Сер. 9. 2007. Вып. 3. Ч. II
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Е.В. Смирнова
ОСНОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО МАРАТХСКОГО ГОСУДАРСТВА В БРИТАНСКОЙ И ИНДИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Образование независимого Маратхского государства в середине XVII в. является важным событием в истории Индии. Созданная Шиваджи Бхонсле индусская маратхс-кая держава сыграла одну из ключевых ролей в процессе распада империи Великих Моголов.
Эта тема интересовала и интересует многих исследователей, как в Индии, так и на западе. Вопросы об истоках и процессах складывания независимого государства маратхов, а также оценка личности и деятельности его основателя Шиваджи вызывают множество споров среди представителей разных исторических школ. Речь идет, преимущественно, о двух направлениях в британской историографии: «романтическом» и «прагматическом», а также двух школах индийской исторической науки: «классической» и «националистической».
Первыми, главным образом, в силу политических причин проявили интерес к полномасштабному исследованию истории государства маратхов англичане - представители британской «романтической» школы. Они рассматривали образование независимого Маратхского государства как значимое событие в индийской истории. Историки этого направления пытались выявить социально-политические и внешнеэкономические причины, обусловившие образование маратхской державы. Среди исследователей этого направления нужно отметить Скота Варринга, Маунтстюарт Элфинстоуна, Грант Даффа.
Англичанина Скота Варринга можно назвать исследователем истории Махараштры первого поколения. Его работа об истории маратхов вышла в свет на рубеже XVHI-XIX в.
В XIX в. изучение истории маратхов стало одним из приоритетных направлений в британской историографии. Особенно важную роль в исследовании данного вопроса сыграл губернатор Бомбея Маунстюарт Элфинстоун, который проявил себя не только как видный политический деятель, но и как выдающийся ученый. Его двухтомный труд по истории Индии является классическим в английской исторической науке1. Процессу складывания Маратхского государства Элфинстоун уделяет особое внимание. Его работа интересна тем, что он первым попытался проанализировать социально-общинные отношения, во многом определившие образование маратхской державы.
Благодаря поддержке Элфинстоуна и предоставленным им архивным материалам, в 1826 г. была опубликована первая систематизированная история Маратхского государства, написанная шотландцем по происхождению капитаном Джеймсом Грант Даффом2. К работе над этим четырехтомным трудом Грант Дафф приступил в 1818 г., во время службы в качестве политического представителя в Сатаре. У него установились дружественные отношения с правительством и влиятельными семьями Сатары, что, безусловно, помогло ему собрать материал по маратхской истории в местных архивах. Однако после публикации исследование было встречено современниками очень холодно, и по достоинству этот труд был оценен только историками следующего поколения.
О Е.В. Смирнова, 2007
Работа Грант Даффа многие годы оставалась единственным детальным исследованием, охватывающим всю общую историю маратхского народа 1000-1818 гг. Грант Дафф подробно рассматривает политическую историю, предпосылки образования независимого Маратхского государства. Он также уделяет внимание первым военно-политическим и социально-экономическим достижениям маратхов под руководством чхатрапати Шиваджи.
Труды Элфинстоуна, Грант Даффа и других сторонников т. н. «романтической» школы, стремившихся к объективному исследованию истории Маратхского государства, на протяжении долгого периода времени не пользовались особой популярностью в Англии, т. к. в науке господствовали взгляды представителей «прагматической» школы. Одним из основоположников данной школы стал Джеймс Милл. Его работа по истории Индии на многие годы определила направление развития британской историографии данной проблемы3. Основное положение, которое выдвигали представители этой школы, заключается в утверждении, что индийская культура не способна добиться больших успехов. Многие работы британских исследователей XIX - начала XX в. были написаны под влиянием труда Мила. В этих работах только в общих чертах дается описание Маратхского государства. Его роль и значение в истории Индии теряются на фоне достижений и завоеваний Ост-Индской компании.
Индийские ученые приступили к изучению истории Махараштры в начале XX в. К этому времени в их распоряжении был огромный фактический материал. Первыми начали систематизацию данного материала сторонники «классической» индийской школы. Наиболее яркими представителями этой школы являются Кинкейд и Параснис, Саркар, Сардесаи, Сен, а также Дешпанде.
Кинкейд и Параснис стали первыли индийскими исследователями истории Махараштры. Результатом их многолетних научных изысканий является трехтомный труд, посвященный истории маратхского народа4. При написании этой работы использовался широкий круг источников, многие из этих документов были в свое время недоступны Грант Даффу.
