4. Burdo N.B., Videjko M.Ju. Trypil's'ka kul'tur. Spogady pro zolotyj vik. Harkiv: Folio, 2008. 415 s.
5. Videjko M.Ju. Shljahamy trypil's'kogo svitu. K.: Nash chas, 2007. 296 s.
6. Kanygin Yu. Put' Ariev. Ukraina v dukhovnoy istorii chelovechestva. K.: Ukraina, 1996. 256 s.
7. Shevchenko T. Povne zibrannja tvoriv u 12-ty tomah. T.2. K.: Naukova dumka, 2003. 784 s.
8. Utjuzh I.G. Cyvilizacijna paradygma osvity: teoretyko-metodologichnyj aspekt // Gumanitarnyj visnyk ZDIA. 2009. Vyp.38. S. 60-66.
9. Kosmos drevn'oi' Ukrai'ny. Trypillja - Trojan': Mitologija. Filosofija. Etnogenez. K., 1992. 304 s. ДАН ПРО АВТОРА
Студшський Володимир Аркадшович, кандидат економнних наук, доктор ¡сторичних наук, професор кафедри пол^ично'Т економп облiково-економiчних факультелв
КиТвський Нац1ональний Економ1чний Умверситет ¡мен! В.Гетьмана а/с 123, м. КиТв, 03191, УкраГна e-mail: studinskij@mail.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Студинский Владимир Аркадьевич, кандидат экономических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры политической экономии учетно-экономических факультетов
Киевский Национальный Экономический Университет имени В.Гетьмана а/я 123, г. Киев, 03191, Украина e-mail: studinskij@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Studinski Volodymyr Arkadijovych, Ph.D. in Economical Science, D. in Historical Science, Professor Kiev National Economic University named after Vadym Hetman Box 123, Kiev, 03191, Ukraine e-mail: studinskij@mail.ru
УДК 65.012.7:65.014.1
МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ УКРАИНЫ
Ущаповский К.В., Минкович А.В., Костин Ю.Д.
Предмет исследования. Изучены внешние и внутренние экономические технологии (процессы) при организации конкурентного рынка электроэнергии с учетом мировых тенденций.
Цель работы. Проанализирована новая версия рынка электроэнергии в свете Закона Украины «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины» и выработаны стратегические направления будущего конкурентного рынка.
Метод или методология проведения работы. Использован метод системных оценок для анализа мировых тенденций либерализации рынков электроэнергии. Применены расчетно-аналитические сопоставления различных методологических подходов при оценке будущего энергетики Украины.
Результаты работы. Показана роль законодательной инициативы в построении методических принципов формирования конкурентного рынка электроэнергии. При этом Украина должна выполнить ряд условий: уровень конкуренции на энергорынке, экономическая обоснованность стоимости электроэнергии, возможность свободного выбора поставщиков электроэнергии. Предполагается осуществить разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо вертикально-интегрированных компаний, выполняющих все эти функции, создать структуры специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Наличие гарантирующего поставщика электроэнергии в конструкции розничного рынка гарантирует, что потребитель не окажется в ситуации когда с ним отказались заключать договор энергоснабжения (купли-продажи) все сбытовые организации.
На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов: регулируемых договоров, свободных двусторонних договоров, спотовый рынок и балансирующий рынок. Рынок двусторонних договоров может не только уберечь потребителя от резких ценовых колебаний, но и заставит относиться к электроэнергии как к товару, который имеет свою цену и качество.
Область применения результатов. Организация и функционирование конкурентного рынка распространяется повсеместно имеет солидарную ответственность.
Выводы. Появление в Украине либерализованных рынков электроэнергии сопряжено с немалыми трудностями и испытанием на выносливость. Это длительный процесс, который требует готовности правительства решать сложные проблемы организационно-экономического характера, которые в будущем обеспечат потребителю реальные долговременные выгоды.
Ключевые слова: электроэнергия, конкурентный рынок электроэнергии, либерализация рыночных отношений, рынок двусторонних договоров, спотовый рынок («на сутки вперед»), балансирующий рынок, генерация, реализация электроэнергии, гарантирующий потребитель электроэнергии, энергоснабжающая организация, тариф (цена) на электроэнергию, «зеленый» тариф, торговля на бирже, системный оператор, рынок вспомогательных услуг, дерегулирование электроэнергетики, совет рынка, национальная комиссия по регулированию электроэнергетики.
