УДК 378.147
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
К.Б. АДАНОВ, Ц.Ф. АУБАКИРОВА, Г.М. ХАИРОВА, Г.Б. ДУАНБЕКОВА
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Р.С. ДУВАНБЕКОВ
Национальный Музей РК, Астана
Аннотация: Исходя из опыта образовательной практики КарГУ им. академика Е.А. Букетова по использованию интенсивного подхода, разработанные нами спецкурс «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры» имеют несколько условий и особенностей: четкая конструкция и строгая структура, без ненужных повторов и избыточных расширений информации; рациональный объем информации в пределах спецкурса; использование междисциплинарных информационных связей, дополнительные знания, умения и навыки; проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации управленческого общения; использование метода «кейс-стади»; производственная и педагогическая практика в начальной школе.
Применяя данный подход при конструировании спецкурса, на наш взгляд, можно более эффективно решать проблему формирования управленческой культуры на основе педагогического менеджмента.
Ключевые слова: педагогика, управленческая культура, педагогический мененджмент, начальные классы, информация.
Управление процессом формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента происходит, в большей степени, стихийно и неосознанно, что отрицательно отразится на качестве будущей профессиональной деятельности учителей начальных классов [1]. Это послужило основой для организации и проведения формирующего эксперимента. Для эффективного формирования управленческой культуры были разработаны спецкурс «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры».
Разработка спецкурса и спецсеминара в профессиональной подготовке будущих учителей была обусловлена тенденциями развития современной педагогической науки и практики; необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста; необходимостью удовлетворения потребностей будущего специалиста в знаниях тех областей педагогической деятельности, которые выходят за рамки традиционной подготовки [1,2].
Также необходимость разработки нами спецкурса «Педагогический менеджмент -основа управленческой культуры», обусловлено тем, что студенты уже имеют необходимые знания по общеобязательным и базовым дисциплинам, а также приобрели некоторый опыт практической работы в школе в период педагогической практики на младших курсах. Все это явилось основой для того, чтобы предложенный материал не воспринимался абстрактно. Кроме того, сформированные теоретические знания закрепляются в процессе их осознанного применения во время учебной педагогической практики в условиях школы.
Учитывая вышеизложенное, нами были выявлены отдельные требования к содержанию данного спецкурса:
1. спецкурс основывается на концептуальных положениях педагогического менеджмента, охарактеризованных в первом разделе;
2. содержание спецкурса учитывает специфику работы педагога начального образования;
3. спецкурс направлен на осознание необходимости формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента;
4. спецкурс обеспечивает освоение знаний параллельно с формированием практических умений и развитием профессионально значимых качеств.
На современном этапе обоснованы два основных подхода к повышению качества образования через учебные курсы: а) экстенсивный - увеличение объема часов и информации, дополнительная и нарастающая информация; б) интенсивный - модификация и совершенствование педагогической технологии учебного курса [2].
Разрабатывая данный спецкурс, мы основывались на идее интенсивного подхода, который «...позволяет либо в нормативный срок добиваться более высоких результатов, либо сократить время достижения нормативного результата» [2,3,4].
Исходя из опыта образовательной практики КарГУ им. академика Е.А. Букетова по использованию интенсивного подхода [5,7], разработанные нами спецкурс имеют несколько условий и особенностей:
— четкая конструкция и строгая структура спецкурса, без ненужных повторов и избыточных расширений информации;
— рациональный (необходимый и достаточный) объем информации в пределах спецкурса, позволяющий экономно и эффективно расходовать нормативное учебное время, исключение из учебных занятий излишней информации, напрасно перегружающей спецкурс деталями и незначительными подробностями;
— использование междисциплинарных информационных связей, дополнительные знания, умения и навыки, которые с успехом применяются на занятиях по педагогическому менеджменту - педагогика и психология;
— проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации управленческого общения;
— использование метода «кейс-стади» - способа моделирования управленческо-педагогических ситуаций (англ. «case» - случай, обстоятельства, прецедент), основанных на реальных событиях педагогической практики, вымышленных обстоятельствах и условиях деятельности;
— производственная и педагогическая практики в начальной школе.
