Научная статья на тему 'ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА РАСЧЁТА ДОЖДЕВЫХ МАКСИМУМОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ'

ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА РАСЧЁТА ДОЖДЕВЫХ МАКСИМУМОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
максимальный сток дождевой воды / изучение максимального расхода воды / особая научная и практическая значимость при проектировании путепроводов / увеличить способность дождевой воды улицах и дорогах. / maximum rainwater runoff / study of maximum water flow / special scientific and practical significance in the design of overpasses / increase rainwater capacity streets and roads.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дурдона Алишер Қизи Тоштемирова, Самандар Бахтиёрович Буранов

Данная статья посвящена методике расчета максимальных расходов дождевых вод. Известно,что проблема изучения и расчета максимальных расходов воды имеет особо важное научное и практическое значение при проектирование гидротехнических и дорожных водопропускных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FORMULA FOR CALCULATION OF RAIN MAXIMUMS IN THE DESIGN OF ROAD CULVERTS

This article is devoted to the methodology for calculating the maximum flow of rainwater. It is known that the problem of studying and calculating the maximum water flow is of particular scientific and practical importance in the design of hydraulic and road culverts.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА РАСЧЁТА ДОЖДЕВЫХ МАКСИМУМОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ»

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА РАСЧЁТА ДОЖДЕВЫХ МАКСИМУМОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Дурдона Алишер кизи Тоштемирова Самандар Бахтиёрович Буранов

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена методике расчета максимальных расходов дождевых вод. Известно,что проблема изучения и расчета максимальных расходов воды имеет особо важное научное и практическое значение при проектирование гидротехнических и дорожных водопропускных сооружений.

Ключевые слова: максимальный сток дождевой воды, изучение максимального расхода воды, особая научная и практическая значимость при проектировании путепроводов, увеличить способность дождевой воды улицах и дорогах.

BASIC FORMULA FOR CALCULATION OF RAIN MAXIMUMS IN THE

DESIGN OF ROAD CULVERTS

ABSTRACT

This article is devoted to the methodology for calculating the maximum flow of rainwater. It is known that the problem of studying and calculating the maximum water flow is of particular scientific and practical importance in the design of hydraulic and road culverts.

Keywords: maximum rainwater runoff, study of maximum water flow, special scientific and practical significance in the design of overpasses, increase rainwater capacity streets and roads.

ВВЕДЕНИЕ

Для автомобильных дорог Узбекистана, особенно в последние годы, характерным является резкий рост интенсивности движения с преобладанием в транспортном потоке легковых автомобилей, что обусловливает возрастание требований к качеству проектирования, строительства и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, а также необходимости доведения параметров и показателей качества до уровня мировых стандартов.

Тем не менее по некоторым вопросам, определяющим показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, в частности, функционированию системы водоотвода, уделяется недостаточное внимание.

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL OF SCIENTIFIC RESEARCH

ISSN: 2181-2489 VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

Подобное отношение к вопросам организации поверхностного водоотвода с проезжей части автомобильных дорог приводит к снижению прочности дорожных одежд, нарушению устойчивости земляного полотна, сокращению межремонтных сроков дорог и искусственных сооружений, снижению уровня безопасности и удобства движения транспортных средств и загрязнению окружающей среды.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В отечественной практике проектирования исследования по разработке системы поверхностного водоотвода с проезжей части и разделительных полос на автомобильных дорогах были начаты в 1967г. в Союздорпроекте. В результате этих исследований была разработана методика расчета и регулирования максимального поверхностного стока; обобщены все возможные схемы организации поверхностного водоотвода; создана типовая схема организации отвода воды с проезжей части и разделительных полос, состоящая из дождеприемных колодцев, прикромочных продольных лотков, откосных телескопических лотков и водобойных устройств в концевых участках этих откосных лотков; разработаны мероприятия по отводу поверхностной воды от земляного полотна, при устройстве транспортных развязок и мостов, от подтопляемых насыпей и испытательных сооружений; разработаны мероприятия водоотвода по предотвращению эрозионных и оползневых процессов, а также по очистке сточных вод.

Так, проблема водоотвода на автомобильных дорогах впервые приобрела конкретную значимость для всего дорожного комплекса и стала представлять собой одно из основных направлений по исследованию, развитию и совершенствованию методологических разработок по организации системы дорожного водоотвода автомобильных дорог.

Одной из важнейших задач, решаемых при проектировании и строительстве дорог, является обеспечение дорожного водоотвода.

Особое место в транспортном строительстве занимает возведение малых искусственных сооружений,количество которых столь велико, что несмотря на относительно малую стоимость каждого из них,общие затраты на постройку малых мостов и труб оказываются больше, чем на сооружение переходов через крупные водотоки.И здесь гидрологическое обоснование играет решающую роль: экономические характеристики малых водопропускных сооружений могут быть существенно улучшены при надежном проигнозировании расчетных максимальных расходов малых и, особенно,периодических водотоков.

