8. Косяков А.П. Секьюритизация как инновационный механизм фондирования лизинговых сделок//International innovation research : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 286-288.
9. Линёв И.В. О применении секьюритизации лизинговых активов // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 123-129. Ю.Нестерова Н.И. Механизмы снижения кредитного риска при проведении секьюритизации лизинговых активов // Банковское дело. - 2015. -№ 10,- С. 64-68.
П.Петрова Е.А. Влияние изменений нормативов базельского комитета на практику секьюритизации лизинговых активов // Финансы и кредит. -2014.-№4(580).-С. 50-59.
12.Петрова Е.А. Кредитный риск при секьюритизации лизинговых активов // Банковское дело. -2014,-№5.-С. 64-70.
13. Петрова Е.А. Оценка риска остаточной стоимости секьюритизированного пула активов оперативного лизинга // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 3 (81). - С. 127-138.
14.Серова В.О. Секьюритизация лизинговых активов//Лизинг. - 2013,- № 1.- С. 37-42.
15.Malyuta I.A. The use of leasing amongst european smes in the permanent crisis economy // Проблемы экономики (Харьков). - 2012. - № 4. - С. 4-8. 16.SIFMA Data Bank, AFME Securitisation Data Report, Fourth Quarter 2016. Режим доступа: http:// www.sifma.org/research/item.aspx?id=8589965409 (дата обращения: 14.09.2017)
О си
-О Q-
LQ <
■=с
LO
си
THE MECHANISM OF SOCIAL PARTNERSHIP OF BUSINESS INSTITUTIONS, RULE, EDUCATION AND SCIENCE IN THE ENSURING EFFECTIVE EMPLOYMENT OF YOUTH
Simchenko Nataly Alexandrovna, DSc of Economics, Professor, Department of Economic Theory Tsohla Svetlana Yurievna, DSc of Economics, Professor, Department of Management of Entrepreneurship Romanyuk Elena Vitalevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory Crimean Federal University named after V.i. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea
This article works out the mechanism of social partnership of business institutions, rule, education and science focused on ensuring effective employment of youth. The main groups of methods of the mechanism of social partnership are singled out. The classification of instruments of the social partnership mechanism is proposed depending on the nature of use, the time of impact, the direction of influence and the subjects of the labor market. The main groups of methods of the mechanism of social partnership are singled out. The classification of instruments of the social partnership mechanism is proposed depending on the nature of use, the time of impact, the direction of influence and the subjects of the labor-market. The definitions of "the mechanism of social partnership" "instrument of the mechanism of social partnership" are specified. Priority directions of the mechanism aimed at increasing the functioning of the institutions of social partnership have been developed.
Keywords: mechanism; institutions; the youth; the labor-market; job placement.
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ИНСТИТУТОВ БИЗНЕСА, ВЛАСТИ, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ *
В статье разработан механизм социального партнерства институтов бизнеса, власти, образования и науки, направленный на обеспечение эффективной занятости молодежи. Выделены основные группы методов механизма социального партнерства. Предложена классификация инструментов механизма социального партнерства в зависимости от характера использования, времени воздействия, направления влияния и субъектов рынка труда. Уточнены определения "механизм социального партнерства", "инструмент механизма социального партнерства". Разработаны приоритетные направления механизма, ориентированные на повышение деятельности функционирования институтов социального партнерства.
Ключевые слова: механизм; институты; молодежь; рынок труда; трудоустройство.
УДК 331.5.024.54 ВАК РФ 08.00.05
© Симченко H.A., 2017 © Цёхла С.Ю., 2017 © Романюк Е.В., 2017
i
251
В настоящее время развитие экономики не возможно без конкурентоспособного и качественного трудового потенциала, который
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект "Развитие социальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым", №15-02-00150.
ш %
о ш
X
О X
о
СО
# *
252
СИМЧЕНКО Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Экономической теории [email protected]
ЦЁХЛА Светлана Юрьевна,
доктор экономических наук, профессор, кафедра Менеджмента предпринимательской деятельности s. [email protected]
РОМАНЮК Елена Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономической теории [email protected]
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым
формируется не только за счет опытных квалифицированных специалистов, но и с помощью молодых кадров. Занятость молодежи является одним из ключевых вопросов развитого рынка труда. С каждым годом увеличивается количество выпускников учебных заведений, которые нуждаются в оперативном трудоустройстве. Многие молодые люди, после окончания учебного заведения, впервые появляются на рынке труда и не могут найти себе рабочее место по специальности. На рынке труда наблюдается несоответствие структуры профессионального образования молодежи потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре. В настоящее время отсутствует действенный механизм, который бы фиксировал реальные потребности рынка труда и устанавливал прямую связь и взаимодействие с образовательными организациями, работодателями и службами занятости. Вышеизложенные нерешенные вопросы приводят к незанятости молодежи, что отрицательно сказывается на состоянии рынка труда в частности, и на социально-экономической, трудовой ситуации государства в целом. Снижение безработицы молодежи регулируется механизмом социального партнерства институтов.
