Научная статья на тему 'Проблемы и пути оптимизации ценообразования на оптовом рынке электроэнергии с учетом экономических интересов субъектов рынка'

Проблемы и пути оптимизации ценообразования на оптовом рынке электроэнергии с учетом экономических интересов субъектов рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева М.В., Крупский А.В.

В статье предлагается краткая характеристика субъектов рынка электроэнергии. Рассмотрены особенности и проблемы ценообразования на рынке электроэнергии, пути достижения согласования экономических интересов субъектов рынка электроэнергии, обоснованы условия сохранения баланса интересов. Сделан вывод о том, что одной из целей реструктуризации электроэнергетики является развитие конкуренции в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути оптимизации ценообразования на оптовом рынке электроэнергии с учетом экономических интересов субъектов рынка»

УДК 334

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНКА

М. В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры

теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: volgograd-sience@rambler.ru Волгоградский государственный университет

А. В. КРУПСКИЙ,

соискатель кафедры

региональной экономики и управления

E-mail: constantamv2006@rambler.ru

Институт социально-экономических исследований

Уфимского научного центра РАН

В статье предлагается краткая характеристика субъектов рынка электроэнергии. Рассмотрены особенности и проблемы ценообразования на рынке электроэнергии, пути достижения согласования экономических интересов субъектов рынка электроэнергии, обоснованы условия сохранения баланса интересов. Сделан вывод о том, что одной из целей реструктуризации электроэнергетики является развитие конкуренции в отрасли.

Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергии, ценообразование субъектов рынка электроэнергии, согласование экономических интересов, концентрация, электроэнергетика, тарифы.

Актуальность решения проблем российской электроэнергетики обусловлена необходимостью создания в России полноценного конкурентного рынка электроэнергии (мощности). Преобразования в электроэнергетике России означают кардинальное изменение системы организации отрасли, в том числе изменение системы ценообразования и переход от затратного подхода к рыночному установлению цен.

Целью реформирования электроэнергетики в России является создание полностью конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии (разделение вертикально интергированных структур (АО-энерго) по сферам деятельности и организация конкуренции в сферах производства и сбыта электроэнергии (мощности). Формально реформирование отечественной электроэнергетики завершилось в 2008 г. Концептуально реформирование базировалось на двух группах объективных и внутренне противоречивых основополагающих принципов «настройки» эффективной системы управления отраслью:

1) сохранение и обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, технологического и экономического единства электроэнергетики, государственного регулирования деятельности субъектов отрасли, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

- 45

2) обеспечение экономической свободы и недискриминационных, стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, использование рыночных отношений и конкуренции как инструмента формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.

Первая группа принципов формирования эффективной системы управления электроэнергетикой по своему внутреннему содержанию предполагала приоритеты государственных управляющих воздействий на объект управления, имманентно присущих централизованной (государственной) системе управления.

Вторая группа принципов ориентировала на использование рыночных методов управления отраслью при создании конкурентной среды для ее субъектов хозяйствования, обеспечивающей объективные условия для проявления ими конкурентных преимуществ. Следование указанным двум группам принципов в реформировании электроэнергетики предполагало не механическое их смешение, а диалектическое единство. Последнее должно было проявиться в соблюдении эффективного сочетания этих принципов при установлении объективно обусловленных правовых, экономических, технологических, технических и иных ограничений в деятельности всех субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и т. д.

Очевидно, что дискуссионность теоретической характеристики сущности и специфики электро-

35 30 25 20 15 10 5 0

Более 40 лет Более 30 лет Более 20 лет Более 10 До 10 лет

□ ГЭС

□ ТЭС

Источник: Электроэнергетика России 2000—2010 гг. // INFO-Line. 2006 Рис. 1. Возрастная структура генерирующих мощностей в РФ, %

46 -

энергетического рынка снижает уровень практических выводов и непосредственно сказывается на темпах рыночных преобразований. Исследование теоретической характеристики представленной проблематики особенно актуально для реализации эффективного механизма ценообразования оптовых цен регионального энергетического рынка. Необходимо также отметить, что энергетический рынок является, с одной стороны, регулируемым объектом, с другой стороны, сложной саморегулирующейся иерархической структурой. В этой связи возникает необходимость рассмотрения механизма ценообразования энергетического рынка с точки зрения государственной, региональной и корпоративной функций регулирования, для этого следует четко определить на всех уровнях иерархии цели, специфику и границы управления ценообразованием.

