Научная статья на тему 'Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки'

Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / управленческая компетентность / педагогический менеджмент / классное руководство / модель управления / управління / управлінська компетентність / педагогічний менеджмент / класне керівництво / модель управління

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшова И. А.

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают системный, личностноориентированный и компетентностный подходы. В статье понятие «управление» рассматривается как предмет философского, психологического и педагогического анализа. Выделены отличительные черты управления учебным процессом и требования к эффективному управлению им. Введено понятие «управленческая компетентность педагога» и ее основные компоненты. Обоснованы преимущества спецкурса как одной из форм функционирования образовательного процесса в вузе. Автором осуществлен отбор и структурирование содержания программы спецкурса «Основы педагогического менеджмента» для студентов-педагогов классического университета. Программа представлена всеми необходимыми разделами (цель, задачи, принципы отбора содержания и организации учебного материала, тематический план, ключевые понятия, основное содержание спецкурса, особенности проведения текущего контроля качества усвоения знаний и итоговой аттестации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Розвиток управлінської компетентності майбутніх викладачів в комплексі дисциплін психолого-педагогічної підготовки

В якості теоретико-методологічної основи дослідження виступають системний, особистісно орієнтований і компетентнісний підхід. У статті поняття «управління» розглядається як предмет філософського, психологічного та педагогічного аналізу. Виділені відмінні риси управління навчальним процесом і вимоги до ефективного управління ім. Введено поняття «управлінська компетентність педагога» і її основні компоненти. Обґрунтовано переваги спецкурсу як однієї з форм функціонування освітнього процесу у вузі. Автором здійснено відбір і структурування змісту програми спецкурсу «Основи педагогічної менеджменту» для студентів-педагогів класичного університету. Програма представлена всіма необхідними розділами (мета, завдання, принципи відбору змісту і організації навчального матеріалу, тематичний план, ключові поняття, основний зміст спецкурсу, особливості проведення поточного контролю якості засвоєння знань та підсумкової атестації).

Текст научной работы на тему «Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. №2. С. 125-139.

УДК 378.147.31/.147.88

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Ширшова И. А.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: turgeneva56@gmail.com

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают системный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. В статье понятие «управление» рассматривается как предмет философского, психологического и педагогического анализа. Выделены отличительные черты управления учебным процессом и требования к эффективному управлению им. Введено понятие «управленческая компетентность педагога» и ее основные компоненты. Обоснованы преимущества спецкурса как одной из форм функционирования образовательного процесса в вузе. Автором осуществлен отбор и структурирование содержания программы спецкурса «Основы педагогического менеджмента» для студентов-педагогов классического университета. Программа представлена всеми необходимыми разделами (цель, задачи, принципы отбора содержания и организации учебного материала, тематический план, ключевые понятия, основное содержание спецкурса, особенности проведения текущего контроля качества усвоения знаний и итоговой аттестации). Ключевые слова: управление, управленческая компетентность, педагогический менеджмент, классное руководство, модель управления.

ВВЕДЕНИЕ

Основная характеристика современной образовательной ситуации состоит в поиске путей реализации ведущей идеи реформирования системы образования -идеи развития, в которой заключаются основные цели реформы: создание необходимых условий для развития личности; формирование механизмов развития и саморазвития системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества.

Тенденции вхождения Украины в мировое образовательное пространство, принятие Болонской конвенции существенно меняют требования к основному гаранту качества образования - педагогу. Вариативность программ и педагогических технологий, развитие информационной среды, потребность в гуманизации образования существенно меняют профессиональную роль учителя: в настоящее время важнейшей его функцией становится не передача готовых знаний, а управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся, создание условий для самореализации школьников, организация мотивирующей творческой деятельности.

