и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования (см. рис. 1) [2].
Г
0
«=;
кл
□
п
о
о
п
с
о
ьа
56
Государственные институты
Система Трудовая Региональная Городские Районные
образования инспекция служба занятости службы службы
и переподготовки занятости занятости
Рисунок 1 - Институциональная структура регионального рынка труда
На наш взгляд данная схема является неполной. В ней не нашли отражения институты трудового законодательства (федеральные и региональные нормативно-правовые акты о труде) и институты этнических норм (выбор занятости зависит от национальныхтрадиций, привычек и склонностей). Кроме того, в данной схеме не выявлено влияние неформальных институтов на поведение работодателей. Выбор того или иного работника часто зависит от таких характеристик как национальность, вероисповедание, пол работника, семейное положение. Несмотря на то, что в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, говорится о
предоставлении равных прав на труд своим гражданам независимо от их национальной принадлежности, работодатели под различными предлогами отказывают в трудоустройстве лицам, неуст-
---------1 раивающих их по личностным
характеристикам. Также мы считаем необходимым разделение блока "профсоюзы" на две составляющие: "профсоюзы работников" и "профсоюзы работодателей", так как они различаются по своим функциям и тому влиянию, какое оказывают на процесс распределения и потребления трудовых ресурсов.
Институционализация регионального рынка труда (т.е. процесс становления новых рыночных институтов) на основе становления формальных (государственных) и неформальных его институтов должна обеспечить снижение уровня безработицы. Поэтому государственная политика в сфере развития рынка труда и его стабилизации должна быть направлена на стимулирование процесса ускоренного становления формальных негосударственных институтов рынка труда.
Примечания:
1. Рощин С.Ю. Институты рынка труда в переходной экономике // Современная экономическая теория : материалы Научной конференции "Ломоносовские чтения". - М., 1997. - С. 6970.
2. Белокрылов А.А. Региональный рынок труда: институты, регулирование, информация (на материалах Ростовской области) : автореф. к. э. н. -Ростов-на-Дону, 2001. - С. 16.
THE ANALYSIS OF RESULTS OF THE PERFORMANCE EVALUATION
OF WORK OF THE WHOLESALE MARKET OF THE ELECTRIC POWER AND CAPACITY
Skorohodova Irina Georgievna, PhD of Economics, Associate Professor,
E-mail: [email protected]
Grin Anna Aleksandrovna, post-graduate student, Chair of Economics and Managment,
North Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]
The analysis of results of estimation of efficiency of work of wholesale market of electric power and power is executed.
Keywords: wholesale market of electric power; analysis; efficiency of work.
УДК33:621.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
И МОЩНОСТИ
© Скороходова И.Г., 2011 В статье проведен анализ результатов оценки эффективности
работы оптового рынка электроэнергии и мощности.
Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергии и мощности; анализ; эффективность работы.
© Гоинь А.А., 2011
Реформа электроэнергетики подошла к своему промежуточному финишу - с 1 января 2011 г. отпуск электроэнергии предприятиям и организациям целиком осуществляется по нерегулируемым ценам (за исключением Калининградской, Архангельской областей, Республики Коми, Дальнего Востока и отдельных изолированных энергетических систем). Дата 1 января 2011 года в планах реформирования была указана как рубеж, отделяющий друг от друга прежний -регулируемый рынок электроэнергии и мощности и новый - полностью либерализованный. В принципе, доля поставок электроэнергии по регулируемым договорам в общем объеме проданного в ценовых зонах оптового рынка электричества постоянно снижалась, уже начиная с 2007 года, сокращаясь на 5% каждое полугодие. В итоге последние полгода в 2010 году рыночная доля продаж электричества составляла целых 85%. Поэтому субъекты оптового рынка спокойно сделали последний шаг к 100-процентной либерализации. Но для потребителей он оказался не столь простым. По крайней мере, когда в ряде регионов с начала 2011 года произошел существенный рост тарифов для розничных потребителей, местные власти и сами потребители связали его именно с полной либерализацией оптового рынка. В ответ государство пообещало разобраться в причинах, чем в марте и занялись Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам. Также был разработан ряд мер по снижению темпов роста тарифов на электроэнергию. Отмечается, что среди этих мер нет возврата к государственному регулированию оптового рынка.
Первые результаты реформы имеют множество различных оценок. В частности, председатель правления НП "Совет рынка" Дмитрий Пономарев считает, что "в совокупности на рынке электроэнергии и мощности только 40% объемов продаются по цене, сформированной под воздействием спроса и предложения, в остальном сохранились регулируемые государством цены. То есть либерализация состоялась не полная, а частичная" [1].