Анализируя экономическую литературу, можно сделать вывод о том, что исследованием влияния социальных институтов на рынок труда занимаются многие ученые, среди которых: Т.Н. Ананьева [1], С.Н. Антонюк [6], С.Ю. Иванов [6], Д.В. Иванова [6], С.Н. Испулова [2], И. Маслова [3], К.Н. Михайлова [4], Ю.С. Пономарева [5], Н.И. Прокопов [6], Б.А. Савельева [1]. Однако среди ученых недостаточно уделено внимание изучению взаимодействия сотрудничества между институтами бизнеса, власти, образования и науки, направленное на трудоустройство молодежи. В связи с этим, нами было исследовано влияние институтов на рынок труда молодежи, что определяет цель работы, которая заключается в разработке механизма социального партнерства институтов.
Понятие "механизм социального партнерства институтов бизнеса, власти, образования и науки" трактуется в данном труде в качестве совокупности методов, инструментов, направлений, ориентированных на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда. В основе формирования механизма социального партнерства важное значение оказывают принципы: эффективности, результативности, рациональности, защищенности, законности, адаптивности, системности, открытости, научности, стабильности, которые являются основой его разработки и функционирования, позволяющие достичь главную цель (рис. 1). В структуру механизма социального партнерства входят методы, инструменты, направления, влияющие на формирование рынка труда. Среди методов выделим: организационный, нормативно-правовой, административный, экономический и информационно-технологический [2, с. 43; 4, с. 66].
Инструменты механизма социального партнерства предлагаем классифицировать по следующим признакам: по характеру использования, по времени воздействия; по субъектам; по направлению влияния; по воздействию. Уточним, что инструмент механизма социального партнерства представляет собой способы, подходы, средства, которые применяют субъекты рынка труда с целью достижения роста трудоустройства безработных за счет внедрения новых видов услуг трудоустройства, профессионального обучения, открытия частного бизнеса молодыми людьми.
Среди основных направлений механизма социального партнерства предложены следующие: создание эффективной системы уп-
Задачи
равления по трудоустройству молодежи, которая предусматривает тесное сотрудничество органов государственной молодежной политики, органов государственной службы занятости, образовательных организаций и работодателей; разработка региональной программы по созданию новых рабочих мест, направленная на развитие малого предпринимательства и самозанятости молодежи; повышение качества кадрового потенциала с помощью активизации производственных практик, системы дуального обучения, развитие форм занятости во время обучения; разработка гибкой политики в социальной сфере и сфере образования; предоставление налоговых льгот работодателям, которые трудоустроили выпускников; разработка гибкой политики в социальной сфере и сфере образования; предоставление налоговых льгот работодателям, которые трудоустроили выпускников; проведение мониторинга и учета предприятий, трудоустроивших выпускников; обеспечение переподготовки молодежи по наиболее сложным и интегрированным профессиям; постоянное повышение работодателями профессиональной квалификации трудоустроившейся молодежи; внедрение и развитие гибких форм и видов занятости на предприятии.
Итак, в научном исследовании разработан механизм социального партнерства институтов, который направлен на обеспечение эффективной занятости молодежи и минимизации трансакционных издержек на рынке труда. При построении данного механизма учитывается наиболее быстрое вовлечение безработной молодежи в трудовую деятельность. Применение в практической деятельности предложенного меха-
низма социального партнерства позволит институциональным структурам не только обоснованно и ответственно подойти к решению социально-трудовых вопросов и проблем, сформировавшихся на рынке труда, а также предоставит возможность разработать ориентиры дальнейшей деятельности в направлении эффективного трудоустройства молодежи с учетом совместного сотрудничества институтов социального партнерства.
