Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аданов Куанышбек Буланович, Кыздарбекова Шолпан Советовна, Шаяхметова Маржан Накипбековна, Сейлханова Жанар Алпысбаевна, Дуванбеков Руслан Сабирович

В статье рассматриваются вопросы формирования управленческой культуры у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки с позиции педагогического менеджмента. В ходе проведения эксперимента и процесса анализа полученных данных были выявлены несколько факторов, повлиявших на полученные результаты. Содержание дисциплин общеобразовательного и базового циклов не содействуют формированию мотивов и потребностей управленческо-педагогической деятельности; осуществление межпредметных связей в педагогическом процессе не отвечает требованиям профессионального образования; не применяются методики, направленные на развитие профессионально значимых качеств и способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аданов Куанышбек Буланович, Кыздарбекова Шолпан Советовна, Шаяхметова Маржан Накипбековна, Сейлханова Жанар Алпысбаевна, Дуванбеков Руслан Сабирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

Адаиов Куанышбек Булаиович, Кыздарбекова Шолпан Советовиа, Шаяхметова Маржан Накипбековиа, Сейлханова Жанар Алпысбаевна, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Дуванбеков Руслан Сабирович, Национальный музей Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан

E-mail: guka.milaya@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования управленческой культуры у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки с позиции педагогического менеджмента. В ходе проведения эксперимента и процесса анализа полученных данных были выявлены несколько факторов, повлиявших на полученные результаты. Содержание дисциплин общеобразовательного и базового циклов не содействуют формированию мотивов и потребностей управленческо-педагогической деятельности; осуществление межпредметных связей в педагогическом процессе не отвечает требованиям профессионального образования; не применяются методики, направленные на развитие профессионально значимых качеств и способностей обучающихся.

Ключевые слова: педагогика, начальные классы, менеджмент, эксперимент, образование, методы, Казахстан.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. В связи с этим проводятся новые научные изыскания в педагогической теории и практике, корректируются государственные общеобязательные стандарты образования, учебные планы и программы с учетом мировых тенденций и направленностью на повышение конкурентоспособности учебных заведений и их выпускников [1].

Значимость формирования управленческой культуры у будущих учителей начальных классов определяется задачами социального развития современного казахстанского общества, которые отражены в ряде официальных документов в сфере образования и культуры: Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016-2019 годы [2; 3].

1 SCIENCE TIME 1

О взаимосвязи и влиянии педагогического менеджмента на качество образования говорят исследования многих ученых Казахстана [4-7].

Вместе с тем, проведенный анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование учителей начальных классов показали недостаточный уровень управленческой культуры, что объясняется отсутствием управленческой направленности в содержании подготовки будущего учителя начальных классов, не разработанностью вопросов формирования управленческой культуры будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки.

В этой связи возникла необходимость в разработке содержания и практическом обосновании реализации разработанной педагогической системы.

Для проведения эксперимента на базе педагогического факультета Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова были сформированы одинаковые по уровню подготовки группы студентов: экспериментальная - 87 человек и контрольная группа - 88 человек.

В подборе комплекса методов, позволяющих выявить уровень сформированности управленческой культуры, мы исходили из системно-деятельностного подхода. Руководствуясь этим подходом, мы выбрали следующий комплекс методов: для выявления сформированности мотивационно-ценностного компонента управленческой культуры были предложены анкета «Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными знаниями», ориентационная анкета В. Басса, психологические тесты «Мотивация успеха и боязнь неудачи», «Шкала самопринятия», «Шкала личностной тревожности», опросник «САН (Самочувствие. Активность. Настроение)»; для установления степени сформированности содержательного компонента управленческой культуры мы использовали результаты текущего, рубежного и итогового контролей, которые проводились в различной форме: устно, письменно, тестирование; оценивание сформированности технологического компонента управленческой культуры проводилось через решение предложенных задач на практических занятиях, выполнения практических заданий, анализа продуктов деятельности, наблюдение, беседы, выявляющие умения студентов по организации и управлению учебно-воспитательным процессом в начальной школе и развитием личности учащихся и др.;

В исследовании применялись следующие виды анализа: комплексный -вычленение и отслеживание развития структурообразующих компонентов, управленческой культуры будущих учителей начальных классов; уровневый -выявление сформированности каждого уровня исследуемого феномена и динамики его формирования; сравнительный - выявление среднего уровня сформированности управленческой культуры в условиях экспериментальной и традиционной подготовки. Для анализа результатов эксперимента использовались математические методы статистики.

