Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ Г.ДЕМЕСИНОВА'

ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ Г.ДЕМЕСИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
музыка / фортепиано / партия / звук / солист / цикл / токкатина / ноктюрн

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г.И.Ходжаметова

Г.Демесинов прекрасно чувствовал выразительные возможности фортепиано его тембр, динамические краски, колористическую палитру. Особенно выразительные сферы побочных партий в первых частях концертов, проявляющихся своей проникновенно кристальной чистой лирикой, где внутренний образ проявляет себя достаточно ярко и самобытно. Вместе с мелодиями широкого дыхания большую роль у Г.Демесинова играет и декламационное изложение тем, сообщающее музыке эпическую повествовательность, сдержанность и величавость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ Г.ДЕМЕСИНОВА»

ОСМЫСЛЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО СТИЛЯ Г.ДЕМЕСИНОВА

Г.И.Ходжаметова

Нукусский филиал государственного института искусств и культуры

Узбекистана

Аннотация: Г.Демесинов прекрасно чувствовал выразительные возможности фортепиано - его тембр, динамические краски, колористическую палитру. Особенно выразительные сферы побочных партий в первых частях концертов, проявляющихся своей проникновенно - кристальной чистой лирикой, где внутренний образ проявляет себя достаточно ярко и самобытно. Вместе с мелодиями широкого дыхания большую роль у Г.Демесинова играет и декламационное изложение тем, сообщающее музыке эпическую повествовательность, сдержанность и величавость.

Ключевые слова: музыка, фортепиано, партия, звук, солист, цикл, токкатина, ноктюрн

UNDERSTANDING THE PIANO STYLE OF G. DEMESINOV

G.I.Khojametova

Nukus branch of Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: G.Demesinov perfectly felt the expressive possibilities of the piano -its timbre, dynamic colors, color palette. Particularly expressive spheres of side parts in the first parts of the concertos, manifested by their soulful- crystal clear lyrics, where the inner image manifests itself quite brightly and originally. Along with melodies of wide breathing, G. Demesinov's declamatory presentation of themes also plays an important role, imparting epic narrative, restraint and majesty to the music. The finals of the concertos are filled with the energy of movement, a swift sound stream of virtuoso octave passages in the part of the soloist.

Keywords: music, piano, part, sound, soloist, cycle, toccatina, nocturne

Слияние человека и природы, выраженное в Ноктюрнах требует от исполнителя погружения в мир духовной жизни романтической души художника, поэтически воспринимающего действительность. Фортепианное творчество Гаипа Демесинова, представлено преимущественно сочинениями малой формы, характеризуется ярким и самобытным стилем, постижение которого исполнителем выявляют увлекательные творческие задачи. Показательна в этом отношении Токкатина, воплощающая образы воли,

ПссШ^^Ш] 300 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)

энергии, действия. Ощущение огромного интонационного нарастания, ритмическая напористость, сочетающая с своеобразной характерности произведения, пророчат исполнителю художественную убедительность и впечатление в передаче стиля музыки Г. Демесинова.

Быстрота и точность двигательной реакции на читаемый текст в огромной степени зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенной до автоматизма способности быстрого выбора самой удобной в данной ситуации аппликатуры. Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чтению нот: новые для ребенка элементы ритма, мелодики, лада осваиваются сначала слухом и только потом - в нотной записи. Первым осваивается ритмический элемент записи; применяются ритмослоги; двигательная реакция развивается в процессе воспроизведения остинатных ритмических фигур по нотной записи. [1.С.78]

Звуковысотный элемент записи вводится сразу в виде интонационных оборотов, состоящих из двух-трех звуков. Изображение малой терции становится графическим знаком-символом данной интонации, вызывающим ясный звуковой образ и точную двигательную реакцию. Необходимо обращать внимание на формирование комплексного восприятия нотного текста.

Вместе с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре без помощи зрительного контроля. Аппликатурные упражнения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотную картину. Работа над формированием навыка игры на фортепиано ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в музыкальной школе. Способность быстрой и свободной игры нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. [2.С.132-134]

Результатом этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно музицировать. Освоение нотной графики происходит в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинении и т.д. В слуховой, зрительной и двигательной памяти ученика постепенно аккумулируются типичные фактурные, ритмические и мелодические формы, характерные для различных стилей фортепианной музыки.

