Научная статья на тему 'Основная профессиональная образовательная программа магистратуры по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности»'

Основная профессиональная образовательная программа магистратуры по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Основная профессиональная образовательная программа / Федеральный государственный образовательный стандарт / направление подготовки / педагогическое образование / высшее образование / магистратура / the main professional educational program / Federal State Educational Standard / direction of training / pedagogical education / higher education / Master’s degree

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Ольга Алексеевна

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) магистратуры, реализуемая Алтайским государственным университетом по направлению подготовки 44.04.01: Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126. Основная профессиональная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы, рабочую программу воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main professional educational master’s program in the profile “Psychological and pedagogical support of physical education, health and sports activities”

The main professional educational program (OPEP) of the master’s degree, implemented by the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Altai State University” in the direction of training 44.04.01 Pedagogical education, profile “Psychological and pedagogical support of physical education and sports activities” is a system of documents developed and approved taking into account the requirements labor market on the basis of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 04.04.01 Pedagogical education and the level of higher education Master’s degree, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02.22.2018 No. 126. The main professional educational program regulates the goals, expected results, content, conditions and technologies for implementing the educational process, assessment of the quality of graduate training in this area of training and includes: curriculum, academic calendar, work programs of disciplines (modules), practice programs, evaluation tools, teaching materials, educational work program.

Текст научной работы на тему «Основная профессиональная образовательная программа магистратуры по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности»»

раздел 4. диссертационные исследования

УДК 37.02

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2024)15

основная профессиональная образовательная программа магистратуры по профилю «психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровитЕльной и спортивной деятельности»

Яопатина ольга Алексеевна

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия E-mail: lopatinaoa@mc.asu

MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL MASTER'S PROGRAM IN THE PROFILE "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL EDUCATION, HEALTH AND SPORTS ACTIVITIES"

Lopatina Olga Alekseevna

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia E-mail: lopatinaoa@mc.asu

Следует цитировать / Citation:

Лопатина О.А. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2024. №1 (33). С. 150-163. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2024)15.

Lopatina O.A. Main professional educational master's program in the profile "Psychological and pedagogical support of physical education, health and sports activities". Health, Physical Culture and Sports, 2024, 1 (33), P. 150-163 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi. org/10.14258/zosh(2024)15.

Поступило в редакцию / Submitted 12.02.2024 Принято к публикации / Accepted 13.03.2024

Аннотация. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) магистратуры, реализуемая Алтайским государственным университетом по направлению подготовки 44.04.01: Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126.

Основная профессиональная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы, рабочую программу воспитания.

Ключевые слова: Основная профессиональная образовательная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт, направление подготовки, педагогическое образование, высшее образование, магистратура

Annotation. ^e main professional educational program (OPEP) of the master's degree, implemented by the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State University" in the direction of training 44.04.01 Pedagogical education, profile "Psychological and pedagogical support of physical education and sports activities" is a system of documents developed and approved taking into account the requirements labor market on the basis of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 04.04.01 Pedagogical education and the level of higher education Master's degree, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02.22.2018 No. 126.

^e main professional educational program regulates the goals, expected results, content, conditions and technologies for implementing the educational process, assessment of the quality of graduate training in this area of training and includes: curriculum, academic calendar, work programs of disciplines (modules), practice programs, evaluation tools, teaching materials, educational work program.

Keywords: the main professional educational program, Federal State Educational Standard, direction of training, pedagogical education, higher education, Master's degree

1 Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) магистратуры, реализуемая Алтайским государственным университетом по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высше-

го образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126.

1.1. Основная профессиональная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы, рабочую программу воспитания.

Основной целью образовательной программы 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» является получение образования, позволяющего выпускнику успешно работать в клиниках здоровья, специалистами центров психологии и здоровья, специалистами по психолого-педагогическому сопровождению в детско-юношеских спортивных школах, а также в сфере подготовки спортсменов высших разрядов, в физкультурно-спортивных организациях, преподавателем физической культуры в высших ученых заведениях и в средних специальных учебных заведениях.

Магистерская программа также рассчитана на действующих педагогов и тренеров, готовых развивать свою карьеру в области психолого-педагогического сопровождения спортсменов разных возрастных групп.

