предприятия реального сектора занимаются кредитованием своих клиентов, проводят операции на рынке ценных бумаг и производных инструментов. В итоге они сталкиваются со многими проблемами, связанными с падением курсов акций, что подрывает их деловую репутацию в глазах клиентов, инвесторов и сотрудников, что приводит к значительным финансовым потерям.
3. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций. Этот принцип является основополагающим в финансовом менеджменте. Он означает то, что предприятие может принимать на себя только те риски, которые компенсируются в результате проводимой финансовой операции. Если доход по операциям не соответствует размерам понесенных затрат по управлению рисками, то данные риски должны быть либо отвергнуты полностью, либо пересмотрены премии за них.
4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с возможными потерями предприятия. Реализация данного принципа заключается в создании резерва, необходимого для покрытия потерь, понесенных предприятием в результате проведения той или иной хозяйственной операции. В противном случае наступление рисковых событий может привести к потере определенной части активов, нанести ущерб всей деятельности предприятия, что снизит его потенциал формирования прибыли и темпы дальнейшего развития.
5. Учет фактора времени в управлении рисками. Значительную роль при определении рис-
ков играет также и фактор времени. Чем продолжительнее будет финансовая операция, тем с большим количеством рисков предприятие может столкнуться. Отсюда следует, что в уровень дохода следует включать не только премии за риск, но и премию за ликвидность.
6. Учет стратегии предприятия в процес-сеуправлениярисками. Построение системы управления рисками должно осуществляться на общих принципах, критериях и подходах, которые соответствуют общей стратегии предприятия. Опираясь на нее, менеджеры сосредотачивают усилия на тех видах рисков, которые предвещают максимальную прибыль, определяют максимально допустимый объем рисков, которые можно взять на себя, выделить необходимые ресурсы для управления ими.
Таким образом, система управления рисками представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, основывающихся на рассмотренных принципах. Эта система является основой для формирования политики управления рисками, которая включает разработкумероприятий по минимизации рисков.
Примечания:
1. Чернова Г.В., Кудрявцев. Управление рисками: учебное пособие / Чернова Г.В., Кудрявцев. - М.: Проспект, 2003. - 157 с.
2. Интернет ресурсы.
2. Корпоративное управление [Электронный ресурс] Режим доступа: www.elitarium.ru З^жсЯп.ш 4.www.fmansy.ш
с
□
<А
■
45
ALIGNMENT OF INTERESTS OF PARTICIPANTS OF THE ELECTRICITY MARKET AND POWER Skorokhodova Irina Georgiyevna, PhD, Associate Professor E-mail: [email protected]
Grin Anna Aleksandrovna, Post-graduate Student
Buhalina Anna Anatolyevna, Student of 2nd year full-time training areas
080500.68 "Management", MSc - Financial Management
Chair of Economics and Management, North-Caucasian State Technical University, Stavropol
The article highlights the problems of establishing wholesale and retail electricity markets and power, are considered and reviewed the goals and objectives for further development of electric power and recommends settlement of the conflict of interests of participants of the energy market.
Keywords: market power; the interests of market participants; coordination of interests.
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ
В статье освещаются проблемы становления оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, рассматриваются и анализируются цели и задачи дальнейшего развития электроэнергетики и даются рекомендации урегулирования конфликта интересов участников энергорынка.
Ключевые слова: рынок электроэнергии; интересы субъектов рынка; согласование интересов.
УДК 338.45:621.31
© Скороходова И.Г., 2012 © Гринь А. А., 2012 © Бухалина А.А.,2012
[Г_
х
г
0
«=;
кл
□
п
о
о
п
с
о
ьа
46
СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,
кандидат
экономических наук,
доцент
ГРИНЬ
Анна Александровна,
аспирантка
БУХАЛИНА Анна Анатольевна,
студентка 2 курса очной формы обучения направления 080500.68 “Менеджмент”, магистерская программа -Финансовый менеджмент
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются: соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (ЭЭ) [1].
Текущий год показал, что по истечении десяти лет реформа электроэнергетики не только не завершена, но и находится под угрозой: не созданы механизмы реального привлечения инвестиций; неоправданно растут издержки и цены на ЭЭ; несовершенна модель рынка; увеличивается консолидация генерирующих и сбытовых активов под эгидой государства; проводится аутсорсинг регламентных и ремонтных работ в сетях при помощи аффилированных компаний, происходит имитация конкуренции; не решены вопросов перекрестного субсидирования и т.д.
Функционирование современного рынка настолько сложно, и внешние условия изменяются так стремительно, что прежние методы управления не дают удовлетворительных результатов. В связи с чем, требуется разработка новых, отвечающих современным потребностям, теоретических и методологических подходов формирования и управления рынком.
Вследствие экономических преобразований структура собственности в электроэнергетической отрасли претерпела значительные изменения, что сформировало новые экономические интересы. В этих условиях преобразование данной структуры формируется не столько по экономическим соображениям, сколько под воздействием социально-политических условий и макроэкономической среды. Конкретные пути преобразования организационной структуры нуждаются во всестороннем анализе разных подходов, поскольку рассматриваемая проблема касается важнейших систем жизнеобеспечения общества на основе предварительно разработанной правовой базы.