Современный педагог является менеджером образовательного процесса. Организованность, ответственность, коммуникабельность,

конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием - данные качества являются важными для любого человека в современном обществе. Учитель, который призван содействовать

формированию вышеназванных качеств обучающихся, сам должен обладать ими. Объем часов по дисциплинам психолого-педагогического цикла на всех факультетах университета не позволяет на должном уровне сформировать основы управленческой компетентности будущих специалистов. Необходимо найти дополнительные возможности. Таковыми являются спецкурсы по отдельным дисциплинам.

Вопросы управления в системе образования нашли широкое отражение в научно-педагогической литературе: Бадешко Т.Г.,Вазина К.Я., Васильев Ю.В., Кочетков В.И., Лазарев B.C., Лошакова Т.Ф., Поташник М.М., Симонов В.П., Шамова Т.И., Ямбург Е.А., Адольф В.А., Маркова А.К., Зеер Э.Ф., Сластенин В.А., Лошакова Т.Ф., Геллерштейн С.Г., Климов Е.А., Платонов К.К., Шадриков В.Д. и другие.

В рамках акмеологического подхода (Ананьев Б.Г., Донцов А.И., Кузьмина Н.В., Деркач А.А., Никифоров А.Л.) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности. Достаточно полное определение профессиональной компетентности дают Захарова Л.Н., Соколова В.В.,Соколов В.М.. Наиболее полно поиск оснований профессиональной компетентности труда учителя осуществлен Марковой А.К..

Разработаны компетентностный подход в обучении (Белкин А.С., Булгакова Г.Р., Данкман A.M., Добудько А.В., Ландшеер В., Лобанова Н.Н., Морозова В.Е., Нестеров В.В., Рогожникова Р.А., Руденский Е.В. и другие); теория развития личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.); концепции профессионально-педагогического образования (Кубрушко П.Ф., Романцев Г.М., Ткаченко Е.Ф., Федоров В. А.); теории и практика формирования профессионально значимых качеств личности, направленности, ценностных отношений, мотивов педагога (Крутецкий В.А., Левин М.М.); концепция научного менеджмента (Друкер П., Маллинз Л., Мескон М.Х., Сенге П., Тейлор Ф., Файоль Л. и другие); концепция менеджмента с позиций науки о поведении (Виханский О.С., Журавлев П.В., Красовский Ю.Д., Резник С.Д., и др.); педагогического менеджмента (Лазарев В.С., Поташник М.М., Шамова Т.И., Симонов В.П.); управленческой деятельности классного руководителя (Караковский В.А., Новикова Л.И., Рожков Л.И.); теория самоактуализирующейся личности (Маслоу А., Роджерс К.).

С учетом изученности, актуальности и значимости проблемы нами сформулирована цель статьи - научно обосновать необходимость развития управленческой компетентности будущих педагогов в процессе психолого-педагогической подготовки. Осуществить отбор и структурирование содержания программы спецкурса «Основы педагогического менеджмента» для студентов-бакалавров классического университета.

1. ВВЕДЕНИЕ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Первоначально, с середины 50-х годов XX века, на роль науки об управлении претендовала кибернетика, благодаря фундаментальным работам Норберта Винера и его соратников [Винер 1968; Клаус 1968]. В кибернетике

управление - это такое влияние на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и которое ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта. Идея управления позволяет выделить в любом процессе как минимум две составляющие: 1) деятельность объекта по реализации целей в соответствии с заданной нормой (программой); 2) деятельность специально выделенного органа - субъекта управления по обеспечению контроля и корректировки указанных процессов.

В дальнейшем преобладающим научным термином стал "менеджмент", обозначив как самоуправление в качестве определенных действий субъекта-управляющего, так и теоретическое отражение этой реальности - науку управления.

Управление как предмет философского анализа, по мнению Мирзоян В.А., представляет совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект. Наука об управлении (менеджмент) является теоретико-содержательным отражением практического регулирования взаимоотношений субъекта и объекта. Философия управления претендует на обобщенный, понятийно-смысловой анализ теоретико-методологических проблем менеджмента, на выяснение методологических начал концепций менеджмента и эволюции основных парадигм, а также на выработку поведенческо-этического кодекса эффективного функционирования организации. Недооценка роли философии заводит частнонаучные теоретические искания в методологический тупик. Термин «философия организации или философия управления - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие - эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству, так как персонал - это ее главное достояние» [6, с.1].