CONCEPT OF CREATING AND FUNCTIONING OF THE ELECTRICITY MARKET IN UKRAINE
Ushapovskiy K.V., Minkovich A.V., Kostin Yu.D.
Research Subject. The external and internal economical technologies (processes) when organizing competitive electricity market with due consideration of global trends have been studied.
Work Objective. A new version of electricity market has been analyzed with the meaning of the Act of Ukraine "On principles of electricity market performance in Ukraine" and some strategic approaches of prospective competitive markets have been developed.
Method and concept of the research work performance. The method of system assessments for analyzing global trends of electricity markets liberalization has been used. The calculation-analytical comparisons of different methodological approaches have been applied in making an assessment of the prospects of energetic of Ukraine.
Research results. The role of the legislative initiative when forming methodological principles of organizing competitive electricity markets has been indicated. In such a case Ukraine has to accomplish a set of the following conditions: the level of competition at the energy market, economic feasibility of the electricity cost, the possibility of the free choice of power suppliers. It is suggested to achieve the separation of the natural-monopolistic (electric-power transmission, operational-dispatching control) and potential competitive (production and distribution of electricity, maintenance and service) functions, and to create the structures specialized in certain activities instead of vertically integrated companies that perform all these functions. The availability of a guarantying supplier of electricity in the retail market structure may prove that the consumer will not get in a situation when he is abandoned to celebrate a contract for electricity supply (purchase and sale) by any disposal organizations.
The wholesale electricity market is operated by several sectors: regulated contracts, free bilateral contracts, wholesale market and balancing market. The market of bilateral agreements can not only protect consumers from sharp price fluctuations but also make the electricity be treated as a commodity that has its own price and quality.
Field of application. The organization and functioning of the competitive market has universal application with joint and several responsibility.
Conclusions. The appearance of liberalized electricity markets in Ukraine is associated with considerable difficulties and endurance tests. This is a time consuming process involving the readiness of the government to solve complex problems of organizational and economic nature, which in years will guarantee real long-term benefits for the consumer.
Key words: electricity, competitive electricity market, liberalization of market relations, market of bilateral contracts, wholesale market (the "day ahead "), balancing market , generation, electricity sales, guarantying consumer of electricity, power supply organization, rate (price) for electricity, "green" tariff, stock exchange trading, transmission system operator, ancillary service market, electricity deregulation, market council, National Electricity Regulatory Commission.
Постановка проблемы. В надежных электроэнергетических системах в каждый момент времени спрос на электрическую энергию (ЭЭ) равняется её предложению, что отражается поддержанием стандартного уровня частоты электрического тока. Для обеспечения баланса спроса и предложения энергосистема должна быть перманентно способна произвести требуемый объем ЭЭ и доставить его потребителю, в противном случае падение частоты в системе потребует веерных отключений потребителей для обеспечения её живучести. Спрос на ЭЭ имеет переменный характер в течении суток (пик потребления приходится на утренние и вечерние часы со значительным спадом в ночной период), недели (в будние дни спрос больше, чем в выходные), месяцев года (в зимний период спрос на ЭЭ выше чем в летний, что вызвано как климатическими особенностями, так и сезонностью экономической динамики.
Сообразно изменению спроса на ЭЭ изменяется нагрузка производственных мощностей (ПМ) энергосистемы: в период пика потребления ЭЭ в работу включается самые неэкономичные мощности (загрузка осуществляется с учетом технологических особенностей в порядке экономичности - в первую очередь загружаются наиболее экономичные электростанции, затем - менее экономичные и т.д.). Таким образом предельные затраты на производство ЭЭ в течении суток значительно варьируются. Высокая неравномерность электропотребления вынуждает энергетическую отрасль поддерживать существующие и вводить новые ПМ, недоиспользование которых потребителю в конечном счете приходится оплачивать. Поэтому важным экономическим инструментом может быть введение цен (тарифов) на ЭЭ, отражающих её реальную стоимость во времени. Об этом говорит и анализ мирового опыта [1,2,3].
На либерализованных рынках ЭЭ эффективные схемы тарифной дифференциации создаются вследствие конкуренции различных подходов. Поскольку конкретный рынок ЭЭ в Украине в настоящее время отсутствует, нет раздельного учета затрат в вертикально - интегрированных энергокомпаниях, возникают дополнительные сложности, связанные с внедрением прогрессивных тарифных моделей.
