Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей'

Некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CULTURE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL TRAINING / FORMATION OF COMPETENCE / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луфов Мансурбай Туймуратович, Хасанова Мавзуна Сайдуллоевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической науки и раскрывает научно-теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих учителей. Отмечается, что полученные в ходе формирующего эксперимента результаты показали положительную динамику формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, что доказывает эффективность выявленных педаго-гических условий и методики их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луфов Мансурбай Туймуратович, Хасанова Мавзуна Сайдуллоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues Concerned with the Formation of Professional Competence of Future Teachers

The article dwells on one of the actual problems of modern science disclosing scientifict -theoretical and practical aspects of the formation of future teacher’ competence. The authors note that the results obtained in the course of the forming experiment have manifested a positive dynamics of a formation of a professional competence of future teachers that proves the effectiveness of the elicited pedagogical conditions and the methods of their realization in the educational process of the higher school.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей»

М.Луфов, М. Хасанова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: культура, профессионально-педагогическая подготовка, формирование, компетентность, самооценка

Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны, в том числе и интеграции Таджикистана в общемировое образовательное пространство; смена парадигмы образования, формирование его новой национальной модели не оставляют без внимания и вопросы качества подготовки педагогических кадров, тех, кто будет решать задачу воспитания молодого поколения с инновационным типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой и поликультурным сознанием. Для реализации этих задач требуется педагог с творческим стилем мышления и деятельности, способный осуществлять инновационные процессы. Сегодня необходим творчески мыслящий и компетентный педагог, который способен к активной и разносторонней профессиональной и широкой социальной деятельности: тактичный, наделенный чувством эмпатии, терпеливый и терпимый в отношениях с ребенком и подростком; понимающий своеобразие и относительную автономность их саморазвития; умеющий обеспечивать внутри-групповое и межгрупповое общение, улаживать конфликты в детском коллективе; способный к собственному саморазвитию, интересный для детей и коллег как личность, целеустремленный и энергичный.

Воспитание поликультурной личности предполагает формирование всех видов культур: нравственной, политической, эстетической, экологической, физической и др., что, несомненно, скажется и на уровне профессиональной компетентности будущих специалис-

тов. особенно педагогического направления (1).

В обобщенном виде основными требованиями к личности учителя сегодня являются: профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность (2).

В центре любого образовательного процесса находится взаимодействие педагогов с учащимися, поэтому качество образования во многом зависит от качества профессиональной подготовки будущих педагогов, их профессиональной компетентности.

Справедливо отмечает ФердинанддеСоссюр,ч?; гопрофессио-нальная компетентность является формирующимся и развиваю-щимся свойством личности; однако, с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности (4,54).

На основе анализа теоретических работ нами было установлено, что общие вопросы профессиональной компетентности, структура и содержание ее компонентов, различные аспекты профессиональной компетентности учителя исследовались и разрабатывались такими зарубежными и отечественными учеными как: В.А.Сластенин, Л.И.Мищенко; Р.Х. Бобоев, С.Н.Алиев, М.Лутфуллоев, Ф.Шариф-зода; коммуникативная компетентность (Л.М.Митина, Ш.Шаро-пов); управленческая компетентность специалиста (М.В.Прохорова); профессиональная компетентность в структуре инновационно-акмеологической культуры специалиста (Н.В.Кузьмина, К.А. Абульханова-Славская); специальная компетентность учителя-предметника (Н.Н.Кошель, А.И.Жук, И.Х. Каримова, Н.Ф. Талызина, С.Г.Молчанов, А.И.Щербаков, М.Умарова); психолого-педагогическая компетентность (М.И. Лукьянова), социальная компетентность будущих учителей (Г.Ж.Менлибекова) и др.

Несомненно, что все исследователи рассматривают отдельные аспекты профессиональной компетентности педагога, не уделяя достаточного внимания ее целостному формированию и, тем более, ее формированию у будущих педагогов. Если процесс профессиональной подготовки в вузе будет строиться на основе выявленных педагогических условий, то формирование профессиональной компетентности будущих педагогов будет эффективно, т.к. деятельность студентов в данном случае будет адекватна сущности формируемого качества.

В целях изучения состояния и уровней компетентности будущих учителей и реализации соответствующих условий для повышения эффективности искомого качества нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из нескольких этапов.

