REALIZATION OF INTERESTS OF CONSUMERS IN THE RETAIL MARKET OF THE ELECTRIC POWER
Grin Lyubov Nikolaevna, Post-graduate Student E-mail: grinLN@promstroi-group. ru
Grin Anna Alexandrovna, Post-graduate Student
E-mail: [email protected] ГЧ
Skorokhodova Irina Georgiyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economy n
and Technology of Management E-mail: [email protected]
Nesterova Vladlena Mikhaelovna, Student ^
North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article mechanisms of coordination of interests of consumers in the retail market of the electric power are considered.
Keywords: the consumer; interests; the retail market of the electric power; the competition; the integrated territorial network organization; the guaranteeing supplier.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В статье рассматриваются механизмы согласования интересов потребителей на розничном рынке электроэнергии.
Ключевые слова: потребитель; интересы; розничный рынок электроэнергии; конкуренция; интегрированная территориальная сетевая организация; гарантирующий поставщик.
Несмотря на значительные ресурсы, направленные на реформирование электроэнергетики, результаты реформирования не позволяют определенно предсказать все возможные последствия для населения и экономики страны. Неоднократная корректировка конструкции оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) на территории ценовых зон с целью его либерализации не привлекла инвесторов к вложению средств в электроэнергетику и снижению цены на электроэнергию (ЭЭ).
Противоречивость коммерческих интересов участников рыночных отношений не позволила запустить в действие механизмы саморегулирования, а обусловила резкое снижение надежности, бесперебойности и доступности электроснабжения с перспективой постоянного роста тарифов на ЭЭ для потребителей. Выхолащивание всякой ответственности на местах привело к тому, что в отрасли безудержно растут издержки, а многие топ-менеджеры занимаются на стороне бизнесом, связанным с подрядами управляемых ими компаний, поскольку ощущают себя временщиками в системе, работающей без ясных долгосрочных перспектив.
Нормативное обеспечение реформирования отрасли далеко от совершенства и требуетдальнейшей детальной проработки, особенно в части становления розничного рынка электроэнергии (РРЭ).
Отсутствие условий для конкуренции, эффективного механизма снижения издержек и ожидаемого притока инвестиций, невозможность ликвидации перекрестного субсидирования, потеря управляемости, а следовательно, и надежности, привели к необходимости формирования единой ценовой региональной политики, сбалансированной по реальным финансовым возможностям и содержащей работающие механизмы согласования интересов государства, региона потребителей и электроснабжающих организаций (ЭСО). Поэтому обеспечения устойчивого развития региона правительство уже сегодня должно взять на себя основную функцию по формированию и развитию региональной институциональной среды и усилению роли саморегулируемых организаций (СРО).
УДК 339.13 \
©
©
©
©
Гринь Л.Н, 2013 Гринь А.А., 2013 Скороходова И.Г., 2013 Нестерова В.М., 2013
111
ГРИНЬ Любовь Николаевна,
магистр
ГРИНЬ Анна Александровна,
магистр
СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Экономики и технологии управления [email protected]
НЕСТЕРОВА Владлена Михайловна,
студентка
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
о
CD
*
0 О) Щ X ь~
(О
|_
П
<0
1
Г\
112
Наличие в регионе общего регулятора, ответственного за результаты реформирования и состояние электросетевого комплекса, позволит осуществлять единую техническую политику и стратегию развития электроэнергетики. В качестве такого органа предлагается создание регионального органа в лице государственной власти, способного нести ответственность за отрасль в целом, за надежность электроснабжения, за своевременную разработку институ-циальной среды, за конечные результаты реформирования и за обещания снижения тарифов и соблюдения баланса интересов участников рынка.
Одним из основных направлений работы регулятора должно стать формирование зоны стабильности и предсказуемости действий в сфере тарифного регулирования при формирования долгосрочных ожиданий у хозяйствующих субъектов. Это предполагает как переход от ежегодного установления тарифов для конечных потребителей к более длительным срокам, таки создание специализированных институтов (прежде всего принятие соответствующих нормативных актов), обеспечивающих защиту интересов хозяйствующих субъектов от оппортунистического поведения регулирующих институтов.
Основные направления деятельности предлагаемого регулятора заключаются в следующем:
- опережающее формирование полноценной законодательной базы, создание СРО и ориентация их на обеспечение и защиту интересов потребителей;
- разработка простых и понятных правил работы на РРЭ;
- устранение противоречий, принятой концепции реформирования, фундаментальным положениям конкуренции и монополии;
- установление ответственности органов государственного регулирования за последствия реформирования и электроснабжения территорий;
- повышение информационной открытости субъектов электроэнергетического рынка и качества подготовки персонала для работы в условиях рынка;
- разработка принципов пропорциональности между ОРЭ и РрЭ;
- опережающее развитие сетевой инфраструктуры;
- контроль за работой региональных администраторов РРЭ;
- обеспечение плательщикам прав инвесторов, путем выпуска ценных бумаг для потребителей;
- содействие созданию системы мониторинга потоков ЭЭ и потерь ЭЭ на РРЭ;
- совершенствование системы RAB - регулирования и долгосрочного регулирования тарифов для коммунальной электроэнергетики;
- совершенствование и ценообразующих систем долгосрочных отношений между участниками ОРЭ и РРЭ;
- создание механизмов обеспечения надежности и безопасности электроснабжения потребителей по социально приемлемой справедливой цене;
- формирование ценовой политики, сбалансированной по реальным возможностям и механизмов согласования интересов участников РРЭ;
- формирование среднестатистических показателей деятельности электроснабжающих организаций;
- контроль эффективности использования инвестиций и операционной деятельности электроснабжающих организаций;
При всем совершенстве универсальных механизмов конкурентного рынка для опережающего развития инфраструктуры, нельзя полностью полагаться только на рыночную силу и рыночные механизмы. Для получения возможности привлечения нетарифных инвестиций в развитие электроэнергетическим компания придется кардинально улучшить качество инвестиционного процесса,начиная с подготовки прогнозов и обоснований и заканчивая обеспечением эффективности вложений, распределением доходов и прав собственности на результаты.