1 SCIENCE TIME 1

Сформированность мотивационно-ценностного компонента мы начали с определения профессиональной направленности и получения общих сведений об испытуемых на основе анкеты: «Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными знаниями».

Анализируя результаты ответов, касающиеся осознания социальной значимости профессии учителя, мы пришли к выводу, что социальную роль учителя и важность его назначения в обществе осознают меньше половины опрошенных студентов и, как следствие, менее половины анкетируемых проявили желание овладевать профессиональными знаниями. Для уточнения полученных результатов мы обратились к методике диагностики направленности личности Б. Басса - ориентационная анкета. Данная анкета позволила определить, что большинство студентов направлены на себя (64,4% -экспериментальной группы, 65,9% - контрольной группы). Данные студентов заинтересованые собственным благосостоянием, превосходством. Они пафосны, концентрируются только на себе, собственных переживаниях, не интересуются проблемами сокурсников, а будущей профессиональной деятельности -учеников. В первую очередь для них значимо удовлетворение собственных требований независимо от интересов окружающих. При благоприятном стечении факторов они могут достичь конкретных позитивных результатов в будущей профессиональной деятельности. Негативная сторона у данной группы студентов обнаруживается при конфликтной ситуации, при отсутствии или не желании окружающих отмечать и превозносить их положительные качества.

Вторую по численности группу (25,3% - экспериментальной группы, 23,8% - контрольной группы) составили студенты, ориентированные на общение, сохранение отличных взаимоотношений с сокурсниками, оказание им помощи, поддержки в достижении успеха или случившихся неудач, что естественным образом перенесется в профессиональную деятельности, что очень важно при работе с детьми, особенно, в первые годы их обучения в школе.

В соответствии с результатами теста наиболее малочисленную группу (10,3% - экспериментальной группы, 10,3% - контрольной группы) составили студенты, ориентированные на дело, на результат своей деятельности сегодня и в будущем - профессиональной. Они стараются организовать своих сокурсников, обучаются старательно и вдохновенно овладевают новейшими технологиями обучения и управления, достигают высоких результатов, умеют организовать и повести за собой коллектив, что является важным качеством в культуре управленческого труда.

В рамках формирования управленческой культуры немаловажное значение имеет мотивация успеха, которая является одной из важных ценностных установок. Для ее определения мы воспользовались тестом А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Анализ полученных результатов показал, что у студентов экспериментальной и контрольной групп страх неудачи значительно

1 SCIENCE TIME 1

превышает мотивацию успеха, что говорит о необходимости формирования управленческой культуры будущих учителей начальных классов, которые не только должны быть уверены в себе, уметь организовать и управлять учебно-воспитательным процессом, но и нацеливать ученический коллектив и каждого учащегося на успех. Шкалы самопринятия позволила нам определить эмоциональное отношение студентов к управленческо-педагогической деятельности. Результаты данного теста показли, что больше половины студентов имеют завышенную самооценку.