Кинкейд и Параснис в своей работе пытались защитить Шиваджи и его государство от нападок «прагматиков». Они отмечали: «Шиваджи, по превратности судьбы, больше пострадал от рук историков, чем от каких бы то ни было исторических деятелей.. .»5
Значительный вклад в изучение истории маратхской державы и деятельности чхатрапати Шиваджи внес Джадунатх Саркар. Он преимущественно занимался историей Великих Моголов, в частности, периодом правления Аурангзеба. В связи с этим он был вынужден коснуться и истории Махараштры, поскольку многие документы и архивные материалы, которые он использовал, в значительной степени затрагивали историю данного региона. Одна из основных его работ, посвященных этому периоду, - «Шиваджи и его эпоха». Она была опубликована в июле 1919 г.6 Саркар всегда старался быть максимально объективным и приводил в своих трудах точки зрения всех заинтересованных сторон, которые зачастую были диаметрально противоположны.
Важное место в «классической» индийской историографии занимают труды по истории Махараштры Говинда Сакхарам Сардесаи. К изучению данной темы Сардесаи приступил в 1896 г., и результатом его тридцатилетней работы стал труд в девяти томах «Маратхское княжество», охватывающий период от Шиваджи до Баджи Pao И. Через несколько лет вышла «Новая история маратхов», в которой были собраны и систематизированы исследования по истории Махараштры всей его жизни7. Этот трехтомный труд охватывает историю Махараштры 1600-1848 гг.
Первый том данного исследования озаглавлен «Шиваджи и его наследники (1600-1707)». В работе затрагиваются проблемы социального и политического возвышения маратхов, а также административные нововведения, позволившие Шиваджи заложить фундамент Маратхского государства.
Важно отметить, что государство маратхов создавалось на волне антимусульманских выступлений, целью которых было изгнание мусульман с индусской территории. Поскольку религиозное противостояние индусов и мусульман сотрясает Индию на протяжении всей ее новейшей истории, политика часто накладывает свой отпечаток на оценку личности Шиваджи и его государства. Политическая ситуация также определяет преобладание взглядов сторонников «националистической» школы в этой области исследования.
Эта школа возникла в условиях подъема национально-освободительного движения в XX в. и, по сути, являла собой реакцию на труды сторонников классической историографии, таких как Кинкейд и Параснис, Джадунатх Саркар, Сен и Сардесаи. Лидеры национально-освободительной борьбы Тилак и Саваркар в своих трудах и выступлениях прославляли основателя независимого Маратхского государства Шиваджи, а созданное им государство называли триумфом индусского общества. Среди фундаментальных работ сторонников националистических взглядов, прежде всего, нужно отметить четырехтомный труд Бал Кришны «Шиваджи Великий»8 и работу Такакхава и Келускара «Жизнь махараджи Шиваджи»9. В них преувеличивается роль Шиваджи в истории Индии, говорится о его высоком и даже на божественном происхождении. Приверженцы этой школы достаточно враждебно встретили результаты исследований личности Шиваджи, проведенных Джадунатх Саркаром. Во введении к своей книге Такакхав выступает с резкой критикой Саркара. «Его симпатии на стороне моголов и могольских военачальников. Он симпатизирует кому угодно только не Шиваджи и его доблестным союзникам...»10
Представитель националистической школы Бал Кришна являлся членом партии All India Arya Samaj и часто выступал с антианглийскими лозунгами. Личность Шиваджи и созданное им независимое Маратхское государство в его политических построениях всегда играли важную роль. Труду о деятельности Шиваджи он посвятил восемнадцать лет своей жизни. Он часто полемизирует с Кинкейдом и Параснисом, Саркаром и Сардесаи по ряду спорных моментов. В работе Бал Кришны приводится обширный фактический материал, но сложность состоит в том, что приведенный материал зачастую неупорядочен. Именно из-за сложной подачи материала эта работа не приобрела популярность в широких слоях населения и стала объектом критики историков.
Тема основания независимого Маратхского государства актуальна в Индии и по сей день. В настоящее время для многих националистических партий Индии Шиваджи остается не просто национальным героем, а культовой личностью. Ни одна националистическая партия страны не обходит в своих лозунгах имени Шиваджи. В последнее время в стране в его честь называются скверы, улицы, парки, аэропорты, открываются новые монументы. Это определяет преобладание в среде индийских ученых, занимающихся данной темой, националистических настроений.
' Elfinstone M. The history of India. London, 1889. Vol. 2.
2 Duff J.G. History of the Mahrattas. Delhi, 2000. Vol. 1.
3 Mill J. The history of British India. New York, 1992.
4 Kincaid C.A., Parasnis D.B. A history of the Maratha people. London, 1918. Vol. 1.
5 1Ыё. Р. 272.
6 Багкаг 7. Shivaji ап<1 Ыв йтев. Са1сиПа, 1952.
7 ЗаЫеэт й.Б. 1ш1огу оГШе МагаЙш. ВотЬау, 1957. Уо1.1.
8 Ва1 КгЬкпа. Shivaji Ле вгеаг. ВотЬау, 1932. Уо1.1,2.
9 Такаккт КБ., КеЫкаг К.А. ТЬе Life оГЗЫуа^ Mahaгaj. ВотЬау, 1921.
10 1Ы<1 Р. VII.
Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.