Известно, что аппликатура опирается на определенные общие правила, на хорошо усвоенные формулы, на поступенное движение пальцев. «Типичная аппликатура изначальных формул фортепианной техники - гамм, пассажей, двойных нот и аккордов - должна войти ученику в кровь, иначе ситуация может дойти до анархии с выбором случайной аппликатуры». [3.С.52]

ПЙта^^Н 301 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)

Розв^^ ocнoв aппликaтypнoй тexники тecнo cвязaнo c фopмиpoвaниeм чyвcтвитeльнoгo opиeнтиpoвaния та клaвиaтype pyк: oвлaдeния пeвyчим, плaвным лeгaтo, дocтижeния чeткoй apтикyляции падь^в. Аппликaтypныe yпpaжнeния дaют caмыe лучшда peзyльтaты лишь тoгдa, кoгдa ^тол^уются oднoвpeмeннo c paбoтoй пo oвлaдeнию клaвиaтypoй «^emm» мeтoдoм. Этoт мeтoд ввoдитcя в paбoтy в пepиoд oзнaкoмлeния c зaпиcью pитмa -пpиблизитeльнo в нaчaлe втopoгo мecяцa oбyчeния.

Фopтeпиaннyю музыку, тaк жe кaк и пapтитypy, нeoбxoдимo чш^ть, пpeждe вceгo, пo вepтикaли. Швык тaкoгo чтeния мoжнo paзвить cлeдyющими y пpaжнeниями:

1) иcпoлнeниe пocлeдoвaтeльнocти aккopдoв в фopмe гapмoничecкиx фигypaций, нaчинaя oт бaca;

2) доннью фигypaции игpaeм кaк coзвyчия. [4.С.102]

Пoдoбныe yпpaжнeния фopмиpyют cпocoбнocть быcтpoгo oпpeдeлeния гapмoничecкoй лoгики в aккoмпaнeмeнтe, oпиpaющeйcя нa лoмaныe aккopды. Глaвным ycлoвиeм быcтpoгo чтeния пo roprooffram являeтcя cпocoбнocть быcтpoгo дeлeния тeкcтa нa cинтaкcичecкиe eдиницы.

Нaчaльным явлeниeм, гoвopящим нш o дeлeнии музыки, являются пoвтopы внyтpи фopмы. ^и этoм caмyю ввжную poль игpaeт мeтpopитмичecкoe cxoдcтвo. Дpyгим мeнee oднoзнaчным oбoзнaчeниeм дeлeния музыки являютcя дoлгиe длитeльнocти, зaдepживaющиe движeниe (тoчки ш^я).

Он необходим для связного исполнения - каждый такт готовится в процессе непрерывного движения. Непрерывность, без которой не может быть связного и выразительного исполнения по нотам, возможна лишь в том случае, если исполнитель заранее хотя бы приблизительно представляет ближайшее продолжение текста. "Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав своё чтение книг". (И. Гофман) [5.С.221]

Возможность "предугадывания" продолжения текста зависит от:

1. степени сложности текста (объективный фактор) - например, легче читаются произведения классического стиля - это объясняется "прозрачностью" фактуры, высокой степенью упорядоченности элементов этого стиля.

2. объёма так называемых "формул" (фактурных, ритмических, мелодических), накопленных в памяти ученика (субъективный фактор). То есть, чтобы легко воспроизводить нотный текст, необходимо накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас "типовых оборотов" фортепианной музыки. [6.С.90]

Для формирования и развития этого навыка:

ПЙта^^Н 302 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)

1. Педагог стимулирует накопление в сознании ученика устойчивых моделей или "формул" (горизонтальных - гаммы, арпеджио; вертикальных -интервалы, аккорды)

2. Педагог работает над преодолением инертности мышления ученика, добивается длительной концентрации внимания и непрерывности мышления. (этому способствует игра в ансамбле с педагогом лёгких пьес, где партия ученика предельно проста мелодически и ритмически, а партия педагога представляет собой ровную пульсацию, заменяя ученику счёт.) [7.С.46-47]

Слияние человека и природы, выраженное в Ноктюрнах требует от исполнителя погружения в мир духовной жизни романтической души художника, поэтически воспринимающего действительность.

Осмысление фортепианного стиля Г.Демесинова позволит пианисту увидеть и услышать мир его музыки - нарочито самобытную и современную.

Использованная литература

1. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально -образования учителей начальных школ России конца XIX нач. XX в.: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Самара. 1999 -23с.

2. Азарова JI.H. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания.: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М. - 19997 - 24с

3. Блинова O.A. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание форм работы // Психологический журнал, 1998, №3

4. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденцииреализации.: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М.

5. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М.: Школа-пресс, 1995, 447 с.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 210

7. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников. Автореферат дис. . канд. пед. наук.: 13.00.01. Саратов. -1996. -25с.

8. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. — М., 1984. 310 с.

303

ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.