальных институтов.

Значимость представленных видов институтов раскрывается через их функции:

- соблюдение норм правовых актов трудового законодательства;

- обеспечение благополучия молодых граждан всех возрастных групп, в частности предоставление помощи нетрудоспособным представителям молодежи;

- расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

- заключение трудовых договоров, регулируемых законодательством;

- регулирование процессов, повышающих уровень трудоустройства молодежи, с применением различных форм влияния, например экономических и т. п.;

- регулирование процессов безупречной практики в отношении основных субъектов социального партнерства и др.

2. Формы формальных институтов.

Анализируемые формы представлены с учетом организационно-правовой и социально-экономической составляющих [11, с. 92].

Организационно-правовая составляющая основывается на принятии соответствующих актов, регламентирующих развитие взаимоотношений между работодателями и потенциальными молодыми специалистами, образовании отдельных институтов, осуществляющих контроль за их исполнением:

- политических (государство, обеспечивающее снижение уровня безработицы молодежи, повышение уровня жизни молодых людей и т. п.);

- юридических, регулирующих права и обязанности молодых специалистов и работодателей, устанавливающих формы, правила и процедуры при их взаимодействии.

Социально-экономическая составляющая ориентирована на регулирование трудовых отношений между основными акторами институционального партнерства в целях достижения определенных соглашений на рынке труда (экономические и социальные институты: формальные посредники на рынке труда, заработная плата, социальные гарантии и т. п.).

3. Типы формальных институтов, способствующих регулированию рынка труда молодежи [12, с. 55]:

- институты, способствующие определению и распределяющие права собственности на услуги молодежной рабочей силы (нормы права, определяющие трудовое поведение, трудовое законодательство, практика заключения и содержания формальных трудовых договоров);

- институты поиска контрагента, получения и выделения необходимой информации (формальные региональные структуры трудового посредничества и т. п.);

- институты, способствующие мобильности и сокращению трансакционных барьеров на молодежном рынке труда;

- институты административного распределения трудовых ресурсов молодежи (административные формы, правила и процедуры функционирования молодежного рынка труда);

- институты государственного регулирования молодежного рынка труда (Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения», региональные органы, контролирующие выполнение трудового законодательства, создание надлежащих условий труда, и т. п.).

В результате проведенного исследования целесообразно сделать вывод о ведущей значимости формальных институтов в регулировании процессов, происходящих на рынке труда молодежи Крымского региона, способных снизить уровень диспропорциональности основных индикаторов с помощью комплексных институциональных мероприятий на представленной системной основе.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-02-00150.

2. Государственная программа развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы : утв. постановлением Совета министров Респ. Крым от 16 мая 2016 г. № 204 ; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р.

3. Составлено авторами на основании: Карпушкина А.В. Институциональный поход к исследованию социально-трудовых отношений // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16 (231). С. 63-67.

4. Безруков Д.А. Рынок труда: институциональный аспект исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3. С. 13-15.

5. Глушкова С.Б. Модель взаимодействия институтов рынка труда Новосибирской области и направления ее совершенствования [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 2. URL: http://nau-kovedenie.ru/PDF/56EVN215.pdf (дата обращения: 10.02.2016).

6. Гуреева Е.С. Трансформация институтов рынка труда в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2013. 21 с.

7. Сенюгина И.А., Чепурко Г.В. Институализация регионального рынка труда // KANT. 2011. № 2. С. 54-56.

8. Симченко Н.А., Цёхла С.Ю., Павленко И.Г. Институциональные аспекты формирования мотивационного механизма управления трудозанятостью // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 22. С. 4135-4144.

9. Стрельченко Е.А., Кашникова Т.В. Институциональные приоритеты формирования и функционирования мотивационного механизма на рынке труда // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, № 3. С. 22-29.

10. Строева Г.Н. Институциональные аспекты регулирования регионального рынка труда [Электронный ресурс] // Ученые заметки ТОГУ : электрон. науч. изд. 2013. Т. 4, № 4. С. 89-94. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/arti-cles/2013/TGU_4_42.pdf (дата обращения: 05.01.2015).

11. Там же. С. 92.

12. Сенюгина И.А., Чепурко Г.В. Указ. соч. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.