Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / методы обучения РКИ / иностранные обучающиеся / дистанционное обучение / профессионально ориентированный иностранный язык / информационно-коммуникационная технология / инфографика. / RFL / RFL teaching methods / foreign students / distance learning / professionally oriented foreign language / information and communication technology / infographics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Н. Ю.

В статье отражены эффективные способы обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в рамках изучения дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык». Автор подробно останавливается на вопросе использования преподавателем РКИ информационно-коммуникационных технологий на занятии, проводимом в дистанционном формате. Приведены примеры использования различных методов и методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE ROLE OF THE DISCIPLINE "PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE" AND METHODS OF TRAINING OPTIMIZATION

The article reflects the effective methods of teaching Russian as a foreign language to foreign students while studying the discipline "Professionally oriented foreign language". The author dwells in detail on the issue of the use of information and communication technologies by an RFL teacher in a lesson held in a distance format. Examples of the use of various teaching methods and techniques are given.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.016:811.161.1

ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

© 2022 Н. Ю. Арзамасцева

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных граждан

п [email protected]

Курский государственный университет

В статье отражены эффективные способы обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в рамках изучения дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык». Автор подробно останавливается на вопросе использования преподавателем РКИ информационно-коммуникационных технологий на занятии, проводимом в дистанционном формате. Приведены примеры использования различных методов и методик обучения.

Ключевые слова: РКИ, методы обучения РКИ, иностранные обучающиеся, дистанционное обучение, профессионально ориентированный иностранный язык, информационно-коммуникационная технология, инфографика.

ESTIMATION OF THE ROLE OF THE DISCIPLINE "PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE" AND METHODS OF TRAINING OPTIMIZATION

© 2022 N. Yu. Arzamastseva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Russian Language Department for Foreign Citizens e-mail: n [email protected]

Kursk State University

The article reflects the effective methods of teaching Russian as a foreign language to foreign students while studying the discipline "Professionally oriented foreign language". The author dwells in detail on the issue of the use of information and communication technologies by an RFL teacher in a lesson held in a distance format. Examples of the use of various teaching methods and techniques are given.

Keywords: RFL, RFL teaching methods, foreign students, distance learning, professionally oriented foreign language, information and communication technology, infographics.

Дисциплина «Профессионально ориентированный иностранный язык» является обязательной к изучению в вузах Российской Федерации. Изучение данной дисциплины реализуется на третьем курсе обучения. Далее в статье предлагаем подробно остановиться на вопросах преподавания данного курса иностранным обучающимся, изучающим русский язык как иностранный и получающим образование в вузах РФ на русском языке. В условиях трансформации обучения многие филологи-

методисты посвящают свои научные труды проблеме преподавания данной дисциплины иностранным обучающимся [3; 4; 5; 6].

Специфика предмета состоит в том, что иностранный язык (в нашем случае -русский) выступает в качестве средства коммуникации в ситуациях делового и профессионального общения. Курс прохождения рассматриваемой дисциплины направлен на коррекцию и совершенствование ранее полученных студентами навыков и умений. В рамках обучения студентам необходимо освоить курс грамматики, а также лексический материал профессиональной направленности. Особое внимание уделяется обучению работе с профессионально ориентированным текстом. Ожидаемые результаты прохождения курса связаны с созданием базы для дальнейшего обучения русскому языку на продвинутом этапе. Предполагается, что в процессе изучения дисциплины студент овладеет:

- лексическими единицами профессионального характера;

- значимыми приемами перевода терминов, устойчивых словосочетаний, лексических единиц разного стилистического характера;

- трудными грамматическими конструкциями и структурами;

- установленными типами сокращений и др.

Посредством обучения иностранных студентов дисциплине «Профессионально ориентированный иностранный язык» на основе аутентичных текстов по специальности на профессионально ориентированные темы предполагается реализация следующих основных для учебы в вузе умений и навыков:

- понимание текста;

- выделение из текста главной и второстепенной информации;

- изложение содержания текста;

- выражение собственного мнения, сложившегося в процессе рассмотрения проблемы.