Представляется, что постепенный переход к моделям дифференцированного тарифобразования при максимальной информационной прозрачности и последовательности может быть наилучшей стратегией, сочетающей более «гладкий» переходный период и устойчивость долгосрочного этапа. Решения, которые в связи с этим будут приниматься, должны соответствовать закону «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины», который вступил в силу с первого января 2014 года.
Актуальность исследования. Отечественный рынок ЭЭ - это гигантская отрасль, с годовым оборотом более 40 млрд гривень, функционирует в составе электроэнергетических предприятий разного типа и профиля. Среди них сектор генерации: атомные, тепловые, гидравлические и гидроаккумулирующие, солнечные и ветровые. Другой сектор рынка, который отвечает за транспортировку (передачу) ЭЭ высокого напряжения представлен холдингом ДП НЭК «Укрэнерго», на балансе которого находятся магистральные электрические сети. Третий сектор составляют региональные предприятия «облэнерго», которые выполняют функции транспортировки ЭЭ по городским сетям и её распределение между потребителями. В настоящее время состояние предприятий электроэнергетики в Украине неудовлетворительное и характеризуется значительным (до 75%) износом основных фондов, как генерирующих так и транспортирующих и распределительных предприятий, большими технологическими и коммерческими потерями ЭЭ, что приводит к завышению цен (тарифов) и как следствие падению объемов производства и завышению энергоемкости конечной продукции.
Актуальность выполненного исследования более чем очевидна, а наработанные методологические и методические подходы к созданию и функционированию конкурентного рынка ЭЭ, открывают возможность либерализации рыночных отношений в электроэнергетике Украины.
Степень исследования проблемы либерализации рынка ЭЭ. С принятием первого закона «Об электроэнергетике» [4] формировался энергетический пул Украины по образу пула Англии и Уэльса. В рамках этой модели первое разделение видов деятельности произошло на АК «Харьковоблэнерго». Была выделена энергосбытовая служба, получившая относительную самостоятельность в принятии решений [5]. Созданы районные отделения, заработали информационные технологии, выделены банковские счета, повысилось качество услуг и уровень оплаты денежными средствами за покупную ЭЭ. Министерство энергетики попыталось распространить положительный опыт харьковчан на другие «облэнерго». Однако первые руководители энергокомпаний дружно воспротивились рыночным отношениям и либерализационное начало «приказало долго жить».
Уже через три года работы пула стали видны его слабые стороны и, в первую очередь, обезличенность ответственности за расчеты, дисбаланс цены производства и розничных цен на ЭЭ. Начался поиск путей усовершенствования модели рынка.
Концептуальное решение о переходе от модели единого покупателя - продавца к модели двусторонних контрактов -рынка «на сутки вперед» - балансирующего рынка было принято КМУ ещё в ноябре 2002 года, когда только начиналась приватизация энергогенерирующих компаний Украины [6].
Вторым этапом либерализации рынка ЭЭ (2005 - 2010) можно считать период рекомендаций международных доноров, предоставляющих кредиты на развитие гидроэнергетики и сетей электропередачи [7-14]. Этот период был достаточно плодотворным: украинские специалисты вместе с немецкими, британскими, сербскими и голландскими консультантами наработали первичный базовый пакет правил работы, подготовили проект закона о рынке, провели тренинги.*
На третьем этапе реформирования рынка электроэнергетики наши обязательства становятся более жесткими и ответственными в связи со вступлением Украины в Европейское Энергетическое Сообщество (ЕЭС). В процессе работы моделировались различные механизмы работы рынка, и главной задачей было не просто воспроизвести европейскую модель, но и учесть особенности модели действующей, которая по эффективности далека от зарубежных. Пример украинского пула: централизация всех средств за купленную потребителями ЭЭ с их последующим распределением по алгоритму, установленному регулятором, - уникальное украинское изобретение, которое не удалось повторить никому. А широко применяемое перекрестное субсидирование для минимизации дисбаланса между розничными и отпускными ценами в 3,5 млрд евро ни один из зарубежных пулов не достиг - они трансформированы при более скромных цифрах.
Цель исследования. Проанализировать новую версию рынка ЭЭ в свете закона «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины и выработать стратегические направления будущего конкурентного рынка ЭЭ в Украине.
