Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки'

Педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапиева М. С.

Раскрываются педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки: научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки через интеграцию инструментальной подготовки; использование в качестве методико-технологического инструмента формирования специальной компетентности будущих учителей музыки активных форм и методов обучения; педагогическая поддержка студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки»

Педагог воспитывает, прежде всего, собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Формирование имиджа педагога в процессе педагогической деятельности - непрерывный и целенаправленный процесс, важный как в начале трудового пути, так и на всем протяжении активной профессиональной деятельности. Библиографический список

1. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя // Имидж: Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. № 5 // [Электронный ресурс]: http://image. websib.ru/05/text_article.htm?455

2. Калюжный А.А. Социально-психол. огические основы имиджа учителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Ярославль, 1996.

3. Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. - Шадринск, 2008.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. - М., 2000.

5. Тарасенко Н.А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002.

6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002.

7. Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Тюмень, 1998.

8. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися // Учитель. -1999. №1. С. 64-69.

УДК 378.147 ББК 74.489.8

М.С. Сапиева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раскрываются педагогические условия формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки: научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки через интеграцию инструментальной подготовки; использование в качестве методико-технологического инструмента формирования специальной компетентности будущих учителей музыки активных форм и методов обучения; педагогическая поддержка студентов.

Ключевые слова: специальная подготовка учителя музыки, специальная компетентность будущего учителя музыки, педагогические условия, элективный курс,активные формы и методы обучения,педагогическая поддержка студентов.

Интеграция Казахстана в общемиро- которой явилась подготовка конкурен-

вое образовательное пространство по- тоспособных специалистов. Достижение

влекла за собой модернизацию системы данной цели решается с учетом компе-

высшего образования, основной целью тентностного подхода к образованию.

На основе анализа и обобщения международного опыта в Казахстане разработана Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг., где с учетом компетентностного подхода определены цели и задачи высшего профессионального образования [2]. Это наполнило новым содержанием профессиональную подготовку студентов педагогических вузов. В этих условиях приобретает приоритетный смысл и значение понятие «компетентность будущего педагога», а также требует пересмотра содержательная и процессуальная стороны профессиональной подготовки специалистов.

Проблему компетентностного подхода к образованию рассматривали Б.А. Абдыкаримов, В.И. Байденко, М.Х. Балтабаев, В.А. Болотов, Ж. Де-лор, И.А. Зимняя, Б.Т. Кенжебеков, О.Е. Лебедев, Г.Ж. Менлибекова, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В. Д. Шад-риков и др. Вопросам формирования профессиональной компетентности специалистов педагогического профиля посвящены труды как зарубежных ученых (А.В. Адольфа, Ю.В. Варданян, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др.), так и казахстанских исследователей (Ш.К. Жантлеуовой, М.В. Семеновой, СИ. Ферхо, Н.Р. Ша-метова и других). В этой связи педагогические вузы, осуществляющие подготовку будущих учителей музыки, не могут находиться в стороне от решаемых проблем.

Различные аспекты формирования специальной компетентности будущих учителей музыки нашли отражение в исследованиях: профессиональной (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Т.Э. ^ышкдшбаев, Л.В. Школяр и В.А. Школяр и др.), методологической (Э.Б.Абдуллин), методической (Р.Р. Джердималиева и др.); видов подготовки учителей музыки; формирования художественной культуры, А.Я. Карелина, Б.С. Отемуратова и др.); ценностных ориентаций (А.И. Щербакова); подготовки будущих

специалистов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников средствами казахской народной музыки (М.Х. Балтабаев, Ш.Б. Кульманова и др.); формирования специалиста в рамках компетентностного подхода к образованию (Н.В. Васильева, Г.А. Колесникова, И.Р. Левина, М.И. Сидорова).

Специальная компетентность будущего учителя музыки формируется в процессе его специальной подготовки, представленной музыкально-теоретической, инструментальной, дирижерско-хоровой и вокальной видами подготовки.

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить три основных направления специальной подготовки будущих учителей музыки: 1) профессионально-педагогическая направленность - методический аспект; 2) готовность будущего специалиста к решению культурологических задач - культурологический аспект; 3) качество исполнительской подготовки студентов - исполнительский аспект. В ходе исследования было установлено, что системообразующим элементом специальной подготовки будущих учителей музыки является музыкальный материал. Это дает нам основание говорить о необходимости овладения студентами музыкально-педагогических факультетов комплексной методикой работы с музыкальным материалом, направленной на его культурологическое, методическое осмысление и исполнительское воплощение. Между тем, основополагающим в процессе специальной подготовки студентов является формирование личности будущих педагогов.