Образовательная деятельность по данному направлению подготовки осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Срок получения образования по программе в заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 3 месяца.

Трудоемкость освоения обучающимися ОПОП ВО 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО составляет 120 зачетных единиц и включает все виды контактной и самостоятельной работы обучающегося, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ОПОП.

Прием на обучение проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются «Правилами приема в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утверждаемым ежегодно.

1.2. Нормативно-правовая база для разработки ОПОП:

• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнау-ки России от 22.02. 2018 №126;

• Устав ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»;

• Локальные нормативные акты ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» по организации учебного процесса.

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП:

• ОПОП - основная профессиональная образовательная программа;

• ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

• УК - универсальные компетенции;

• ОПК - общепрофессиональные компетенции;

• ПК - профессиональные компетенции;

• ГИА - государственная итоговая аттестация;

• СПО - среднее профессиональное образование;

• ДО - дополнительное образование.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА

2.1. Описание профессиональной деятельности выпускников

Квалификация, присваиваемая выпускникам по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: магистр.

Области профессиональной деятельности:

01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования).

Типы задач, к выполнению которых готовится выпускник:

• проектный;

• сопровождения;

• организационно-управленческий.

Перечень основных объектов (или областей знания) профессиональной деятельности выпускников:

предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта; педагогическая и тренерская деятельность; управление физкультурно-спортивными организациями.

2.2. Перечень основных задач профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности (по Реестру Минтруда) типы задач профессиональной деятельности Задачи профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности (или области знания)

01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования). Проектный Разработка и реализация предпринимательских проектов в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов разных возрастных групп. Педагогическая и тренерская деятельность.

Организационно-управленческий Осуществление функций управления в органах государственной власти и местного самоуправления сферы физической культуры и спорта. Управление физкультур-но-спортивными организациями.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Универсальные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Категория (группа) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции

Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий. УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели. УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

Разработка и реализация проектов УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта. УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах. УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.

Командная работа и лидерство УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели. УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы. УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели. УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.

Категория (группа) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции

Коммуникация УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностран-ном(ых) языке(ах) для академического и профессионального взаимодействия. УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности. УК-4.2. Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности. УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения. УК-4.4. Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.

Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия. УК-5.1. Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций. УК-5.2. Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания. УК-5.3. Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбереже-ние) УК-6. Способен определять и реализо-вывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки. УК-6.1. Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности. УК-6.2. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания. УК-6.3. Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.

3.2. Общепрофессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Категория (группа) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции

Правовые и этические основы профессиональной деятельности ОПК-1. Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. ОПК-1.1. Знает нормативно-правовые акты в сфере образования; содержание основных категорий профессиональной этики. ОПК-1.2. Умеет использовать нормативно-правовую документацию в сфере образования при планировании и оптимизации профессиональной деятельности. ОПК-1.3. Владеет методами поиска, анализа и применения нормативно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты сферы образования; нормами профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений.

Разработка основных и дополнительных образовательных программ ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации. ОПК-2.1. Знает основные методические и методологические подходы к проектированию основных и дополнительных образовательных программ. ОПК-2.2. Умеет проектировать содержание основных образовательных программ с учетом требований ФГОС, профессиональных стандартов. ОПК-2.3. Умеет проектировать содержание дополнительных образовательных программ. ОПК-2.4. Владеет навыками разработки научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. ОПК-3.1. Знает основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. ОПК-3.2. Умеет проектировать содержание процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-3.3. Владеет организационно-методическим инструментарием процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Построение воспитывающей образовательной среды ОПК-4. Способен создавать и реали-зовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей. ОПК-4.1. Знает основы духовно-нравственного воспитания личности обучающихся на основе базовых национальных ценностей; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, документы, определяющие содержание базовых национальных ценностей, духовно-нравственного развития. ОПК-4.2. Умеет планировать различные виды деятельности обучающихся в целях духовно- нравственного воспитания на основе базовых национальных ценностей. ОПК-4.3. Владеет навыками интеграции условий и принципов духовно-нравственного воспитания обучающихся в систему учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Контроль и оценка формирования результатов образования ОПК-5. Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и ре-ализовывать программы преодоления трудностей в обучении. ОПК-5.1. Знает требования нормативных правовых актов в сфере образования, регламентирующих проведение оценочных процедур образовательных результатов обучающихся, современные подходы к измерению и оценке образовательных результатов обучающихся; типологию мониторингов, формы и способы осуществления мониторинговых исследований, инструментарий мониторинга в области образования. ОПК-5.2. Умеет разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся. ОПК-5.3. Умеет разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении при освоении обучающимися основных и дополнительных образовательных программ.

Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности ОПК-6. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-6.1. Знает современные психолого-педагогические (в том числе инклюзивные) образовательные технологии, психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-6.2. Умеет проектировать психолого-педагогические (в том числе инклюзивные) образовательные технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями. ОПК-6.3. Владеет навыками использования в учебной деятельно-стиэффективных психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) образовательных технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений. ОПК-7.1. Знает основы и методики планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений, нормативно-правовые документы, регулирующие процессы взаимодействия участников образовательных отношений. ОПК-7.2. Умеет планировать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность во взаимодействии с участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности. ОПК-7.3. Владеет эффективными методиками организации взаимодействия участников образовательных отношений.

ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований.

ОПК-8.1. Знает основы проектирования педагогической деятельности в области физической культуры и спорта. ОПК-8.2. Умеет анализировать и обобщать научную информацию, результаты международных и отечественных исследований в области физической культуры и спорта, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании.

ОПК-8.3. Владеет навыками проектирования педагогической деятельности с учетом специальных знаний в области физической культуры и спорта.

3.3. Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Область Тип задачи Задача про- Код и наимено-

профессио- профессио- фессиональ- вание професси- Код и наименование индикатора достижения про-

нальной де- нальной де- ной дея- ональной компе- фессиональной компетенции

ятельности ятельности тельности тенции

01 Образо- Разработ- ПК-1. Способен ПК-1.1. Знает принципы, этапы, механизмы разра-

вание и на- ка и реа- разрабатывать ботки и реализации предпринимательских проек-

ука (в сфере лизация и реализовывать тов в сфере физкультурно-оздоровительной и спор-

начально- предпри- предпринима- тивной деятельности.

го обще- й ниматель- тельские проекты ПК-1.2. Умеет использовать и применять современ-

го, основно- н т ских проек- в сфере физкуль- ные инновационные методы и технологии пред-

го общего, ^ е тов в сфере турно-оздо- принимательской и проектной деятельности при

среднего о р физкультур- ровительной решении конкретной профессиональной задачи.

общего об- с но-оздоро- и спортивной дея- ПК-1.3. Владеет технологиями реализации предпри-

разования, вительной тельности. нимательских проектов в сфере физкультурно-оз-

професси- и спортив- доровительной и спортивной деятельности.

онального ной дея-

образова- тельности.

ния, допол- Психоло- ПК-2. Способен ПК-2.1. Знает теоретические основы психолого-пе-

нительного го-педаго- использовать со- дагогического сопровождения спортсменов разных

образова- я гическое временные ин- возрастных групп, находящихся на различных эта-

ния). и н сопрово- новационные пах спортивной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е д ждение психолого-педаго- ПК-2.2. Умеет выбирать, критически осмысливать

* о спортсме- гические подходы современные инновационные психолого-педагоги-

ш о нов разных в сопровождении ческие подходы в сопровождении спортсменов раз-

р п возрастных спортсменов раз- ных возрастных групп, находящихся на различных

о и групп. ных возрастных этапах спортивной деятельности.

групп. ПК-2.3. Умеет применять современные инновационные психолого-педагогические подходы в конкретной ситуации педагогического процесса.

й Осущест- ПК-3. Способен ПК-3.1. Знает правовые, организационные, эконо-

и вление осуществлять мические и социальные основы деятельности в об-

с е функций функции по руко- ласти физической культуры и спорта.

нч е л ш управле- водству в органах ПК-3.2. Умеет разрабатывать управленческие реше-

ния в орга- государственной ния в профессиональной сфере.

а р нах государ- власти и местно- ПК-3.3. Умеет применять технологии регулирующе-

п ^ ственной го самоуправле- го воздействия при реализации управленческого

о власти ния в сфере физи- решения.