Результаты исследования. Новая версия рынка электроэнергии, принципы его функционирования, механизмы усовершенствования существующей модели в направлении либерализации отношений, таковы задачи исследования.
Не вдаваясь в подробности содержания каждого из принципов (их более 10), они декларируются как базовые и не могут нарушаться с применением нормативно-правовых актов.
Главный принцип: рынок ЭЭ функционирует на конкурентных началах, но с ограничениями.
В Украине, где коррупционная составляющая высока (по оценкам зарубежных экспертов она достигает более 50%), принцип добросовестной конкуренции ко многому обязывает. Так, на основе обязательств, принятых Украиной при вступлении в ЕЭС, устанавливалось обязательство по либерализации электроэнергетики с последующим объединением локальных рынков ЭЭ в единый рынок ЕС. А для этого Украина должна выполнить ряд условий: уровень конкуренции на энергорынке, экономическая обоснованность стоимости ЭЭ, возможность свободного выбора поставщиков и других не менее важных.
В рамках реформирования должно быть произведено разделение естественномонопольных (передача ЭЭ, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт ЭЭ, ремонт и сервис) функций, и вместо вертикально-интегрированых компаний, выполняющих все эти функции, создать структуры специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию ЭЭ на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям - участникам оптового рынка.
Сбыт ЭЭ конечным потребителям осуществляют сбытовые компании, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации.
Гарантирующий поставщик (ГП) - сбытовая компания, обязан заключить договор с любым обратившимся к ней клиентом в зоне её деятельности договор энергоснабжения (купли-продажи). Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор энергоснабжения (купли-продажи) все сбытовые организации. Договоры заключаемые ГП с потребителем должны носить публичный характер.
ГП действует в таком качестве в рамках определенной зоны (например в областных границах) деятельности. Вне её он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности ГП не пересекаются.
В отличие от ГП, энергосбытовая организация свободна в заключении договоров с потребителям и определении цены, за исключением случаев, если она одновременно снабжает потребителей-граждан. В таком случае, она обязана соблюдать установленный порядок определения объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам, предельных уровней нерегулируемых цен.
Энергоснабжающими в рамках действующих правил являются те организации, которые продолжают совмещать деятельность по купле-продаже с деятельностью по передаче ЭЭ. Такое совмещение допускается в границах территорий, не включенных в ценовые зоны оптового рынков, в технологически изолированных районах. В остальных случаях совмещение указанных видов деятельности является нарушением законодательства и может быть предметом воздействия со стороны антимонопольных органов.
В соответствии законодательством совмещать деятельность по передаче ЭЭ и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже ЭЭ с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2017 год) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).
Вместе с тем на территориях, не объединенных в ценовые зоны, где условий для создания конкурентного рынка ЭЭ, пока не создано, ограничений на совмещение видов деятельности не предусмотрено.
На оптовом рынке ЭЭ функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок «на сутки вперед» (спотовый рынок), балансирующий рынок:
* Голикова С. Новый рынок электроэнергии Украины: процесс, а не событие. «Зеркало недели», №47 от 14 декабря 2013 г.
Когда 11 лет назад разрабатывалась концепция реформирования рынка ЭЭ, именно заключение прямых договоров подвергалось наибольшей критике. Сводилась она к тому, что крупный промышленный потребитель быстро "разберет" дешевую электроэнергию у гидроэлектростанций и атомных электростанций, а бытовому потребителю достанется дорогая ЭЭ, производимая тепловыми электростанциями. Было довольно сложно убедить не только политиков, но и профессиональных энергетиков в том, что даже самое энергоемкое предприятие, работающее в непрерывном цикле не сможет со 100-процентной точностью просчитать ежедневный график своего потребления ЭЭ на год вперед, а потом найти такого производителя, который смог бы с такой же точностью производить и продавать ЭЭ. На практике всегда есть отклонения, да и закладывать в долгосрочный контракт цену ЭЭ, которая через несколько месяцев станет неконкурентной, - работать себе в убыток. Долгосрочные двусторонние контракты между производителями и поставщиками - это закрытый рынок цен и графиков поставки, но он ориентируется на цены, которые складываются на ежедневном спотовом рынке, и расширение второго сегмента является залогом минимизации злоупотреблений на первом, Чем больше степень охвата сделок на публичном рынке "на сутки вперед", тем четче ценовые сигналы для рынка двусторонних договоров.