Для определения эмоционального состояния испытуемых мы воспользовались опросником «САН». Опросник «САН» включает 30 пар полярных характеристик, по которым испытуемый должен оценить свое состояние. Любая пара представляет шкалу, на которой необходимо отметить уровень предложенной характеристики в соответствии со своим состоянием. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10 показателей, но и их соотношение. Анализ результатов показал, что среди опрошенных студентов преобладает неблагоприятное состояние 62,2% - экспериментальная группа; 64,8% - контрольная группа) менее 10% студентов имеют благоприятное состояние.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по сформированности мотивационно-ценностного компонента управленческой культуры будущих учителей начальных классов показал, что только 10,1% (экспериментальная группа) и 10,5% (контрольная группа) студентов демонстрируют высокий уровень, который проявляется в стабильном интересе и удовлетворенностью во всех отношениях предстоящей управленческо-педагогической деятельностью, направленностью на успех, адекватной самооценкой, комфортным состоянием, низким уровнем тревожности. Средний уровень у 25,2% и 24,3% студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно, содержание которого заключается в существовании интереса, частичной удовлетворенности профессией учителя начальных классов, направленностью на успех или на неудачу, неадекватной самооценке, нормальном состоянии САН, средним уровнем тревожности. Наибольшее количество испытуемых (64,7% и 65,2%) не проявляют интерес и удовлетворенность будущей профессией, боятся совершить ошибку, принимать самостоятельно ответственное решение, у них занижена самооценка и достаточно тревожное состоянии САН.

Содержательный компонент управленческой культуры представлен в структуре личности будущего учителя начальных классов совокупностью психолого-педагогических и управленческих знаний. Этот компонент отражен следующими показателями: знания специфики профессиональной деятельности с точки зрения педагогического менеджмента; понимание сущности стратегий управления в деятельности педагога; целенаправленность, устойчивость, осознанность управления; способность к самообразованию; творческая

1 SCIENCE TIME 1

направленность в управленческой деятельности, а так же, опираясь на классификацию, предложенную И.Я. Лернером, мы определили полноту, системность и осознанность психолого-педагогических и управленческих знаний, как показатели критерия сформированности данного компонента.

Как было отмечено, с целью определения уровней сформированности содержательного компонента мы использовали результаты текущего, рубежного и итогового контролей по 100-балльной шкале. Результаты анализа выполненных тестовых и других заданий, связанных со знанием теоретических основ педагогического менеджмента показали, что уровень теоретической подготовки испытуемых недостаточен.

В ходе экспериментальной работы для определения исходного состояния сформированности технологического компонента управленческой культуры были предложены анкеты с целью исследования представления студентов о предстоящей управленческо-педагогической деятельности. С этой целью в анкету был включён полузакрытый вопрос: «Какими умениями должен обладать будущий учитель?» Студентам предлагалось оценить уровень сформированности перечисленных умений у себя по трёхбалльной шкале. Как показал анализ полученных данных, студенты осознают необходимость формирования у будущего учителя начальных классов умений ставить цель управленческо-педагогической деятельности. О развитии умений адекватного применения стратегий управления в организации педагогического процесса заявили только - 1,4% опрошенных; необходимость умений прогнозировать и проектировать предстоящие взаимоотношения осознают - 33,3% от общего количества опрошенных, здесь, на наш взгляд, отразились неадекватные представления респондентов об управленческой деятельности; необходимость умений оптимально сочетать стили управления отметили только 3,4%; умение планирования и организации межсубъектной деятельности отметили 16,1% респондентов. При этом, отвечая на другой вопрос «Какие знания необходимы учителю для успешной управленческо-педагогической деятельности?» студенты выделяют обязательность сформированности высокого уровня знаний и умений по психологии 67,9% и педагогике - 41,3%.

Сопоставляя характеристики осознания студентами потребности в специальных умениях и самооценку их сформированности, возможно понять и цели, какие они устанавливают перед собой студенты, с какими сложностями они могут столкнуть на данном этапе. Так, осознавая необходимость сформированного стиля управления, управленческой культуры в будущей профессиональной деятельности, студенты довольно высоко оценили их сформированность у себя: отлично - 17,2%; хорошо - 55,1%; удовлетворительно - 27,7%. Сформированность своих умений в организации и управлении коллективом учащихся студенты оценили гораздо ниже - отлично -15,9%; хорошо - 45,4%; удовлетворительно - 38,7%. Для выявления реального

1 SCIENCE TIME 1

уровня сформированности технологического компонента мы предложили испытуемым ряд вопросов и заданий, связанных с методами педагогического менеджмента. Так, испытуемым было предложено перечислить известные им стили руководства, методы изучения коллектива и указать те из них, которыми они владеют достаточно свободно. В результате анализа ответов выяснилось, что комплекс методов, используемых испытуемыми для выработки собственного стили руководства, изучения школьников достаточно мал.