Уточнение понятия «специальная компетентность учителя музыки», определение его структуры и содержания требует анализа категории «компетентность». Существует несколько подходов к определению данного понятия, где профессиональная компетентность будущего педагога трактуется как совокупный показатель способности и готовности специалиста к педагогической дея-

ч: о

о <и

5

io

J

ц

га s J <u с о к

о

о (3

га

тельности (В.А. Адольф, М.Х. Балтабаев, Ю.В. Варданян); сложное личностное образование, представленное единством когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер развития личности (Ш.К. Жантлеуова, М.В. Семенова, С.И. Ферхо и др.). Вслед за Ю.В. Варданян [1], мы понимаем профессиональную компетентность выпускников педагогического вуза как интегративную характеристику специалиста, отражающую

готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения определенных задач.

На основе результатов исследований О.А. Абдуллиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой нами разработана схема реализации компе-тентностного подхода к специальной подготовке учителя музыки (рис. 1).

Профессиональная компетентность учителя музыки

\ г 1 г 1 г М ЛТ

Общественно-политическая подготовка Общекультурная подготовка Специальная подготовка Психолого-педагогическая подготовка Методическая подготовка

Музыкально-теоретическая подготовка Дирижерско- хоровая подготовка Вокальная подготовка Инструментальная подготовка

Рис. 1. Схема реализации компетентностного подхода к специальной подготовке учителя музыки

го

ш

ф

го О

О

Согласно данной схеме, исследуемая компетентность выступает структурным компонентом профессиональной компетентности будущих учителей музыки. На основе анализа исследований в области профессиональной компетентности специалиста педагогического профиля нами определено, что специальная компетентность будущего учителя музыки, во-первых, отражает специфику предметной деятельности; во-вторых, направлена на решение предметных задач; в-третьих, содержание специальной компетентности составляют знания, умения, личностные качества специалиста, необходимые для осуществления музыкально-педагогической деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем специальную компетентность будущего учителя музыки как ин-тегративную характеристику специалиста, основанную на знаниях, умениях, личностных качествах, личностном опы-

те и позволяющую обеспечить единство культурологического, методического осмысления, исполнительского воплощения музыкального материала в условиях решения профессиональных задач.

В нашем исследовании инструментальная подготовка будущих учителей музыки осуществляется инструментом фортепиано. В ходе проведенного анализа выявлено, что в процессе инструментальной подготовки будущего учителя музыки (фортепиано) необходимо формирование опыта личности, направленного на осуществление конструктивного, коммуникативно-организаторского, музыкально-исполнительского видов деятельности. Осуществление конструктивнойпрофессиональной деятельности обеспечивается умениями, связанными с решением методических задач (А.А. Момбек). Коммуникативно-организаторский вид профессиональной деятельности реализуется посред-

ством умений, в основном, связанных с решением культурологических задач (А.Я. Карелин, Е.И. Кубанцева, Л.К. Маймакова и др.). Музыкально-исполнительский вид деятельности учителя музыки непосредственно связан с инструментальной подготовкой будущего специалиста.

При изучении проблем фортепианной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов казахстанские исследователи акцентируют внимание на роли отечественного музыкального материала в формировании личности будущих специалистов. Отечественный музыкальный материал широко представлен в программах по музыке для общеобразовательных школ,действующих в Республике Казахстан. Это обусловлено осмыслением значимости самостоятельного существования Республики Казахстан в мировом культурном пространстве, в связи с чем творческий опыт отечественных композиторов имеет международное значение. Поэтому «собственноручное исполнение» (термин Г.М. Цыпина [3]) отечественного музыкального материала способствует глубокому постижению отличительных признаков традиционной музыкальной культуры Казахстана, что позволит будущему учителю музыки компетентно решать профессиональные задачи.

В структуре исследуемой компетентности мы выделяем культурологический, методический и исполнительский компоненты. Говоря о подготовке будущих учителей музыки к осуществлению профессиональной деятельности, следует указать, что при работе с музыкальным материалом основное внимание концентрируется на личностно-смысловой сфере. Системообразующим элементом специальной компетентности будущих учителей музыки является личностный критерий, который включает профессиональную направленность личности; музыкальные способности - слух, ритм, память, музыкальность; интеллектуальные познавательные процессы - понятийное

и образное мышление; целеустремленность, настойчивость, самоконтроль и потребность в самообразовании.