н н и местно- ческой культуры

о и го самоу- и спорта.

а правления

з и сферы фи-

н а зической

Ü культуры

и и спорта.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОПОП

Содержание и организация образовательного процесса при реализации ОПОП ВО 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» регламентируется: учебным планом, ежегодным календарным учебным графиком, рабочими программами учебных дисциплин (модулей), программами практик, программой ГИА, также оценочными и методическими материалами.

4.1. Учебный план

В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, государственной итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация).

Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, составляет более 40% общего объема программы магистратуры. Учебный план программы состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)» - включает дисциплины (модули), относящиеся к обязательной части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к части, формируемой участниками образовательных отношений.

Блок 2 «Практика» - включает учебные и производственные практики, относящиеся к обязательной части программы и к части, формируемой участниками образовательных отношений.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» - включает подготовку, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы.

Также в случае наличия контингента лиц с ОВЗ и инвалидов по их заявлению предостав-

ляется возможность обучения по образовательной программе, адаптированной с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Учебный план является составляющей ОПОП, электронная версия размещена на сайте в разделе обязательных сведений об образовательной организации.

4.2. Календарный учебный график Образовательный процесс по образовательной программе разделяется на учебные годы (курсы). В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель. По заявлению обучающегося ему предоставляются каникулы после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации. В календарном учебном графике, утверждаемом ежегодно, указываются периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул. Календарный учебный график на текущий учебный год размещается на сайте в разделе обязательных сведений об образовательной организации.

4.3. Программы дисциплин (модулей) Рабочая программа дисциплины (модуля)

включает в себя:

• наименование дисциплины (модуля);

• перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

• указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

• объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

• содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;

• перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);

• фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

• перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

• перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее -сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины (модуля);

• методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

• перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

• описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю), входящий в состав рабочей программы дисциплины (модуля), оформляется в виде приложения к ней и включает в себя:

• перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

• описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

• типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

• методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Рабочие программы дисциплин (модулей) и фонды оценочных средств по дисциплинам (модулям) размещаются на сайте в разделе обя-

зательных сведений об образовательной организации.

4.4. Программы практик

Фонды оценочных средств по практике размещены в Электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) АлтГУ

Программа практики включает в себя:

• указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

• перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

• указание места практики в структуре образовательной программы;

• указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

• содержание практики;

• указание форм отчетности по практике;

• фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

• перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;

• перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

• описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, входящий в состав рабочей программы практики, оформляется в виде приложения к ней и включает в себя:

• перечень компетенций в процессе освоения образовательной программы;

• типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности;

• методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

• рабочие программы практик размещаются на сайте в разделе обязательных сведений об образовательной организации.

В основной образовательной программе предусматриваются организация и проведение учебной и производственной практик, в том числе преддипломная практика.

Типы учебной и производственной практики:

• учебная практика: ознакомительная практика.

• производственные практики:

- педагогическая практика;

- технологическая (проектно-технологиче-ская) практика.

4.5. Программы государственной итоговой аттестации (ГИА)

Государственная итоговая аттестация выпускника ОПОП является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Программа ГИА доводится до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы требованиям ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку к защите и процедуру защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Материал для выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), как правило, собирается и обрабатывается студентом на протяжении всего периода обучения, поэтапно углубляются уровни знаний и навыков в ходе прохождения практик. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) представляет собой самостоятельную и логически завершенную научно-исследовательскую работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант:

• разработка и реализация психолого-педагогических проектов в области физической культуры и спорта;

• психолого-педагогическое сопровождение спортсменов разных возрастных групп;

• осуществление функций управления в органах государственной власти и местного самоуправления сферы физической культуры и спорта.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний и практических умений, полученных выпускником в ходе освоения магистерской программы по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» в соответствии с ФГОС ВО.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные, универсальные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) разрабатывается кафедрой. Тема выпускной квалификационной работы утверждается на заседании кафедры. Конкретная постановка темы определяется актуальностью и реальностью ее выполнения. Выпускник может выбрать одну из тем, рекомендованных кафедрой, либо предложить свою, сформировавшуюся в процессе прохождения практик, отражающую его научные интересы, соответствующую утвержденным в ОПОП видам профессиональной деятельности.

