Научная статья на тему 'Реализация интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии'

Реализация интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИНТЕРЕСЫ / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК / THE CONSUMER / INTERESTS / THE RETAIL MARKET OF THE ELECTRIC POWER / THE COMPETITION / THE INTEGRATED TERRITORIAL NETWORK ORGANIZATION / THE GUARANTEEING SUPPLIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринь Любовь Николаевна, Гринь Анна Александровна, Скороходова Ирина Георгиевна, Нестерова Владлена Михайловна

В статье рассматриваются механизмы согласования интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринь Любовь Николаевна, Гринь Анна Александровна, Скороходова Ирина Георгиевна, Нестерова Владлена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF INTERESTS OF CONSUMERS IN THE RETAIL MARKET OF THE ELECTRIC POWER

In article mechanisms of coordination of interests of consumers in the retail market of the electric power are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии»

REALIZATION OF INTERESTS OF CONSUMERS IN THE RETAIL MARKET OF THE ELECTRIC POWER

Grin Lyubov Nikolaevna, Post-graduate Student E-mail: grinLN@promstroi-group. ru

Grin Anna Alexandrovna, Post-graduate Student

E-mail: agrin22@mail.ru ГЧ

Skorokhodova Irina Georgiyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economy n

and Technology of Management E-mail: skori@ncstu.ru

Nesterova Vladlena Mikhaelovna, Student ^

North-Caucasian Federal University, Stavropol

In article mechanisms of coordination of interests of consumers in the retail market of the electric power are considered.

Keywords: the consumer; interests; the retail market of the electric power; the competition; the integrated territorial network organization; the guaranteeing supplier.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В статье рассматриваются механизмы согласования интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии.

Ключевые слова: потребитель; интересы; розничный рынок электроэнергии; конкуренция; интегрированная территориальная сетевая организация; гарантирующий поставщик.

Несмотря на значительные ресурсы, направленные на реформирование электроэнергетики, результаты реформирования не позволяют определенно предсказать все возможные последствия для населения и экономики страны. Неоднократная корректировка конструкции оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) на территории ценовых зон с целью его либерализации не привлекла инвесторов к вложению средств в электроэнергетику и снижению цены на электроэнергию (ЭЭ).

Противоречивость коммерческих интересов участников рыночных отношений не позволила запустить в действие механизмы саморегулирования, а обусловила резкое снижение надежности, бесперебойности и доступности электроснабжения с перспективой постоянного роста тарифов на ЭЭ для потребителей. Выхолащивание всякой ответственности на местах привело к тому, что в отрасли безудержно растут издержки, а многие топ-менеджеры занимаются на стороне бизнесом, связанным с подрядами управляемых ими компаний, поскольку ощущают себя временщиками в системе, работающей без ясных долгосрочных перспектив.

Нормативное обеспечение реформирования отрасли далеко от совершенства и требуетдальнейшей детальной проработки, особенно в части становления розничного рынка электроэнергии (РРЭ).

Отсутствие условий для конкуренции, эффективного механизма снижения издержек и ожидаемого притока инвестиций, невозможность ликвидации перекрестного субсидирования, потеря управляемости, а следовательно, и надежности, привели к необходимости формирования единой ценовой региональной политики, сбалансированной по реальным финансовым возможностям и содержащей работающие механизмы согласования интересов государства, региона потребителей и электроснабжающих организаций (ЭСО). Поэтому обеспечения устойчивого развития региона правительство уже сегодня должно взять на себя основную функцию по формированию и развитию региональной институциональной среды и усилению роли саморегулируемых организаций (СРО).