Культурологический компонент включает культурологические знания и умения, среди которых выделяются музыкально-исторические и музыкально-теоретические знания, умения осуществлять интонационно-стилевой, семантический, жанровый анализ изучаемого произведения; выявлять его образное содержание с позиции художественного стиля и ассоциации в соотношении с произведениями смежных видов искусств; передавать стилистические особенности исполняемой музыки.

Методический компонент включает знания о критериях отбора и систематизации музыкальных произведений в качестве основных и дополнительных к школьной программе, интеллектуально-поисковых механизмов работы с музыкальным материалом, объективных и субъективных факторов конструирования произведений, умения систематизировать музыкальные произведения в тематические разделы по жанрово-сти-левым признакам и переносить усвоенные знания по отбору, систематизации инструментального материала в различные условия музыкально-педагогической работы.

Исполнительский компонент составляют исполнительские знания и умения, полученные в результате интеграции дисциплин инструментального цикла. К ним относятся знания сольного и ансамблевого исполнительства, творческого музицирования, умения самостоятельного освоения произведений, чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху.

В качестве методологической основы формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки выбраны интегративно-модульный и личностно-деятельностный подходы.

Интегративно-модульный подход позволяет обеспечить формирование целостной характеристики личности

ч: о

о ш

5

ю

га ^

ш с о к

о

о (3

га

будущего учителя музыки наряду с формированием отдельных компонентов; интеграцию содержания и технологии инструментальной подготовки; целенаправленность процесса формирования специальной компетентности будущего учителя музыки. Личностно-деятельностный подход позволяет рассмотреть процесс формирования специальной компетентности как создание условий для личностной самореализации и личностного роста будущего учителя музыки; организовать учебный процесс как непрерывный процесс постановки, принятия и решения студентами учебной задачи в сотрудничестве с другими участниками обучения на основе субъектного включения будущего учителя музыки в инструментальную деятельность; обеспечить единство внешних и внутренних мотивов инструментальной деятельности.

Исходя из специфики исследуемой компетентности, основных положений методологических подходов нами определены педагогические условия эффективного формирования исследуемой компетентности.

При определении первого педагогического условия нами выделены обусловленные выбором методологической стратегии принцип гуманизма; принцип профессиональной направленности; принцип культурологической целесообразности; принцип технологичности; принцип активности и самостоятельности студентов; принцип наглядности.

Выбор первого педагогического условия - научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки через интеграцию инструментальной подготовки на основе спецкурса, учебного и методического пособий, электронного пособия «Фортепианная музыка Казахстана» - обусловлен от-| сутствием в рабочем плане специального сти «Музыкальное образование» курса, ^ направленного на овладение комплекс-2 ной методикой работы с музыкальным

материалом. В результате был разработан элективный курс «Теория и практика инструментальной подготовки». Реализация методического обеспечения спецкурса осуществляется посредством учебного пособия «Теория и практика инструментальной подготовки», методического пособия «Организация самостоятельной работы над фортепианными произведениями композиторов Казахстана» и электронного пособия «Фортепианная музыка Казахстана».

Для технологической реализации разработанного спецкурса необходимо использование активных методов обучения, что повлекло за собой необходимость введения второго педагогического условия - использование в качестве ме-тодико-технологического инструмента формирования специальной компетентности будущих учителей музыки активных форм и методов обучения в процессе инструментальной подготовки.

Введение третьего педагогического условия - педагогической поддержки студентов в процессе инструментальной подготовки (создание ситуации успеха и выхода в рефлексивную позицию) - обусловлено достижением баланса между компонентами специальной компетентности будущего учителя музыки. Ввиду существующих объективных различий студентов по уровню владения инструментом фортепиано, будущие специалисты нуждаются в поддержке со стороны педагога, направленной на стимулирование внутренних ресурсов, при создании условий для занятия студентами субъектной позиции, организации самостоятельной работы студентов. В свою очередь, для студентов с достаточным уровнем владения инструментом педагогическая поддержка необходима для развития интереса к работе с музыкальным материалом и потребности к дальнейшему повышению уровня исполнительского мастерства.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса

Костанайского государственного педагогического института, Костанайского социально-технического университета им. З. Алдамжар и Рудненского социально-гуманитарного колледжа им. Ы. Ал-тынсарина. Экспериментом было охвачено 118 человек, обучающихся по специальности «Музыкальное образование». Полученные данные опытно-экспериментальной работы были дополнены результатами пилотажного исследования. Проведение эксперимента осуществлялось в два этапа - констатирующего и формирующего. Формирующий эксперимент был осуществлен с двухкратной повторяемостью. В нем приняли участие четыре группы: две экспериментальные и две контрольные.