В то же время при правильной организации именно рынок двусторонних договоров может не только уберечь потребителя от резких ценовых колебаний, но и заставит относиться к ЭЭ как к товару, который имеет свою цену и качество.
В этом сегменте рынка выиграют не только те потребители, чьи производства энергоемки, а график потребления достаточно стабилен, но и те, кому важна прогнозируемая цена.
Рынок "на сутки вперед", или так называемый спотовый рынок, - это наиболее открытый и технически оснащенный рынок. Его участники практически те же, что и рынка двусторонних договоров. На спотовом рынке встречаются спрос и предложение в режиме онлайн, когда стороны не видят, кто продает и кто покупает. И главное для них - цена и период поставки ЭЭ.
В этом сегменте рынка может торговаться не только 24-часовая поставка ровным графиком, но и отдельные пиковые часы. Или, наоборот, часы, когда наступают "провалы", уровень потребления резко падает и ЭЭ дешевеет.
Этот рынок достаточно гибко реагирует на спрос и предложение, его правила должны минимизировать возможность сговора между продавцом и покупателем, и чем шире его охват, чем технологичнее проводятся торги, чем удаленнее оператор такого рынка как от административного влияния, так и от самих участников рынка, тем реальнее ценовые сигналы и гибче торговля. На рынке действует маржинальный принцип установления цены.
На большинстве европейских и мировых энергетических рынков торги проводятся на специализированных электроэнергетических биржах (NORD Pool, BaltPool, EPEX Spot SE, Apex-ENDEX). И там важнейшим критерием определения цены является уровень ликвидности рынка: чем выше ликвидность, тем ниже цены.
Украинский энергетический рынок прикрылся имитацией биржевой торговли и предложил перевести этот сегмент под контроль еще одного предприятия, которое будет создано Кабинетом министров Украины в форме публичного акционерного общества (ПАО), 100% акций которого не подлежат приватизации и не могут быть переданы в уставные фонды других предприятий. У правительства уже есть опыт создания ПАО. Например, в апреле 2013 г. было создано ПАО "Аграрный фонд" с уставным капиталом 5 млрд грн, а управление корпоративными правами передано Минагрополитики.
Можно предположить, что и в случае с оператором рынка может произойти подобное, и фактически управление рынком "на сутки вперед" будет осуществляться под надзором профильного министерства. Отсутствие такого инструмента, как биржа ЭЭ, может затруднить интеграцию с рынками Европы, где биржевые площадки работают по четким и прозрачным правилам и не связаны с органами госуправления.
На энергорынке Украины "на сутки вперед", как и на рынке двусторонних договоров будут действовать жесткие ограничения вплоть до 2030 г. Например, гарантированный покупатель, купивший на рынке двухсторонних договоров всю электроэнергию, произведенную по "зеленым" тарифам на этом рынке, выступает только как продавец.
Национальный регулятор - НКРЭ* будет иметь значительные полномочия влияния на работу и этого сегмента рынка. Причем часть полномочий не ограничена временем.
Балансирующий рынок - замыкающий элемент в цепочке взаимоотношений покупки-продажи ЭЭ. На нем все участники рынка выравнивают фактический объем произведенной и закупленной (потребленной) ЭЭ с той, что была законтрактована на двух предыдущих сегментах рынка. Объем сделок на этом рынке незначителен и в развитых рынках составляет 3-5%. Фактически это рынок "исправления ошибок", а за ошибки нужно платить.
Руководит этим рынком системный оператор в лице ДП НЭК "Укрэнерго", которую в ближайшие годы ждет серьезная трансформация. Кроме урегулирования небалансов, системный оператор планирует работу всей энергосистемы на следующие сутки.
Балансирующий рынок не столько финансовый, сколько технологический. На нем нет места большой коммерции. Он насыщен информационно и должен применять сложные программные продукты, позволяющие качественно получать, обрабатывать и систематизировать информацию от всех участников процесса, поскольку несет ответственность за безопасность работы всей энергосистемы Украины, а также координирует работу со смежными энергосистемами Запада и Востока.
Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя - в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления ЭЭ. Для определения стоимости отклонении для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели.
Системному оператору в лице ДП НЭК "Укрэнерго" в будущем рынке отводится значительная роль, на его плечи ложится задача не только закупить и ввести в работу техническое оборудование, необходимое для работы и оператора рынка, и его самого, но и обеспечить финансирование гарантированного покупателя в пределах смет, установленных НКРЭ.