В психологии управление персоналом трактуется как направление менеджмента, основная цель которого - повышение производительности посредством создания благоприятных условий для деятельности сотрудников [7, с.559].

Введение в педагогику понятия управления во многом изменило представление о содержании деятельности педагога и методах ее реализации. По мнению Столяренко Л.Д., педагогический акт представляет собой организационно-управленческую деятельность. Она отмечает, что применительно к учебному процессу управление - это целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и

отдельного студента для достижения заданных результатов обучения. Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Отличительными чертами управления учебным процессом являются:

- сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;

- наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (студент);

- динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое;

- надежность, т.е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

- устойчивость - способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель - действие -результат - новая цель - такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима к научному и учебно-воспитательному процессам.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:

1) формулирование целей обучения;

2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;

3) разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;

4) получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);

5) переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий [8, с.80-81].

Талызина Н.Ф. акцентирует внимание на своеобразии обучения как системы управления и отмечает, что управляемый процесс учения, усвоения -осуществляется всегда конкретной личностью. Сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при составлении основной программы обучения они не всегда могут быть учтены. При массовом обучении основная программа в лучшем случае может быть адаптирована лишь к некоторой системе типовых особенностей для определенной группы студентов. В процессе же обучения конкретной группы студентов могут быть обнаружены какие-то

дополнительные особенности, учет которых позволит им быстрее достичь поставленной цели. В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли студенты обобщать и сопоставлять факты, делать выводы, критически анализировать полученные сведения; знать, как усваивают они материал учебника, хватает ли им времени на усвоение, и т.д. Для реализации эффективного процесса обучения необходима такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального [8, с.82-83].

В качестве теоретико-методологической основы нашего исследования выступают системный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

Использование этих подходов в решении проблемы формирования управленческой компетентности студентов позволяет рассматривать педагогическую деятельность как целостную систему, организовать процесс обучения как единство управляющей деятельности преподавателя и учебной деятельности студента, создать модель формирования управленческой компетентности студентов и выявить её структуру. Компетентностный подход переводит профессиональную деятельность с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Это означает, что эффективное управление образовательным процессом зависит не от исключительных способностей небольшого числа талантливых личностей, а от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте и, следовательно, может быть массовым. Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально-значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. С этих позиций компетенции можно условно обозначить как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - совокупность того, чем он владеет.

3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ СТРУКТУРА

Управленческую компетентность педагога мы будем понимать как интегративную совокупность профессионально-личностных способностей и операционно-технологических характеристик управленческих умений, обеспечивающих принятие управленческих решений [1, с.3].

Таким образом, основными компонентами управленческой компетентности, здесь мы разделяем позицию Храповой М.П. [9, с.5].являются:

1) когнитивная составляющая — система знаний об управлении как ведущей деятельности педагога-профессионала; о педагогическом менеджменте; о способах и формах профессионального самосовершенствования, обобщения и трансляции опыта, а также самопрезентации;

2) операционально-технологическая — умение осуществлять педанализ ресурсов; умение проектировать цели для ученика и для учителя в управленческих формулировках; умение планировать учебный процесс от конечной цели; умение планировать его, организовать, провести и проанализировать; способность к постоянному профессиональному совершенствованию, владение приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления; умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста;

3) личностная, позиционно-ценностная — это сформированность интегральных профессионально значимых личностных качеств: профессионально-педагогическая направленность, профессиональная мотивация, профессионально-ценностная ориентация и педагогические способности.

Как показало изучение состояния педагогической практики, большинство молодых учителей считают реализацию своей управленческой функции крайне несовершенной, они испытывают затруднения в общении с детьми, не умеют формировать коллектив, строить свою работу с ориентацией на получение конечного результата, организовывать привлекательную образовательную среду, использовать мотивы поведения учащихся, что приводит к потере интереса к обучению у значительной части подрастающего поколения и собственной неудовлетворенности.

