ОСНОВА СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА: ЧЕТВЁРТОЕ И ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
© Ивентьев С.И.*
ООО «РАФФ+», г. Казань
В связи с открытием в России четвёртого и пятого поколений прав человека, в современной науке произошёл пересмотр общечеловеческих ценностей по своей приоритетности и значимости для человека. По этой причине существующая антропологическая концепция первоисточника прав человека потеряла свою актуальность и новизну. Автор статьи, анализируя сказанное, представляет новую классификацию групп человеческих потребностей.
Согласно антропологической концепции первоисточника прав человека, в основе любого субъективного права лежит потребность (интерес) человека и необходимость в её удовлетворении [8, 13].
Как отмечает A.A. Малиновский, для облачения интереса в право, необходимо осознать эту потребность и придать ей мотивацию [8].
В юридической науке потребности разделяют на следующие группы:
1. витальные (биологические);
2. социальные;
3. духовные [8].
К витальным потребностям относят потребности, которые биологически необходимы для человека. Это так называемые физиологические потребности (сон, голод, жажда, усталость, холод и т.д.).
Социальные потребности составляют потребности, вытекающие из принадлежности человека к определенной группе, государству (гражданские, политические права и свободы).
Духовные потребности выражены в творчестве, эстетических наслаждениях и т.д.
Сорокин В.В. в своей работе «Понятие совести в правовом измерении» указывает, что «В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе» [9].
С точки зрения психологической науки классификация потребностей человека выглядит следующим образом:
1. физиологические потребности (сон, голод, жажда);
2. потребности в безопасности и защите (наличие хорошо оплачиваемой работы, уверенность в завтрашнем дне, защищённость от противоправных действий);
* Начальник Юридического отдела.
3. потребности в принадлежности к социальным группам и в любви (наличие заботы со стороны родных и близких);
4. потребности в уважении (признание заслуг и успехов);
5. познавательные потребности (стремление получить знания и навыки);
6. эстетические потребности (необходимость удовлетворения чувства прекрасного);
7. потребность в самоактуализации (личное самосовершенствование) [18, 19].
Малиновский A.A. к каждой потребности относит своё субъективное право [8], представив это в виде следующей таблицы.
Таблица 1
Потребности Субъективное право
1. Физиологические Право на жизнь; право на здоровье; право на отдых; право на получение пенсий и пособий не ниже прожиточного минимума и др.
2.В безопасности и защите Право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, личную и семейную тайну; право на адвоката; право на социальное обеспечение; право на судебную защиту и др.
3.В принадлежности к социальным группам и в любви Право на объединение; право на вступление в брак; право на воспитание детей; свобода совести и вероисповедания; право избирать и быть избранным и др.
4.В уважении Право на защиту чести, достоинства, деловой репутации; право на защиту от дискриминации.
5.Познавательные Право на образование; право на научную деятельность; право на поиск и получение информации и др.
6.Эстетические Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям; свобода литературного и художественного творчества и др.
7.В самоактуализации Любое право, удовлетворяющее потребность человека в самореализации (например, право на участие в управлении делами государства, свобода преподавания).
Указанная таблица была воспроизведена для того, чтобы показать какое место наука отвела «потребности в любви».
На каждом этапе развития человеческой цивилизации перечень потребностей человека, которые узаконивались в субъективном праве, расширялся и расширяется.
В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав -духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1-5, 7, 10-12].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и др.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, информация и энергия [4, 10-12, 14].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
В иерархии общечеловеческих ценностей главенствующее место отводится Любви (Богу), Божественной энергии и информации [20].
На втором плане общечеловеческих ценностей находится человек и его жизнь [20]. Жизнь человека порождает потребности (интересы), о которых указывает антропологическая концепция первоисточника прав человека.
Сорокин В.В. указывает, что «Даже светские правоведы, обладающие секулярным сознанием, время от времени высказывают догадки о том, что моральные и правовые ценности являются выражением универсальных закономерностей бытия» [8].
С момента становления и по настоящее время наука принижала абсолютную ценность и значимость Любви для человеческого бытия и всего живого. Основной причиной является то, что наука по своей сути является бездуховной и безнравственной. Поэтому в основу своего существования государство поставило науку и нормы прав, которым чувды мораль и религия [1-3].
Любовь - это главная и абсолютная Божественная, Вселенская и общечеловеческая ценность.
Только Иисус Христос (Сын Божий, Пророк, Великий моралист) возвысил Любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дав ему адекватное метафизическое обоснование [9, 11].
Как высший, основополагающий закон жизни, Любовь является единственным нравственным законом человеческой и иной цивилизации [11].
Человечество не может отступить от закона Любви, чтобы не деградировать в «нравственную порочность» [11].
Любовь - это очень мощный вид Божественной энергии, распространяющийся на всех и на каждого на Земле и Вселенной, в Духовном и Материальном мирах.
Любовь способствует жизни других и является связующей нитью между Богом-Творцом и человеком и всеми мирами [14].
В Любви и через Любовь в человеке обнаруживается Божественное начало:
Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. 4:16).
Академик A.C. Маркой отмечает, что «Бог - прежде всего информационное Бытие, идея, дух, Слово, Логос. Но Он же - и тонкоэнергетическое Бытие, эмоция, душа, Любовь» [15].
Болгарский физик Б. Палюшев указывает, что энергия, которая отличается от сущности, но не отделима от неё, имеющая особенное свойство в любом её проявлении и есть Бог [21].