Сложности реализации курса обусловлены:

- дефицитом языковых средств у обучающихся;

- актуализацией нового материала с обязательным учетом профессиональной направленности обучающихся;

- разрывом между теоретическими и практическими навыками, трудностью погружения в условия профессиональной деятельности;

- необходимостью наличия учебно-познавательного компонента в представленном для изучения текстовом материале.

Тем не менее стоит отметить ряд условий, призванных облегчить труд преподавателя и студентов:

- реализация обучения в условиях языковой среды (при очной форме обучения);

- относительная новизна изучаемой дисциплины и, как следствие, интерес к ней студентов;

- многогранность дисциплины, способствующая применению не только коммуникативного, дифференцированного, но и в большей степени личностно ориентированного подхода.

Далее предлагаем рассмотреть способы оптимизации обучения дисциплине «Профессионально ориентированный иностранный язык».

1. Выбор актуальной информации с учетом профессиональной

направленности и современных технологий

В данном случае представляется эффективным использование инфографических элементов, дающих возможность составления целого ряда заданий, направленных на формирование умения строить высказывания и суждения по опорным словам и словосочетаниям, структурированным в форме иллюстрированного материала [1]. Выбор данного метода особенно актуален в условиях дистанционного обучения.

На примере инфографического текста медицинской направленности рассмотрим ряд возможных заданий (см. рис.):

- задания на введение/отработку лексики;

- упражнения на тренировку грамматических конструкций;

- вопросы открытого и закрытого типов;

- тестовые задания;

- задания на детальное понимание текста и текстовых единиц;

- обсуждение проблемы, открытая дискуссия, интервью;

- задания творческого типа (на составление подобного текста/инфографического текста) и др.

Стоит отметить, что инфографический материал дает разнообразие возможностей варьирования заданий. Совокупность применения на занятии различного типа заданий, как показывает опыт, способствует решению многочисленных задач, в том числе укрепляет у студентов интерес к предмету, мотивирует их на дальнейшее плодотворное изучение дисциплины.

• Для прохождения диспансеризации необходимо

1 обратиться в медицинскую организацию по месту жительства с паспортом и полисом ОМС

Инфографический текст на занятии по дисциплине «Профессионально ориентированный иностранный язык»

(АНО «Национальные приоритеты, 2021. Источник: Минздрав России URL: https://gp4.sakhalin.gov.ru/2021/07/07/uglublennaya-dispanserizaciya/)

2. Актуализация лексико-грамматических упражнений общей направленности, основанных на использовании материалов из текстов СМИ и новостного контента официального сайта университета

Представляются эффективными задания на заполнение пропущенной информации с использованием слов-подсказок. Приведем примеры.

Слова-помощники: процессе, пользующиеся популярностью, уделяется, другие, получить, специальности, государственного образца, средства.

В КГУ 15 факультетов, на которых можно _ разные

_ и диплом _. _

факультеты: экономический факультет, исторический факультет, факультет физики, математики и информатики, факультет иностранных языков, естественно-

географический факультет, юридический факультет и _. В _

учёбы студенты используют современные технические _ обучения.

Большое внимание в учебном процессе__использованию

мультимедийных разработок.

Слова-помощники: компаниях, в сфере связей с общественностью, агентствах, находят, преподавателями, органах.

Выпускники факультета философии и социологии работают

_ в сфере образования, специалистами

__и в области__. Они

_ применение своим знаниям в проектных и общественных

организациях, административных _, системе государственной службы и

частных_, рекламных_, издательствах и средствах

__[URL: https://kursksu.ru/faculties/view/philosophy].

3. Научно-исследовательская деятельность в рамках изучения дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык» представляется актуальным методом повышения эффективности обучения.

К моменту изучения предмета иностранные студенты, как правило, знакомы с основными принципами написания научной статьи. Некоторые обучающиеся имели опыт написания статьи совместно с научным руководителем. Однако, учитывая разнородные требования к написанию научных работ в разных странах, традиционно иностранные обучающиеся не владеют информацией о структуре научной статьи, тем более не могут справиться с данным видом задания без помощи преподавателя. Работа над написанием научной статьи требует особого подхода, который был изложен в более ранних работах автора [2].

