ЧТЕНИЕ С ЛИСТА, ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Гресь Л.И.
Гресь Лариса Ивановна - преподаватель по классу фортепиано, Детская музыкальная школа, г. Лисаковск, Республика Казахстан
Аннотация: данная статья будет интересна преподавателям любого инструмента, которые осознают, как важно научить ученика навыку чтения с листа. Достичь умения ученика самостоятельно работать с любым текстом и не бояться его. Здесь предложены практические рекомендации в процессе обучения чтению с листа, на что нужно обратить внимание в работе, последовательность действий. Ключевые слова: чтение с листа, музицирование, ноты.
Хорошее чтение с листа - дело наживное, требующее не только таланта, но и упражнения, и опыта.
Решает здесь конечно интерес и любовь к музыке
Г. Нейгауз
Как складываются «музыкальные судьбы» многочисленного количества детишек, которых обучают музыке?
Самая небольшая часть станет музыкантами, некоторые бросят, а некоторые пройдут длинный путь муштры, а бывает, что другие вовсе возненавидят музыку, которая поначалу их притягивала. Другая часть детей начавших обучение, не сделавшись профессионалами, так сроднятся с музыкой, что станут просвещенными любителями. То обстоятельство, что они смогут сами сыграть музыкальное произведение, пусть и несовершенно, только «для себя» - это и есть цель всего обучения, подготовки музыкантов-любителей и просто хорошо разбирающихся в музыке слушателей, которые обладают практическими навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней.
Чтение с листа, ансамбль, аккомпанемент, музицирование давно уже стали частью развивающего обучения. Практически каждый преподаватель понимает, что ученик в процессе обучения способен самостоятельно разобрать произведение. Более того -без активного участия педагога, процесс разбора растягивается на недели. И пока внимание преподавателя занято бессмысленной зубрежкой 2-3 пьес в полугодие, учащиеся задерживаются в своем музыкальном развитии. В результате выпускник -это нередко беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент.
А ведь еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Появление звукозаписей, телевидения и радио, интернета дало возможность знакомиться с музыкальными произведениями без нотного текста. Другая причина упадка искусства чтения нот связана с практикой обязательного исполнения репертуара наизусть.
Чтобы закрепить музыку в памяти, ученик бесконечно повторяет ее, не глядя в ноты. Мало того, что картина нотного текста стирается в его сознании, на чтение с листа времени просто не остается.
В то время, как свободное и беглое чтение с листа остается одним из ключевых моментов музыкального образования, основой будущей самостоятельности ученика. Оно пробуждает интерес к музыке и вселяет веру в свои силы. Ребенок, свободно общающийся с нотным текстом, и после окончания обучения продолжит музицировать.
Воспитание навыков грамотного разбора и чтение нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Между тем, это два разных процесса.
Цель разбора - тщательное изучение текста, а цель чтения с листа - исполнение без остановок, с допускаемыми упрощениями текста, при этом соблюдая метроритм и характер произведения.
Практический опыт - лучший способ развить навык чтения. Научить читать с листа можно каждого, но результаты обучения будут разными, в зависимости от способностей ученика. Среди необходимых качеств - сообразительность (быстро мыслить), умение концентрировать внимание, быстрая двигательная реакция и хорошо развитый внутренний слух. Важно обладать любознательностью и смелостью (все смогу). Задача педагога убрать страх ученика перед нотным текстом. Поэтому нужно формировать слуховые и зрительные навыки.
На первоначальном этапе слуховые навыки надо развивать игрой со словами (песенки, попевки), а в дальнейшем сольфеджирование. Чтобы на первых порах облегчить ученику чтение нотной графики, можно временно разделить ритмические и звуковые структуры. А восприятию графики нотного текста помогут упражнения: «Бусы» [2, с. 33]. Смысл упражнений:
1) научится видеть ноту - нажимать клавишу,
2) видеть общее движение нот «вверх» или «вниз»,
3) замечать «повторяющиеся ноты».
Примеры: упражнений «Бусы».
1) в «одну нить».
2) «на линеечках»,
3) «в окошечках»,
4) смешанное расположение,
5) «двойные бусы» - интервалы,
6) «снеговики» - аккорды.
Освоение ритмической графики начинаем с ритмизацией простых, знакомых стишков и просто имен. Далее попеваем длительности: четверти - «та», восьмые -«ти», шестнадцатые - « тири» - это заострит внимание на ритмическом соотношении.
С каждым годом обучения ставятся новые задачи в прочтении теста, видеть не только ноты и ритм, а нюансировку, выразительность исполнения, успевать читать штрихи. Также полезно научить ребенка умению следить по нотам за исполняющимся произведением учителем, затем по звукозаписи. Пользу также приносит в навыке чтения музыкальных текстов переписывание произведения, этот метод учит ориентировке в тексте. Большая польза от эскизно-ансамблевой игры любых двуручных произведений (учитель + ученик), это также вызывает эмоциональный отклик у ученика, расширяя художественный кругозор ребенка, пополняя музыкально-слуховой и двигательный опыт и это один из результатных приемов в навыке чтения с листа.
Успешное чтение с листа во многом зависит от владения учеником музыкальной грамотой. Сюда входят умение определить тональность, знаки альтерации, длительности, паузы, понять движение мелодической линии, соотношение мелодии и аккомпанемента, произвести элементарный анализ строения музыкального произведения (фраза, предложение и т.д.). Чаще всего возникают ошибки именно из -за недостаточной грамотности и затрудняют процесс чтения с листа. Камнем преткновения могут стать ноты на дополнительных линейках, случайные знаки, многозвучные аккорды.