Опрос студентов-выпускников биологического и химического факультетов Таврического национального университета имени В.И. Вернадского подтвердил, что 12% знакомы с основными идеями управления только на уровне отрывочных представлений, 23% — особого значения вопросам управления не придают, 65% — понимают значение управленческой компетентности для учителя, однако не владеют этой компетенцией. Можно говорить о том, что управление как профессиональная компетенция не воспринимается будущими педагогами как ресурс совершенствования образовательного процесса, как «инструмент» развития личности самого учителя.

Одной из форм функционирования образовательного процесса в вузе наряду с лекционной, семинарской, практической, самостоятельной являются спецкурсы. Они обладают определёнными преимуществами, среди которых:

- возможность "встраивания" ранее усвоенных знаний и умений в новые профессионально значимые смысловые контексты, что обеспечивает формирование ценностно-смыслового отношения к ним и осознанность их усвоения студентами, профессионально-личностную рефлексию;

- профессионально-педагогическая направленность, основанная на раскрытии связей педагогической науки с будущей профессиональной деятельностью студента;

- обеспечение единства научно-теоретической и практической подготовки студентов, что способствует формированию готовности (когнитивной,

операционально-технологической и личностной, позиционно-ценностной) использовать теоретические знания на практике;

- проблемность обучения, выражающаяся во "включении" студентов в процесс самостоятельного приобретения новых знаний, что развивает инициативность, самостоятельность и креативность личности обучаемых;

- удовлетворение личностных потребностей студентов в углубленном изучении профессионально значимой проблемы.

Все отмеченные выше достоинства спецкурсов позволяют нам рассматривать эту форму организации психолого-педагогического образования эффективным средством формирования управленческой компетентности будущих педагогов. Представляем программу разработанного нами спецкурса с использованием источников [2; 3, 4].

4. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированных не столько на знания предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований в системе отечественного образования.

Спецкурс рассчитан на студентов-бакалавров педагогически ориентированных факультетов университета. Его следует проводить после изучения базового курса педагогики и перед первой педагогической практикой студентов. Необходимость ввода данного спецкурса в систему подготовки будущих учителей к педагогической деятельности обусловлена рядом причин:

- спецкурс позволяет выделить управленческий аспект педагогической деятельности как особую задачу профессиональной подготовки; рассмотреть своеобразие процесса обучения как системы управления;

- он актуализирует и восстанавливает знания студентов, полученные во время изучения курсов «Педагогика», «Психология» и «Методика преподавания предмета»;

- спецкурс дает возможность выработать будущим учителям свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности в статусе учителя-предметника и классного руководителя;

- ориентирует выпускников на творческую организационно-управленческую деятельность на двух предстоящих педагогических практиках на предвыпускном и выпускном курсах.

Структура курса представлена следующими разделами: теоретические основы развития управленческой компетентности педагога; психология управления педагогическим процессом; педагогические условия эффективности

управленческой деятельности учителя и самосовершенствование педагога в сфере управленческой компетентности.

Содержание каждого раздела отражает современные психолого-педагогические подходы к обозначенным проблемам.

Цель курса: овладение будущими учителями системой знаний, умений и навыков в области педагогического менеджмента, позволяющей им эффективно строить профессиональную деятельность.

Задачи курса:

В ходе освоения курса у студентов формируются знания и умения, профессиональные позиции, необходимые для:

- руководства коллективом учащихся;

- развития коммуникативных способностей;

- определения индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- планирования и организации своей деятельности;

- стимулирования своей деятельности и деятельности окружающих;

- осуществления самоконтроля;

- управления собой (самоменеджмент).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Проблемы управленческой компетентности являются не только актуальными, но и личностно значимыми для каждого будущего специалиста сферы образования.