По мнению академика РАЕН Георгия Кутового, "сегодняшний рынок - это распределительная система, прикрываемая рыночными понятиями, рыночной атрибутикой - и не более того. Для перехода к свободному рынку, к маржинальным ценам нужна политическая воля" [2].
Сторонники реформы считают, что "созданы все рыночные условия для успешного функционирования и развития отрасли" [3].
Также свое мнение о либерализации рынка выразил директор НП "Совет производителей электроэнергией" Игорь Миронов, который считает, что "оптовый рынок является на 100% либерализованным только на словах, и это объективная реальность" [4].
По поводу надежности работы отрасли ряд экспертов считает, что одна из главных целей преобразований в электроэнергетике не выполнена и в данный момент остается одной из острых.
Профессиональные энергетики видят причину повышения возможности возникновения аварий на энергообъектах не только в износе оборудования, но и в изменении подходов к управлению, кадровой политике, проведению ремонтных и строительных работ. В ходе реформы ремонт, наравне с генерацией и сбытом, был выделен в конкурентный вид деятельности, что многие специалисты считают ошибкой реформирования [3].
В [5] автор предлагает совсем новую концепцию целевой модели рынка. Проанализировав результаты реформы, автор приходит к выводу, что не все из поставленных перед реформой задач были выполнены. В частности, автор выделяет следующие проблемы, которые не удалось устранить в ходе реформирования электроэнергетики:
- создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,
кандидат
экономических наук,
доцент
■
57
ГРИНЬ
Анна
Александровна,
аспирант,
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
- создание эффективного механизма снижения издержек;
- привлечение инвестиций в строительство и эксплуатацию новых мощностей по производству и передаче электроэнергии;
- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии.
Нужно отметить, что автор предлагает отказаться от политики "улучшизмов", признав, что задача может быть решена с возвратом в начальную точкуотсчета реформы, носучетом сложившейся в отрасли системы отношений, в том числе субъектного состава оптового и розничных рынков, например, разделения гарантирующих поставщиков и сетевых организаций [5].
Основными приоритетами данной модели являются [5]:
- повышение надежности энергоснабжения;
- формирование обоснованной стоимости электроэнергии;
- развитие конкуренции на рынках электрической энергии;
- простота определения стоимости электроэнергии.
В условиях старения оборудования и значительного роста в последние годы конечных цен дальнейшее проведение политики точечных улучшений модели рынков может привести как к техногенным авариям, так и к социальным взрывам.
Необходимо принять за основулогикурефор-мирования отрасли "с чистого листа".
Предлагаемая целевая модель рынков электрической энергии направлена на улучшение их управляемости, поддержание надежности энергоснабжения потребителей за счет централизации процесса принятия решения и контроля инвестиционных программ и режимов технологического управления энергетическими системами.
Вместе с тем такие меры, как ликвидация маржинального ценообразования на оптовом рынке, переход к рынку одного товара - электрической энергии и стимулирование вывода из эксплуатации неэффективной генерации, изменение методологии регулирования тарифов сетевых компаний, должны способствовать удешевлению электроэнергии для потребителей [5].
Одно из важных изменений, произошедших на рынке мощности, состоит в том, что если в переходной модели рынка оплачивалась вся мощность, включенная в баланс ФСТ, то в новой модели отбирается тот объем, который реально востребован, исходя из прогноза спроса на мощность. Это означает, что часть наиболее дорогой генерации может быть не отобрана и, как следствие, не получит оплату за мощность. Еще одно изменение - в новую модель встроены понятные механизмы улучшения структуры, и повышения эффективности генерации через административный запрет участия в рынке мощ-
ности старой и неэффективной мощности. Новые технические требования позволяют постепенно организовать вывод из эксплуатации старых неэффективных мощностей. К таким, например, относятся генераторы, которым исполнилось по 50 и более лет, и которые используют крайне неэффективные технологии производства. Но, пожалуй, самое главное - это то, что в механизме долгосрочного рынка мощности появились договоры о предоставлении мощности, призванные, с одной стороны, обеспечить возврат в отрасль средств, полученных владельцами генерирующих компаний в ходе реформы ОАО РАО "ЕЭС России", а с другой -дать тем же собственникам гарантии оплаты новой и модернизированной мощности.
В то же время остаются нерешенными ряд вопросов, которые в дальнейшем должны быть рассмотрены. Основными решениями данных проблем являются [5]:
- определить перечень генерирующих объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счёт средств, включаемых в период 2011-2012 гг. в состав цены мощности действующих генерирующих объектов поставщиков;
- определить принципы отбора инвестиционных проектов строительства генерирующих объектов АЭС и ГЭС, проводимых более чем за 5 лет до планируемого ввода таких объектов в эксплуатацию;
- определить принципы определения предельного размера платы за мощность, используемой при проведении конкурентных отборов мощности на 2019 и последующие годы;
- разработать порядок определения спроса на мощность для конкурентного отбора мощности, включающий, в том числе порядок определения прогноза потребления по зонам свободного перетока, порядок определения плановых коэффициентов резервирования;
- разработать методические указания по рас-чётутарифов на мощность и предельныхуров-ней цен.
