Научная статья на тему 'ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ПО РКИ'

ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ПО РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфографика / информационно-коммуникационная технология / дистанционное обучение / РКИ / иностранные обучающиеся / методы обучения РКИ. / infographics / information and communication technology / online learning / Russian as a foreign language / foreign students / methods of Russian as a foreign language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Н. Ю.

В статье рассматриваются возможности обучения иностранных студентов русскому как иностранному с применением метода инфографики. Особое внимание уделяется вопросу использования преподавателем РКИ данной информационно-коммуникационной технологии на занятии в дистанционном формате. Приводятся примеры использования инфографики при различных методах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOGRAPHICS AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The paper discusses the possibilities of teaching Russian as a foreign language to foreign students using the method of infographics. Particular attention is paid to the use of this information and communication technology by a teacher of Russian as a foreign language on the online lessons. Examples of the use of infographics in various teaching methods are given.

Текст научной работы на тему «ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ПО РКИ»

УДК 37.016:811.161.1

ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ ПО РКИ

© 2021 Н. Ю. Арзамасцева

канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан п arz@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются возможности обучения иностранных студентов русскому как иностранному с применением метода инфографики. Особое внимание уделяется вопросу использования преподавателем РКИ данной информационно-коммуникационной технологии на занятии в дистанционном формате. Приводятся примеры использования инфографики при различных методах обучения.

Ключевые слова: инфографика, информационно-коммуникационная технология, дистанционное обучение, РКИ, иностранные обучающиеся, методы обучения РКИ.

INFOGRAPHICS AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

© 2021 N. Yu. Arzamastseva

Candidate of Philological Sciences, Senior Teacher at the Russian Language Department for Foreign Citizens e-mail: n arz@mail.ru

Kursk State University

The paper discusses the possibilities of teaching Russian as a foreign language to foreign students using the method of infographies. Particular attention is paid to the use of this information and communication technology by a teacher of Russian as a foreign language on the online lessons. Examples of the use of infographics in various teaching methods are given.

Keywords: infographics, information and communication technology, online learning, Russian as a foreign language, foreign students, methods of Russian as a foreign language teaching.

В современных условиях трансформации образования обучение студентов и слушателей русскому языку как иностранному (далее РКИ) претерпевает особые изменения. Преподаватели и студенты поставлены в ситуацию, когда необходимо правильно использовать данные разнообразных информационных систем, оптимизировать учебный процесс с учетом цифровой среды вуза и личностных потребностей.

Онлайн-коммуникация зачастую осложняется вследствие таких негативных факторов, как

- плохое качество связи,

- неумение грамотно пользоваться информационным ресурсом,

- меньшая мотивированность обучающихся и др.

Так, при тщательном анализе проблемы приходим к выводу о том, что некоторых негативных факторов в процессе обучения онлайн возможно избежать. Перед тем как предложить студенту ту или иную образовательную платформу, преподавателю необходимо всесторонне изучить все ее преимущества и недостатки, провести инструктаж со студентами, продемонстрировать подробное руководство по пользованию коммуникационной платформой, оказать помощь в регистрации участников.

На следующем этапе, когда онлайн-занятия уже начались, каждый преподаватель РКИ, несомненно, время от времени приходит к идее об оптимизации процесса обучения, повышении его эффективности, результативности. Дело в том, что язык трудно выучить не говоря на нем, овладеть языком легче, когда ведутся каждодневные занятия в режиме реального времени. Понять язык, «среду, в которой объединяются "Я" и мир» (Ханс Георг Гадамер) [URL:https://socratify.net/quotes/khans-georg-gadamer/148867], можно исключительно посредством глубинного проникновения в особенности его языкового строения и, конечно, в культурологические характеристики. Опыт преподавания РКИ в дистанционном режиме позволяет сделать вывод о важности наглядного метода, визуализации обучения.

