Научная статья на тему 'ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ'

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / управленческая культура / педагогический мененджмент / начальные классы / информация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К Б. Аданов, Қ Ф. Аубакирова, Г М. Хаирова, Г Б. Дуанбекова, Р С. Дуванбеков

Исходя из опыта образовательной практики КарГУ им. академика Е.А. Букетова по использованию интенсивного подхода, разработанные нами спецкурс «Педагогический менеджмент – основа управленческой культуры» имеют несколько условий и особенностей: четкая конструкция и строгая структура, без ненужных повторов и избыточных расширений информации; рациональный объем информации в пределах спецкурса; использование междисциплинарных информационных связей, дополнительные знания, умения и навыки; проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации управленческого общения; использование метода «кейс-стади»; производственная и педагогическая практика в начальной школе. Применяя данный подход при конструировании спецкурса, на наш взгляд, можно более эффективно решать проблему формирования управленческой культуры на основе педагогического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К Б. Аданов, Қ Ф. Аубакирова, Г М. Хаирова, Г Б. Дуанбекова, Р С. Дуванбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

УДК 378.147

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

К.Б. АДАНОВ, Ц.Ф. АУБАКИРОВА, Г.М. ХАИРОВА, Г.Б. ДУАНБЕКОВА

Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова

Р.С. ДУВАНБЕКОВ

Национальный Музей РК, Астана

Аннотация: Исходя из опыта образовательной практики КарГУ им. академика Е.А. Букетова по использованию интенсивного подхода, разработанные нами спецкурс «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры» имеют несколько условий и особенностей: четкая конструкция и строгая структура, без ненужных повторов и избыточных расширений информации; рациональный объем информации в пределах спецкурса; использование междисциплинарных информационных связей, дополнительные знания, умения и навыки; проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации управленческого общения; использование метода «кейс-стади»; производственная и педагогическая практика в начальной школе.

Применяя данный подход при конструировании спецкурса, на наш взгляд, можно более эффективно решать проблему формирования управленческой культуры на основе педагогического менеджмента.

Ключевые слова: педагогика, управленческая культура, педагогический мененджмент, начальные классы, информация.

Управление процессом формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента происходит, в большей степени, стихийно и неосознанно, что отрицательно отразится на качестве будущей профессиональной деятельности учителей начальных классов [1]. Это послужило основой для организации и проведения формирующего эксперимента. Для эффективного формирования управленческой культуры были разработаны спецкурс «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры».

Разработка спецкурса и спецсеминара в профессиональной подготовке будущих учителей была обусловлена тенденциями развития современной педагогической науки и практики; необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста; необходимостью удовлетворения потребностей будущего специалиста в знаниях тех областей педагогической деятельности, которые выходят за рамки традиционной подготовки [1,2].

Также необходимость разработки нами спецкурса «Педагогический менеджмент -основа управленческой культуры», обусловлено тем, что студенты уже имеют необходимые знания по общеобязательным и базовым дисциплинам, а также приобрели некоторый опыт практической работы в школе в период педагогической практики на младших курсах. Все это явилось основой для того, чтобы предложенный материал не воспринимался абстрактно. Кроме того, сформированные теоретические знания закрепляются в процессе их осознанного применения во время учебной педагогической практики в условиях школы.

Учитывая вышеизложенное, нами были выявлены отдельные требования к содержанию данного спецкурса:

1. спецкурс основывается на концептуальных положениях педагогического менеджмента, охарактеризованных в первом разделе;

2. содержание спецкурса учитывает специфику работы педагога начального образования;

3. спецкурс направлен на осознание необходимости формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента;

4. спецкурс обеспечивает освоение знаний параллельно с формированием практических умений и развитием профессионально значимых качеств.

На современном этапе обоснованы два основных подхода к повышению качества образования через учебные курсы: а) экстенсивный - увеличение объема часов и информации, дополнительная и нарастающая информация; б) интенсивный - модификация и совершенствование педагогической технологии учебного курса [2].

Разрабатывая данный спецкурс, мы основывались на идее интенсивного подхода, который «...позволяет либо в нормативный срок добиваться более высоких результатов, либо сократить время достижения нормативного результата» [2,3,4].