Следует отметить, что конкурентный отбор мощности в 2011 г. в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии производился с применением предельной цены. Предельные цены не были установлены только в ЗСП "Центр" и ЗСП "Урал". Такой подход приводит к завышению тарифов на мощность и электроэнергию.
Доктор технических наук, профессор Василий Платонов в своей монографии "Анализ стратегии развития и проблемы реформирования электроэнергетики России" сравнил структуру затрат в отрасли, руководимой менеджерами-реформаторами, с фактическими затратами за 1996 год. Проведенный им анализ показал, что расходы на реформирование отрасли в 20002005 гг. составили 39,5 млрд долл. и примерно соответствуют затратам на технологию производства, передачу, распределение и сбыт элек-
троэнергии. Такие непроизводственные затраты могли обеспечить инвестиционную потребность страны до 2010 года. Проведенное профессором Платоновым постатейное сравнение затрат с оценкой ближайшей перспективы 2010 г. показало, что увеличение расходов при продолжении курса реформ составит: на производство электроэнергии в 1,35 раза; на ее передачу - в 2,1 раза; на распределение и сбыт - в 2,2 раза; на диспетчерское управление - в 10 раз.
В результате тариф на электроэнергию в 2010 г. составит 6,47 цента/кВточ против уровня тарифа при монопольной структуре (с учетом инвестиций) 3,5 цента. Дополнительное обременение российского бизнеса составит 600 млрд руб. в год.
Непрофессионализм управления, затратная сущность преобразований, дезинтеграция региональных энергокомплексов, ликвидация основного научного, проектного, строительно-монтажного и ремонтного потенциалов привели к беспрецедентной деградации отрасли.
Итак, во-первых, эффективность работы оптового рынка электроэнергии и мощности в настоящее время низка, так как состоялась не полная а частичная либерализация, и только меньше половины объемов продаются по цене, сформированной под воздействием спроса и предложения. Во-вторых, для повышения эф-
фективности работы оптового и особенно розничного рынка электроэнергии необходимы разработка и реализация комплекса мер по научно -техническому развитию отрасли и увеличению потенциала строительно-монтажного, ремонтного комплексов и взаимосвязанных отраслей, прежде всего в ТЭК и энергомашиностроении, а также обеспечение профессионализма управления федеральными и региональными энергокомплексами.
Примечания:
1. Рынок нужен прежде всего государству // Коммерсантъ. - 201 1. - № 28.
URL: http://www.kommersant.ru/Doc/! 586669 (дата обращения 29.04.1 1).
2. URL: http://www.russia-today.ru/tema-nomera/
1 748-po-umu-vse-taki-nepoluchilos.html (дата обращения 04.05.1 1).
3. Фирсова Е.В., Юшков И.В. Реформа электроэнергетики: промежуточные итоги, проблемы, перспективы в зеркале экспертных оценок // Энергоэксперт. - 2010. - № 6. - С. 78-83.
4. Оптовый рынок является на 100% либерализованным только на словах // Энергорынок. -_ 201 1. - №1. URL: http://www.e-m.ru/er/201 101/29955/ (дата обращения 03.04.1 1).
5. Целевая модель рынка: новый взгляд // Энергорынок. - 2011. - № 4. URL: http ://www.e-m.ru/er/2011-04/30092/ (дата обращения
11.04.11).
■
б9
THE INTERNAL MARKETING AS THE TOOL OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONS
Fursov Victor Aleksandrovich, PhD of Economics, Assistant Professor Lazareva Natalia Vjacheslavovna, PhD of Economics, Assistant Professor,
Chair of Economics and Management,
North Caucasus State Technical University, Stavropol
In article the control system of the organizational-economic mechanism of functioning of the regional market infrastructure assuming its adaptation to change of environment and development of corresponding forms of interaction with its participants is considered.
Keywords: management of a market infrastructure; regional market infrastructure; organizational-economic mechanism.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО- УДК338.48:656
ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В статье рассматривается система управления организационно- © Фурсов В.А., 2011
экономическим механизмом функционирования региональной рыночной инфраструктуры, предполагающей ее адаптацию к изменению © Лазарева Н.В., 2011 внешней среды и развитию соответствующих форм взаимодействия с ее участниками.
Ключевые слова: управление рыночной инфраструктурой; региональная рыночная инфраструктура; организационно-экономический механизм.
Устойчивое развитие региональной рыночной инфраструктуры предполагает формирование эффективного организационно-экономического