Организацию педагогической деятельности в современных условиях важно рассматривать с позиций менеджмента, как сплава науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В программе курса представлен комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования.

Выпускник университета может выступать и как руководитель, и как организатор своего дела, и как педагог, который должен уметь построить отношения с учащимися, организовать свою профессиональную деятельность как процесс интеллектуального и духовного взаимообогащения с коллегами и воспитанниками.

Ключевые понятия

Управление. Цели и задачи управленческой деятельности. Компетентностный подход. Управленческая компетентность. Педагог как менеджер. Условия эффективности образовательного процесса. Обучение как процесс управления. Дисциплина на уроке. Эффективное управление группой, классом. Модели управления. Классное руководство. Психология управления. Феномен личного влияния педагога. Чувства и эмоции в общении. Поведение в конфликтной ситуации.

Таблица 1

Тематический план спецкурса

N п/п Тема (раздела) Итого В том числе а Форма контроля

Лекций Практич. т. о ^ о с а О с

1 2 3 4 5 6 7

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

1.1. Исторические аспекты становления практики управления в педагогике 2 2 Тезисы

1.2. Системный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы к деятельности современного педагога. 2 2 Сравнительный анализ

1.3. Управленческая компетентность педагога. Педагог как менеджер. Ступени менеджмента. Принципы менеджмента. 4 2 2 Написание эссе

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ УПР ПРОГ АВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ (ЕССОМ

2.1. Психология учебной деятельности. Психология воспитания 4 2 2 Вопросы для самоконтроля

2.2. Возрастные и индивидуальные особенности школьников 4 2 2 Презентация

2.3. Феномен личного влияния педагога. Личное влияние и управление. 4 2 2 Выступление на семинаре

2.4. Чувства и эмоции в общении. Способы управления эмоциями и чувствами. Корректное поведение педагога. 4 2 2 Написание эссе

2.5. Управленческое мастерство учителя в конфликтной ситуации. Виды конфликтов, типы поведения. 4 2 2 Тестирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7

Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

3.1. Профессиональная адаптация

молодого учителя в условиях 4 2 2 Исследование

школы.

3.2. Обучение как процесс

управления. Условия эффективности образовательного процесса в 2 2 Фронтальный опрос

классе.

3.3. Дисциплина учащихся на уроке: значение, причины и подходы к решению проблемы. 4 2 2 Вопросы для самоконтроля

3.4. Управленческий аспект

воспитательной деятельности. 4 2 2 Творческое

Классное руководство и задание

педагогический менеджмент

3.5. Характеристика моделей педагогического управления (К.Роджерс, М.Марленд) 2 2 Сравнительная таблица

3.6. Демократическая модель классного руководства Я.Кунина и Р. Дрейкерса. 2 2 Выступление на семинар

3.7. Бихевиоральная модель

руководства классом Б.Ф.Скиннера. Программа 4 2 2 Коллоквиум по разделам

Управления поведением Ли 1-2

Кантера.

Раздел 4. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

4.1. Система личностного профессионального роста 4 2 2 Программа саморазвития

учителя.

4.2. Тесты и тренинги по коррекции управленческих умений. 2 2 Тестирование

4.3. Итоговое занятие 2 Защита программы

В С Е Г О: 54 20 14 20

Основное содержание спецкурса

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Исторические аспекты становления практики управления в педагогике. История философской мысли. Первые теоретики управления (Платон, Гельвеций). Древнекитайская философия. Философия японского управления. Кибернетика как наука об управлении. Идеи управления в педагогике и психологии.

Компетентностью подход к деятельности современного педагога Системный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы (понятия и особенности). Компетенции и компетентность. Специфика деятельности современного педагога.

Управленческая компетентность педагога. Педагог как менеджер. «Управленческая компетентность педагога». Основные компоненты управленческой компетентности. Педагог как менеджер. Ступени менеджмента. Принципы менеджмента. Характеристики и уровни развития управленческой компетентности. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. Отличительные черты управления учебным процессом. Требования к эффективному управлению.

