О СТИЛЕ ГАИПА ДЕМЕСИНОВА Палванов Р.С.
ПалвановРахмет Сапарбаевич - и.о.доцента,
кафедра «Специальное фортепиано», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан
Аннотация: Г. Демесинов прекрасно чувствовал выразительные возможности фортепиано - его тембр, динамические краски, колористическую палитру. Особенно выразительные сферы побочных партий в первых частях концертов, проявляющихся своей проникновенно - кристальной чистой лирикой, где внутренний образ проявляет себя достаточно ярко и самобытно. Вместе с мелодиями широкого дыхания большую роль у Г. Демесинова играет и декламационное изложение тем, сообщающее музыке эпическую повествовательность, сдержанность и величавость. В этом отношении показательны вторые части циклов - Andante cantabile, в которых лирическая образность преображается и вырастает в драматические кульминирующие фазы развития, где мелодия плавно перетекает в эффектные и яркие моменты кантиленной части. Финалы концертов наполнены энергией движения, стремительным звуковым потоком виртуозных октавных пассажей в партии солиста. Ключевые слова: музыка, фортепиано, партия, звук, солист, цикл, токкатина, ноктюрн.
ABOUT THE STYLE OF GAIP DEMESINOV Palvanov R.S.
Palvanov Rakhmet Saparbayevich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN.
TASHKENT. REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: G. Demesinov perfectly felt the expressive possibilities of the piano - its timbre, dynamic colors, color palette. Particularly expressive spheres of side parts in the first parts of the concertos, manifested by their soulful - crystal clear lyrics, where the inner image manifests itself quite brightly and originally. Along with melodies of wide breathing, G. Demesinov's declamatory presentation of themes also plays an important role, imparting epic narrative, restraint and majesty to the music. In this regard, the second parts of the cycles are indicative - Andante cantabile, in which the lyrical imagery is transformed and grows into dramatic culminating phases ofdevelopment, where the melody smoothly flows into the spectacular and bright moments of the cantilena part. The finals of the concertos are filled with the energy of movement, a swift sound stream of virtuoso octave passages in the part of the soloist.
Keywords: music, piano, part, sound, soloist, cycle, toccatina, nocturne.
Фортепианное творчество Гаипа Демесинова, представлено преимущественно сочинениями малой формы, характеризуется ярким и самобытным стилем, постижение которого исполнителем выявляют увлекательные творческие задачи.
Показательна в этом отношении Токкатина, воплощающая образы воли, энергии, действия. Ощущение огромного интонационного нарастания, ритмическая напористость, сочетающая с своеобразной характерности произведения, пророчат исполнителю художественную убедительность и впечатление в передаче стиля музыки Г. Демесинова.
Быстрота и точность двигательной реакции на читаемый текст в огромной степени зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенной до автоматизма способности быстрого выбора самой удобной в данной ситуации аппликатуры.
Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чтению нот: новые для ребенка элементы ритма, мелодики, лада осваиваются сначала слухом и только потом - в нотной записи. Первым осваивается ритмический элемент записи; применяются ритмослоги; двигательная реакция развивается в процессе воспроизведения остинатных ритмических фигур по нотной записи.
Звуковысотный элемент записи вводится сразу в виде интонационных оборотов, состоящих из двух-трех звуков. Изображение малой терции становится графическим знаком-символом данной интонации, вызывающим ясный звуковой образ и точную двигательную реакцию. Необходимо обращать внимание на формирование комплексного восприятия нотного текста.
Вместе с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре без помощи зрительного контроля. Аппликатурные упражнения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотную картину.
Работа над формированием навыка игры на фортепиано ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в музыкальной
школе. Способность быстрой и свободной игры нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно музицировать.
Освоение нотной графики происходит в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинении и т.д. В слуховой, зрительной и двигательной памяти ученика постепенно аккумулируются типичные фактурные, ритмические и мелодические формы, характерные для различных стилей фортепианной музыки.
Известно, что аппликатура опирается на определенные общие правила, на хорошо усвоенные формулы, на поступенное движение пальцев. «Типичная аппликатура изначальных формул фортепианной техники
- гамм, пассажей, двойных нот и аккордов - должна войти ученику в кровь, иначе ситуация может дойти до анархии с выбором случайной аппликатуры».
Развитие основ аппликатурной техники тесно связано с формированием чувствительного ориентирования на клавиатуре рук: овладения певучим, плавным легато, достижения четкой артикуляции пальцев. Аппликатурные упражнения дают самые лучшие результаты лишь тогда, когда используются одновременно с работой по овладению клавиатурой «слепым» методом. Этот метод вводится в работу в период ознакомления с записью ритма - приблизительно в начале второго месяца обучения.
Фортепианную музыку, так же как и партитуру, необходимо читать, прежде всего, по вертикали. Навык такого чтения можно развить следующими упражнениями:
1) исполнение последовательности аккордов в форме гармонических фигураций, начиная от баса;
2) данные фигурации играем как созвучия.
Подобные упражнения формируют способность быстрого определения гармонической логики в аккомпанементе, опирающейся на ломаные аккорды.
Главным условием быстрого чтения по горизонтали является способность быстрого деления текста на синтаксические единицы.
Начальным явлением, говорящим нам о делении музыки, являются повторы внутри формы. При этом самую важную роль играет метроритмическое сходство. Другим менее однозначным обозначением деления музыки являются долгие длительности, задерживающие движение (точки покоя).
Он необходим для связного исполнения - каждый такт готовится в процессе непрерывного движения. Непрерывность, без которой не может быть связного и выразительного исполнения по нотам, возможна лишь в том случае, если исполнитель заранее хотя бы приблизительно представляет ближайшее продолжение текста. "Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав своё чтение книг". (И. Гофман)
Возможность "предугадывания" продолжения текста зависит от:
1. степени сложности текста (объективный фактор) - например, легче читаются произведения классического стиля - это объясняется "прозрачностью" фактуры, высокой степенью упорядоченности элементов этого стиля.
2. объёма так называемых "формул" (фактурных, ритмических, мелодических), накопленных в памяти ученика (субъективный фактор). То есть, чтобы легко воспроизводить нотный текст, необходимо накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас "типовых оборотов" фортепианной музыки.
Для формирования и развития этого навыка:
1. Педагог стимулирует накопление в сознании ученика устойчивых моделей или "формул" (горизонтальных - гаммы, арпеджио; вертикальных - интервалы, аккорды)
2. Педагог работает над преодолением инертности мышления ученика, добивается длительной концентрации внимания и непрерывности мышления. (этому способствует игра в ансамбле с педагогом лёгких пьес, где партия ученика предельно проста мелодически и ритмически, а партия педагога представляет собой ровную пульсацию, заменяя ученику счёт.)
Слияние человека и природы, выраженное в Ноктюрнах требует от исполнителя погружения в мир духовной жизни романтической души художника, поэтически воспринимающего действительность. Осмысление фортепианного стиля Г. Демесинова позволит пианисту увидеть и услышать мир его музыки
- нарочито самобытную и современную.
Список литературы /References 1. Гаккель Л. О стильной игре // Гаккель Л. Исполнителю, педагогу, слушателю. Л.1988.