Ратников Б.К. указывает следующее:
«Оказалось, что Бог и жизнь - это одно и то же. По сути, Бог - это энергия, которую мы называем жизненной силой. А жизнь - это всего лишь физическое воплощение Бога. Нет ничего плохого в существовании множества религий, плохо другое - каждая из них по-своему персонифицирует Бога, наделяя его человеческими свойствами характера. Между тем Бог - это мыслящая субстанция, пронизывающая всё мироздание и очень далекая от нашего восприятия.
Если исходить из сведений, полученных путём метаконтакта из глобального информационного поля Земли, главная проблема современного мира - это бездуховность. Человеком управляет мысль, которую создают убеждения и верования, и лишь затем мысль перерастает в физические действия и создаёт реальность. Нельзя решить ни одну из мировых проблем, не изменив мировоззрение масс. Человечеству необходимо, наконец, понять, что Бог - это не мстительный полицейский на небесах, а мыслящая энергетическая субстанция, дающая нам творческую энергию.
А чтобы изменить мир к лучшему, нужно не решать локальные проблемы, а, основываясь на учениях древних и современных философов, создать социально-гуманистическую матрицу верований и поведения человечка, а затем начать поступать согласно её постулатам. Тогда постепенно и окружающий мир измениться к лучшему» [23].
Основу морали (нравственности) составляет Любовь. При этом мораль, как указывает вышеуказанный автор, определяется количеством Любви, которую она содержит, где первая невозможна без второй [22].
Человек наделён правом на управление информацией и энергией, которое происходит через сознание и мысль [16].
Сверхсознание рассматривается как высшая форма развития информации [16].
Считается, что наивысшим уровнем управления является управление посредством Энергии Любви.
Иисус Христос уже 2000 лет назад указал людям на основные приоритеты развития человечества:
И приступил к Нему искуситель и сказал: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ:
Написано: «не хлебом одним будет жить человек», Но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4: 3-4)
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там и будет сердце ваше (МФ. 6: 19-21).
С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека иерархии общечеловеческих ценностей, считаем, что потребности по группам будут выглядеть следующим образом:
1. божественные (Бог, Любовь, энергия и информация, Сотворчество);
2. духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество);
3. витальные (биологические);
4. социальные.
Как мы видим, первая и вторая группы базируются на Божественных и духовно-нравственных ценностях, которые обеспечивают жизнеспособность человеческой цивилизации.
Безусловно, что вышеприведённая таблица потребностей A.A. Малиновского будет отражать только человеческие потребности прошлого века, так как в настоящее время она не выдерживает никакой критики.
Анализируя систему потребностей прошлого века, можно с уверенностью сказать, что основу человеческих интересов составляют потребление и удовлетворение биологических («животных») инстинктов людей.
Следует отметить, что Россия, провозгласив Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, на сакральном и правовом уровне поменяла потребительские потребности на Божественные и духовно-нравственные ценности.
Человечество, столкнувшись с глобальными проблемами, которые носят духовно-нравственные корни, начинает постепенно осознавать необходимость в переоценке своих потребностей и интересов.
Список литературы:
1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина // Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010 г.). Ч. 1. - Уфа: РИЦ БашГУ 2010. - С. 94-97.
2. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина // Ежемесячный научный журнал «Дискуссия». - 2010. - № 2.
- С. 92-93.
3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс]. - Казань: ТИСБИ, 1999. - С. 5-6. -Режим доступа: www.iventev.narod.ru.
4. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ 2010. - С. 47-49.
5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор // Система ценностей современного общества: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Ч. 2, 3 марта 2010 г. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ». 2010. - С. 210-213.
6. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т. 2. - М.: Московский рабочий: Присцельс. 1995. - С. 446.
7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание // Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 3, 17 марта 2010 / Под общ. ред. А.И. Та-юрского. - Красноярск, 2010. - С. 229-331.
8. Малиновский A.A. Назначение субъективного права // Правоведение. - 2006. - № 4. - С. 222-230.
9. Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении // История государства и права. - 2009. - № 21. - С. 2-5.
10. Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - № 3.
- С. 199-203.
11. Ивентьев С.И. Религиозные и нравственные нормы // Нравственность и религия: сборник статей VII Всероссийской научно-практический конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 23-32.
12. Ивентьев С.И. Вопросы духовно-нравственной безопасности // Актуальные проблемы экономики, социологии и прав в современных условиях: 5-я Международная научно-практическая конференция, 05-06 марта 2010 / Международная академия финансовых технологий; отв.за выпуск А.Е. Медовой. - Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010. - С. 250-252.
13. Луковская Д.И. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека // История государства и права.
- 2007. - № 12. - С. 32-35.
14. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви [Электронный ресурс] // Современность и юриспруденция: материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 1 марта 2010 -
30 апреля 2010. - Новосибирск, 2010. - Режим доступа: www.cprsob.clan.su/ load/konferencija.
15. Маркой A.C. Вера и религия // Сознание и физическая реальность.
- 2000. - Т. 5, № 2. - С. 17.
16. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: сознание и жизнь. - М.: ACT: Астрель, 2005. - С. 129.
17. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - С. 113.
18. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. - М., 1998. - С. 152.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб., 1997. - С. 487-499.
20. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвертое и пятое поколение прав человека [Электронный ресурс]. - Казань, 2010. - Режим доступа: www.zhurnal.lib.ru/editorsMwentxew_s_i/prava.shtmi.
21. Палюшев Б. Физика Бога 2. Пограничные пространства. - Балашиха: Астрель, 2003. - С. 134.
22. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Прикосновение к будущему. -СПб.: АОЗТ Академия парапсихологии, 1997. - С. 182.
23. Бог - это мыслящая энергетическая субстанция // Ступени. - 2008.
- № 24.