Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ КОМПОЗИТОРА Г. ДЕМЕСИНОВА'

ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ КОМПОЗИТОРА Г. ДЕМЕСИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / искусство / концерт / оркестр / фортепиано / форма / цикл / традиция. / music / art / concert / orchestra / pianoforte / form / cycle / tradition.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палванов Рахмет Сапарбаевич

триада концертов для фортепиано с оркестром, созданных Гаипом Демесиновым в разные годы, образует своеобразный цикл. Временные расстояния отдаляют, но не отделяют эти три произведения, являющиеся звеньями одной цепи, одного общего замысла. Первый фортепианный концерт композитор завершил в 1969 году, второй – в 1976 году, третий – в 1994 году. Безусловно, что эти три концерта самостоятельные, законченные произведения. Каждое из них отличается своим творческим профилем и в каждом из них по-своему проявляется национальное начало и индивидуальные качества композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO CONCERTOS BY COMPOSER G. DEMESINOV

the triad of concertos for piano and orchestra, created by Gaip Demesinov in different years, forms a kind of cycle. Temporal distances distance, but do not separate these three works, which are links in one chain, one common idea. The composer completed his first piano concerto in 1969, the second in 1976, and the third in 1994. Of course, these three concertos are independent, complete works. Each of them is distinguished by its creative profile, and in each of them the national principle and individual qualities of the composer are manifested in their own way.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ КОМПОЗИТОРА Г. ДЕМЕСИНОВА»

ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ КОМПОЗИТОРА Г. ДЕМЕСИНОВА

Палванов Р.С.

ПалвановРахмет Сапарбаевич - и.о.доцента,

кафедра «Специальное фортепиано», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: триада концертов для фортепиано с оркестром, созданных Гаипом Демесиновым в разные годы, образует своеобразный цикл. Временные расстояния отдаляют, но не отделяют эти три произведения, являющиеся звеньями одной цепи, одного общего замысла. Первый фортепианный концерт композитор завершил в 1969 году, второй - в 1976 году, третий - в 1994 году. Безусловно, что эти три концерта самостоятельные, законченные произведения. Каждое из них отличается своим творческим профилем и в каждом из них по-своему проявляется национальное начало и индивидуальные качества композитора.

Ключевые слова: музыка, искусство, концерт, оркестр, фортепиано, форма, цикл, традиция.

PIANO CONCERTOS BY COMPOSER G. DEMESINOV

Palvanov R.S.

Palvanov Rakhmet Saparbayevich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN.

TASHKENT. REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the triad of concertos for piano and orchestra, created by Gaip Demesinov in different years, forms a kind of cycle. Temporal distances distance, but do not separate these three works, which are links in one chain, one common idea. The composer completed his first piano concerto in 1969, the second in 1976, and the third in 1994. Of course, these three concertos are independent, complete works. Each of them is distinguished by its creative profile, and in each of them the national principle and individual qualities of the composer are manifested in their own way.

Keywords: music, art, concert, orchestra, pianoforte, form, cycle, tradition.

Фортепианные концерты Г. Демесинова представляет собой трёхчастные циклы с традиционным назначением частей: быстро - медленно - быстро. Им присущ блестящий, виртуозный характер, стремление раскрыть технические и художественные возможности солирующего фортепиано в сопровождении с оркестром. Не нарушая традиционно-классической формы концерта, Г. Демесинов придаёт ей удивительную гибкость, эластичность и добивается рельефности и ясности музыкальной мысли.

Композитор отталкивается от двойной экспозиции в первой части цикла, представляя солиста и оркестр как равноправных партнёров.

Партия солиста изложена пианистически удобно и выигрышно. Используя октавные позиции мелодических линий в партии солирующего фортепиано, композитор способствует усилению национального колорита музыки, и создаёт особенный и неординарный, эффектный тембровый колорит. Г. Демесинов творчески претворяет традиции народного музицирования, искусства жырау и бахши с присущим ему композиторским мастерством. В концертах отсутствуют каденции солиста, виртуозность и концептуальность блистательно выявлена в индивидуальной природе солирующего фортепиано, соревнующегося с оркестром. Опора на каракалпакский фолькор: народные лады, мелодичные, гармоничные и ритмические интонации, тембры национальных инструментов помогли композитору обогатить музыку концертов интересными, нетрадиционными приёмами, главным образом, колористическими.

Для художественно-убедительного исполнения произведения пианисту необходимо вхождение в стиль, то есть, в содержание, образный мир, идеи автора. Постижение идей, эмоций, образов исполнителя музыки, помноженное на пианистическое мастерство, даёт художественный результат.

В своих фортепианных сочинениях, современности по стилю, Г. Демесинов отразил атмосферу окружающей его жизни, события многогранной действительности. В то же время творчество его неразрывно связало с традициями музыкального искусства каракалпакского народа, которое своими корнями уходит в глубь веков. Композитор глубоко и органически ощущал национальный колорит родных песен и инструментальных наигрышей. Музыкальная речь его близка подлинным каракалпакским мелодическим, ладовым, ритмическим оборотом, подчиняющимся индивидуальному стилю композитора.