В процессе проведения пробных уроков наблюдалась повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах, отсутствие контакта с аудиторией, неумение удерживать на себе внимание. Проблемные моменты у студентов проявились при управлении как процессом обучения, так и самостоятельной деятельностью учащихся. Самоанализ проведенных занятий выявил неадекватную самооценку собственной деятельности, и как следствие, недостатки в планировании работы по самообучению и самокоррекции своей деятельности. Эти невысокие показатели не могли не отразиться на других умениях, например, на анализе управленческих действий учителя, используемого им стиля руководства, применяемых методах управления классным коллективом и личностным развитием учащихся, посещенных уроков и внеклассных мероприятий, анализа поурочных планов студентов-однокурсников и учителей. Недостаточные знания теоретико-методологических основ педагогического менеджмента во многом обусловили низкие показатели умения использовать в процессе преподавания, организации и проведения занятий, внеклассных мероприятий управленческие знания, которые выявлялись с помощью ряда соответствующих заданий.

Таким образом, мы пришли к выводу, что недостаточный уровень управленческих знаний и умений, отрицательно влияет на процесс прохождения педагогической практики, что выразилось в неумении организовать свою управленческо-педагогическую деятельность и соответствующую деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе, в отсутствии умений прогнозировать и проектировать взаимоотношения в коллективе, неумении руководствоваться принципами педагогического менеджмента и др.

Это позволило нам констатировать, что состояние сформированности технологического компонента управленческой культуры у подавляющего большинства будущих учителей начальных классов (94,7% и 94,6% в экспериментальной и контрольной группах соответственно) соответствует низкому и среднему уровню и только у 5,3% студентов экспериментальной группы и 5,4% студентов контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности технологического компонента управленческой культуры (табл. 1).

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 1

Уровень сформированности технологического компонента управленческой культуры будущих учителей начальных классов (констатирующий эксперимент)

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Умение ставить цель управленческо-педагогической деятельности 4,6 3,4 9,1 10,2 85,2 86,4

Умение адекватного применения стратегий управления в соответствии с деятельностью 3,4 2,3 12,6 11,3 84,0 86,4

Умение прогнозировать и проектировать предстоящие взаимоотношения 6,9 7,9 24,1 26,1 69,0 66,0

Умение оптимально сочетать стили управления 2,3 3,4 26,4 23,8 71,3 72.,8

Умение планирования и организации межсубъектной деятельности 9,1 10,2 31,1 31,8 59,8 58,0

Средний показатель 5,3 5,4 20,7 20,6 74,0 74,0

Анализ рефлексивного компонента управленческой культуры показывает, что управленческо-педагогическая деятельность, необходимость формирования управленческой культуры не всегда четко осознается студентами. Она часто реализуется как сознаваемое и неосознаваемое, спонтанно и сознательно реализуемые способы и формы педагогической деятельности.

Полученные экспериментальные данные свидетельствует о том, что осознают свои достоинства, недостатки и отношение со стороны других людей лишь 32,5% студентов контрольной и 31,8% экспериментальной групп и, только 18,6% и 19,2% студентов контрольной и экспериментальной групп соответственно устраняют эти недостатки; умеют делать выводы из своего опыта и опыта других людей - 27,3% (контрольной группы) и 28,6% (экспериментальной группы) студентов; анализируют результаты своей деятельности 32,4% и 33,5% студентов контрольной и экспериментальной групп соответственно; умеют выделить причины возникновения сложных ситуаций -12,5% студентов контрольной и 13,3% экспериментальной групп; при этом лишь небольшая часть из них понимают свое участие в этих ситуациях и возможность способного влияния на данные ситуации.

Проведенный анализ структурных компонентов управленческой культуры, позволяет утверждать, что управленческо-педагогическая деятельность осуществляется в значительной степени стихийно, неосознанно, интуитивно. Что касается показателей контрольной группы, то они, в основном, совпадали с данными экспериментальной группы, что говорит о репрезентативности выборки экспериментальной и контрольной групп.