Исследователь Д. А. Козловский выделяет следующие проблемы отрасли: 1) изношенность и моральное устаревание сетевого комплекса;

2) диспропорции в соотношении действующих и требуемых мощностей, дефицит генерирующих мощностей;

3) проблема привлечения инвестиций, хроническая «недоинвестированность»;

4) перекрестное субсидирование;

5) чрезмерная концентрация электрогенериру-ющих предприятий на сжигании природного газа.

Так, анализ изношенности оборудования показал, что половина существующего генерирующего потенциала страны была введена в 1960-1970-х гг., когда развитие электроэнергетики осуществлялось опережающими темпами (рис. 1). Это обусловило столь же высокие темпы выбытия мощностей в настоящее время [1].

Реформирование российской электроэнергетики внесло существенные перемены в систему организации отрасли, что в полной мере относится и к системе ценообразования. С момента реформирования на оптовом рынке электроэнергии (мощности) действует принципиально новая для российской электроэнергетики система ценообразования, основанная на рыночных принципах (сектор свободной торговли/рынок на «сутки вперед»). Учитывая то, что реформой предусматривается постепенное увеличение объемов купли-продажи по нерегулируемым ценам на рынке «на сутки вперед», а влияние цен на масштабы сбыта продукции и финансовые результаты деятельности

энергокомпании в условиях рынка постепенно возрастает, энергокомпаниям со временем потребуется пересмотреть принципы и методические основы принятия решения о ценах. Более того, в условиях рынка энергокомпании должны иметь определенную стратегию ценового поведения.

Впервые понятие «рынок энергии и мощности» было определено ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» [2].

Рынком энергии и мощности в электроэнергетике назвали сферу купли-продажи энергии и соответствующих услуг, осуществляемых между его субъектами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» под названием «рынок» понимают сферу обращения особого товара — электроэнергии (мощности) [3].

По своему имущественному статусу субъекты электроэнергетики в результате реформирования приняли две формы, характеризующиеся:

1) сохранением и превалированием государственной собственности;

2) созданием акционернои формы собственности за счет привлечения корпоративного и частного капиталов [4].

Таким образом, произошло функциональное разделение имущества вертикально интегрированных компаний (РАО «ЕЭС России» и АО-Энерго): были образованы оптовые генерирующие компании, которые должны конкурировать друг с другом на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ); была создана федеральная сетевая компания (ФСК), которая сохранила статус регулируемой естественной монополии; была выделена система оперативно-диспетчерского управления — системного оператора (СО); был учрежден независимый администратор торговой системы (АТС); были организованы оптовый и розничные рынки электроэнергии и т. д.

Рынок электроэнергии делится на два сегмента— оптовый и розничный рынки. Оптовый рынок электроэнергии РФ — система взаимодействия крупных продавцов и покупателей электроэнергии.

В настоящее время происходит постепенный отказ от государственного регулирования цен (см. таблицу).

В настоящее время в результате проведенных преобразований оптовый рынок электроэнергии объединяет формально независимых друг от друга участников, которые были выделены из состава РАО «ЕЭС России» при его ликвидации [5].

Доля электроэнергии, поставляемой по регулируемым ценам генерирующими станциями на территории Российской Федерации

Доля электроэнергии,

Период поставляемой по регулируемым ценам, в % от базового прогнозного объема генерации

01.01.2007-30.06.2007 90-95

01.07.2007-31.12.2007 85-90

01.01.2008-30.06.2008 80-85

01.07.2008-31.12.2008 70-75

01.01.2009-30.06.2009 65-70

01.07.2009-31.12.2009 45 - 50

01.01.2010-30.06.2010 35-40

01.07.2010-31.12.2010 15-20

С 01.01.2011 0

Источник: РАО «ЕЭС России», 2005.

Субъектами рынка электроэнергии являются юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электроэнергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги по передаче ее потребителям. Ими выступают предприятия-производители (электрические станции, региональные АО-энер-го), предприятия-потребители (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные и приравненные к ним потребители), предприятия, обеспечивающие их связь (электрические сети), и оператор рынка. При этом считается, что производители могут конкурировать между собой, а для потребителя должна существовать принципиальная возможность выбора производителя или их совокупности. Электрические сети представляют собой особый субъект рыночных отношений, поскольку априорно являются элементом монополии.

Оператор рынка — юридическое лицо (компания), представляющее управляющее звено на базе органов диспетчерского управления и осуществляющее организацию оперативно-технологического управления надежностью, устойчивостью, экономичностью и режимами электроэнергетической системы (ЭЭС), а также учет, анализ и разработку мероприятий по совершенствованию отношений между субъектами рынка. Элементами регулирования рыночных отношений являются тарифная политика, лицензирование деятельности, связанной с производством, передачей и оказанием услуг по распределению электроэнергии, а также обоснование размеров платы оператору рынка за организацию его функционирования.