Рассмотрим вариант работы над написанием аннотации.

На первом этапе вводим студентов в определение, рассматриваем понятийный аппарат, говорим о роли этой составной части научной работы.

Аннотация - краткая характеристика (краткое описание) научной статьи.

Далее приводим ряд клише для написания аннотации.

1. Автор исследует/анализирует/рассматривает/описывает/отражает

(проблему (падеж 2))..останавливается на вопросе (проблеме) ...

1.1. Автор приводит ряд примеров.

2. В статье исследуются вопросы (проблемы) ...

2.1. Статья посвящена вопросу (проблеме) ...

Такой вид работы эффективен для отработки лексики научного характера, лексической сочетаемости и грамматики (пассивные конструкции).

Обучение написанию научных текстов расширяет возможности иностранных студентов в сфере академической коммуникации, готовит их к выступлению на научных конференциях и семинарах, закладывает основы для формирования высококвалифицированных, востребованных на мировом рынке специалистов.

4. Включение тестового контроля с применением информационных технологий: Google Forms, Kahoot, Wordwall и др.

Примерное содержание теста в Google Forms при обучении иностранных обучающихся написанию научной статьи в рамках дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык» представлено ниже:

(https://docs.google.eom/forms/d/e/1FAIpQLSeO59ePZ1EezZIhUYj9CBu_nwWpOtY8w_V w4kDaurv2EegF0g/viewform?usp=sf_link).

Таким образом, в данной статье отражены способы обучения, основные методы работы над освоением дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык» иностранными студентами, проходящими обучение в вузах РФ. В статье показано, что немаловажную роль при обучении играют визуальная поддержка в виде инфографических текстов, применение информационных технологий, включение в материал занятия актуальных текстов из контента официального сайта университета. Использование данных методов оптимизирует процесс обучения, способствует реализации поставленных преподавателем целей и задач; созданию благоприятных для образовательной деятельности условий; позволяет развить не только языковые навыки, но и навыки творческой, исследовательской работы; совершенствует процесс восприятия информации; способствует самоопределению студента как будущего профессионала; ориентирует будущего специалиста на профессию; расширяет кругозор иностранных обучающихся; способствует повышению самооценки и т.д.

Библиографический список

1. Арзамасцева, Н. Ю. Инфографика как способ повышения эффективности обучения на занятии по РКИ [Электронный ресурс] / Н. Ю. Арзамасцева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2021. - № 2 (58). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46190654 (дата обращения: 01.09.2021)

2. Арзамасцева, Н. Ю. Научная статья как средство формирования профессиональной грамотности студента-иностранца [Электронный ресурс] / Н. Ю. Арзамасцева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2020. - Т. 10. - № 4. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44812690 (дата обращения: 01.09.2021)

3. Асылбекова Ж.-М.А. О преподавании дисциплины «Профессионально-ориентированный иностранный язык» для студентов-историков [Электронный ресурс] /

Ж.-М. А. Асылбекова. - URL: https://articlekz.com/article/11149 (дата обращения: 01.09.2021)

4. Дмитренко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам / Т. А. Дмитренко. - Москва: МПГУ, 2009. - 327 с.

5. Кучерявая, Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс] / Т. Л. Кучерявая. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783 (дата обращения: 01.09.2021)

6. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей / Д. Л. Матухин // Язык и культура. - 2011. - №2 (14). - С. 120-129.

7. Официальный сайт ГБУЗ «Городская поликлиника №4» г. Южно-Сахалинска. - URL: https://gp4.sakhalin.gov.ru/2021/07/07/uglublennaya-dispanserizaciya/ (дата обращения: 01.09.2021)

8. Сайт Курского государственного университета. - URL: https://kursksu.ru/faculties/view/philosophy (дата обращения: 01.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.