Исходя из опыта образовательной практики КарГУ им. академика Е.А. Букетова по использованию интенсивного подхода [5,7], разработанные нами спецкурс имеют несколько условий и особенностей:

— четкая конструкция и строгая структура спецкурса, без ненужных повторов и избыточных расширений информации;

— рациональный (необходимый и достаточный) объем информации в пределах спецкурса, позволяющий экономно и эффективно расходовать нормативное учебное время, исключение из учебных занятий излишней информации, напрасно перегружающей спецкурс деталями и незначительными подробностями;

— использование междисциплинарных информационных связей, дополнительные знания, умения и навыки, которые с успехом применяются на занятиях по педагогическому менеджменту - педагогика и психология;

— проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации управленческого общения;

— использование метода «кейс-стади» - способа моделирования управленческо-педагогических ситуаций (англ. «case» - случай, обстоятельства, прецедент), основанных на реальных событиях педагогической практики, вымышленных обстоятельствах и условиях деятельности;

— производственная и педагогическая практики в начальной школе.

Таким образом, применяя данный подход при конструировании спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры», на наш взгляд, можно более эффективно решать проблему формирования управленческой культуры будущих учителей на основе педагогического менеджмента.

Для заинтересованности студентов в изучении разработанных нами спецкурсов мы обосновали их преимущества: формирование управленческих знаний и умений; повышение эффективности управленческо-педагогической деятельности; развитие профессионально значимых качеств; перспективы карьерного роста; получение удовлетворения от профессиональной деятельности; самоутверждение; способность понимать других и адекватная реакция на отношение к себе со стороны других; независимость в принятии решений; умение к выработке собственных ценностей, самостоятельному творческому мышлению. Тематический план спецкурса представлен в таблице 1.

Таблица 1

Структура спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой

компетентности» и темы занятий (в академических часах)

Наименование тем Лекции Семинары СРСП

Педагогический менеджмент - основной предмет управленческой культуры, цели и задачи курса 3 3 5

Основные закономерности, принципы, деятельность и технологические процедуры педагогического менеджмента 2 2 5

Целевое прогнозирование и достижение целей в педагогическом менеджменте 3 3 5

Система мониторинга в педагогическом менеджменте 3 3 5

Система контроля учебного процесса. Диагностирование на основе аттестаций педагогов специалистов 2 2 5

Основные концепции современного педагогического менеджмента 2 2 5

Итого 15 15 30

Целью спецкурса «Педагогический менеджмент - основа управленческой компетентности» является освоение теоретических основ педагогического менеджмента и формирование практических умений эффективного управления процессом межсубъектного взаимодействия в педагогической системе, и как следствие, формирование управленческой культуры педагога начального образования.

Задачи спецкурса заключаются в профессиональной подготовке студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения»:

— к организации и управлению процессом взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе;

— к комплексной реализации ценностей концепции педагогического менеджмента, основанных на принципах гуманизма, обеспечивающих перевод ученика на позицию субъекта;

— к применению основных технологических приемов взаимодействия, предоставляющих возможность организовать продуктивное взаимодействие субъектов педагогического процесса в аспекте управления.

Для достижения поставленной цели педагогической системы, мы придерживались следующего алгоритма опытно-педагогической работы:

— усвоение теоретических знаний на лекционных занятиях;

— закрепление и углубление полученных теоретических знаний на семинарах;

— отработка практических умений на практических занятиях;

— дальнейшее совершенствование умений во время прохождения практик и в профессиональной деятельности.

Содержание спецкурса:

Тема 1. Педагогический менеджмент - основной предмет управленческой культуры, цели и задачи курса.

Цели и задачи курса. Сущность и роль менеджмента в образовании. Общие положения теории управления, характеристика и взаимосвязь с другими науками. Особенности социального управления в образовании. Некоторые аспекты использования

идей управления в педагогике. Сущность и роль менеджмента. Управленческая культура: содержание, сущность, факторы, влияющие на культуру.

Тема 2. Основные закономерности, принципы, деятельность и технологические процедуры педагогического менеджмента.

Основные аспекты теории менеджмента в образовании. Закономерности, принципы и методы управления. Особенности их использования в практике школы управление и менеджмент. Основные цели и задачи педагогического менеджмента. Принципы, функции и методы педагогического менеджмента. Управленческая культура: типы и структура управленческой культуры.

Тема 3. Целевое прогнозирование и достижение целей в педагогическом менеджменте.

Стратегическое прогнозирование. Программно-целевое планирование: определение, процедура, недостатки, методология. Мотивационно-целевая функция в управлении. Управление в педагогической системе современной школы. Культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности. Модель развития управленческой культуры.

Тема 4. Система мониторинга в педагогическом менеджменте.