Согласно выделенным в структурно-содержательной модели исследуемой компетентности критериям и соответствующим им показателям, нами определены признаки, характеризующие критерии, и методы диагностики:

• личностный - заполнение анкеты-задания;

• когнитивный - тестирование, решение ситуаций-задач;

• операционный - решение комплексных задач, оценивание, самооценка. Взяв за основу общепринятую уров-

невую систему целей, мы выделили высокий, средний и низкий уровни исследуемой компетентности. Вероятность получения достоверных результатов экспериментальной части исследования напрямую зависит от исходных данных, в результате чего констатирующему эксперименту уделялось большее внимание. Обработка данных экспериментального исследования осуществлялась с помощью статистического критерия ХИ - квадрат для двух степеней свободы.

При выявлении исходного уровня исследуемой компетентности нам важно было установить особенности проявления личностного критерия. В нашу задачу входило получение необходимых сведений о мотивации, ценностных ориента-циях, понятийном и образном мышлении

и личностных качествах испытуемых. С этой целью мы предложили студентам анкету-задание, включающую анкету и практическое задание - исполнить песню школьного репертуара и подготовить его краткую аннотацию.

Руководствуясь деятельностным характером специальной компетентности будущих специалистов, при определении уровневой дифференциации испытуемых мы опирались на результаты выполнения будущими специалистами практического задания. Выполнение данного задания оценивалось по пятибалльной системе.

Целью входного тестирования является определение уровня владения студентами базовыми знаниями, необходимыми для изучения интегративного курса и определение уровня владения новым материалом до начала его изучения.Полученные в ходе тестирования и решения ситуаций-задач данные подверглись качественному анализу с количественной обработкой данных. При определении исходного уровня сформированности операционного критерия исследуемой компетентности были использованы такие методы диагностики, как комплексные задания, оценивание и самооценка. Получение достоверных результатов экспериментальной части исследования требует проведения качественного анализа с количественной обработкой полученных данных. В этой связи каждый показатель (Р1 - личностный критерий, Р2 - когнитивный критерий и Р3 - операционный критерий) был соотнесен с качественно описанным баллом: 1-3 - низкий уровень проявления показателя; 4 - средний уровень; 5 - высокий уровень; и - показатель общего уровня сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки. Учитывая деятельностный характер исследуемой компетентности, вычисляемый по формуле: средний показатель ее сформированности определялся, прежде всего, третьим показателем (Р3). Таким образом, низкий уровень <= 3,66, а средний уровень > 3,66, высокий уровень <= 4,33.

ч: о

о ш

5

ю

га ^

ш с о к

о

о (3

га

Полученные в ходе статистической обработки данные нулевого среза позволяют утверждать о преобладании у

испытуемых экспериментальных и контрольных групп низкого уровня исследуемой компетентности (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Результаты сформированности специальной компетентности будущих учителей музыки (нулевой срез)

го ш <и

го О

О

При проверке справедливости нулевой гипотезы нами были обнаружены следующие результаты: вероятность получения значения (критерий хи-квадрат) приближена к 1 (не менее 0,87), соответственно, контрольные и экспериментальные группы статистически однородны.

Таким образом, результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что: а) уровень сформированности специальной компетентности будущих учителей контрольных и экспериментальных групп недостаточный; б) выбранные для проведения эксперимента группы статистически однородны, контрольные и экспериментальные выборки не различаются между собой по каким-то значимым характеристикам. Следовательно, существенные различия при подготовке проявятся в случае применения различных условий.

Для реализации педагогических условий формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки нами внедрен спецкурс «Теория и

практика инструментальной подготовки». Ввиду инструментально-исполнительской направленности курса предполагается следующее его структурное оформление: курс рассчитан на 2 кредита (15 лекционных занятий, 15 семинарских занятий, 30 занятий самостоятельной работы студентов).

Спецкурс включает четыре модуля. Первый модуль носит мотивационный характер, поскольку знакомит с целями, задачами, содержанием инструментальной подготовки учителя музыки в условиях модернизации образовательной системы в Республике Казахстан. Данный модуль отражает специфику специальной компетентности будущего специалиста и многогранность понятия «Музыкальный материал».

Второй модуль направлен на формирование культурологических знаний, умений и навыков в единстве с развитием личностных качеств. Данный модуль посвящен специфике изучения музыкального материала, с одной стороны, являющегося отражением художественной культуры Республики Казахстан; с другой - творческим синтезом пере-

осмысления композиторами ценностей традиционной музыкальной культуры и западноевропейского стиля композиционного письма.