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ Психология учебной деятельности. Психология воспитания. Структура учебной деятельности. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. Успешная учебная деятельность и ее составляющие. Соотношение обучения и развития личности. Обучаемость и ее критерии. Специфика воспитательной деятельности.

Возрастные и индивидуальные особенности школьников Возрастные и индивидуальные особенности подростков. Мотивация и учебные мотивы. Особенности поведения подростков. Старшеклассник как субъект учеб ной деятельности. Важнейшие психологические процессы юношеского возраста.

Феномен личного влияния педагога. Личное влияние и управление. Понятие личного влияния. «Значимый» и «влиятельный» учитель. Лидерские качества педагога. Харизматичность. Коммуникативно-личностный потенциал влияния. Типы личного влияния (социальный интеллект, личный магнетизм, фрустрационный тип, доверительно-партнерский тип влияния, манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель»).

Чувства и эмоции в общении. Чувства и эмоции (понятия, виды). Способы управления эмоциями и чувствами. Корректное поведение педагога. Потребность в разумном управлении эмоциями.

Управленческое мастерство учителя в конфликтной ситуации. Конфликт на уроке. Виды конфликтов. Причины и пути разрешения. Стратегии поведения педагога. Конфликтогенное поведение педагога. Конфликтогенное поведение ученика. Тесты «Коммуникативная готовность к диалогу с детьми» и «Конфликтогенность учителя».

Раздел 3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях школы. Первые шаги молодого учителя в школе. Что должен знать молодой специалист в начале профессиональной деятельности? Профессиональная адаптация молодых

учителей в современных социально-экономических условиях. Факторы, определяющие профессиональную адаптацию молодых учителей. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе - как условие, влияющее на процесс профессиональной адаптации молодых учителей.

Обучение как процесс управления. Условия эффективности образовательного

процесса

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. Отличительные черты управления учебным процессом. Условия эффективности образовательного процесса в классе. Своеобразие обучения как системы управления. Стили управления.

Дисциплина учащихся на уроке: значение, причины и подходы к решению

проблемы.

Понятия «дисциплина в классе», «внутренняя дисциплина». Причины нарушений дисциплины. Различные подходы к решению проблемы школьной дисциплины (мотивационный подход, теория внешней мотивации, теория валентности-ожидания, учет комплекса позитивных личностных качеств педагога). Роль школьного самоуправления. Полезные советы молодым учителям.

Управленческий аспект воспитательной деятельности. Классное руководство и

педагогический менеджмент. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Функции классного руководителя. Права и обязанности классного руководителя. Модель классного руководителя XXI века. Педагогический мониторинг в работе классного руководи теля. Перспективный план воспитательной работы классного руководителя на год. Технологии в работе классного руководителя. Подготовка и проведение различных форм воспитательных мероприятий. Анализ воспитательного мероприятия.

Характеристика моделей педагогического менеджмента (К. Роджерса, М. Марленда). Гуманистическая модель управления классом Карла Роджерса (роль учителя, основные принципы руководства). Любовь к детям: Майкл Марленд (рекомендации учителям, создание атмосферы, благоприятной для обучения).

Демократическая модель классного руководства Якоба Кунина и Рудольфа Дрейкерса. «Свой» учитель и тактика пресечения нежелательного поведения. Эффект «волны». Синхронизация. Размеренность и темп. Типы и примеры резких переходов на уроке в классе. Рекомендации «Как научить детей осознавать последствия своего поведения».

Бихевиоральная модель руководства классом Б.Ф.Скиннера.

Программа управления поведением Ли Кантера. Модификация поведения ученика. Программы систематического подкрепления (внешнее и внутреннее). Семь принципов применения подкрепления. Система наказаний. Эффективность замечаний учителя и их характеристика. Жесткая дисциплина Ли Кантера. Преимущества и недостатки бихевиоральных моделей педагогического руководства (сравнить представленные модели).