Как помочь ученику? Выявить и целенаправленно ликвидировать проблемы с музыкальной грамотностью.
Существуют два пути в чтении нот.
1) узнать написанную ноту.
2) уметь видеть каждую ноту в ее связи с предыдущей нотой.
Если ученик будет знать расположение нот относительно соседних нот, то он будет их гораздо быстрее находить, чем каждую ноту отдельно.
Используется упражнение - исполняя звук, проговаривать, на сколько ступеней он находится выше или ниже предшествующего - это поможет чтению с листа, становясь более интуитивным. Еще одной составляющей обучения чтению с листа
32
является научить ученика играть, не глядя на руки «вслепую». Этому просто необходимо научить! Так как, исполняя незнакомое произведение, у исполнителя нет времени, чтобы оторваться от нот и затем снова найти нужное место. Игра «в слепую» учит находить интуитивно ноты на всей клавиатуре. Учить «слепой» игре нужно на гаммах, позиционных упражнениях, исполняя их различными штрихами. На первых этапах руки ученику можно прикрывать, а старших детей просить сыграть без света, в темноте. Позиционная игра к тому же формирует слушанье клавиатуры, помогает в освоении первичных аппликатурных закономерностей. Вместе с мелодическими аппликатурными упражнениями нужно вырабатывать аппликатурную реакцию на интервалы и аккорды.
Какова целесообразная последовательность действий при чтении с листа на уроке?
1) Под руководством педагога проводится анализ текста: название пьесы, жанр, определение темпа, размера, тональности и формы произведения. Также характер музыки, фактура, штрихи, динамика.
2) Ученик определяет движение мелодии, ее границы, смену ключей, знаки, регистры, повторы, связки.
3) Первое прочтение с листа и его анализ: ошибки, затруднения.
4) Второе проигрывание произведения.
Обучение чтению с листа надо начинать с одноголосных мелодий, затем пьесы с чередованием рук, затем мелодия с выдержанным басом и простейшим аккомпанементом.
Удобным учебным материалом для чтения с листа служат этюды, в каждом из которых ярко выражен один тип изложения. Ритмическая организация этюдов несложная, преобладает движение ровными длительностями, что позволит ученику сосредоточиться на нотном тексте.
Надо еще помнить педагогу, что легче читать с листа уже знакомую, популярную музыку, как говорится « на слуху». А главное читать с листа то, что ученику интересно. Ведь интерес - это мощный стимул, который обостряет внимание, мобилизует все силы и навыки исполнения.
Также педагогу целесообразно распределить задачи и способы формирования навыка чтения с листа по этапам, учитывая индивидуальности развития учеников. Важно, чтобы усложнение задач при освоении знаков музыкального текста было продуманным, последовательным и постепенным.
Начальный этап: 1 - 3 классы - основная задача - переход от чтения «по слогам» к чтению «по словам» и «предложениям», обращая внимание на оптимальную аппликатуру, штрихи, стремление передать характер пьесы. Второй этап: 3 - 4 классы - освоение типов музыкальной фактуры, динамики. Третий этап: 5 - 7 классы - чтение различных жанров и стилей.
Четвертый этап: 8 класс - расширяется круг тональностей, ритмические трудности, современная музыка, преподаватель показывает упрощение текста для «гладкого» чтения.
Ключевая мысль: самое важное условие необходимое для чтения с листа -это любой ценой держать нужный темп. Неважно, если вы пропустите ноты или сделаете ошибку, самое важное - это темп. Если вы будете стараться сохранить темп, то это научит вас находить компромисс и выбирать, что можно опустить, а что оставить. Это также вас заставляет смотреть в ноты, потому что просто некогда смотреть вниз на клавиатуру.
Список литературы
1. Веселова А. Педагогика творчества. Сборник статей // Союз художников. Санкт-
Петербург, 2013. 35 с.
2. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации // Издательство ЦСДК, 1994. 56 с.
3. Кинг Палмер. Фортепиано и клавишные инструменты. Самоучитель // ООО Попурри. Минск, 2003. 192 с.: ил.
4. Брэд Хилл. Шаг за шагом. Самоучитель игры на фортепиано // АСТ: Астель. Москва, 2006. 302 с.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1 2 Луканова О.В. , Тряпкина О.А.
1Луканова Оксана Валерьевна - учитель физической культуры высшей квалификационной категории; 2Тряпкина Ольга Александровна - учитель физической культуры высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Ульяновск
Аннотация: в данной статье актуализируется проблема с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий, что приводит к низкому качеству образования по предмету. Основной целью образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои достижения - формировать умение учиться.
Ключевые слова: учащийся, школа, современный урок, физическое воспитание, универсальные учебные действия.
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования меняет содержание образования по предмету «Физическая культура», направлен на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащихся. Очень важная роль в новом стандарте отводится универсальным учебным действиям (УУД) [4].
В современной школе многие трудности, с которыми учитель сталкивался во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий, большинство учащихся не видит интереса в предмете, не желает слушать задание, понимать цель его выполнения, не умеет работать в группе. В связи с этим выполнение упражнений происходит неточно, что приводит к низкому качеству образования по предмету. Современный урок физической культуры - это, прежде всего, урок, содержание и направленность которого соответствует запросам нашего общества. Мы должны научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, уметь вникать и анализировать любое двигательное действие.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развития способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения - формировать умение учиться [1].