Четвертым сегментом рынка является рынок вспомогательных услуг, который начинает работу одним из первых. Теоретически он работает и сейчас, но без экономической составляющей. Рынок вспомогательных услуг начнет работу с покупки системным оператором у генерирующих компаний услуг вторичного и третичного регулирования с обеспечением резерва соответствующих регулирующих мощностей. Пока системный оператор не создан, эту функцию также будет выполнять ДП НЭК "Укрэнерго".
Розничный сегмент рынка ЭЭ менее всего регулируется новым законом и остается в сфере действия Закона Украины "Об электроэнергетике". Полагаем, что он еще потребует дополнительного изучения и трансформации, а также более детального правового регулирования. И связано это будет не только с развитием систем учета и дифференцированными, зонными тарифами, но и с использованием потребителями собственных источников энергии. Всех, которыми они располагают.
* НКРЭ - национальная компания по регулированию электроэнергии
Расчеты за проданную и купленную ЭЭ проводятся централизованно, что фактически копирует систему расчетов действующего рынка.
Отдельного обсуждения заслуживают такие структуры (субъекты и объекты) энергорынка, как совет рынка и Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса.
Еще на стадии проекта наиболее острой критике подвергался Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса. Критика звучала не только от украинских специалистов, но и от представителей Всемирного банка и Европейского Энергетического сообщества. Причем западные эксперты сходились на том, что дело не в создании фонда как такового, а в способе формирования его средств и алгоритмов распределения. Очевидно речь идет об обеспечении энергетической безопасности в условиях дэрегулирования
Лауреат Нобелевской премии 2001 года по экономике Джозеф Стиглиц отметил в своей книге «Ревущие девяностые. Семена развала», что Калифорнийский энергетический кризис поставил фундаментальный вопрос: если дерегулирования и конкуренция должны были снизить тарифы, то почему же они повышались [15]? Почему в период дефицитов было остановлено так много генерирующих мощностей, якобы нуждающихся в ремонте? Почему цены на природный газ на Западном побережье были такими высокими при явной незагруженности газопроводных мощностей (одна пятая)? Дж. Стиглиц делает чрезвычайно важный вывод из провала дерегулирования электроэнергетики в Калифорнии: «Сторонники дерегулирования говорят, что оно было выполнено несовершенным образом, - но ничто в мире не делается совершенным образом. Они хотят навязать нам сопоставление несовершенной регулируемой экономики с идеализированным свободным рынком, вместо того чтобы сравнивать несовершенную регулируемую экономику с еще более несовершенным нерегулируемым рынком...». Как отмечает автор, проблема информационной ассиметрии, при которой одна сторонняя (менеджер) знает больше, чем другая (акционер), приводит к неэффективному функционированию рыночной экономики в результате злоупотреблений менеджмента.
Выводы. В условиях конкурентной борьбы, активы существующего в электроэнергетическом секторе, используется более эффективно, и это приносит потребителям реальные долговременные выгоды (Ульрик Штридбек, специалист по рынку ЭЭ международного энергетического агентства). Однако либерализация с целью создания конкуренции - это длительный процесс, а не единовременное событие: она требует постоянной готовности правительства решать проблемы, связанные с прекращением закрепленных законом имущественных прав и перекрестного субсидирования. Время от времени все электроэнергетические системы будут переживать кризис. Но такие кризисы стали важным испытанием на выносливость для либерализованных рынков ЭЭ и (что, возможно, еще важнее) для политического механизма, стоящего за процессом либерализации
Список использованных источников
1. Заборовский А.М. Модели ценообразования на электроэнергию: методология построения и практика применения в Беларуси /А. М. Заборовский // Экономический бюллютень НИЭИ Мин-ва экономики Республики Беларусь. - №1. - 2011. - С. 40-50
2. Ruff, L.E. Economic principles of demand response in electricity / L.E. Ruff. - Washington. Edison Electric Institute, 2002. - 50 p.
3. Braithwait, S. Retail Electricity Pricing And Rate Design in Evolving Markets / S. Braithwait, D.Hansen M. O'Sheasy. - Edison Electric Institute, 2007. - 58 p.