УДК 339.13 \

©

©

©

©

Гринь Л.Н, 2013 Гринь А.А., 2013 Скороходова И.Г., 2013 Нестерова В.М., 2013

111

ГРИНЬ Любовь Николаевна,

магистр

grinLN@promstroi-group.ru

ГРИНЬ Анна Александровна,

магистр

agrin22@mail.ru

СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,

кандидат

экономических наук, доцент, кафедра Экономики и технологии управления skori@ncstu.ru

НЕСТЕРОВА Владлена Михайловна,

студентка

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

о

CD

*

0 О) Щ X ь~

|_

П

<0

1

Г\

112

Наличие в регионе общего регулятора, ответственного за результаты реформирования и состояние электросетевого комплекса, позволит осуществлять единую техническую политику и стратегию развития электроэнергетики. В качестве такого органа предлагается создание регионального органа в лице государственной власти, способного нести ответственность за отрасль в целом, за надежность электроснабжения, за своевременную разработку институ-циальной среды, за конечные результаты реформирования и за обещания снижения тарифов и соблюдения баланса интересов участников рынка.

Одним из основных направлений работы регулятора должно стать формирование зоны стабильности и предсказуемости действий в сфере тарифного регулирования при формирования долгосрочных ожиданий у хозяйствующих субъектов. Это предполагает как переход от ежегодного установления тарифов для конечных потребителей к более длительным срокам, таки создание специализированных институтов (прежде всего принятие соответствующих нормативных актов), обеспечивающих защиту интересов хозяйствующих субъектов от оппортунистического поведения регулирующих институтов.

Основные направления деятельности предлагаемого регулятора заключаются в следующем:

- опережающее формирование полноценной законодательной базы, создание СРО и ориентация их на обеспечение и защиту интересов потребителей;

- разработка простых и понятных правил работы на РРЭ;

- устранение противоречий, принятой концепции реформирования, фундаментальным положениям конкуренции и монополии;

- установление ответственности органов государственного регулирования за последствия реформирования и электроснабжения территорий;

- повышение информационной открытости субъектов электроэнергетического рынка и качества подготовки персонала для работы в условиях рынка;

- разработка принципов пропорциональности между ОРЭ и РрЭ;

- опережающее развитие сетевой инфраструктуры;

- контроль за работой региональных администраторов РРЭ;

- обеспечение плательщикам прав инвесторов, путем выпуска ценных бумаг для потребителей;

- содействие созданию системы мониторинга потоков ЭЭ и потерь ЭЭ на РРЭ;

- совершенствование системы RAB - регулирования и долгосрочного регулирования тарифов для коммунальной электроэнергетики;

- совершенствование и ценообразующих систем долгосрочных отношений между участниками ОРЭ и РРЭ;

- создание механизмов обеспечения надежности и безопасности электроснабжения потребителей по социально приемлемой справедливой цене;

- формирование ценовой политики, сбалансированной по реальным возможностям и механизмов согласования интересов участников РРЭ;

- формирование среднестатистических показателей деятельности электроснабжающих организаций;

- контроль эффективности использования инвестиций и операционной деятельности электроснабжающих организаций;

При всем совершенстве универсальных механизмов конкурентного рынка для опережающего развития инфраструктуры, нельзя полностью полагаться только на рыночную силу и рыночные механизмы. Для получения возможности привлечения нетарифных инвестиций в развитие электроэнергетическим компания придется кардинально улучшить качество инвестиционного процесса,начиная с подготовки прогнозов и обоснований и заканчивая обеспечением эффективности вложений, распределением доходов и прав собственности на результаты.

Электроэнергетика не может стабильно и эффективно функционировать только на основе конкурентных принципов, поскольку является исключительно важной социальной отраслью и относится ктем сферам, разделение управления которыми вносит дезорганизацию и потерю координации множества сложных внутриотраслевых процессов. Выстраиваемая в настоящий момент структура электроэнергетики не позволяет воспользоваться конкурентными преимуществами, так как большая часть издержек отрасли приходится на ее неконкурентную часть.

Розничные рынки ЭЭ, как краевой, таки локальные являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией, причем локальные в большей степени. По результатам расчетов коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана, территориальными органами ФАС России, установлено, что в 2010 г. РРЭ характеризовался высоким уровнем концентрации CR3 = 91%, и неразвитой конкуренцией с индексом рыночной концентрации HHI=4952.