Проанализировав различные подходы к определению уровней развития профессиональной компетентности будущих педагогов, нами было выделено три уровня готовности студентов: низкий, средний и высокий. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали недостаточный уровень компетентности студентов, что обусловило необходимость создания педагогических условий для развития их профессиональных способностей. В формирующем эксперименте участвовали 120 студентов педагогического факультета Худжандского государственного университета имени Бабаджана Гафурова.

В экспериментальной проверке эффективности педагогическихусловий формирования профессиональной компетентности будущих учителей и методики их реализации в учебно-воспитательном процессе и в период педагогической практики была разработана методика диагностики профессиональной компетентности будущихучигелей и специальный курс «Профессиональная компетентность будущихучигелей», рассчитанная на 60 часов, из которых 18 часов - лекции, 18 часов - семинарские занятия и 24 часа - самостоятельная работа испытуемых.

Анализ процесса педагогической практики студентов высших учебных заведений позволил сделать вывод о том, что развитию профессиональных способностей будущих специалистов не уделяется должного внимания. Также, анализ работы преподавателей в современных вузах Республики Таджикистан показал, что уровень практических усилий по развитию профессиональных способностей студентов в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с преподавателями показали, что их больше интересует степень овладения студентами программного материала, чем глубокая продуманная работа по развитию у студентов интереса к профессиональной деятельности.

Был сделан вывод о том, что для того, чтобы развивать профессиональные способности студентов, преподавателям вузов необходимо самим постоянно расширять свой кругозор и совершенствовать знания. Учитель, прежде всего сам должен быть творческой личностью, уметь творчески мыслить, создавать творческую атмосферу в аудитории и творчески организовывать учебно - воспитательный процесс в вузе.

Осуществляя констатирующий этап исследования в процессе педагогической практики в начальных классах, мы наблюдали за харак-

тером проявления профессиональных способностей во время контрольных уроков по тем или иным предметам. Нами было выявлено, что студенты способны предоставлять новые идеи, при условии, что, если для генерирования этих идей имеется спрос (мотивация) и создаются соответствующие условия. Эта тенденция наблюдалась у студентов 3 и 4 курсов. Результаты ответов студентов на вопросы профессионально-педагогического характера предложены в гистограмме.

Уровни проявления профессиональной компетентности студентов 3-4 курсов

В процессе исследований нами были организованны мероприятия по выявлению факторов и причин, которые мешают студентам полностью раскрыться в профессиональном отноше-нии и предстать в роли педагога. Была разработана схема само-анализа урока практикантами, которая способствовала раскры-тию профессиональной компетентности студентов.

Шкала влияния самоанализа на раскрытие профессиональной компетентности студентов

Результаты проведённого исследования показали, что самоанализ в достаточной степени помог студентам профессионально организовывать уроки, выработать уверенность в себе и овладеть некоторыми приёмами профессионального мастерства. По данным гистограммы видно, что более значимых результатов студенты добились в области организации и построения урока. Также, в определённой степени поднялась шкала работы над развитием творческого подхода и выработки уверенности в себе. Уровень психологических знаний остался малоизменённым, что обусловило применение различных психологических тестов и изучение студентами дополнительной психологической литературы.

Нами исследовались наиболее важные аспекты профессиональной компетентности студентов в период педагогической практики, уровень развития их профессиональных способностей. Были проведены:

анкетный опрос 160 студентов различных контрольных и экспериментальных групп;

- интервью с 14 ответственными работниками отделов образования;

- анкетный опрос более 80 молодых учителей и учителей начальных классов общеобразовательных и частных школ;

- беседы с методистами педпрактики, преподавателями педагогики и психологии (25 бесед).

Задачей исследователя было сравнение уровня развития профессиональных качеств студентов экспериментальных и контрольных групп и степень их подготовки к процессу педагогической практики.

С этой целью были проведены стандартизированные интервью с руководителями педпрактики, анкетные опросы и беседы с работниками системы образования, учителями начальных классов, молодыми специалистами, работающими в школах, а также со студентами до педпрактики и после неё.