Взаимодействие субъектов в рыночных условиях должно обеспечивать равновесное состояние ресурсов в спросе и предложении. Введение почасовой оптимизации производства и потребления электроэнергии обеспечит максимум суммарного

- 47

экономического эффекта от партнерства на рынке и максимум прибыли каждого субъекта при минимуме издержек.

Купля-продажа электроэнергии и услуг осуществляется на основе системы договоров. В обобщенном виде методология формирования рыночных отношений может быть представлена как анализ последствий взаимодействия основных игроков на энергетическом рынке. Оно осуществляется путем обмена натуральными (продажа и покупка электроэнергии), денежными (выплата налогов и рент, кредиты, страхование, дотирование) и информационными потоками (правила, регламентирующие поведение субъектов рынка). При наличии определенных правил игры каждый ее участник (субъект рынка) может выбрать свою оптимальную стратегию, которая позволит в конкретных условиях получить максимально возможную прибыль.

Таким образом, в результате структурной реформы на оптовом рынке электроэнергии формируется модель вертикального разделения. Это является необходимым, но недостаточным условием для возможности эффективного ценообразования -уровень концентрации на рынке должен быть невысоким.

Для оптового рынка электроэнергии в РФ характерен высокий уровень концентрации. На энергетических рынках РФ существует значительная неравномерность в распределении собственности на генерирующие мощности. Последствием высокой неравномерной концентрации собственности на генерирующие мощности в первую очередь может стать отсутствие конкуренции при подаче ценовых заявок в случае нерегулируемых цен.

В реальных условиях функционирования электроэнергетики в нашей стране в отличие от стран Западной Европы, США, Японии практически нет свободных избыточных генерирующих мощностей и резервов пропускной способности системообразующих ЛЭП. Вопросы лицензирования деятельности субъектов рынка находятся на начальной стадии рассмотрения в соответствующих структурах и пока не решены [6, 7, 8].

Цена на электроэнергию, с одной стороны, по ряду чисто конъюнктурных причин, связанных с избирательными кампаниями всех уровней, поддерживается в течение длительных сроков на одном уровне, что обостряет экономическую ситуацию в отрасли. С другой стороны, она практически не зависит от спроса и предложения, а определяется издержками, составляющими коммерческую тайну акционерных обществ и независимых произво-

48 -

дителей. Проконтролировать их в сложившихся условиях чрезвычайно сложно.

В условиях развития рыночного ценообразования вопросы по поводу установления цен на электроэнергию (мощность) для энергокомпаний становятся одними из самых актуальных (поскольку во многом определяют результаты их работы на рынке) и сложных, так как требуют совершенствования существующих методик ценообразования. Именно поэтому в новых, рыночных условиях исследование методической основы принятия решения о ценах и вопросы формирования стратегии ценообразования российских энергокомпаний приобретают особую актуальность как в части анализа применяемых методик, так и в части разработки новых, отвечающих современным условиям.

Тарифы на электроэнергию устанавливаются не производителями, а энергетическими комиссиями, что не способствует свободной конкуренции производителей. Поэтому АО-энерго заинтересовано в высоких ценах на электроэнергию. Естественно, что это отражается на ценах производимой в регионе продукции и, как следствие, определяет ее неконкурентоспособность на мировом рынке, вызывая целый комплекс серьезных последствий практически во всех отраслях и сферах хозяйства страны: рост неплатежей и инфляции, уменьшение доходов и банкротство предприятий (в том числе и энергоемких), повышение стоимости жизни, изменение доходов и расходов федерального и региональных бюджетов и т. д.

Рынок в электроэнергетике относится к категории рынков с несовершенной конкуренцией и обладает рядом существенных особенностей, отличающих его, во-первых, от рынков других видов продукции, а во-вторых, от рынков энергии и мощности в разных странах.

По мнению Н. Г. Любимовой, «отличия проявляются в несоответствии направлений движения материального потока (энергии и мощности) и денежных потоков при ее оплате, необходимости организации оперативного управления из единого центра, возможности организации разных моделей рынка на разных стадиях энергетического производства, а также повышенной ответственности и роли государства в формировании и функционировании рынка энергии и мощности в России» [6].