В третьем модуле акцентируется внимание на формировании исполнительских знаний, умений и навыков в единстве с развитием личностных качеств и музыкальных способностей. Отечественный музыкальный материал в данном модуле рассматривается в ракурсе исполнительского воплощения.

Четвертый модуль носит методический характер и направлен на формирование методических знаний, умений и навыков в совокупности с развитием личностных качеств. Заключительный модуль знакомит будущих учителей музыки с этапами проектирования и организации урока музыки, особенностями воспитательной работы, критериями отбора и систематизации музыкального материала.

Особенностью выделенных педагогических условий является их комплексность, где каждое предыдущее условие обусловливает применение последующего. Так, научно-методическое обеспечение процесса формирования специальной компетентности будущих учителей музыки на основе спецкурса, учебного и методического пособий, электронного пособия «Фортепианная музыка Казахстана» технологически реализуется посредством использования активных методов обучения.

В спецкурсе использовалось несколько типов лекций: академическая, проблемная, лекция-визуализация, лекция-дискуссия.

В ходе проведения семинарских занятий ведущим методом выступило имитационное упражнение, позволившее активизировать познавательную деятельность будущих специалистов и снизить психологическую неуверенность студентов как показатель недостаточного уровня сформированности исполнительского компонента исследуемой компетентности.

На занятиях по организации самостоятельной работы сочеталась коллективная и индивидуальная формы работы со студентами. Индивидуальная работа предполагала выполнение разноуровневых заданий, посредством которых определялась индивидуальная траектория развития будущих специалистов. Коллективная форма работы студентов была направлена на рефлексивный самоанализ итогов выступления.

В рамках спецкурса использовались методы педагогической поддержки, связанные с созданием ситуации успеха и выходом в рефлексивную позицию. Создание ситуации успеха основывалось на использовании следующих методов: а) самореализации - выборе соответствующего уровню студента репертуара и моделировании индивидуальной траектории его развития; б) самоорганизации - организации самостоятельной работы студентов, основанной на структурированном представлении изучаемого материала (Т.Г. Галиев), введении ежедневника и планировании режима дня, выдачи студентам памяток с указанием основных направлений работы над произведением; в) поощрения, когда успевающие студенты на следующем занятии выступают в роли консультантов. Выход студентов в рефлексивную позицию обеспечивался в ходе семинарских занятий, самостоятельной работы студентов и был реализован согласно схеме: групповой рефлексивный анализ - саморефлексия.

По завершению изучения курса был проведен контрольный срез. Его результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности специальной компетентности во всех группах, однако наиболее существенные изменения произошли в экспериментальных группах (рис. 3, с. 134).

В контрольных группах наблюдаются незначительные изменения, позволившие нам сделать вывод о том, что если в ходе инструментальной подготовки не использовать выделенные педагогические условия, то в рамках традиционной

:

о

о ш

5

ю

га ^

ш с о к

о

о (3

га

ЭГ1 КГ1 ЭГ2 КГ2

яВысокий уровень 30 8,3 33,3 12,5

передний уровень 50 41,7 50 43,75

в Низкий уровень 20 50 16,7 43,75

Рис. 3. Результаты исследования уровня специальной компетентности

будущих учителей музыки

го со <D

ГО

О

о

системы инструментальной подготовки у студентов специализации фортепиано не происходит прироста знаний и формирование умений и навыков, необходимых для работы с музыкальным материалом.

Сравнивая результаты нулевого и итогового срезов, мы пришли к выводу о том, что реализуемые педагогические условия стимулируют, в первую очередь, средний уровень сформиро-ванности специальной компетентности испытуемых.

Полученные в ходе статической обработки данные опытно-экспериментального исследования позволили нам сделать следующие выводы: а) формирование специальной компетентности студентов контрольных групп осуществляется, но более медленными темпами, чем у студентов экспериментальных групп; б) если в рамках инструментальной подготовки не активизировать учебную деятельность студентов путем введения предложенных педагогических условий, то у будущих специалистов с достаточным уровнем владения фортепиано

снижается уровень специальном компетентности путем понижения уровня мотивации к работе с музыкальным материалом и исполнительского мастерства.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило объективность выделенных нами критериев, показателей, уровней, эффективность разработанных педагогических условий формирования специальной компетентности будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки. Библиографический список

1. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1998. - 353 с.

2. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 гг. -Астана, 2010 // [Электронный ресурс]: http: //www.educasia.net/educ_ca/kz

3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.