Интересным методом преподавания русского языка как иностранного на современном этапе обучения с применением дистанционных технологий представляется инфографика. Инфографика (информационная графика) - это метод визуализации, украшения, упрощения материала, предлагаемого к рассмотрению, его подача с помощью рисунка, графических элементов. Данный термин пришел в общий обиход из сферы дизайнерской графики. Инфографика появилась на много лет раньше того, как стала называться данным термином. Первыми примерами инфографики может служить наскальная живопись, пещерная живопись (петроглифы), пиктограммы. Среди основоположников теории инфографики известно имя Флоринс Нейтингейл, которая, будучи медсестрой в госпитале, наглядно представила статистические данные, способствующие снижению смертности раненых [URL: https://infowetrust.com/project/ designhero]. В нашей памяти в среднем откладывается 10% того, что мы услышали, 20% того, что прочитали, и 80% того, что сделали или увидели [URL: https://neomam.com/interactive/13reasons/].

В методике преподавания РКИ инфографика широко используется преподавателями на разных уровнях обучения [Данилевская 2015; Неминущая 2018; Шкабара 2018].

Азы и преимущества использования инфографики наглядно представлены в труде Марка Смикикласа «Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений» [Смикиклас 2014].

Использование преподавателем данного метода на занятиях по РКИ имеет ряд преимуществ.

1. Удобство в структурировании материала при подготовке к занятию. Коллекция инфографики может быть разделена по лексико-тематическим, лингвострановедческим, грамматическим темам, например, «Семья», «Дом», «Праздники», «Русские города», «Падеж (2)», «Сложное предложение» и т. д.

2. Эффективность. Ввиду своей структурированности, краткости и визуализации информация, представленная в виде инфографики, усваивается быстрее и закрепляется в памяти на более длительное время.

3. Повышение мотивации к обучению. Яркий, красочный, визуализированный, красиво предложенный материал оказывает благотворное воздействие на эмоциональную составляющую обучаемого, а следовательно, призывает студента к внимательному, основательному выполнению задания.

4. Большая коллекция, большой выбор материала. Возможно подобрать материал для обучающихся любого уровня - от А1 до С2, ТРКИ, для кандидатов на

сдачу Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также экзамена для получения гражданства Российской Федерации).

5. Удобство работы на занятиях посредством гаджетов. Задача преподавателя -загрузить картинку, задача студентов - работать с полученным материалом, нет необходимости искать информацию в учебнике.

6. Возможность создать собственную инфографику. Это может быть необходимо как преподавателям, так и обучающимся; на практике это реально осуществить с помощью таких программ, как Canva Infographic Maker, Piktochart, Venngage, Vizualize, Infogram и др.

Инфографические тексты могут представлять собой множество типов:

- советы, лайфхаки;

- специализированная, профессиональная информация;

- развлекательный материал (например, кулинарные рецепты, гороскоп и пр.);

- тайм-лайны (биографии, хронологическая информация);

- факты (научные, научно-познавательные и др.);

- цифровая информация.

Далее предлагаем рассмотреть некоторые варианты использования метода инфографики на занятиях по РКИ.

Инфографика при пассивном, активном, интерактивном методах обучения.

Данный вид работы может быть применен как в рамках очного, так и заочного занятия. Кроме того, задание возможно использовать не только на текущем занятии, но и как контрольное мероприятие. Инструкцию к заданию и вопросы возможно изменять в соответствии с уровнем знания языка обучающихся, их потребностями, целями и задачами обучения.

Инструкция: Посмотрите внимательно на рисунок (см. рис. 1) и составьте рассказ. У вас есть 3 минуты на подготовку. В вашем рассказе должны быть ответы на следующие вопросы:

- Что/кого вы видите на рисунке?

- Где находятся эти люди? Что они делают?

- Расскажите об одном из людей. Кто он/она? Сколько ему/ей лет? Какой он/она человек по характеру? Как он/она выглядит (рост, фигура, волосы, глаза...)?

- Чем он занимается сейчас?

- Что он делал раньше (час назад, два часа назад, на прошлой неделе, в субботу.)? Почему вы так думаете?

- Что он будет делать потом (через час, два часа.)? Зачем ему это нужно?