Сбалансированность интересов участников рынка достигается через тарифы, которые, с одной стороны, должны покрывать обоснованные затраты и обеспечивать необходимую прибыль для развития энергетических компаний, а с другой стороны, они должны доводится до потребителей по

минимально возможной цене. Решение этих проблем может быть найдено с помощью становления рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе, через снижение затрат производителей электроэнергии. Внедрение конкурентных отношений позволит разделить монопольные услуги и способствовать минимизации цен за счет повышения эффективности деятельности различных субъектов оптового и розничных рынков на этапах производства, транспортировки и реализации электроэнергии [4]. Это позволит улучшить деятельность отрасли в целом и обеспечить возможность снижения стоимости услуг естественных монополий.

Роль регионов России как центров формирования тарифной политики и управления развитием ТЭК и его базовой отраслью - электроэнергетикой - значительно возрастает в период перехода к новой социально-экономической системе. При этом, с одной стороны, регионы такой страны, как Россия, сильно различаются по природно-геогра-фическим условиям, а значит, и по энергетическим и экономическим характеристикам, с другой - они обладают широкой экономической самостоятельностью [7]. Следовательно, формы реализации тарифной политики в различных регионах будут индивидуальны, но в любом случае они будут направлены на решение общих задач.

Принимая во внимание интересы региональных энергокомпаний, к этим задачам относятся:

- обеспечение максимальной рентабельности производства энергии и общий рост экономической эффективности;

- финансовая устойчивость и конкурентоспособность компании на рынке;

- привлекательный общественный имидж энергокомпании.

С точки зрения потребителей электроэнергии, решение этих задач должно обеспечить:

- справедливость цен;

- надежность энергоснабжения;

- стимулирование внедрения энергосберегающих технологий;

- экономический рост в регионе;

- сохранение рабочих мест;

- социальную стабильность;

- повышение качества окружающей среды.

Учет потребительских характеристик в тарифах

идентифицирует факторы, влияющие на издержки энергоснабжения разных потребительских групп, которые, в свою очередь, формируются по однородности условий энергоснабжения. Это осуществляется при помощи:

- выбора вида (структурной модели) тарифа;

- дифференциации тарифных ставок;

- применения скидок и надбавок к базовым тарифам.

Участие в решении региональных социально-экономических задач предполагает использование разных подходов в сфере тарифной политики энергокомпании:

- стимулирование новых производств посредством тарифных льгот для конкретных секторов экономики региона;

- финансовая поддержка электроемких предприятий с помощью специальных гибких тарифов, изменяющихся в соответствии с ценой на продукцию данного объекта поддержки;

- защита малообеспеченных групп населения путем введения для них пониженной платы за электроэнергию.

Основой формирования средней (базовой) цены на энергию служит принцип возмещения затрат энергокомпании и получения некоторой прибыли на уровне установленных нормативов. Оптимальное значение требуемого дохода определяется на основе экономической стратегии энергокомпании и тактики ее поведения на рынке. Это достигается:

1) ориентацией компании на простое и расширенное воспроизводство;

2) возмещением затрат и формирования прибыли целиком за счет тарифов или с привлечением акционерного капитала и различных займов;

3) стратегией «завоевания рынка» или «сохранения существующих сфер влияния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неоднозначность оценок необходимого дохода энергокомпании порождает некоторое множество стратегий ценообразования на этапе определения стоимости обслуживания регионального рынка электроэнергии. Например, установление высоких тарифов исходя из полного возмещения всех затрат на развитие компании либо применение более низких тарифов вследствие привлечения внешних источников. Рассчитанный доход (общую стоимость обслуживания) энергокомпании необходимо распределить по разным группам потребителей таким образом, чтобы для каждой из них его доля соответствовала реальным издержкам энергоснабжения (включая производство, передачу, распределение и услуги потребителю в составе тарифа). Дополнительно осуществляется дифференциация потребителей по подгруппам исходя из таких характеристик, как максимальная нагрузка, уровень напряжения, вид энергопотребляющего процесса и др.

Окончательное формирование тарифной системы охватывает широкий набор процедур: от простого деления необходимого дохода от данной

- 49

группы потребителей на объем отпуска электроэнергии и до разработки сложных тарифов, содержащих, в частности, следующие элементы:

— ставки, учитывающие потребление мощности и потребление электроэнергии;

— составляющая абонентской платы;

— ставки, учитывающие режимы электропотребления;

— скидки (надбавки) с тарифа за согласованный уровень надежности энергоснабжения и качества электроэнергии;

— скидки (надбавки) с тарифа, учитывающие экологическую ситуацию в зоне потребления электроэнергии и т. д.

При сегментации регионального энергетического рынка и разработке политики ценообразования следует учитывать характеристики электроэнергетической системы и потребителей.