Проведение и защиты выпускных квалификационных работ осуществляются в сроки, установленные графиком учебного процесса университета. Порядок проведения этих процедур разработан и утвержден кафедрой социальной психологии и педагогического образования.

Фонд оценочных средств для ГИА включает в себя:

• перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

• типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;

• методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Программа ГИА размещается на сайте АлтГУ в разделе обязательных сведений об образовательной организации.

5. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ОПОП

5.1. Учебно-методическое обеспечение ОПОП

Учебно-методическое обеспечение ОПОП формируется на основе требований к условиям реализации ОПОП, определяемых ФГОС по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» с учетом действующей нормативно-правовой базы и особенностей, связанных с уровнем и профилем ОПОП.

ОПОП обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства, состав которого определен в рабочих программах дисциплин (модулей) и ежегодно обновляется.

Каждый обучающийся обеспечен в течение всего периода обучения неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей необходимые издания и сформированную по согласию с правообладателем учебную и учебно-методическую литературу. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе всех обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиям основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Для обучающихся также обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

5.2. Материально-техническое и информационное обеспечение ОПОП

Университет располагает материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы магистратуры по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

Помещения представляют собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой магистратуры, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечения доступа к электронной информационно-образовательной среде.

Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. Учебное оборудование обеспечено необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства, состав которого определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Условия для функционирования

электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда обеспечивает:

• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы;

• фиксацию хода образовательного процесса результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы магистратуры;

• проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.

5.3. Кадровые условия реализации ОПОП

Реализация программы магистратуры обеспечивается педагогическими работниками организации (университета), а также лицами, привлекаемыми ею к реализации программы магистратуры на иных условиях.

Квалификация педагогических работников университета отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Численность педагогических работников, участвующих в реализации программы магистратуры, и лиц, привлекаемых к реализации программы магистратуры на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), ведущих научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля), составляет более 70%.

Численность педагогических работников, участвующих в реализации программы магистратуры, и лиц, привлекаемых к реализации программы магистратуры на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), являющихся руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (имеющие стаж работы в данной профессиональной сфере не менее трех лет), составляет более 10%.

Численность педагогических работников и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации), составляет более 70%.

Общее руководство научным содержанием программы магистратуры осуществляется штатным научно-педагогическим работником университета, заведующим кафедрой физического воспитания, кандидатом философских наук, доцентом Еленой Вениаминовной Романовой.

Общее руководство научным содержанием программы магистратуры осуществляется штатным научно-педагогическим работником университета, доцентом Ольгой Алексеевной Лопатиной.

Руководители образовательной программы имеют стаж работы в образовательных организациях более 20 лет. Осуществляют самостоятельные научно-исследовательские, творческие проекты по направлению подготовки, участвуют в работе по грантам, имеют ежегодные публикации по результатам научно-исследовательской, творческой деятельности в отечественных и зарубежных рецензируемых научных изданиях, а также осуществляют ежегодную апробацию результатов научно-исследовательской деятельности на региональных, национальных и международных конференциях.

5.4. Механизмы оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по ОПОП

Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе магистратуры определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой университет принимает участие на добровольной основе.

В целях совершенствования программы магистратуры при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки, обучающихся по программе магистратуры университет привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников вуза.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе магистратуры обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе магистратуры в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе магистратуры требованиям ФГОС ВО.

Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе магистратуры может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиями профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования Магистратура, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02. 2018 №126.

Устав ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».

Кузнецова В. Н. Магистратура: проблемы становления // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 45-48.

Адибекян О. А. Магистратура: прошлое и настоящее // Мир науки и образования. 2017. №10 (2).

REFERENS

Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (in Russian).

Federal state educational standard of higher education in the field of training (specialty) 04.44.01 Pedagogical education and level of higher education Master's degree, approved by order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 22.02. 2018 No. 126 (in Russian).

Charter of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Altai State University» (in Russian).

Kuznetsova V. N. (2011). Master's degree: problems of formation. Higher education in Russia, (1), 45-48 (in Russian).

Adibekyan O. A. (2017). Master's degree: past and present. World of Science and Education, 10 (2) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.