- Расскажите о себе. А как вы любите проводить свободное время? С кем вы предпочитаете отдыхать - в кругу семьи или в компании друзей? Почему? Кто в вашей семье самый близкий для вас человек? Почему?

Рис. 1. Инфографика при пассивном, активном, интерактивном методах обучения

Несомненным преимуществом применения данного задания в рамках использования метода инфографики является его гибкость, возможность применения как в рамках пассивного метода обучения (при объяснении нового грамматического материала, например, темы «Спряжение. Глаголы группы I и глаголы II) или лексического - «Семья», «Описание характера/внешности» и т. д.), так и в рамках активного метода (обсуждение в группе) и даже интерактивного (дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм).

Инфографика при проблемном и эвристическом методах обучения.

Использование метода инфографики возможно и на этапе обучения обсуждению нестандартных, проблемных ситуаций (проблемное и эвристическое обучение).

Инструкция: Посмотрите внимательно на рисунок (см. рис. 2) и составьте рассказ. У вас есть 3 минуты на подготовку. В вашем рассказе должны быть ответы на следующие вопросы:

- Что/кого вы видите на рисунке?

- Где находятся эти люди? Что они делают?

- Какое настроение у этих людей?

- Как вы думаете, о чём они говорят/что обсуждают?

- Попробуйте предположить, как закончится эта встреча.

Рис. 2. Инфографика при проблемном и эвристическом методах обучения [https://highadvance.org/reshenie-problem-biznesa/]

Развивая навыки творческого, нестандартного, критического мышления, преподаватель может вместе с картинкой предлагать обучающимся проблемную ситуацию. Например, «Павел пригласил на работу молодую команду с целью продвижения собственного бизнеса. Все активно обсуждают название нового проекта, составляют рекламу продукта и т. д.». В ходе дискуссии студенты находят «свое», не похожее на другие решение проблемы, а следовательно, все обучающиеся задействованы, замотивированы и активны.

Инфографика при обучении специальным предметам. Чем выше уровень языка студентов, тем вариативнее работа с инфографическими элементами. Соответственно, при обучении специальным дисциплинам можно активно применять метод инфографики. Рассмотрим это на примере обучения дисциплине «Русская литература».

Инструкция: Посмотрите внимательно на рисунок (см. рис. 3) и подготовьте рассказ о жизни и творчестве И. А. Бродского.

Иосиф Александрович Бродский

Чтоб« (WmJIi И] СССР

Публикации I >«ср««пМ1.1..оЯЬн0

ПфМЯ ПуЙИЙ««урияп -Hoimip-19ЙЛ Аль ил «я i - вол1ушпыг пути IV

Помним подбор в л стиха* « стеиограмм« суда. >97> Сборник рутгнн! гтиммаоремий и по im

Оетачоо» о а пуг пшм ■97) Цыдодит im и йранныд < гимн воре май. 19В0 MiftjfH" jnkM.i'iji-Част»речи•

Вьиадиг ви«1 * лирики Нолы г стансы a Aarytmr,-Пыко -Мрамор >

t»M Сборммн к<» -Ini (Ааа oat-19В7 (VdidwiiuI (барнки <Цмяиа

mm архивы засекречены ш просьбе niait до 20« гид*

проект «Поэзия в Инфографике» дтср amw^upiw^h

Рис. 3. Инфографика при обучении специальным предметам [Петрова 2018]

Кроме того, с помощью инфографики представляется возможным предложить целый ряд заданий, направленных на формирование умения отразить краткое/ близкое к тексту содержание художественного произведения, структурированного в форме иллюстрированного материала.

Инфографика во внеаудиторной работе. Метод инфографики может быть применен и в рамках внеаудиторной работы. Например, на мероприятии, посвященном знакомству с русским Новым годом. В данном случае на обучающей платформе возможно провести наглядный экскурс в историю и традиции главного современного праздника русских.