На уровне энергокомпании большое влияние на ценовую политику оказывают следующие факторы, определяющие структуру издержек производства:

— типы генерирующих мощностей и виды топлива;

— возраст электроэнергетической системы;

— единичная мощность и количество энергоустановок;

— темпы роста энергосистемы;

— затраты, связанные с обеспечением пиковой мощности.

Потребители обладают разной способностью перестраивать свой режим электропотребления в соответствии с технологическими возможностями производства. Поэтому эффективность системы тарифов, применяемых для регулирования нагрузки, будет разной для различных потребителей. Требования потребителей могут широко варьироваться в отношении объемов электроэнергии, времени ее использования, нагрузки, напряжения и других характеристик. В целом, чем больше различия между потребителями, тем больше потребность в разнообразных способах расчета тарифов.

Развитие рыночных отношений предполагает либерализацию тарифной политики энергокомпании, в частности предусматривается определенная свобода выбора вида тарифа потребителем в рамках предлагаемого ему тарифного «меню». Такой подход имеет ряд преимуществ:

— сводятся к минимуму возможные конфликты между производителем, потребителем энергии и регулирующими органами;

— появляется возможность у потребителя реализовать оптимальные направления повышения энергоэффективности;

50 -

— повышается конкурентоспособность энергокомпании на рынке;

— улучшается общественный имидж энергокомпании.

Основополагающими элементами тарифной политики являются ее субъекты и объекты.

На общероссийском уровне субъектами тарифной политики выступают федеральные органы регулирования деятельности энергетической отрасли.

На региональном уровне управления субъектами тарифной политики являются органы законодательной и исполнительной власти.

Объекты политики — это все производители и потребители энергии, находящиеся в границах региона, включая население (личное потребление).

Эффективная тарифная политика должна строиться на принципе согласования интересов субъектов и объектов этой политики с учетом базовых положений национальной тарифной стратегии, вероятного развития энергоэкономической ситуации в регионе и возможных изменений во внешней экономической среде. В настоящее время рассматриваются различные подходы к определению места и роли государства в развитии электроэнергетической отрасли.

Взаимоотношения государства и энергетической отрасли выступают объектом системного подхода. Во-первых, данные взаимоотношения представляют сложную систему, которая, с одной стороны, является составной частью более общей системы государственного регулирования, определяющей цели и ограничительные рамки ее сооружения и функционирования, с другой стороны, эту систему, в свою очередь, допустимо рассматривать как совокупность взаимосвязанных подсистем. Во-вторых, задачи оптимизации взаимоотношений государства и энергетической отрасли совпадают с целью системного подхода — выбрать наилучшие пути приспособления исследуемой системы к постоянно меняющимся и не вполне определенным внешним условиям, которыми в данном случае будут являться социально-экономические условия развития общества [8].

Современные отношения государства и энергетической отрасли являются единым комплексом взаимодействия разнородных элементов со сложной схемой разнообразных связей. В этом комплексе одновременно протекают различные процессы и складываются различные взаимоотношения. Отличительной чертой данных процессов является большая сложность внутренних взаимосвязей всех элементов комплекса и наличие тесных связей с

другими отраслями и объектами экономики. Задача в данном случае состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант функционирования названного комплекса отношений государства и энергетической отрасли и определить степень участия государства в его функционировании.

В качестве главных элементов комплекса можно выделить следующие:

- комплекс взаимоотношений производителей электрической и тепловой энергии и услуг по передаче энергии и потребителей энергии и услуг;

- органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование энергоснабжения.

Комплекс взаимоотношений производителей электрической и тепловой энергии и услуг по передаче энергии и потребителей энергии и услуг, в свою очередь, может быть также структурирован на отдельные секторы, к которым можно отнести: генерацию электрической энергии, генерацию тепловой энергии, услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии, энергосбытовые услуги.

Каждый из указанных секторов можно структурировать на отдельные сегменты. С одной стороны, это энергоснабжающие организации различных форм собственности, сетевые организации, предприятия, имеющие генерирующие мощности или сети, котельные. С другой стороны, это потребители - юридические и физические лица.

В целом современные взаимоотношения государства и энергетической отрасли представляют собой комплекс нормативно-правового, материально-ресурсного, топливно-энергетического, трудового, финансового, информационного аспектов деятельности. В свою очередь, сами они являются сложными многосвязными системами, взаимодействующими с другими системами, как внешними, так и внутренними [4].