Таким образом, применяя данный подход при конструировании спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры», на наш взгляд, можно более эффективно решать проблему формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента.
Для заинтересованности студентов в изучении разработанных нами спецкурсов мы обосновали их преимущества: формирование управленческих знаний и умений; повышение эффективности управленческо-педагогической деятельности; развитие профессионально значимых качеств; перспективы карьерного роста; получение удовлетворения от профессиональной деятельности; самоутверждение; способность понимать других и адекватная реакция на отношение к себе со стороны других; независимость в принятии решений; умение к выработке собственных ценностей, самостоятельному творческому мышлению. Тематический план спецкурса представлен в таблице 1.
Таблица 1
Структура спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой
компетентности» и темы занятий (в академических часах)
Наименование тем Лекции Семинары СРСП
Педагогический менеджмент - основной предмет управленческой культуры, цели и задачи курса 3 3 5
Основные закономерности, принципы, деятельность и технологические процедуры педагогического менеджмента 2 2 5
Целевое прогнозирование и достижение целей в педагогическом менеджменте 3 3 5
Система мониторинга в педагогическом менеджменте 3 3 5
Система контроля учебного процесса. Диагностирование на основе аттестаций педагогов специалистов 2 2 5
Основные концепции современного педагогического менеджмента 2 2 5
Итого 15 15 30
Целью спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой компетентности» является освоение теоретических основ педагогического менеджмента и формирование практических умений эффективного управления процессом межсубъектного взаимодействия в педагогической системе, и как следствие, формирование управленческой культуры педагога начального образования.
Задачи спецкурса заключаются в профессиональной подготовке студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения»:
— к организации и управлению процессом взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе;
— к комплексной реализации ценностей концепции педагогического менеджмента, основанных на принципах гуманизма, обеспечивающих перевод ученика на позицию субъекта;
— к применению основных технологических приемов взаимодействия, предоставляющих возможность организовать продуктивное взаимодействие субъектов педагогического процесса в аспекте управления.
Для достижения поставленной цели педагогической системы, мы придерживались следующего алгоритма опытно-педагогической работы:
— усвоение теоретических знаний на лекционных занятиях;
— закрепление и углубление полученных теоретических знаний на семинарах;
— отработка практических умений на практических занятиях;
— дальнейшее совершенствование умений во время прохождения практик и в профессиональной деятельности.
Содержание спецкурса:
Тема 1. Педагогический менеджмент - основной предмет управленческой культуры, цели и задачи курса.
Цели и задачи курса. Сущность и роль менеджмента в образовании. Общие положения теории управления, характеристика и взаимосвязь с другими науками. Особенности социального управления в образовании. Некоторые аспекты использования
идей управления в педагогике. Сущность и роль менеджмента. Управленческая культура: содержание, сущность, факторы, влияющие на культуру.
Тема 2. Основные закономерности, принципы, деятельность и технологические процедуры педагогического менеджмента.
Основные аспекты теории менеджмента в образовании. Закономерности, принципы и методы управления. Особенности их использования в практике школы управление и менеджмент. Основные цели и задачи педагогического менеджмента. Принципы, функции и методы педагогического менеджмента. Управленческая культура: типы и структура управленческой культуры.
Тема 3. Целевое прогнозирование и достижение целей в педагогическом менеджменте.
Стратегическое прогнозирование. Программно-целевое планирование: определение, процедура, недостатки, методология. Мотивационно-целевая функция в управлении. Управление в педагогической системе современной школы. Культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности. Модель развития управленческой культуры.
Тема 4. Система мониторинга в педагогическом менеджменте.
Методология педагогического мониторинга. Проблема мониторинга в педагогической теории и практике. Мониторинг: история, сущность, функции и принципы. Мониторинг как средство управления качеством образования. Виды педагогического мониторинга. Комплексный мониторинг: его составляющие. Мониторинг как элемент управленческой культуры педагога.