Обобщенный анализ исходного состояния управленческой культуры будущих учителей начальных классов представлен в таблице 2.

1 SCIENCE TIME 1

Из приведенных данных видно, что существенных различий между полученными данными экспериментальной и контрольной группой не имеется, процентное соотношение исходных уровней управленческой культуры у студентов указанных групп довольно близкое.

В тоже время можно отметить, что знания и умения обследованных студентов приравнивается в основном к низкому и среднему уровню, что среди них нет таких, которые обладали бы высоким уровнем исследуемого феномена. Так высоким уровнем сформированности управленческой культуры будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе обладают только 8,2% студентов экспериментальной и 8,3% студентов контрольной групп, большинство же обследованных студентов имеют средний и низкий уровень - 91,8% экспериментальная группа, 91,7% - контрольная группа.

Таким образом, анализ результатов исходного состояния сформированности управленческой культуры будущих учителей начальных классов позволяет констатировать, что: мотивы, интересы и потребности будущих учителей начальных классов к управленческо-педагогической деятельности проявляются слабо, наблюдается повышенный уровень тревожности, низкий уровень интереса к выбранной специальности, заниженная самооценка; знания у большей половины участвующих в эксперименте студентов приравниваются к низкому и среднему уровню сформированности управленческой культуры будущих учителей начальных классов; на этапе проведения констатирующего эксперимента определен недостаточный уровень умений, позволяющий приемлемо использовать приобретенные знания на практике; у обследованных студентов выявлен низкий уровень развития коммуникативных, организаторских, лидерских способностей, желания регулярно заниматься самообразованием и саморазвитием.

Таблица 2

Исходное состояние сформированности управленческой культуры будущих учителей начальных классов (констатирующий эксперимент)

Компоненты Высокий уровень Средний уровень Низкий у ровень

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Мотивационно-ценностный 10,1 10,5 25,2 24,2 64,7 65,3

Содержательный 6,4 7,0 22,1 22,0 71,5 71,0

Технологический 5,3 5,4 20,7 20,6 74,0 74,0

Рефлексивный 11,1 10,2 20,7 20,5 68,2 69,3

Ср. показатель 8,2 8,3 22,2 21,8 69,6 69,9

В процессе анализа экспериментальных данных по сформированности управленческой культуры будущих учителей начальных классов на этапе констатирующего эксперимента мы выявили несколько факторов, повлиявших на полученные результаты: содержание дисциплин общеобразовательного и

1 SCIENCE TIME 1

базового циклов не содействуют формированию мотивов и потребностей управленческо-педагогической деятельности, которые непосредственно связаны с осознанием особенности и общественной значимости профессии учителя, развитии интереса к педагогическому менеджменту, управлению учебно-воспитательным процессом и развитием учащихся; преподавание дисциплин имеет обособленный характер, поэтому осуществление межпредметных связей в педагогическом процессе не отвечает требованиям профессионального образования; в педагогическом процессе вуза не применяются методики, направленные на развитие профессионально значимых качеств и способностей обучающихся.

Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». - Астана, 2010.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» принят 27 июля 2007 года № 319-Ш. - Алматы: ТОО «Баспа», 2000. - 48 с.

3. Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016-2019 годы: официальное издание. - Астана, 2016.

4. Абдраман Ш.А. Научные подходы кучету особенностей формирования содержания системы непрерывного образования // Межд. научно.-практ. конф. «Использование информационных и инновационных технологий в процессе обучения». - Караганда: КарЮИ им. Б. Бейсенова, 2006. - С. 83-88.

5. Абдыкаримов Б.А. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане // Вестник КарГУ. Серия «Педагогика». - 2005. - № 3 (39). - С. 5-10.

6. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. - Караганда: КРУ, 2005. - 410 с.

7. Ахметова Г.К. Современное образование Казахстана в поисках идеала. Кредитная система обучения: опыт внедрения и перспективы. - Алматы: К,азак университет^ 2004. - 90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.