Круг образов, настроений, состояний, которые раскрыл в своём фортепианном творчестве Г. Демесинов, разнообразно и широко.

Обращаясь к жанру фортепианных концертов, Г. Демесинов сумел найти свой стиль, связать приметы времени, динамическое и импульсивное ощущение двойственности с закономерностями каракалпакского народного искусства. Композитору удалось внести много необычного в палитру музыкальных средств каракалпакского искусства.

Современные художественные приёмы, подчинённые творческим идеям композитора по-своему переосмысленны и придали его фортепианным сочинениям особое своеобразие, сделали их убедительными, жизненными, художественно оправданными.

Ознакомление с другими интервалами может происходить по-разному, важно только то, чтобы каждый выбранный нами способ соответствовал необходимым условиям:

1. мелодические линии произведений, с помощью которых мы «открываем» нотный стан, должны расширяться поступенно;

2. на начальном этапе обучения важно привлечение произведений народной музыки - кладовой народной мудрости, разнообразных ладов и гармонических функций. Это условие необходимо для воспитания эластичного слуха у музыканта.

Обращение к ладам народной музыки облегчает знакомство детей со знаками альтерации. Чем раньше ученик встречается с чёрными клавишами, тем быстрее и легче он овладеет знаками альтерации. Хорошо, если учитель сумеет связать внешний вид этих знаков с конкретными образами из жизни. Например, обозначение диеза можно сравнить с лестницей, по которой нотка входит вверх, а бемоль можно сравнить с мягким креслом, в которое она как бы садится (опускается); бекар - со сломанным стулом, с которого падает диез и бемоль. Фактура изложения музыкального материала для начинающих пианистов должна быть близка типичной фортепианной фактуре. Во многих фортепианных школах, опирающихся на детский фольклор, одноголосная мелодия раскладывается на две руки. При этом часто страдает мелодическая линия. Чтобы этого не происходило, лучше всего применить здесь антифонную запись - самый простой тип полифонии.

Г. Демесинов прекрасно чувствовал выразительные возможности фортепиано - его тембр, динамические краски, колористическую палитру. Особенно выразительные сферы побочных партий в первых частях концертов, проявляющихся своей проникновенно - кристальной чистой лирикой, где внутренний образ проявляет себя достаточно ярко и самобытно. Вместе с мелодиями широкого дыхания большую роль у Г. Демесинова играет и декламационное изложение тем, сообщающее музыке эпическую повествовательность, сдержанность и величавость. В этом отношении показательны вторые части циклов - Andante cantabile, в которых лирическая образность преображается и вырастает в драматические кульминирующие фазы развития, где мелодия плавно перетекает в эффектные и яркие моменты кантиленной части. Финалы концертов наполнены энергией движения, стремительным звуковым потоком виртуозных октавных пассажей в партии солиста.

Работу над способностью ориентирования пальцев и рук на клавиатуре без помощи зрения необходимо начинать одновременно с формированием слуховых представлений, до того, как ученик встретится впервые с нотной записью.

Невозможно полностью исключить зрительный контроль при чтении нот с листа. В процессе выполнения упражнений ребенок автоматически получает этот навык. Во время исполнения гамм и квинтовых дорожек развивается зрительное восприятие фортепианной клавиатуры: сначала ученик играет гамму в октаву штрихом non legato, потом разной артикуляцией, не глядя на руки (глаза закрыты или подняты вверх, всё внимание обращено на звук и артикуляцию). В начале необходимо выбирать гаммы с легкой аппликатурой, но обязательно те, которые имеют черные клавиши (Ми мажор, Си мажор).

Такую же роль выполняют технические упражнения в одной позиции. Ученик играет их одной аппликатурой, но от разных звуков и разной артикуляцией.

Важную выразительную роль в предельно ясном исполнении темы играет выразительные средства отчётливой и ясной артикуляции. Основная тема повторяется трижды, как бы укрепляясь в сознании слушателей.

Сохраняя в партии оркестра выразительные терцовые ходы, композитор в изложении и варьированию темы у солиста принимает новые выразительные средства и фактурные приёмы письма, требуя от солиста глубокого изучения и осмысления логики развития. Вслед за данным эпизодом Демесинов возобновляет основную тему финала, но уже поручает её оркестру, а солист вторгается в неё стремительным и активным пассажем [1, 98].

Фортепианные концерты Г. Демесинова - подлинная арена состязания солиста и оркестра, которая ведёт к раскрытию творческого облика композитора, насыщая его подлинно каракалпакским национальным колоритом звучания солиста и оркестра.

Список литературы /References

1. Палванов Р.С. Третий фортепианный концерт Гаипа Демесинова // Проблемы современной науки и

образования. - 2018. - №. 12 (132).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.