4. Про електроенергетику [Ел. ресурс]: закон УкраГни в1д 16 жовт. 1997 р. № 575.97 - ВР - Режим доступу: www.URL://http://zakon.rada.gov.ua/cgibin/laws/maineginreg - 575%2F97 - %E2%FO
5. Организационно-економические и административные механизмы успешного сбора средств за потребляемую электроэнергию / Труды республиканского симпозиума научный руководитель д-р экон. наук Костин Ю.Д., Харьков: ГАЭК «Харьковоблэнерго», 1999. - 246с.
6. Баранк Я. О. Модель оптового ринку електричноГ енерги УкраГни / Я. О. Баранк // Актуальн1 проблеми економки. -2004. - №3(33). - С.14-30.
7. Продан Ю. Концепция функционирования оптового рынка электрической энергии Украины Продан // Энергетическая политика Украины. - 2003. - №9. - С. 64-68.
8. Енергетична стратег1я УкраГни на перюд до 2030 г. [Ел. ресурс]. - Режим доступу: www.URL://http://zakon.rada.gov.ua/signal/K06145a.doc.
9. Концепц1я функц1онування та розвитку оптового ринку електричноГ енерги УкраГни [Ел. ресурс]: схвалена постановою КМУ в1д 16 листопада 2002 р. №1789. - Режим доступу: www.URL:http://www.nerc.gov.ua/
10. Реформування ринку електричноГ енерги УкраГни - переход до ринку двусторомх договорю i балансуючого ринку [Ел. ресурс]: резолюц1я наук. - практ. конф. 29.09.2008. - Режим доступу: www.URL:http://www.nerc.gov.ua/controlUK/publish/article/main ?art_id=735908cat_id=73586.
11. Кальченко В.М. Перехiд до новоГ моделi ринку електроенерги в УкраГнi [Ел. ресурс]: [доповiдь голови НКРЕ УкраГни В.М. Кальченко на конф. «Реформування ринку електроенерги УкраГни - перехiд до ринку двосторонмх договорiв i балансуючого ринку», КиГв 29.09.2008 р.]//В.М. Кальченко, - Режим доступу: www.URL:http://www.nerc.gov.ua
12. Ажнаюн С. Г. Шляхи модермзацП' оптового ринку електроенергетики УкраГни / С. Г. Ажнаюн // Економiчнi нноваци. -Одеса, 2012. - № 47. - С. 15-22.
13. Ажнаюн С. Г. Проблеми реформування енергоринку УкраГни / С. Г. Ажнаюн // Всник соцiально-економiчних дослiджень: зб. наук пр.. - Одеса, 2005. - №20. - С. 13-19.
14. Плакитнин Ю.А. Закономерности инновационного развития мировой экономики энергетического уклада XXI века / Ю.А. Плакитнин; РАЕН. - СПб., 2012. - 120 с.
15. Stiglitz J.E/The Roaring Nineties: seeds of destriction, Allen Lane, 2003.
References
1. Zaborovskiy A.M. Modeli cenoobrazovaniya na elektroenergiyu: metodologiya postroeniya i praktika primeneniya v Belarusi [Pricing Models for Electrical Energy: Stragedy of Building and Practical Application in Belarus] // Ekonomicheskiy byullyuten' NIEI Min-va ekonomiky Respubliky Belarus'. №1. 2011. 40-50 p.
2. Ruff, L.E. Economic principles of demand response in electricity Washington. Edison Electric Institute, 2002. 50 p.
3. Braithwait S., Hansen D., O'Sheasy M. Retail Electricity Pricing And Rate Design in Evolving Markets. Edison Electric Institute, 2007. 58 p.
4. Pro elektroniku [Net Resource: About Electronics]: Law of Ukraine from 16th October, 1997. №575.97 VR : www.URL://http://zakon.rada.gov.ua/cgibin/laws/maineginreg - 575%2F97 - %E2%FO
5. Organizatsionno-ekonomicheskiye i administrativnyye mekhanizmy uspeshnogo sbora sredstv za potreblyayemuyu elektroenergiyu [Business and Administrative Mechanisms of Effective Fund Raising for Electric Power Consumption] / Trudy
respublicanskogo simposiuma nauchnyj rukovoditel' doctor ekonomicheskikh nauk Kostin Yu. D. [Writings of Republican Symposium Research Instructor Doctor of Economics Kostin Yu.D. ], Kharkov: GAEK "Kharkovoblenergo", 1999. 246 p.