Инструкция: Посмотрите внимательно на рисунок (см. рис. 4), сравните русского Деда Мороза и его брата Санта Клауса, составьте рассказ-сравнение. Пользуйтесь планом.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

ДЕД МОРОЗ И САНТА КЛАУС

Головной убор

шапка, отороченная мехом ночной колпак с помпончиком Борода

длинная, до пояса или короткая, лопатой даже до пят

Верхняя одежда

теплая шуба до пят, красная, короткая красная куртка синяя и даже белая (цвета, (цвета товарного знака ассоциирующиеся с "Кока-Колы", которую он

морозом) рекламирует)

Штаны

белые, льняные (символ красные чистоты), не видны под шубой

m

белые

теплые рукавицы

черные es

Обув!

Пояс

ремень с пряжкой На руках

перчатки

дед мороз

В руках Транспортное средство

V

st

Санта Клаус

в повозке, запряженной оленями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помощники

•о внучка Снегурочка эльфы

Рис. 4. Инфографика во внеаудиторной работе

Инфографика при проведении тестов. Метод инфографики нашел применение и в процессе проведения викторин, тестов (например, страноведческого, культурологического характера).

Инструкция: Посмотрите внимательно на картинки (см. рис. 5) и выберите правильный вариант.

Продолжите пословицу: «Вся Московская земля начиналась от ...».

Рис. 5. Инфографика при проведении тестов

В данном случае информация, представленная в виде картинок, оживляет процесс познания, стимулирует к изучению нового, мотивирует на продолжение обучения.

Таким образом, в статье отражены преимущества и основные методы работы с применением информационно-коммуникационной технологии - инфографики на занятии по РКИ, в том числе в рамках дистанционных занятий, где немаловажную роль играет визуальный контент. Одним из главных достоинств данного метода является возможность его применения в качестве достойного дополнения к классическим педагогическим методам обучения. Использование инфографики способствует реализации целей и задач учебного процесса; созданию творческой, непринужденной, интеллектуальной атмосферы; ускоряет и улучшает восприятие информации; позволяет развить не только языковые навыки, но и авторские, навыки проектной, исследовательской деятельности, критического мышления; расширяет кругозор и мотивирует обучающихся и преподавателей на дальнейшую слаженную совместную работу.

Библиографический список

Данилевская, Т. А. Визуальные средства обучения на уроках русского языка как иностранного: новые технологии для нового поколения / Т. А. Данилевская. - Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - №3 (45). - С. 56-59.

Неминущая, Е. А. Использование инфографики и языковых подкастов на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. А. Неминущая. - Текст : непосредственный // Мир образования - Образование в мире. - 2018. - №3 (71). -С. 287-297.

Петрова, К. В. Инфографика на уроках литературы // К. В. Петрова. - Текст : электронный // Никоновские чтения. Электронный сборник научных статей по материалам III Всероссийского культурологического форума «Никоновские чтения». -Чебоксары, 2018. - С. 277-281.

Смикиклас, М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений / М. Смиклас. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 152 с. - Текст : непосредственный.

Шкабара, Н. И. Применение новых форм обучения русскому языку как иностранному (элементарный уровень обучения). Инфографика / Н. И. Шкабара, Е. А. Павлушова. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - №3 (126). - С. 143-148.

Решение проблем бизнеса / Текст : электронный // High Advance [Сайт]. - URL: https://highadvance.org/reshenie-problem-biznesa/ (дата обращения: 25.01.2021)

Ханс Георг Гадамер, цитаты / Текст : электронный // Цитаты и пословицы SOCRAFITY.NET [Сайт]. - URL: https://socratify.net/quotes/khans-georg-gadamer (дата обращения: 25.01.2021)

Florence Nightingale is a Design Hero / Текст : электронный // Info we trust [Сайт]. - URL: https://infowetrust.com/project/designhero (дата обращения: 25.01.2021)

Thirteen Reasons Why your Brain Craves Infographics / Текст : электронный // NeoMam Studios [Сайт]. - URL: https://neomam.com/interactive/13reasons/ (дата обращения: 25.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.