Таким образом, из изложенного следует, что системный подход требует обоснованного выделения этой группы систем из более общих систем, связывающих государство и экономику в целом. Говоря о балансе интересов всех участников энергетического рынка, нужно подчеркнуть, что только такой баланс является условием эффективности энергетики. Сильный крен в сторону потребителя (возможность задерживать оплату, занижение цен, перекрестное субсидирование) приводит в итоге к недофинансированию и недоинвестированию в энергетику, что оборачивается против самого же потребителя: вероятны чувствительные скачки цен на энергию, дефицит энергии и веерные отключения. Акцент в сторону производителя

(искусственная монополизация, ограничение доступа конкурентам) вреден и для потребителя, и для тех производителей, которых не пускают на локально монополизированные рынки, а также для самих искусственных монополистов, которые постепенно накапливают лишний вес в виде непроизводительных активов, обюрокрачиваются и теряют эффективность.

Поэтому для соблюдения баланса экономических интересов нужно, прежде всего, предоставить потребителям, производителям, сетевым, сбытовым компаниям и прочим участникам рынка свободу заключать сделки друг с другом, а государственное вмешательство осуществлять лишь в случаях нарушений контрактов, явно некорректного поведения сторон, нарушения общепринятых деловых обычаев, экономического и политического давления. Этот кодекс правил корректного поведения (и перечень некорректных действий) и должен стать основой регулирования в отрасли, в том числе саморегулирования (т. е. контроля участников отрасли над поведением друг друга).

Механизм ценообразования на рынке электроэнергии осложняется наличием системы перекрестного субсидирования. Социальная поддержка населения посредством государственного регулирования величины тарифа обусловливает завышение стоимости электроэнергии для прочих потребителей, в первую очередь для промышленности. Объем перекрестного субсидирования, по данным Федеральной службы по тарифам, колеблется от 60 до 100 млрд руб., в связи с чем представляется необходимым поиск механизмов сглаживания перекрестного субсидирования, сдерживающего конкуренцию сбытовых предприятий. В соответствии с принятой концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. планируется к 2014 г. плавное доведение тарифов на электрическую энергию для населения до рыночного уровня. Согласно фактическим данным, темп увеличения тарифа для населения отличается лишь на 1-2 % от темпов роста стоимости электроэнергии, поставляемой прочим потребителям по рыночной цене, что не соответствует принятой концепции.

Для выявления негативных последствий применения механизма свободного ценообразования в электроэнергетике авторами определен порядок формирования цены на электроэнергию для конечного потребителя (рис. 2).

В данной связи для сбытовых предприятий, имеющих статус гарантирующего поставщика, особенно важным и актуальным является вопрос о

- 51

Регулируемая цена электроэнергии, включенная в расчет утвержденного тарифа Управлением государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Средневзвешенная нерегулируемая цена электроэнергии, сложившаяся на конкурентном оптовом рынке

Стоимость оказываемых услуг сетевых и инфраструктурных предприятий

Сбытовая надбавка

Стоимость электроэнергии, поставляемой юридическим лицам на розничном рынке

Рис. 2. Формирование стоимости электроэнергии для конечных потребителей — юридических лиц

России. Экономический кризис привел к тому, что по итогам 2009 г. спрос на электроэнергию упал на 4,7 % к уровню 2008 г. Несмотря на восстановление уровня производства и потребления электроэнергии в конце 2009 г., первоначальных прогнозов достичь не удалось. В связи с этим возникла необходимость корректировки Генеральной схемы размещения. Если

сохранении клиентской базы, так как в результате рыночного ценообразования, предусмотренного для промышленных потребителей, предприятие минимизирует свои убытки от продажи электроэнергии населению по регулируемым тарифам.

Рассмотренные недостатки в ценообразовании обусловливают самостоятельный выход на оптовый рынок электроэнергии крупных потребителей, что ведет к перераспределению финансовых ресурсов внутри системы и к возникновению проблем финансовой устойчивости ее субъектов. Проблема усугубляется нарушением платежной дисциплины потребителями электрической энергии.

Сбытовые предприятия, являясь связующим звеном между производителем и потребителем, играют важнейшую роль в обеспечении финансовой устойчивости системы электроэнергетики в целом. По мнению авторов, финансовая устойчивость сбытового предприятия представляет собой его стабильное финансовое состояние, при котором обеспечиваются эффективное распределение финансовых ресурсов между субъектами системы электроэнергетики и бесперебойное обеспечение потребителей электроэнергией.