Механизм социального партнерства институтов бизнеса, власти, образования и науки в обеспечении трудоустройства молодежи
Т
Т
Гпавнвя цель: трудоустройство и эффективная занятость молодежи
обеспечение рынка труда квалифицированной молодежью
снижение уровня молодежной безработицы
сокращение времени поиска подходящего рабочего места
повышение трудовой конкурентоспособности молодежи
защита интересов молодежи на рынке труда
обеспечение соответствия спроса и предложения на услуги труда
молодежи
создание условий для развития молодежного предпринимательства быстрое вовлечение безработной молодежи в трудовую деятельность
Принципы: эффективности, результативности, рациональности, защищенности, законности, адаптивности, системности, открытости, научности, стабильности
Методы: организационный, нормативно-правовой, административный, экономический, информационно-технологический
Инструменты: формы обучения, семинары, формы занятости, тренинги,
консультации. поосЬооиентационные услуги, услуги трудоустройства
Приоритетные направления институтов социального партнерства
Образования и науки
Повышение качества кадрового потенциала молодежи с помощью активизации производственных практик, системы дуального обучения, развития форм занятости во время обучения Тщательный подбор работодателям молодых специалистов, окончивших учебное заведение Переподготовка молодежи по наиболее сложным и интегрированным профессиям
Власти
Разработка региональной программы по созданию новых рабочих мест Предоставление налоговых льгот работодателям, трудоустроивших выпускников
Проведения мониторинга и учета предприятий,трудоустроивших выпускников
Совершенствование нормативно-правовой базы
Разработка гибкой политики в социальной сфере и сфере образования Координация совместной деятельности и сотрудничества институтов в разработке и реализации мер по обеспечению занятости молодежи
Бизнеса
Создание рабочего места под полученную специальность выпускника Постоянное повышение квалификации трудоустроившейся молодежи
Внедрение и развитие гибких форм и видов занятости на предприятии Обеспечение
своевременной зарплатой, безопасным рабочим местом
Конечный ожидаемый результат
Ш
Выпуск квалифицированных специалистов под потребности работодателей Содействие в постоянном и временном трудоустройстве выпускников и обучающихся
Ш
Оказание помощи в поиске подходящего работника работодателю Содействие профессиональной подготовке и переподготовке Социальная и правовая поддержка безработной и трудоустроившейся молодежи
Трудоустройство молодежи
Ш
Трудоустройство безработной молодежи по полученной специальности Социальная, экономическая и правовая ответственность работодателя в трудоустройстве молодежи
О си
-О Q-
LQ <
■=с
LO
си
253
Рисунок 1 - Структура механизма социального партнерства
Источник: составлено авторами
Примечания:
1. Ананьева Т.Н. Взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов высшего профессионального образования и рынка труда / Т.Н. Ананьева, Б.А. Савельева // Сервис PLUS. - 2008. - № 4. - С. 46-50.
2. Испулова С.Н. Социальные механизмы адаптации молодежи к современному рынка труда / С.Н. Испулова // Социальная политика и социология. - 2009. - № 8(50). - С. 41-46.
3. Маслова И. Институты российского рынка труда в механизме регулирования процессов занятости / И. Маслова // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2013. - №5. - С. 39-66.
4. Михайлова К.Н. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в Сибирских регионах / К.Н. Михайлова // Вестник Кемеровского
государственного университета. - 2010. - №1 (41). - С. 63-67.
5. Пономарева Ю.С. Проблема эффективности региональных механизмов трудоустройства молодежи в Пермском крае : материалы XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Пермь, 2015.-С. 222-226.
6. Прокопов Н.И. Практики и тенденции успешного трудоустройства молодежи / Н.И. Прокопов, С.Н. Антонюк, С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова // Высшее образование в России. - 2017. - №6. - С. 88-95.
DEVELOPMENT OF REPO TRANSACTIONS WITH THE CENTRAL COUNTERPARTY IN RUSSIAN FEDERATION
Smagin Aleksandr Alekseevich, Assistant
Clotova irina Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor
Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor
Kuzmenko Irina Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor
Stavropol State Agrarian University, Stavropol
The article deals with the development of the institution of the central counterparty in Russia. Revealed features of REPO between the game market and the central counterparty. The risks of consolidation of financial resources within the framework of a single banking structure are considered.
Keywords: securities market; centrai counterparty; finance; repo; clearing.
УДК 336.763.3:378
© Смагин A.A., 2017 © Глотова ИМ, 2017 © Томилина Е.П., 2017 © Кузьменко И.П., 2017
РАЗВИТИЕ СДЕЛОКРЕПО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОНТРАГЕНТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы развития института центрального контрагента в России. Выявлены особенности проведения сделок РЕПО между участниками финансового рынка и центральным контрагентом. Рассмотрены риски консолидации финансовых ресурсов в рамках ответственности одной банковской структуры.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг; центральный контрагент; финансы; РЕПО; клиринг.
СМАГИН Александр Алексеевич, ассистент
ГЛОТОВА Ирина Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент
ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент
КУЗЬМЕНКО Ирина Петровна, кандидат экономических наук, доцент
Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
Центральный контрагент-специализированная инфраструктурная организация национального финансового рынка, которая берет на себя основной кредитный риск контрагента, то есть риск невыполнения обязательства участника финансового рынка по поставке денежных средств или финансовых активов своим клиентам или другим участникам рынка. Центральный контрагент берет обязательства посредника между сторонами по сделке: покупателем для продавца и, наоборот, продавцом для покупателя, которые заменяют свои договорные отношения друг с другом аналогичными договорными обязательствами с центральным контрагентами].
Центральный контрагент предупреждает возникновение каскадной череды дефолтов на финансовых рынках. В качестве альтернативы участники рынка могут осуществлять сделки на двусторонней основе, используя внебиржевой рынок. Однако при угрозе дефолта нецентрализованный клиринг без участия центрального контрагента может значительно затянуться во времени и создать условия для "кризиса доверия". Удачный опыт центральных контрагентов в период глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. заставил регуляторов продвигать институт центрального контрагента и обязательный централизованный клиринг внебиржевых деривативов как