Электроэнергетика не может стабильно и эффективно функционировать только на основе конкурентных принципов, поскольку является исключительно важной социальной отраслью и относится ктем сферам, разделение управления которыми вносит дезорганизацию и потерю координации множества сложных внутриотраслевых процессов. Выстраиваемая в настоящий момент структура электроэнергетики не позволяет воспользоваться конкурентными преимуществами, так как большая часть издержек отрасли приходится на ее неконкурентную часть.
Розничные рынки ЭЭ, как краевой, таки локальные являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией, причем локальные в большей степени. По результатам расчетов коэффициентов концентрации и коэффициентов индекса Герфиндаля-Гиршмана, территориальными органами ФАС России, установлено, что в 2010 г. РРЭ характеризовался высоким уровнем концентрации CR3 = 91%, и неразвитой конкуренцией с индексом рыночной концентрации HHI=4952.
Основными причинами отсутствия конкуренции на РРЭ являются - непрозрачность деятельности, отрицательная или минимальная рентабельность, отсутствие у гарантирующих поставщиков (ГП) и электросбытовых компаний (ЭСК) мотивации к оптимизации своих затрат, стимулов инвестировать в бизнес и улучшать качество обслуживания, наличие перекрестного субсидирования и устаревших систем учета потребленной ЭЭ.
Практически на каждом РРЭ Ставропольского края доминирует, в границах балансовой принадлежности электрических сетей, один ГП первого уровня, поэтому рынок является высо-
сконцентрированным, а большинство потребителей ЭЭ в настоящее время не имеют возможности выбрать ЭСК, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу ЭЭ с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности).
В условиях наличия перекрестного субсидирования тарифов для населения за счет остальных потребителей,единственно разумным выходом видится, как показано на рисунке 1, интеграция всех сетей региона в одну интегрированную территориальную сетевую организацию (ИТСО) в целях уменьшения управленческих и арбитражных расходов, снижения неплатежей и создания условий для устойчивого и планомерного развития электроэнергетики.
ФСК
Интегрированная территориальная сетевая организация
тлгг . ...U
Комму- нальные сети Город- ские сети Сети гаражных | кооперативов и Бесхоз- ные сети
обществ ^
Рисунок 1 - Механизм создания ИТСО
Консолидация сетевых активов и создание единого технологического пространства позволит создать единый технологический комплекс и реализовать единую техническую политику, повысить надежность и управляемость распределительных сетей, согласовать планы развития регионов, внедрения энергосберегающих технологий, организовать контроль их реализации, снизить стоимость эксплуатации на условную единицу оборудования, выполнить оптимизацию эксплуатационных и инвестиционных издержек, обеспечить резерв снижения конечного тарифа на ЭЭ и повысить экономичность работы сетей.
Такое решение откроет возможность практической реализации инновационного перевооружения электросетевого хозяйства на базе применения технологий SmartGrid и SmartMetering на единой технологической основе и, в конечном итоге, повысить культуру и надёжность электроснабжения потребителей.
Как показано на рисунке 2, придание статуса ГП ИТСО позволит реализовать реальную конкуренцию на РРЭ, так как квалифицированные потребители смогут работать на ОРЭ с возможностью выбора ЭСК с наилучшими условиями.
Рисунок 2 - Механизм реализации конкуренции на РРЭ
Кроме того, предлагается разрешить всем электростанциям, независимо от типа иустанов-ленной мощности, заключать прямые договора с потребителями непосредственно на РРЭ, если в местах расположения таких станций имеется возможность часть мощности выдать в распределительную сеть.
Такой подход позволяет ГП быть поставщиком, который снабжает дорогой ЭЭ только тех потребителей, которые не нашли себе коммерческой ЭСК. Кроме этого, он приведет к уменьшению управленческих расходов, решению проблемы неплатежей, а также позволит сократить юридические расходы на споры между ЭСК и ГП, а потребители получат возможность не заниматься почасовым планированием и учетом. Кроме того, такое объединение даст возможность заключать свободные долгосрочные договора, доля которых крайне низка и является негативным отличием рынка в России от развитых рынков других стран, а регионам даст возможность реально воздействовать на надежность электроснабжения.
Потребители, работающие на ОРЭ, будут оплачивать только сетевую составляющую, а потребители, работающие на РРЭ, будут также платить и за сбытовую надбавку. При реализации этого предложения уменьшатся управленческие расходы, в разы сократятся юридические расходы на споры между электроснабжающими организациями и ГП, разгрузятся Арбитражные суды.
Примечания:
1. Согласование интересов участников рынка электроэнергии и мощности / А.А. Гринь, И.Г. Скороходова, А.А. Бухалина // KANT. -Ставрополь: Ставролит, 2012. - № 1(4).
2. Экономические аспекты перехода на систему долгосрочного регулирования тарифов в электросетевом комплексе / А.А. Гринь // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012.
1-Л
■ш-1
О
гч
Д_
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
■ он
113