Рассмотрим факторы, оказавшие существенное влияние на ценообразование, а также течение и результат реформы электроэнергетики. Во-первых, рассмотрим снижение спроса на продукцию отрасли. В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики был обозначен рост энергопотребления на уровне 4,5 %. Все планы в энергетике строились на основе этого роста, однако даже в ближайшие несколько лет из-за кризисных явлений в экономике он не будет достигнут. По итогам 2008 г. электропотребление увеличилось лишь на 1,9 %, но это стало следствием роста экономики в течение первых трех кварталов, до влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику

52 -

ее первоначальный вариант предполагал спрос на электроэнергию в 2020 г. на уровне 1 710 млрд кВт-ч в год, то скорректированная версия предполагает лишь 1 388 млрд кВт-ч в год при максимальном варианте и 1 288 млрд кВт-ч в год при базовом варианте. Объем потребления электроэнергии в 2009 г. составил 964,4 млрд кВт-ч. Отрицательный рост стал прямым результатом ошибочных плановых расчетов, а также финансово-экономического кризиса. Во-вторых, рассмотрим смещение акцентов с газа на другие источники энергии. Согласно Генеральной схеме ввод новых мощностей предполагался за счет мощностей, основанных на потреблении газа. Но, как известно, осенью 2006 г. В. В. Путин задал иной вектор, который заключался в смещении акцентов с газа на другие источники энергии (в частности на уголь). Строительство угольных электростанций дороже и дольше по времени, поэтому первоначальный расчет потребности в инвестиционных ресурсах также должен быть скорректирован. В-третьих, рассмотрим значительное удорожание заемных средств. Проценты по заемным денежным средствам держатся на уровне 14—16 % годовых, поэтому желание скорректировать крупные инвестиционные программы представляется вполне логичным. Падение рыночной капитализации энергокомпаний также усложняет проблему их кредитования. В-четвертых, рассмотрим рост неплатежей в отрасли. На оптовом рынке задолженность перед производителями электроэнергии на 01.07.2010 составляет 22,5 млрд руб., на розничном (перед гарантирующими поставщиками) — 97,9 млрд руб. [11]. Рост неплатежей означает усиление долговой нагрузки на производителей и ставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей.

Таким образом, фактически объем привлеченных в отрасль инвестиционных ресурсов оказался заметно меньше, чем было предусмотрено

первоначальными плановыми показателями. Под вопросом оказалась реализация многих промышленных проектов, для обеспечения которых электроэнергией планировалось и велось строительство генерирующих и сетевых объектов. Объемы вводов мощностей по ряду генерирующих компаний в пятилетний период могут быть снижены на 20 %, а сроки по ним - перенесены.

В результате пересмотра планов по новым вводам возможно снижение стоимости инвестиционной программы на 1 трлн руб. [11].

Текущая ситуация потребовала срочной корректировки планов. Предельный уровень цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, а также прогноз роста энергопотребления были пересмотрены. Динамика последнего была зафиксирована на уровне 0,4 % в 2010 г., 1,8 % - в 2011 г., 3,1 % - в 2012 г. (против 4 % по базовому сценарию Генеральной схемы).

Новая инвестиционная программа электроэнергетики в 2010 г. была сформирована с учетом сценарных условий социально-экономического развития РФ. Общий объем инвестиций в электроэнергетику в 2010 г. составил 780,2 млрд руб., в том числе 601,8 млрд руб. для компаний с участием в уставном капитале РФ (ОАО «ФСК», ОАО «МРСК Холдинг», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «РусГидро», ОАО «РАО ЕЭС Востока», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС»), что на 5,5 % ниже прогнозных значений, предусмотренных инвестиционной программой на 2006-2010 гг. [12]. Также предусмотрен ввод: генерирующих мощностей в объеме 5,7 ГВт, из которых 3,8 ГВт составят энергообъекты частных ОГК / ТГК; ЛЭП протяженностью14 455 км (в том числе для объектов ЕНЭС этот показатель составит 3 043 км, для региональных сетей - 11 412 км); 15 428 МВА трансформаторных мощностей. Все это на 70 % меньше, чем было утверждено первоначально. Ввод новых мощностей планируется сохранить в ближайшие 3 года на уровне не ниже 2008 г., что в 6,16 раза ниже планов, разработанных на 2006-2010 гг. Общий объем финансирования инвестиционной программы на 2010 г. составляет 825,5 млрд руб., что почти в 4 раза больше, чем в 2009 г. Общий ввод генерирующих мощностей, предусмотренный инвестиционной программой на 2006-2010 гг., составляет 19,2 ГВт на 2010 г. [13].