Раздел 4. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Система личностного профессионального роста учителя. Самооценка как психологический механизм регуляции коммуникативной активности личности. Соотношение самооценки и социальной оценки человека. Регуляция управленческой активности с помощью самоанализа. Влияние самооценки на эффективность общения. Диагностика «барьеров» и «ограничений» личности в будущей профессиональной деятельности.

Тесты и тренинги по коррекции управленческих умений. Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат» или на «развитие») Н.А.Аминова. Тесты «Стили руководства, «Жесткий ли вы руководитель», «Управленческая ситуация и направленность руководителя», «Уровень коммуникативного контроля в общении», «Можете ли вы влиять на других». Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко.

На практических занятиях использовались следующие формы работы: подготовка сообщения фиксирующего проблему и способы ее разрешения, комментарии к статье (книге, кинофильму), сценарирование проблем межличностного и делового общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родители».

Также применялись критическая оценка изученной литературы, анализ психолого-педагогических ситуаций, обсуждение и рефлексия с преподавателями и однокурсниками проблем собственного педагогического опыта, участие в групповых формах работы (дискуссиях, ролевых и деловых играх), наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков, самооценка и взаимооценка студентов, ведение рефлексивного дневника.

Текущий контроль качества усвоения знаний Текущий контроль знаний и умений студентов осуществляется на практических занятиях, в процессе организации обсуждения, выполнения заданий для самостоятельной работы, в ходе диагностики и самодиагностики, при индивидуальных консультациях с преподавателем. Формы контроля: эссе, тезисы, мини-исследование, презентация, составление программы саморазвития, сравнительный анализ, защита проекта, тестирование, ответ на вопросы для самоконтроля. Приведем примеры используемых форм контроля.

Пример вопросов для самоконтроля:

1. Какова роль управленческой составляющей в системе профессиональной деятельности педагога?

2. Назовите основные причины нарушения дисциплины в вашем классе.

3. Как вы понимаете термин «философия дисциплины педагога»?

4. В чем заключается противоречие между контролем и свободой в обучении

5. Проанализируйте опыт экспериментальной Школы самоопределения А.Н.Тубельского.

6. Сравнительный анализ двух педагогических подходов.

Пример мини-исследования по теме «Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях школы»:

1. Легко ли быть молодым учителем? Трудности в работе начинающего учителя.

2. Роль взаимодействия педагога-наставника и молодого учителя в профессиональной адаптации молодых учителей (на примере школы).

3. Деятельность методической службы в профессиональной адаптации молодых учителей в одной из школ города.

Пример эссе на тему «Как завоевать авторитет молодому учителю?»: Примеры творческих заданий:

1. Защита авторского проекта.

2. Составление программы саморазвития управленческой компетентности.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Изучение спецкурса заканчивается итоговой работой студентов - созданием компьютерной презентации «Искусство быть учителем». Студенты презентуют и защищают свой проект.

ВЫВОДЫ

Актуальность проблемы формирования управленческой компетентности студентов вуза обусловлена изменившимися требованиями к системе высшего образования по подготовке нового типа специалистов, наиболее адаптированных к условиям модернизации образовательной сферы услуг.

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и практического опыта её решения позволил уточнить понятие «управленческая компетентность студента». Управленческая компетентность рассматривается как интегративная совокупность профессионально-личностных способностей и операционно-технологических характеристик управленческих умений, обеспечивающих принятие управленческих решений. Основными признаками развития управленческой компетентности педагога являются его способности обеспечивать в образовательном процессе ценностное целеполагание, опережающее планирование, прогнозирование результатов деятельности, корпоративное принятие решений и рефлексия управленческой деятельности.

Признание важности осуществления учителем управления педагогическими процессами порождает необходимость его подготовки к управленческой деятельности. Психолого-педагогическая подготовка студентов обладает определенным потенциалом в развитии профессиональной и управленческой компетентности будущих педагогов. В качестве эффективного средства формирования выбран спецкурс по педагогике и психологии. Спецкурс обладает рядом преимуществ перед остальными формами вузовского обучения.