Методология педагогического мониторинга. Проблема мониторинга в педагогической теории и практике. Мониторинг: история, сущность, функции и принципы. Мониторинг как средство управления качеством образования. Виды педагогического мониторинга. Комплексный мониторинг: его составляющие. Мониторинг как элемент управленческой культуры педагога.

Тема 5. Система контроля учебного процесса. Диагностирование на основе аттестаций педагогов специалистов.

Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. Классификация видов контроля учебных достижений. Инструменты измерения учебных достижений обучающихся. Порядок оценивания учебных достижений обучающихся. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности и сформированности управленческой культуры. Способности и профессионально-важные качества, необходимые педагогу для эффективной работы и формирования управленческой культуры. Типичные черты педагога-менеджера. Модель деятельности современного менеджера образования.

Тема 6. Основные концепции современного педагогического менеджмента.

Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента. Структура и компоненты концепции педагогического менеджмента и их характеристика. Синергетический подход. Теория игр. Теория хаоса. Проблемы современных концепций. Организационно-педагогические условия развития управленческой культуры.

Поскольку для некоторых студентов весьма характерно безразличное отношение к учебе, а также к предстоящей профессиональной деятельности, то аспекты самообразования и самосовершенствования можно рассматривать во время тематических занятий посредством [4,7]:

- соотнесения определенной темы с реальными проблемами обучающихся;

- предложения теоретических и практических альтернатив решения этих проблем;

- поощрение обучающихся к определенному риску, убеждения их в том, что ошибки естественны и даже необходимы;

- убеждения в необходимости многостороннего подхода к вопросам и проблемам;

- стимулирование творческого решения проблем, поиска необычных и неожиданных решений;

- использование методов опроса и ответов (вопросы должны быть открытыми, заставляющими обучающегося размышлять и анализировать идеи, а не просто излагать факты);

- концентрация усилий на рассмотрении проблем, вопросов, теорий и идей в целом, а не фрагментарно;

- пропаганды ответственности за свою учебу.

Методика изучения спецкурса по переводу теоретических знаний в управленческие умения была ориентирована на то, что концепция педагогического менеджмента не дает конкретных рекомендаций, как вести себя в том или ином случае, а лишь демонстрирует возможные варианты приемов педагогического воздействия. Решение же, как поступить, должен принимать сам будущий педагог, на основе учета объективных и субъективных факторов.

В процессе проведения спецкурса: «Педагогический менеджмент - основа управленческой культуры» сохранялась атмосфера доброжелательного психологического микроклимата и максимальная раскрепощенность студентов во время занятий; поощрялся творческий характер деятельности; предусматривалось сохранение студентами индивидуального характера при выполнении учебных заданий и ориентация на формирование индивидуального профессионального стиля будущего учителя начальных классов.

Моделирование педагогической реальности в плане управления, разыгрывание различных ситуаций, с которыми педагог встречается в повседневной практике, атмосфера непринужденности в аудитории, доброжелательные отношения - все это способствовало снижению боязни выражения собственных суждений, преодолению барьера смущения, боязни педагогических ошибок и другие психологические барьеры, встречающиеся при выполнении заданий и впоследствии в профессиональной деятельности.

Эффективность использования педагогической системы формирования управленческой культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки подтверждена актами внедрения в образовательный процесс Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова, Казахского национального университета им. Абая, Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова и Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмета Ясави.

1. Абдыкаримов Б.А. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане // Вестник КарГУ. Серия «Педагогика». - 2005. - №3(39). - С. 5-10.

2. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. - Караганда: КРУ, 2005. - 410 с.

3. Ахметова Г.К. Современное образование Казахстана в поисках идеала. Кредитная система обучения: опыт внедрения и перспективы. - Алматы: Казак; университет^ 2004. - 90 с.

4. Мынбаева А.К. Организация и планирование научных исследований (в области педагогики). - Алматы: КазНУ, 2017. - 300 с.

5. Абильдина С.К., Аданов К.Б. Педагогикалы; менеджмент - баскару мэдениетшщ непзь Электронный учебник / Казакстан Республикасы Эдшет министрлЫнщ куэлш № 632, 10.04.2017 ж.

6. Lucas N. The skills and knowledge required for a teacher of future // Master. - 1996. - No. 3. -

7. Bovykin V.I. New management: enterprise management at the highest standards level. - M.: Economy, 1997. - 386 p.

ЛИТЕРАТУРА

P. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.