Результатом проведения подобной государственной политики в области электроэнергетики стал существенный подрыв энергетической и экономической безопасности страны, выразившийся в беспрецедентном падении и деградации производственной сферы какосно-вы национальной экономики, углублении социального расслоения и поляризации общества.
Причина сложившегося положения видится в дистанцированннос-ти государственной экономической политики от национальных интересов, ее искажении под давлением отдельных интересов отдельных субъектов хозяйствования. Возникло множество лоббистских группировок, обладающих мощным коррупционным потенциалом давления. В этом случае функция государства как выразителя общенациональных интересов подвергается глубокой деформации; властные структуры превращаются в инструмент реализации интересов ограниченного круга агентов экономической деятельности.
В интересах потребителей нужно отказаться от маржинального ценообразования, приносящего неоправданные доходы производителям и продавцам. Изначально оптовый рынок ЭЭ и мощности проектировался в интересах новых собственников таким образом, чтобы генерирующие компании имели гарантированные дивиденды при отсутствии государственного тарифного регулирования. И принцип маржинального ценообразования, применяемый на рынке "на сутки вперед", позволяет успешно решать эту задачу, однако в ущерб другой стороне - потребителям.
Использование маржинального принципа ценообразования кроме стагнации потребления приводит к потере конкурентоспособности российских промышленных предприятий и, как следствие, подстегивает их к созданию собственных генерирующих мощностей. В этом случае наибольшую прибыль получают не те станции, которые особенно нуждаются в реконструкции и модернизации, а станции вполне благополучные. Системные ошибки в ценообразовании, вызывающие непредсказуемый и непрозрачный рост цен, немедленно приводят к системным неплатежам по причине сильной волатильности рынка ЭЭ
предприятие-потребитель каждый месяц получает разные счета на оплату ЭЭ и при постоянно растущем ценовом тренде к концу текущего года выходит за рамки своего планового бюджета.
При маржинальном принципе ценообразования на ЭЭ происходит ущемление интересов потребителей, которые вынуждены приобретать все более дорогую ЭЭ, а также незаслуженная сверхприбыль продавцов. В этих условиях достаточно сколь угодно малого предложения ЭЭ по завышенной цене, чтобы большинство участников могло продавать ЭЭ не по справедливой рыночной, а по этой завышенной, маржинальной цене.
Свою долю маржинальности вносят в ценообразование и сбытовые компании. Они продают ЭЭ конечным потребителям (кроме населения) по ценам, формирующимся на основе механизма трансляции цен с оптового рынка на розничный, к которым добавляются их собственные затраты (на передачу и распределение ЭЭ в данном регионе, на оказание сбытовых услуг и осуществление обязательных платежей инфраструктурным организациям отрасли - Системному оператору и администратору торговой системы). При этом механизм формирования конечной цены для розничных потребителей остается совершенно непрозрачным. При отсутствии у них квалификации для самостоятельного анализа ценовой конъюнктуры они не могут проверить обоснованность выставленных счетов и вынуждены полностью полагаться на расчеты энергосбытовых компаний.
Такая бесконтрольность открывает перед недобросовестными сбытовыми компаниями возможность искусственного завышения цены покупки ЭЭ и мощности с оптового рынка. При этом существующий розничный рынок системно не регулируется, здесь отсутствует финансовый надзор.. Складывается удивительная ситуация, когда интересы промышленных потребителей на государственном уровне защищать некому. Хотя потребители обеспечивают финансовые потоки генерирующим компаниям, сетевым предприятиям и инфраструктурным организациям, они не располагают реальной рыночной властью и протестовать могут лишь неплатежами [3].
В этом случае в первую очередь необходима разработка новых долгосрочных, понятных правил, учитывающих современные реалии в интересах конечных потребителей ЭЭ на основе принципов справедливости. Позиция Минэнерго РФ должна учитывать как интересы субъектов электроэнергетики, так и защищать права потребителей услуг энергокомпаний, в том числе обеспечить создание механизмов по формированию справедливых цен на ЭЭ.
Справедливая цена должна устанавливаться на основе взаимного компромисса между продавцами и покупателями, это цена на ЭЭ,
покрывающая издержки на ее производство и дающая продавцу справедливую прибыль.
Актуальными проблемами в сфере защиты интересов потребителей ЭЭ являются:
- непрозрачность процессов оказания услуг, при осуществлении технологического присоединения;
- нарушение установленных правил технологического присоединения сетевыми организациями;
- слабая информированность потенциальных потребителей, а также лиц нуждающихся в доступе к энергоресурсам;
- несоблюдение организациями стандартов раскрытия информации.
В сегодняшних условиях потребитель не может получить прогноз цен на ЭЭ и мощность для средне- и долгосрочных периодов, определить зависимость изменения этих цен от технологических характеристик собственного производства, рассчитать наиболее экономичный график нагрузки, эффективно спланировать бюджет расходов на покупку ЭЭ и мощности.