Список литературы

1. Зимина Е. Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.08: / Зимина Елена Юрьевна..- Екатеринбург, 2004.172 с.

2. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. - СПб.: прайм -Еврознак, 2007.- 576 с. - (Психология - лучшее) ISBN 978-5-93878- 432

3. Селиверстова М. В. Управленческая и профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс] / М.В.Селиверстова //«Актуальные проблемы образования и науки»: материалам научно-практической конференции VII Знаменские чтения СурГПУ, 2008. — Режим доступа: https://www.google.com.ua/#q=3.%09%D0%A1%D0

4. Филиппов А.В. Признаки управленческой деятельности // Организационная психология / сост. и общ. ред. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк. - СПб.: Питер, 2001. - 512с. - (Сер. «Хрестоматия по психологии»).

5. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: Монография / Т.Ф. Лошакова. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.- 269 с.

6. Мирзоян В. А. Управление как предмет философского анализа / В. А. Мирзоян // Вопросы философии. - 2010. - N 4. - С. 35-47. - С. 46- 47 .

7. Большой психологический словарь / [сост и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. ]. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.- 672 с. - (Проект «Психологическая энциклопедия»)

8. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособиедля студентов и аспирантов высших учебных заведений / [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. - Ростов н/Д,2002. - 544 с.

9. Храпова, М. П. Методика экспериментального исследования развития профессиональной компетентности заместителя директора по воспитательной работе в условиях муниципальной системе образования / М.П. Храпова // Известия Южного федерального университета - 2009. -№2. - С. 120-129

Ширшова Ю. Розвиток управлшсько!' компетентност майбутшх викладачiв в комплекс дисциплш психолого-педагопчно1 шдготовки / 1.О.Ширшова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В.1. Вернадського. Серiя: Проблеми педагопки середньо! i вищо! школи. - 2013. - Т.26 (65), №2 . - С. 125-139.

В якост теоретико-методолопчно! основи дослщження виступають системний, особислсно орieнтований i компетентшсний тдяд. У статп поняття «управлшня» розглядаеться як предмет фтософського, психолопчного та педагопчного аналiзу. Видiленi вщмшш риси управлiння навчальним процесом i вимоги до ефективного управлшня iм. Введено поняття «управлшська компетентнiсть педагога» i li основнi компоненти. Обгрунтовано переваги спецкурсу як одше! з форм функцюнування освiтнього процесу у вузь Автором здiйснено вiдбiр i структурування змiсту програми спецкурсу «Основи педагопчно! менеджменту» для студентiв-педагогiв класичного унiверситету. Програма представлена всiма необхщними роздiлами (мета, завдання, принципи вщбору змiсту i органiзацil навчального матерiалу, тематичний план, ключовi поняття, основний змкт спецкурсу, особливостi проведення поточного контролю якосп засвоення знань та тдсумково! атестацй). Ключовi слова: управлшня, управлшська компетентшсть, педагогiчний менеджмент, класне керiвництво, модель управлiння.

Shirshova I.A Development of managerial competence of future teachers in the complex of disciplines of psychological-pedagogical training / I.A Shirshova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vemadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26 (65), No.2. - P. 125-139.

Systematic, student-centered and competence approach form the theoretic-methodological basis of the research. In the paper the concept of "management" is considered as a subject of philosophical, psychological and pedagogical analysis. Distinctive features of educational process and requirements for effective management of them have been highlighted. The concept of "managerial competence of a teacher" and its main components have been introduced. Advantages of study course as a form of functioning of the educational process at the university have been grounded. The author has selected and structured the content of the study course "Basics of Pedagogical Management" program for students-future teachers of a classical university. The program is presented by all the necessary parts (goals, objectives, principles of content selection and organization of learning material, thematic plan, key concepts, the main content of study course, peculiarities of ongoing quality control of learning and the final certification). Keywords: management, managerial competence, pedagogical management, classroom management, management model.

Поступила в редакцию 15.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.