Реализация программы реформирования также предусматривает общее сокращение энергоемкости российского ВВП в 2007-2009 гг. примерно на 15 %, чему должны способствовать сокращение потерь и прямая экономия энергоресурсов, структурные сдвиги в сторону менее энергоемких производств,

разработка новых энергосберегающих технологий и вывод устаревших мощностей. Фактически за период с 2000 по 2008 г. энергоемкость ВВП снижалась более чем на 4 % в год. В 2007 г. был достигнут уровень производства 1990 г., но при этом количество энергии, приходящейся на единицу ВВП, уменьшилось на 35 %.

Реальная траектория становления конкурентных отношений в российской электроэнергетике будет складываться под влиянием некоторых факторов, к которым следует отнести:

1) результаты реформирования электроэнергетики в различных странах, включая практическую реализацию концептуальных моделей рынка; возникновение новых объектов частной собственности в российской электроэнергетике в результате проведенных дополнительных эмиссий акций генерирующих компаний и аукционов по продаже акций энергосбытовых компаний;

2) процессы интеграции в отрасли как следствие приобретения и/или получения стратегическими и портфельными инвесторами различных энергетических активов (генерирующих, сетевых, сбытовых) в результате реорганизации РАО «ЕЭС России»;

3) различные сценарии изменения цен на топливо (газ, уголь, мазут), которые повлекут за собой изменения оптовых и розничных цен на электроэнергию в зависимости от уровня либерализации рынка. Это, в свою очередь, приведет к изменению принципов конкуренции за потребителя между участниками рынка электроэнергии;

4) наличие траекторных зависимостей, таких как исторически сложившаяся обособленность региональных рынков энергоснабжения;

5) государственную политику по защите населения от роста цен на электроэнергию, сохраняющееся полностью или частично регулирование розничных тарифов на электроэнергию для данных групп потребителей.

Таким образом, реализуемая на практике модель российского рынка электроэнергии определяется не только законодательными решениями в области реформирования и государственного регулирования электроэнергетики. В значительной мере на нее влияют стратегические решения и действия участников отрасли и смежных отраслей, в частности, связанные с интеграцией и изменением форм собственности и т. д.

На современном этапе необходимо продолжать заданную динамику развития электроэнергетики. Развитие конкурентных отношений, совершенствование тарифного регулирования, обеспечение равенства всех участников отрасли позволят

- 53

усилить инвестиционный процесс и обеспечить конкурентоспособность электроэнергетики в долгосрочной перспективе.

Таким образом, институциональные изменения в отечественной электроэнергетике (прежде всего в сфере имущественных отношений) посредством образования оптовых генерирующих компаний с акционерной формой собственности и оптового рынка электроэнергии как торговой площадкой для их конкуренции, по мнению авторов, не позволили достичь концептуальных целей реформирования российской электроэнергетики. Подтверждением этому являются, в частности, сохранение в отрасли дефицита инвестиционных ресурсов для наращивания и реконструкции производственных мощностей и тенденции роста тарифов на электроэнергию для покрытия этого дефицита. По существу, реформирование российской электроэнергетики проводилось по лекалам реализации рыночных отношений в этой отрасли в развитых странах мира.

Список литературы

1. Бочарова И. Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология: монография. Орел: ОрелГТУ. 2004. 115 с.

2. ГительманЛ. Д. Эффективная энергокомпания. Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: Олимп-Бизнес. 2002. 544 с.

3. Информационное сообщение «Итоги работы оптового рынка электроэнергии и мощности. 09.07.2010-15.07.2010» URL: http://www.np-sr. ra.

4. Козловский Д. А. Становление рыночных отношений и маркетинга в электроэнергетике // Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. № 2 (20). С. 140-142.

5. Крупский А В. Ценообразование в электроэнергетике: анализ возможностей оптимизации тарифов. Электроэнергетика глазами молодежи: научные труды всероссийской научно-технической конференции: сборник статей. Т. 1. Екатеринбург: УрФУ. 2010. С. 423-428.

6. Любимова Н. Г. Конкуренция и монополия: 4 модели рынка // Энергетическое строительство. 1995. № 6. С. 28-34.

7. Миронова Т. А. О международном опыте реформирования электроэнергетики // Энергетическая политика. 2002. Вып. 2-3. С. 77-80.

8. Наследие Чубайса поделят натрое? URL: http: // www.rbcdaily.ru/print.shtml? 2009/02/20/tek/ 402828.

9. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ: Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ.

10. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

11. РАО «ЕЭС России». 2005. URL: http://www. rao-ees. ru.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЬГИ@ГТК1к.ГиЕ II Mastw

V/SA

ÍIndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.