В результате проведенного исследования были получены данные и показатели эффективности программы формирования профессиональной компетентности будущих учителей. На этапе констатирующего эксперимента и в контрольной, и в экспериментальной группах сформированность профессиональной компетентности была представлена средним и низким уровнями. Контрольный

срез показал повышение уровня профессиональной компетентности в обеих группах: в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 17,3 %, тогда как в контрольной - лишь у 5,2 %. Достаточный уровень сформированное™ профессиональной компетентности показали 39,7 % будущих педагогов экспериментальной группы и 8,8 % контрольной группы. Средний уровень представлен 30,6 % в экспериментальной группе и 48,3 % в контрольной группе. Низкий уровень показали 12,4 % будущих педагогов экспериментальной группы и 37,7 % контрольной группы. Параллельно проводилась диагностика развития направленности личности. Ее положительная динамика отмечена у студентов обеих групп, однако количественные показатели в экспериментальной группе оказались более значительными. Следует также отметить, что и в констатирующем, и в контрольном срезах было обнаружено совпадение уровня направленности личности с уровнем сформированности профессиональной компетентности у большинства будущих педагогов.

А также на контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности самооценки будущих педагогов. Ее результаты представлены в таблице 1.

Уровни Группа Кол-во студентов, %

Высокий Средний Низкий

Контрольная 12,3 69 Д 18,5

Экспериментальная 23,4 70 Д 6,4

Данные таблицы показали, что в экспериментальной группе высокий уровень самооценки повысился с 14,7 % на констатирующем этапе до 23,4 % на контрольном. Количество студентов со средним уровнем самооценки также увеличилось с 63,1 % до 70,2 %, а с низким - уменьшилось с 22,2 % до 6,4 %. Положительную динамику в сформированности самооценки, на наш взгляд, можно объяснить включением будущих педагогов в практическую деятельность, позволяющую реально проверить и оценить свой уровень знаний и умений, где формировались и развивались профессионально-значимые качества личности и способности, происходила адаптация к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

В контрольной группе уменьшение произошло на высоком и низком уровнях с 15,2% до 12,3 %ис 25,3% до 18,5 % соответственно.

На среднем уровне произошло незначительное увеличение с 59,5 % до 69,2%. Отсутствие в контрольной группе практической подго-товки до педагогической практики, недостаточные знания по возраст-ной и педагогической психологии, неумение владеть собой повлекли снижение высокого уровня самооценки на контрольном этапе.

В качестве кратких выводов можно констатировать, что для выявления педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов-педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза был проведен анализ процесса профессиональной подготовки будущих педагогов и государственных стандартов. Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты показали положительную динамику формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, что доказывает эффективность выявленных педагогических условий и методики их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что для обеспечения профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса все его участники (педагоги, студенты) должны отчетливо представлять себе особенности будущей деятельности, владеть определенным багажом педагогического мастерства; формирование профессиональной компетенции учителя акцентируется на необходимости становления индивидуально-управленческой концепции. Исходя из определения индивидуально-управленческой концепции, выделяются следующие категории компетенции учителя, как: ценностная, мотивационная, нормативная, селективная, структурирующая, программная, регулятивная и контрольная функции.

Системное целостное представление модели компетентности будущего учителя, обоснование её компонентов, функции, критериев и уровней сформированности является необходимой теоретической предпосылкой исследования тенденции, принципов, условий и факторов развития изучаемого явления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон «Об образовании» Республики Таджикистан. - Душанбе.: Ирфон, 2004

2. Лутфуллоев М. Дидактикаи муосир,- Душанбе: Ирфон, 2010

3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию (Учебное пособие) - Москва: Педагогическое общество России, 1999

4. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. - М.: Прогресс, 1990; 2001

5. Шарифзода Ф., Миралиев А. Педагогикаи умумй ва касбй. -Душанбе: Ирфон, 2012

6. Шаропов Ш. Муошират ва худшиносй. - Хучанд: Нури маърифат, 2013

Некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей

М.Луфов, М.Хасанова

Ключевые слова: культура, профессионально-педагогическая подготовка, формирование компетентности, самооценка

Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической науки и раскрывает научно-теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих учителей. Отмечается, что полученные в ходе формирующего эксперимента результаты показали положительную динамику формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, что доказывает эффективность выявленных педаго-гических условий и методики их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Some Issues Concerned with the Formation of Professional Competence of Future Teachers

M. Lufov, M. Khasanova

Key words: culture, professional-pedagogical training, formation of competence, self-assessment

The article dwells on one of the actual problems of modern science disclosing scientifict -theoretical and practical aspects of the formation of future teacher' competence. The authors note that the results obtained in the course of the forming experiment have manifested a positive dynamics of a formation of a professional competence offuture teachers that proves the effectiveness of the elicited pedagogical conditions and the methods of their realization in the educational process of the higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.