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022|

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

В настоящее время наибольщую сложность представляют расчеты максимального стока ливневых вод. Известно,что именно дождевые паводки,вызывая разрушения дорог,мостов и других исскуственных сооружений,причиняют значительный ущерб народному хозяйству Республики Узбекистан.Статические данные показывают,что чаще всего причиной разрушения или повреждений труб и малых мостов на дорогах является превышение максимальных расходов дождевых вод над расчетными.Но не меньшее зло представляет собою и завышение расчетных максимальных расходов,так как при безапосном пропуске паводков в этих случаях затраты на постройку слишком больших сооружений не оправданы.

Определению максимального стока дождевых вод посвящено много теорий и расчетных формул,но несмотря на это проблема расчета дождевых максимумов остается актуальный до сего времени из-за ее большой сложности и недостачности исходных материалов для прогнозов.

В настоящее время существует большое количества формул для расчета максимальных расходов дождевых вод.Из большого множества существуюшых формул для расчета дождевых максимальных расходов наиболее физически обоснованной следует считать формулу Г.А. Алексеева,имеющий вид [ 2 ]:

Kp(qF) 1+KphV

Где Q- максимальный дождевой расход;

q-максимальная интенсивность водобразования;

h- слой дождевого стоко;

L-длина главного лога;

V-скорость стекания воды при максимальном расходе;

F-площадь водосборного бассейна;

Кр-коэффициент,зависящий от размерности входящих в формулу

величин;

3/ 2

ЕслиQвыраженоbм сек, qbмм/мин, ^Ьмм^Ькм, Vbм/секиFbкм , теКр=16,67.

В случае когда второй член знаменателя формулы больше 10,что практически происходит при F> 50км2,единичной в знаменателе можно пренебречь то расчетная формула определения максимального расхода дождевых вод существенно упростится:

Q = (2)

Одним из основных параметров в данной формуля является V - скорость стекания при максимальном расходе воды. В свою очередь скорость зависит от

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022|

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

максимального расхода воды,битового уклона реки и коэффициента ее шероховатости:

V = ь(Г3 (3)

где Ь - коэффициент пропорциональности; J - бытовой уклон реки; n-коэффициент шероховатости.

Подставим значение V формула (3) в формулу (2) и решим это равенство относительно Q. Тогда

Q ^(bh[)3/2 (4)

Для дальнейшего упрощения формулы (4) можно перейти путем аппраксимации длины главного водотока L через плошадь водосборного бассейна F/г.е:

L= KlVF (5)

Где K - коэффициент пропорциональности. Тогда формула (4) запишется в более компактной форме:

Q = a —(hVF)3/2 , (6)

71

где а =(—)3/2

кь

Полученная формула (6) определения максимального расхода дождевых вод является более простейшим,но вместе с тем дастаточно обоснованным выражением для расчета максимальных расходов воды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач повышения технического уровня автомобильных дорог, безопасного движения по ним и их экологического функционирования является обеспечение своевременного и целенаправленного сбора и отвода воды с поверхности автомобильных дорог и последующая ее очистка от загрязнений. В разрешении этой проблемы особое место занимают исследования, направленные на совершенствование методологической базы проектирования и расчета систем поверхностного водоотвода с целью разработки оптимальных проектно-строительных решений и ремонтно-восстановительных мероприятий. Несмотря на наличие значительного числа разработок систем организации поверхностного водоотвода с автомобильных дорог, эти исследования, особенно в последние

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL OF SCIENTIFIC RESEARCH

ISSN: 2181-2489 VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

годы, имеют особую актуальность. Так, существует необходимость совершенствования отдельных методик расчета максимального дождевого стока с техногенных поверхностей; проведения натурных наблюдений за работой различных водоотводных сооружений и учета расхода проскока мимо откосных водосбросных лотков и дождеприемных колодцев; изучения особенностей выпадения дождевых осадков и уточнение расчетных ливневых характеристик поверхностного стока; учета влияния хозяйственной деятельности человека на особенности формирования максимального стока на микробассейнах; научного обоснования разработок по определению минимально допустимых расстояний между нетрадиционными конструкциями откосных водосбросных лотковых сооружений; натурных исследований загрязнения сточных вод и разработки комплекса мер по охране окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Шахидов А.Ф.Расчет максимальных расходов дождевых вод.Ташкент 1995г.

2. Руководство по расчету максимальных расходов дождевых вод. Ташкент,2007г

3. Перевозников Б.Ф.Расчет максимального стока при проектировании дорожных сооружений Москва,Транспорт, 1975г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.