Основными причинами отсутствия конкуренции на РРЭ являются - непрозрачность деятельности, отрицательная или минимальная рентабельность, отсутствие у гарантирующих поставщиков (ГП) и электросбытовых компаний (ЭСК) мотивации к оптимизации своих затрат, стимулов инвестировать в бизнес и улучшать качество обслуживания, наличие перекрестного субсидирования и устаревших систем учета потребленной ЭЭ.

Практически на каждом РРЭ Ставропольского края доминирует, в границах балансовой принадлежности электрических сетей, один ГП первого уровня, поэтому рынок является высо-

сконцентрированным, а большинство потребителей ЭЭ в настоящее время не имеют возможности выбрать ЭСК, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу ЭЭ с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности).

В условиях наличия перекрестного субсидирования тарифов для населения за счет остальных потребителей,единственно разумным выходом видится, как показано на рисунке 1, интеграция всех сетей региона в одну интегрированную территориальную сетевую организацию (ИТСО) в целях уменьшения управленческих и арбитражных расходов, снижения неплатежей и создания условий для устойчивого и планомерного развития электроэнергетики.

ФСК

Интегрированная территориальная сетевая организация

тлгг . ...U

Комму- нальные сети Город- ские сети Сети гаражных | кооперативов и Бесхоз- ные сети

обществ ^

Рисунок 1 - Механизм создания ИТСО

Консолидация сетевых активов и создание единого технологического пространства позволит создать единый технологический комплекс и реализовать единую техническую политику, повысить надежность и управляемость распределительных сетей, согласовать планы развития регионов, внедрения энергосберегающих технологий, организовать контроль их реализации, снизить стоимость эксплуатации на условную единицу оборудования, выполнить оптимизацию эксплуатационных и инвестиционных издержек, обеспечить резерв снижения конечного тарифа на ЭЭ и повысить экономичность работы сетей.

Такое решение откроет возможность практической реализации инновационного перевооружения электросетевого хозяйства на базе применения технологий SmartGrid и SmartMetering на единой технологической основе и, в конечном итоге, повысить культуру и надёжность электроснабжения потребителей.

Как показано на рисунке 2, придание статуса ГП ИТСО позволит реализовать реальную конкуренцию на РРЭ, так как квалифицированные потребители смогут работать на ОРЭ с возможностью выбора ЭСК с наилучшими условиями.

Рисунок 2 - Механизм реализации конкуренции на РРЭ

Кроме того, предлагается разрешить всем электростанциям, независимо от типа иустанов-ленной мощности, заключать прямые договора с потребителями непосредственно на РРЭ, если в местах расположения таких станций имеется возможность часть мощности выдать в распределительную сеть.

Такой подход позволяет ГП быть поставщиком, который снабжает дорогой ЭЭ только тех потребителей, которые не нашли себе коммерческой ЭСК. Кроме этого, он приведет к уменьшению управленческих расходов, решению проблемы неплатежей, а также позволит сократить юридические расходы на споры между ЭСК и ГП, а потребители получат возможность не заниматься почасовым планированием и учетом. Кроме того, такое объединение даст возможность заключать свободные долгосрочные договора, доля которых крайне низка и является негативным отличием рынка в России от развитых рынков других стран, а регионам даст возможность реально воздействовать на надежность электроснабжения.

Потребители, работающие на ОРЭ, будут оплачивать только сетевую составляющую, а потребители, работающие на РРЭ, будут также платить и за сбытовую надбавку. При реализации этого предложения уменьшатся управленческие расходы, в разы сократятся юридические расходы на споры между электроснабжающими организациями и ГП, разгрузятся Арбитражные суды.

Примечания:

1. Согласование интересов участников рынка электроэнергии и мощности / А.А. Гринь, И.Г. Скороходова, А.А. Бухалина // KANT. -Ставрополь: Ставролит, 2012. - № 1(4).

2. Экономические аспекты перехода на систему долгосрочного регулирования тарифов в электросетевом комплексе / А.А. Гринь // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012.

1-Л

■ш-1

О

гч

Д_

-vO

*

Q)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сЦ

С>

гл

■ он

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.