6. Baranik Ya. O. Model' optovogo rynku elektrychnoyi energiyi Ukrainy [Model of Electric Power Wholesale Market in Ukraine] // Aktual'ni problemy ekonomiky. [Actual Problems of Economics] 2004. №3(33). С.14-30.
7. Prodan Yu. Kontseptsiya funktsyonirovaniya optovogo rynka elektricheskoy energiyi Ukrainy [Operational Concept of Electric Power Wholesale Market of Ukraine] Prodan // Energeticheskaya politika Ukrainy [Energy Policy of Ukraine]. 2003. №9. 64-68 p.
8. Energetychna strategiya Ukrainy na period do 2030. [Energy Strategy of Ukraine for the period till 2030] : www.URL://http://zakon.rada.gov.ua/signal/K06145a.doc.
9. Kontseptsiya funktsyonirovaniya optovogo rynka elektricheskoy energiyi Ukrainy [Operational Concept of Electric Power Wholesale Wholesale Market of Ukraine] : shvalena postanovoyu KMU vid 16 lystopada 2002 r. №1789. [decision approved by CMU from November 16th, 2002, №1789.]: www.URL:http://www.nerc.gov.ua/
10. Reformuvannya hynku elektrychnoyi energiyi Ukrainy - perekhid do rynku dvustoronnih dogovoriv i balansuyuchogo rynku [Restructuring of Electrical Energy Market in Ukraine - Transition to Market of Bilateral Negotiations and Balancing Market] : resolution of scientific-practical conference 29.09.2008.: www. URL:http://www.nerc.gov.ua/controlUK/publish/article/main?art_id=735908cat_id=73586.
11. Kal'chenko V.M. Perekhid do novoyi modeli rynku elektroenergiyi Ukrainy [Transition to a New Model of Energy Market in Ukraine] [Network Resource]: [the report of the head of NKRE of Ukraine V. M. Kal'chenko at the conference "Restructuring of Electrical Energy Market in Ukraine - Transition to Market of Bilateral Negotiations and Balancing Market, Kyyiv 29.09.2008 р.] : www. URL:http://www. nerc.gov.ua
12. Azhnakin S.G. Shlyakhy moderniatsiyi optovogo rynku elektroenergetyky Ukrayiny [The Ways of Modernization of Electric Power Wholesale Market in Ukraine]/S.G. Azhnakin //Ekonomichni innovatsiyi. Odesa, 2012. №47. 15-22 p.
13. Azhnakin S.G. Problemy reformuvannya energorynku Ukrayiny [The problems of Reformatting of Energy Market in Ukraine] // Visnyk social'no-ekonomichnykh doslidzhen': zb.nauk. pr. Odesa, 2005. №20. 13-19 p.
14. Plakitnin Yu.A. Zakonomernosti innovatsionnogo razvitiya mirovoy ekonomiki energeticheskogo uklada KhKhl veka [Laws of innovative development of the world economy energy lifestyle of the XXI century] / RAEN. SPb., 2012. 120 s.
15. Stiglitz J.E/The Roaring Nineties: seeds of destriction, Allen Lane, 2003
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Минкович Александр Владимирович директор
ОАО «Харьковская ТЭЦ-5»
проспект Ленина, 14, г. Харьков, Украина, 61166
Ущаповский Константин Валерьевич, канд. экон. наук, директор ДП НЭК «Укрэнерго» ул. Авиационная, д.1, кв. 40, г. Харьков, Украина, 61166
Костин Юрий Дмитриевич, докт. экон. наук, профессор, зав. Лабораторией «Моделирование экономических процессов в экономике
Харьковский национальный университет радиоэлектроники проспект Ленина, 14, г. Харьков, Украина, 61166 nsipatova@gmail.com
DATA ABOUT THE AUTHORS
Ushapovskiy Konstantin Valeryevich, PhD of Science, Economics, Director NPC "UKRENERGO" ul. Aviatsionnaya 1, flat 40, Kharkov, Ukraine, 61166
Minkovich Alexandr Vladimirovich, Director Kharkiv combined heat and power plant No 5 (Kharkiv TETS-5) Lenin prospect, 14, Kharkov, Ukraine, 61166
Kostin Yuriy Dmitriyevich, Doctor of Science, Economics, Professor, Chief of Laboratory "Simulation of Economical Processes in Economics"
Kharkiv National University of Radio Electronics Lenin prospect, 14, Kharkov, Ukraine, 61166 nsipatova@gmail.com