Основные проблемы реформирования связаны, в первую очередь, с несовершенством ^ нормативно-правовой базы и системы норматив-но-техническихтребований, центральными из которыхявляются:
- прозрачность и простота изложения пра- 47 вил, определяющих деятельность участников оптового и розничных рынков, в степени, достаточной для понимания, в том числе конечными потребителями ЭЭ;
- ориентация нормативно-правовой базы в сфере электроэнергетики на защиту интересов конечных потребителей ЭЭ;
- приоритет долгосрочных отношений между участниками оптового и розничных рынков ЭЭ, а также с представителями смежных отраслей (поставщиков топливных ресурсов, поставщиков оборудования и пр.);
- создание норм и правил, определяющих деятельность участников оптового и розничных рынков, исходя из принципов справедливости.
Целью региональной политики в сфере энергетики является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей региона в электрической, тепловой и иной энергии для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В соответствии с этой целью критериями успеха региональной политики в сфере энергетики являются:
- обеспечение динамичности развития отрасли, снятие препятствий на пути этого развития;
- обеспечение баланса между интересами производителей и потребителей, отвечающего потребностям развития общества;
- экономическая эффективность, означающая прибыльную работу предприятий отрасли,
гч
о
гч
0
I---------
минимизацию расточительства в использовании ресурсов энергетики и ее продукции.
Основной задачей в региональной энергетике на ближайшую перспективу становится повышение эффективности использования существующей инженерной, энергетической инфраструктуры при сохранении надежности и качества энергоснабжения.
Г В настоящее время условия функционирова-
ния и развития энергетики региона кардинально изменились. Изменение форм собственности в энергетике привело к изменению приоритетов хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, мотивов их поведения на региональных энергетических рынках, условий инвестирования в энергетику и другим серьезным 1Р— последствиям.
В связи с изменившейся структурой соб-<0 ственности и возникновением рынков энергети-
ческих ресурсов федерального и регионального уровней в электроэнергетике за последнее С время существенно изменилась роль государ-
ства в управлении энергетикой и сама система 7л управления.
В условиях, когда процесс реформирования
с\__ не закончен и нормативно-правовая основа фун-
^ кционирования субъектов рынка не устоялась,
ьа заметно расширился состав субъектов, ответ-
48 ственныхза развитие электроэнергетики регио-
на.
Интересы региональных органов государственной власти в целом близки интересам потребителей, но с другой стороны они заинтересованы в малых капитальных вложениях из средств местного бюджета, и понимают, что если не развивать региональную энергетикуона будет сдерживать развитие экономики.
Одним из вариантов учета множественности интересов при развитии региональной энергетики может стать введение новой методики тарифообразования для электросетевых компаний (РАВ) [2], основанной на введении экономически обоснованной нормы доходности на вложенный капитал, которая будет закладываться в тарифы.
Переход на новую методику тарифообразования обеспечит инвестиционную привлекательность электросетевого бизнеса как за счет установления долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, так и за счет механизма, стимулирующего снижение издержек субъектами естественных монополий в электроэнергетике. Энергетики обретают возможность получить необходимые инвестиции, регионы -
возможность подключения новых потребителей и энергетическую безопасность.
В условиях множественности интересов принятие решений по развитию региональной энергетики требует достижения приемлемого для общества и всех взаимодействующих субъектов компромисса.
Платежеспособность потребителей в регионе находится на крайне низком уровне и устойчивость тарифов исключительно важна для сохранения социальной стабильности. С другой стороны, устанавливаемые тарифы на электрическую и тепловую энергию не обеспечивают объемов инвестиций, необходимых для нормального функционирования электроэнергетики, не говоря уже о новом строительстве, техническом перевооружении и реконструкции энергообъектов. Ценовая политика государства в отношении отрасли ограничивает формирование собственных средств. А они в последнее время стали практически единственным источником покрытия расходов и финансирования, так как банковское кредитование на длительное время крайне затруднено, а бюджетное финансирование сведено к минимуму, поэтому потребители ЭЭ заинтересованы в низких тарифах, сохранении природной среды.
Существующая модель розничного рынка ЭЭ привела к нарушению баланса интересов поставщиков и потребителей ЭЭ, ущемлению прав инфраструктурных организаций РРЭ, так как отсутствует нормативно установленный принцип пропорциональности в расчетах с субъектами оптового и розничного рынка ЭЭ, и оплата услуг розничного рынка осуществляется после полного удовлетворения требований субъектов оптового.
Выход из создавшегося положения видится в использовании института саморегулирования [3] как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка и определении условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано, с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов.
Примечания:
1.Российская Федерация. Федеральный закон. Об электроэнергетике от 26.03.200 г. № 35 - ФФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа://www.consultant.ru.
2.Экономический смысл параметров и расчетных моделей метода Ш. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-a-g.ru/ 149.html.
3. Российская Федерация. Федеральный закон. О саморегулировании от 01.12.2007 г. № 315 - ФФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.consultant.ru.
THE ROLE OF INDUSTRIAL DESIGNS AND TRADEMARKS IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL PROPERTY
Shidakova Elena Evgenyevna, PhD, Associate Professor, Chair of Economics and Management, North-Caucasian State Technical University, Stavropol E-mail: sh.elena [email protected]