Тема 5. Система контроля учебного процесса. Диагностирование на основе аттестаций педагогов специалистов.
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. Классификация видов контроля учебных достижений. Инструменты измерения учебных достижений обучающихся. Порядок оценивания учебных достижений обучающихся. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности и сформированности управленческой культуры. Способности и профессионально-важные качества, необходимые педагогу для эффективной работы и формирования управленческой культуры. Типичные черты педагога-менеджера. Модель деятельности современного менеджера образования.
Тема 6. Основные концепции современного педагогического менеджмента.
Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента. Структура и компоненты концепции педагогического менеджмента и их характеристика. Синергетический подход. Теория игр. Теория хаоса. Проблемы современных концепций. Организационно-педагогические условия развития управленческой культуры.
Поскольку для некоторых студентов весьма характерно безразличное отношение к учебе, а также к предстоящей профессиональной деятельности, то аспекты самообразования и самосовершенствования можно рассматривать во время тематических занятий посредством [4,7]:
- соотнесения определенной темы с реальными проблемами обучающихся;
- предложения теоретических и практических альтернатив решения этих проблем;
- поощрение обучающихся к определенному риску, убеждения их в том, что ошибки естественны и даже необходимы;
- убеждения в необходимости многостороннего подхода к вопросам и проблемам;
- стимулирование творческого решения проблем, поиска необычных и неожиданных решений;
- использование методов опроса и ответов (вопросы должны быть открытыми, заставляющими обучающегося размышлять и анализировать идеи, а не просто излагать факты);
- концентрация усилий на рассмотрении проблем, вопросов, теорий и идей в целом, а не фрагментарно;
- пропаганды ответственности за свою учебу.
Методика изучения спецкурса по переводу теоретических знаний в управленческие умения была ориентирована на то, что концепция педагогического менеджмента не дает конкретных рекомендаций, как вести себя в том или ином случае, а лишь демонстрирует возможные варианты приемов педагогического воздействия. Решение же, как поступить, должен принимать сам будущий педагог, на основе учета объективных и субъективных факторов.
В процессе проведения спецкурса: «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры» сохранялась атмосфера доброжелательного психологического микроклимата и максимальная раскрепощенность студентов во время занятий; поощрялся творческий характер деятельности; предусматривалось сохранение студентами индивидуального характера при выполнении учебных заданий и ориентация на формирование индивидуального профессионального стиля будущего учителя начальных классов.
Моделирование педагогической реальности в плане управления, разыгрывание различных ситуаций, с которыми педагог встречается в повседневной практике, атмосфера непринужденности в аудитории, доброжелательные отношения - все это способствовало снижению боязни выражения собственных суждений, преодолению барьера смущения, боязни педагогических ошибок и другие психологические барьеры, встречающиеся при выполнении заданий и впоследствии в профессиональной деятельности.
Эффективность использования педагогической системы формирования управленческой культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки подтверждена актами внедрения в образовательный процесс Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова, Казахского национального университета им. Абая, Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова и Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмета Ясави.
1. Абдыкаримов Б.А. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане // Вестник КарГУ. Серия «Педагогика». - 2005. - №3(39). - С. 5-10.
2. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. - Караганда: КРУ, 2005. - 410 с.
3. Ахметова Г.К. Современное образование Казахстана в поисках идеала. Кредитная система обучения: опыт внедрения и перспективы. - Алматы: Казак; университет^ 2004. - 90 с.
4. Мынбаева А.К. Организация и планирование научных исследований (в области педагогики). - Алматы: КазНУ, 2017. - 300 с.
5. Абильдина С.К., Аданов К.Б. Педагогикалы; менеджмент - баскару мэдениетшщ непзь Электронный учебник / Казакстан Республикасы Эдшет министрлЫнщ куэлш № 632, 10.04.2017 ж.
6. Lucas N. The skills and knowledge required for a teacher of future // Master. - 1996. - No. 3. -
7. Bovykin V.I. New management: enterprise management at the highest standards level. - M.: Economy, 1997. - 386 p.
ЛИТЕРАТУРА
P. 31-34.